Тренинг для педагогов "Помоги себе сам"
методическая разработка

Кочурова Анна Александровна

Конспект тренинга с воспитателями детского сада по профилактике эмоционального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomogi_sebe_sam.docx136.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п.Малиновский»

Конспект

тренинг для педагогов

 «Профилактика эмоционального выгорания»

                 Подготовил:

педагог-психолог

Кочурова А.А

МАДОУ «Улыбка»

п.Малиновский.

2018 год

Конспект.

Цель: развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

•        Повышать коммуникативные навыки педагогов;

•        Снять эмоциональное и мышечное напряжение;

•        Развивать эмoциональную устoйчивость, увереннoсть в себе;

•        Пoзнакомить с приемoм вoсстановления эмoционального равнoвесия;

•        Повышать самoоценку педагoгов;

•        Повышать настрoй на удачу, счастье, дoбрo и успех;

Форма проведения: тренинг.

Участники: воспитатели (10-15 чел)ю

Время проведения: 1-1,5 ч.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход проведения.

Добрый день, уважаемые коллеги!  Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы немного отдохнуть, расслабиться.

Но в начале нашего мероприятия я предлагаю всем участникам поздороваться друг с другом необычным способом, при этом вам всё  нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!

- Друг к дружке!

- Левая рука к левой руке!

- Друг к дружке!

- Спина к спине!

- Друг к дружке!

- Бедро к бедру!

- Друг к дружке!

- Ладошка к ладошке!

- Друг к дружке!

- Пятка к пятке!

- Друг к дружке!

- Носок к носку!

- Друг к дружке!

- Живот к животу! 

- Друг к дружке!

- Большой палец руки к большому пальцу руки!

- Друг к дружке!

- Бок к боку! 

- Друг к дружке

- Колено к колену!

- Друг к дружке!

- Мизинец к мизинцу!

- Друг к дружке!

- Затылок к затылку!

- Друг к дружке!

- Локоть к локтю!

- Друг к дружке!

- Кулак к кулаку!

Рефлексия чувств.

Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.

 После окончания этого этюда участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

Принятие групповых правил:

Правила:

Чтобы наше общение было налажено и сгруппировано, предлагаю ознакомиться с правилами поведения на тренинге.

Правила:

•        правило «актуального общения» - здесь и сейчас, мы говорим только о том, что волнует вас именно сейчас и обсуждаем то, что происходит здесь.

•        правило  «искренности и уважительности»,  не лгать и не лицемерить.

•        правило «безоценночное высказываний

•        правило «активного участия» - если есть желание сказать, это нужно сделать, да же если неловко, но одновременно у участников есть право помолчать, не принимать участие в упражнении.

  • правило говорить и обязанность слушать. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.
  • Правило «конфиденциальности» - информация обсуждаемая в группе закрыта для обсуждения за пределами тренинговой ситуации.

Вступительное слово:

Итак, мы познакомились с правилами и теперь переходим непосредственно к тренингу.

Упражнение на разминку «Скажи мне какой ты»

Цель: активизация участников, разминка, введение в пространство тренинга.

Время: до 10 минут

Назвать себя по имени как вас называли в детстве родители и по первой букве назвать какая вы.

  1. Мини – сообщение

Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, бойлер, микроволновка, миксер, фен, утюг… Напряжение в сети огромно, и в какой-то момент происходит вполне ожидаемое событие: выбивает пробки.   С эмоциональным выгоранием ситуация похожа: чрезмерное напряжение приводит к тому, что человек «выключает» все то, чем он горел долгое время. И, как в случае с пробками, это, в первую очередь, защита от пожара.    

В общем и целом описать эмоциональное выгорание можно   так: человек, который любит свою работу, с удовольствием занимается ею, стремится достичь все больших результатов, в какой-то момент меняется на глазах. Он становится раздражительным, циничным, неудовлетворенным ни собой, ни работой. Он не видит перед собой перспектив, качество его труда падает

И сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты по данной проблеме.

Практическая часть

 Существует китайская поговорка:

 «Расскажи мне – и я забуду,

 Покажи мне – и я запомню,

 Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

 Человек усваивает:

 10% того, что слышит

 50 % того, что видит,

 70 % того, что сам переживает,

 90 % того, что сам делает.

2.  Тест  ВЕТКА ДЕРЕВА (Ваше настроение)

Здесь нарисована ветка дерева, но рисунок явно незаконченный. Дополните его необходимыми, на ваш взгляд, деталями, но долго не размышляйте, рисуйте то, что первым приходит вам в голову. Попытайтесь отразить на картинке все то, что вы сейчас чувствуете.

