РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СТЕП-АЭРОБИКИ
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Дошкольный возраст по темпу прироста координационных способностей является наиболее важным. Для разнообразия физкультурных занятий и эффективного развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста можно использовать степ-платформу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1 Адмиралтейского района
Санкт- Петербурга
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ СТЕП-АЭРОБИКИ
Белоусова Ольга Сергеевна
инструктор по физической культуре
Санкт-Петербург
2020
ВВЕДЕНИЕ
О том, что активная двигательная деятельность укрепляет здоровье и способствует разностороннему психическому, интеллектуальному и физическому развитию ребенка, писали многие известные ученые. В частности, И. М. Сеченов отмечал благотворное значение мышечных движений на развитие мозга ребенка, а П. Ф. Лесгафт показал, что с помощью специально направленных физических упражнений улучшается способность управлять собой, своим телом, своими движениями, а также повышаются умственные возможности детей.
Современные ученые, педагоги, медики, психологи разрабатывают и внедряют новые концепции, модели, методики развития психических и моторных сил (способностей) ребенка, а также воспитания здорового дошкольника. Однако, современная ситуация по сохранению здоровья и улучшению физической подготовленности детей остается проблемной.
Дефицит двигательной активности детей, замена ее на просмотр телевизора, игры на компьютере ухудшают здоровье и двигательные способности детей. В последнее время многими теоретиками физической культуры, такими как Лях В.И., Сайкина Е.Г. отмечаются тенденции недостаточного развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста, которые они рассматривают как ведущую функцию моторного развития. В результате дети менее успешно справляются с программным материалом, двигательными задачами, не могут быстро и качественно выполнить технику упражнений, и как следствие – имеют недостаточный уровень развития физической подготовленности.
Основным средством для развития координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Применение нетрадиционного оборудования (степ-платформы) значительно расширяет возможности и обогащает содержание общеобразовательного процесса. Большой потенциал комплексного развития координационных способностей заложен в занятиях с включением упражнений степ - аэробики.
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ
В теории и методике физической культуры до 70-х годов XX века широко применялось понятие «ловкость», под которым понималась совокупность способностей человека, которые связаны с координацией движений. Труд выдающегося советского ученого Николая Александровича Бернштейна носит название «О ловкости и ее развитии». Автор работы, отмечает, что ловкость проявляется только в тех двигательных действиях, выполнение которых осуществляется при необычных и неожиданных изменениях и осложнениях обстановки, требующих от человека своевременного выхода из нее (Теория и методика физической культуры: учебник / Под.ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2007.).
Н.А. Бернштейн подчеркивает, что ловкость и координация движений - не одно и то же, а хорошо развитую общую координацию определяет как «складность в движениях» (Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.). Координация движений, по мнению Н.А. Бернштейна есть ни что иное, как преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, иными словами, превращение последнего в управляющую систему.
В основе координационных способностей лежит широкий комплекс факторов, выходящих за пределы чисто двигательных качеств: пластичность центральной нервной системы, уровень физического развития, особенности двигательного опыта, способность к быстрому расслаблению, психологическая установка, направленная на достижение двигательной задачи. Большинство из этих факторов поддаются развитию и совершенствованию, т.к. координационные способности являются не раз и навсегда заданной величиной, их можно успешно развивать (Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста. М.: Физкультура и спорт, 2004.). Наиболее благоприятным периодом для этого считается дошкольный возраст. Именно дошкольный возраст по темпу прироста координационных способностей является наиболее важными (Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры: учебник. М.: Физкультура и спорт, 1999.).
Теоретические и экспериментальные исследования (В. И. Лях, 1979–2016) позволяют выделить следующие виды координационных способностей: «специальные», «специфические», «общие». Под общими координационными способностями понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Специальные координационные способности - это возможности дошкольника, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями. А под специфическими координационными способностями понимаются возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке отдельными специфическими заданиями «на координацию» – «на равновесие», «ритм», «ориентирование в пространстве», «реагирование», «перестроение двигательной деятельности», «согласование», «дифференцирование параметров движений», «сохранение статокинетической устойчивости» и др.
Способность к равновесию выражается в способности сохранять устойчивое положение тела в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. Выделяют динамическое равновесие и статическое равновесие.
Способность к реагированию заключается в способности быстро и точно начать движение соответственно определённому сигналу. Выделяют слухо-моторную и зрительно-моторную реакцию. В качестве критерия оценки выступает время реакции на различные сигналы.
Ритмическая способность заключается в способности определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. Специфические условия формирования координационных способностей, в ходе воздействия средств музыкально-ритмической подготовки, задает музыкальный фон. Наличие организованного, ритмически доминирующего сопровождения, создает условия для согласования движений с музыкальным ритмом. В данных условиях упражнения любого характера (в том числе и не координационного) становятся сложно координационным, поскольку их выполнение возможно только при согласовании локомоций с ритмом музыки.
Ориентационная способность заключается в способности определять и изменять положение тела в пространстве и времени, особенно с учётом изменения ситуации или движущегося объекта.
Способность к дифференцированию заключается в способности к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом. Развитие координационных способностей является одной из важнейших задач физического воспитания.
В настоящее время установлено, что каждая из вышеназванных координационных способностей не является однородной, а имеет сложную структуру.
СТЕП-АЭРОБИКА
Степ-аэробика – это физические упражнения, в основе которых лежат простые хореографические движения, выполняемые на специальной возвышенности (степ-платформе).