Ключ к тесту

  • Если вы ЯРКО ОБВЕЛИ ВЕТКУ ДЕРЕВА и больше никаких дополнений в рисунок не внесли, то это говорит о том, что в данный жизненный момент вы чем-то очень сильно озабочены. Скорее всего, ваши проблемы связаны с вашей профессиональной деятельностью или с учебой, но нес личной жизнью.
  • Если вы ПОЛНОСТЬЮ ЗАКРАСИЛИ ВЕТКУ ДЕРЕВА, то это значит, что вы пребываете в дурном  расположении духа, вас что-то сильно расстроило или вывело из себя. Вы переживаете и злитесь, и ваше дерево явно это показывает. Если вы к тому же Д0РИСОВАЛИ И СВОИ ВЕТОЧКИ, то это говорит о том, что вы просто кипите от негодования и готовы выплеснуть свои чувства если не на ваших обидчиков, то хотя бы на тех, кто подвернется вам под руку.
  • Если вы НАРИСОВАЛИ НА ВЕТКЕ ДЕРЕВА ЛИСТОЧКИ, то это значит, что на душе у вас сейчас все спокойно. Если БОЛЬШЕ ЛИСТЬЕВ ОКАЗАЛОСЬ ПОД ВЕТКОЙ, то это говорит о том, что вы склонны в данный момент к раздумьям и анализу, а не к действиям. Если же ЛИСТЬЕВ БОЛЬШЕ СВЕРХУ, НАД ВЕТКОЙ, то это указывает на вашу готовность активно взяться за дело, вы полны сил и жаждете применить их на практике.
  • Если вы НАРИСОВАЛИ НА ВЕТКЕ ЛИСТВУ, НЕ ПРОРИСОВЫВАЯ КАЖДЫЙ ЛИСТИК ПО ОТДЕЛЬНОСТИ, то это значит, что вы тратите много усилий на то, чтобы казаться веселым и счастливым. Но в настоящий момент вам не хочется что-то изображать, вы устали от собственной игры.
  • Если вы СДЕЛАЛИ ОСНОВНОЙ УПОР НА КОРУ ВЕТКИ, то это говорит о том, что сейчас ваша работоспособность просто поразительна, не теряйте времени и беритесь за дела. У вас все получится!
  • Если вы НАРИСОВАЛИ НА ВЕТКЕ ПТИЦ ИЛИ ЖИВОТНЫХ, то это значит, что вам не хватает живого общения, вы хотели бы поговорить с близким человеком, поделиться с кем-нибудь своими мыслями и чувствами. Если нарисованное вами ЖИВОТНОЕ КРУПНОЕ то это тревожный признак – возможно, вас что-то гнетет и мучит. Как бы там ни было, вы нуждаетесь в собеседнике.

Если вы нарисовали на ветке НЕСКОЛЬКИХ ЖИВОТНЫХ ИЛИ ПТИЦ, то это говорит о вашем смятении и душевном непокое, ваша душа мечется в поисках пристанища, но не находит его. Ваши мысли толпятся и теснятся, вы не можете разобраться в себе.

3. Психологическая зарядка (по М.А.Араловой)

Цель: Повышение энергетического потенциала. Рекомендуется проводить 15-20 минут каждый день.

 1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».

2. Попрыгивая на правой, потом на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична и дела идут отлично!»

3. Потирая ладонь  о ладонь, повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

4. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача».

5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».

6. Руки на талии, делая наклоны вправо-влево, повторить «Покой и улыбку всегда берегу, и мне помогут, и я помогу».

7. Сложив руки в замок, делая глубокий вздох: «Вселенная мне улыбается и все у меня получается».

8. Сжав кулаки и делая вращательные движения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится как надо!».

9. Руки на бедрах, делая наклоны вперед-назад: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, я прекрасна!».

4.Методика  «Домик для

эльфа»

Цель: узнать отношение  педагогов к окружающему миру.

Инструкция: Перед вами кусочек лесного пейзажа и маленький эльф, которому нужен домик. Ваша задача проста – нарисуйте ему дом!

Ключ к тесту:

Прежде всего, посмотрите, где именно вы нарисовали домик для эльфа. Выбор места очень важен, он показывает, как вы относитесь к людям, доверяете вы им или нет.

Если вы нарисовали ДОМИК НА ВЕТКЕ ДЕРЕВА подобно скворечнику, то это говорит о вашей открытости миру, по натуре своей вы оптимист и искренне верите в то, что хороших людей в мире куда больше, чем плохих.

Если ваш ДОМИК ВИСИТ НА ВЕТКЕ, как гамак или авоська, то это показывает вашу готовность идти на контакт, вашу веру в порядочность людей. Однако при всем при этом вы допускаете мысль, что в мире существует и подлость и что злых людей на свете не так уж мало. Ваш принцип: доверие – вещь хорошая, но без осторожности не обойтись.

Если вы сделали эльфу ДОМИК ВНУТРИ ГРИБА, это говорит о вашей осторожности и благоразумии, вы никогда не пуститесь ни в какую авантюру, у вас мало друзей, зато это настоящие друзья, проверенные временем и совместными испытаниями. Если в доме – грибе НЕТ ОКОШЕК, то это свидетельство вашей нелюдимости, вы предпочитаете одиночество шумным компаниям. К миру вы относитесь с нескрываемым подозрением, как будто ждете подвоха. Если же ОКОШКО ЕСТЬ, то это говорит о том, что вы не против общения с людьми. Чем окошек больше, тем с большей готовностью вы заводите друзей.

ДОМИК У РЕКИ говорит о вашей романтичности и сентиментальности. Вы смотрите на мир сквозь розовые очки, все люди кажутся вам добрыми и красивыми, вы полны иллюзий и верите во все самое лучшее и светлое. К сожалению, вы часто разочаровываетесь в людях.

Если вы установили ДОМИК В ТРАВЕ, то можно предположить, что вы практичный и уверенный в себе человек, вы знаете, чего вам ждать от жизни, и не строите иллюзий. Вы умеете преодолевать сложности и не боитесь жить.

Если вы сделали эльфу ЗЕМЛЯНКУ, устроив ДОМИК В ХОЛМЕ, то это явный признак вашей скрытности и замкнутости. Вероятнее всего, это ваши не природные качества, а приобретенные  вследствие некоего отрицательного жизненного опыта. Возможно, вас когда-то обманули, предали или обидели, и с тех пор вы перестали доверять людям. Однако если вход в землянку достаточно широк и присутствуют окна, то это значит, что вы уже на пути к душевному выздоровлению.

5.Упражнение “Звуковая гимнастика”

Сейчас я хочу познакомить вас со звуковой гимнастикой. Но прежде чем приступить к ее выполнению, следует придерживаться правила: спокойное, расслабленное состояние; выполняется стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.

- Помните,  любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, и вырабатывает собственные  приемы восстановления. Наверняка, эти приемы есть у вас.

6.Упражнение  «Мимика лица»

 (снятия напряжения с мышц челюсти, шеи).

Участники выполняют активно жевательные движения, стараясь проговаривать скороговорку «Ехал Грека через реку, видит Грека в речке рак, сунул Грека руку в реку рак за руку Грека цап», как будто во рту каша. При этом рот слегка приоткрыт, нижняя челюсть подвижна.

7.Упражнение «Посещение зоопарка»

Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу.

  1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
  2. Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
  3. Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).
  4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
  5. Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
  6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
  7. Слышатся сильные прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).
  8. Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
  9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
  10.  Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
  11.  А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
  12.  Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнер

8.Рефлексивное упражнение «Дружественная ладошка».

Цель: развитие рефлексии, получение обратной связи, закрепление доверительного общения в группе.

Участникам раздаются листки бумаги.

Ведущий: Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.

Ведущий: Пусть эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, напоминают об этой  встрече, а может быть и помогают в какой-то сложный момент.

Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой, 
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!  

«Притча о храме тысячи зеркал»
В горах Тибета, монахи, среди скал
Храм возвели – Храм тысячи зеркал.
Гласит легенда, что в заоблачной пустыне
Тот храм буддийский блещет и до ныне,
Сверкает стенами, колоннами, полами
Весь до макушки облицован зеркалами.
А кто придет среди зеркал молиться,
Тот десять тысяч раз в них отразится.
И говорили по секрету ламы,
Что мир весь отражен здесь зеркалами.
Кто ищет истину, кого она тревожит,
Тот в отражении ее увидеть может.
Вот, как-то раз, греха тому не мало,
Собака в храм из любопытства забежала
И не могла в себя прийти никак,
Вокруг увидев тысячи собак,
Она клыки им тотчас показала.
В ответ увидев тысячи оскалов,
Объята ужасом, несчастная дворняга
Бежать из храма поскорей сочла за благо.
И думала мохнатая особа:
«В том истина, что всюду правит злоба.
Так вот на самом деле мир каков -
Его лицо из тысячи клыков!»
А некий срок спустя, нашлась причина,
Что в тот же храм вошла другая псина.
Увидев тысячи собак, пес не замкнулся.
Он завилял хвостом и улыбнулся.
И все собаки хвостами завиляли
Ему в ответ из зазеркальной дали.
Подумал пес: «А мир так прост, однако.
Он мне хвостом виляет, как собака
И истина, конечно же в добре,
Могу поклясться в том на собственном ребре».

Сходи в тот храм и убедись, мой друг-
Каков ты сам, таков и мир вокруг.

Рефлексия.

По кругу продолжить фразу «Сегодня я….».

Используемые источники:

  1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ О.И Бабич – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.
  2. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога/ Е.М. Семенова – М.: Издательство института психотерапии, 2002. – 211 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга. Как полюбить себя.

                         Женщина, которая ценит себя слишком низко, сбивает цену всех женщин....

Тренинг Тема: «Люби себя»

Цель данного тренинга: снять напряжение, чувство тревоги, способствовать развитию умений самоанализа и преодолению психологических барьеров у педагогов....

Тренинг "Сохраним себя, для себя!"

Тренинг по эмоциональному выгоранию педагогов...

Занятие с элементами тренинга "Я познаю себя"

Занятие способствует осознанию участниками своих индивидуальных особенностей....

ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

Тренинг направлен на коррекцию отклонений в личностных и профессиональных взаимоотношениях в коллективе....

Тренинг общения: «Познай себя»

Актуальность тренинга:Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее...

Тренинг Хотите узнать себя получше?

Тренинг "Хотите узнать себя получше?!"...