Степ-аэробика может использоваться как эффективное средство развития координационных способностей дошкольников. Кроме этого, особенностью степ-аэробики является то, что частота движений и напряжённость проведения упражнений совмещается с ритмом аккомпанемента. На занятиях степ-аэробикой можно использовать разнообразные упражнения, которые будут оказывать значительное воздействие на формирование физической выносливости детей. Так, прыжковые и беговые упражнения оказывают выраженное воздействие на укрепление сердечно-сосудистой системы, приседания и наклоны – на двигательный аппарат, упражнения на расслабление – успокаивают нервную систему, упражнения в партере способствуют формированию мышечной силы и подвижности в суставах и т.д. (Борисова М.М. Степ-аэробика в работе с дошкольниками // Детский сад от А до Я. 2012. №6. С. 94-99.).
Ко всему прочему, эффективность в развитии у дошкольников координации движений посредством степ-аэробики обусловлена освоением новых движений, с использованием нетрадиционного оборудования (степ-платформы) и соединением их с ранее освоенными, изменением исходных положений на опоре, широким варьированием скорости амплитуды и темпа выполнения движений и т.д. (Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия с детьми 5-7 лет. М.: Сфера, 2015.).
Музыкально-ритмические комплексы степ-аэробики помогают сформировать согласованность ритма и движений, временные ориентировки, зрительную направленность в развитии пространственных ориентировок и силовые дифференцировки.
Формирование временных ориентировок происходит за счёт изменения темпа упражнений во время занятий, изменения ритма и продолжительности удержания позы. Темп и ритм выполнения упражнений можно задавать музыкальной композицией или счётом. Стоит отметить, что у старших дошкольников вызывает интерес упражнения со сменой ритма.
Формирование пространственных ориентировок достигается за счёт упражнений, предполагающих шаги, наклоны, развороты и т.д. влево-вправо, вперёд-назад, одновременно-попеременно, скрестно, поочерёдно в движениях туловища и конечностей (Капитанова Е.В. Влияние степ-аэробики и фитбол-гимнастики на развитие координационных способностей у детей 6-7 лет // Современные здоровьесберегающие технологии. 2016. №2. С. 59-70.).
Занятия степ-аэробикой проводятся под энергичную музыку, которая улучшает настроение ребёнка.
Рекомендуется также сочетание упражнений с проговариванием стихов или пением. Этот способ развития координационных способностей позволяет улучшить координацию даже у детей, которые плохо чувствуют музыкальный ритм. Кроме того, использование подобных упражнений позволяет совершенствовать вокально-двигательные и речедвигательные координации. Мышечная скованность затрудняет возможность свободно говорить, и сопровождаемые речью или пением упражнения позволяют снять мышечные перенапряжения и скованность движений. Процесс развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста достаточно сложный и длительный, требующий профессионального и творческого подхода к его реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществление целенаправленного развития координационных способностей улучшает:
- интеллектуальные (мыслительные), мнемические (память) процессы, а также воображение, побуждают детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников;
- содействует развитию таких волевых качеств, как смелость, решительность, инициативность, самостоятельность, находчивость;
- побуждает детей к проговариванию совершаемых действий, называнию упражнений и улучшению речи;
- ведет к более быстрому и рациональному овладению различными (новыми) двигательными действиями;
- дает возможность детям легче справляться с заданиями, требующими высокого уровня психофизиологических функций в сенсомоторной и интеллектуальной сферах;
- способствует постоянному пополнению двигательного опыта;
- поддерживает постоянный интерес к занятиям; дети испытывают радость и удовлетворение от регулярного овладения новыми и разнообразными видами физических упражнений;
- в период младшего и подросткового школьного возраста позволяет быстрее освоить технику и тактику разных видов спорта и быстрее продвигаться к высотам спортивного мастерства.
В связи со сказанным цель развития КС состоит в оптимизации двигательной (координационной) подготовленности детей дошкольного возраста, ведущей к разностороннему психомоторному их развитию, более легкой адаптации к разным жизненным ситуациям и будущей учебной деятельности (Лях В.И. Развитие координационных способностей у дошкольников. Спорт, 2016.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.
2. Борисова М.М. Степ-аэробика в работе с дошкольниками // Детский сад от А до Я. 2012. №6.
3. Капитанова Е.В. Влияние степ-аэробики и фитбол-гимнастики на развитие координационных способностей у детей 6-7 лет // Современные здоровьесберегающие технологии. 2016. №2.
4. Лях В.И. Развитие координационных способностей у дошкольников. Спорт, 2016)
5. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры: учебник. М.: Физкультура и спорт, 1999.
6. Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста. М.: Физкультура и спорт, 2004.
7. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия с детьми 5-7 лет. М.: Сфера, 2015.
8. Теория и методика физической культуры: учебник / Под.ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Степ-аэробикакак средство развития и совершенствованиякоординационных способностей у детейстаршего дошкольного возраста
Методическая разработка раздела общеобразовательной программы дошкольного образованияОбразовательная область «Физическое развитие»Выполнила: инструктор по физической культуре Ю.А. Чибриков...
«Степ-аэробика как средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
План по самообразованию...
"Степ - аэробика, как средство развития и совершенствования координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно...
«Скоростная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста».
Использование "скоростной лестницы" для развития координации движения детей старшего дошкольного возраста....
Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа 6-7 лет) в процессе обучения спортивным играм с мячом
В данном материале представлен комплекс упражнений с мячом для развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа 6-7 лет) в процессе обучения с...
Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Игры на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Картотека подвижных игр, способствующих развитию координации движений...