«Праздники и досуги на воде как средство усовершенствования навыков и умений по плаванию у детей дошкольного возраста»
статья на тему
В статье рассматриваются формы активного отдыха детей: праздники и досуги на воде, как средство усовершенствования навыков и умений по плаванию у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В статье рассматриваются формы активного отдыха детей | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Власкина Марина Викторовна «Праздники и досуги на воде как средство усовершенствования навыков и умений по плаванию у детей дошкольного возраста»
Власкина Марина Викторовна
Инструктор по физической культуре(плавание)
ГБОУ Школа № 1474 ОДП № 6 г. Москвы
m-vlaskina@mail.ru
«Праздники и досуги на воде как средство усовершенствования навыков и умений по плаванию у детей дошкольного возраста»
Основными целями проведения исследования по данной проблеме являются:
- обучение и закрепление навыков плавания;
- всестороннее и гармоническое развитие детей;
- выявление талантов и творческой активности, а также совершенствование характера дошкольников.
Основные задачи:
1) укрепление здоровья, закаливание, формирование правильной осанки;
2) приобретение жизненно необходимых знаний, умений и навыков в технике плавания, самоконтроле, гигиене;
3) совершенствование силы и выносливости;
4) воспитание дисциплинированности и целеустремлённости.
Я ставлю перед собой эти цели и задачи, так как праздники и досуги являются средством усовершенствования навыков и умений у детей дошкольного возраста по плаванию, и подготовка к ним осуществляется в процессе проведения занятий плаванием, упражнений на суше (сухое плавание), игр и развлечений на воде, а также в процессе индивидуального подхода к детям.
Праздники и досуги на воде – это, прежде всего, форма активного отдыха детей, источник радости, веселья и красоты. Вместе с тем во время праздника выявляются умения ребёнка проявлять свои физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях, мобилизовать свои силы в соревнованиях.
Также праздники на воде оказывают действенное влияние на формирование детской личности, сплочённости детского коллектива; соревновательный характер игр и упражнений на празднике способствует воспитанию у детей целеустремлённости, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям плаванием, вызывают у детей стремление научиться плавать.
Основным средством для поднятия хорошего настроения и качественного выполнения двигательных упражнений в воде является игра. При обучении дошколят плаванию использую разнообразные формы - игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.
Выбирая игры и методические приёмы, учитываю возраст детей и их количество в группе, физическую подготовленность и степень владения навыком предлагаемых движений.
Движения подбираю простые и доступные детям. Проводя игры с детьми любых возрастов, почти всегда принимаю в них участие, это очень нравится детям и даёт им положительный заряд энергии.
В своей работе я использую игры:
- Игры для ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и большие ножки», «Рыбки резвятся», «Волны на море» - младший и средний возраст; «Невод», «Караси и карпы», «Карусели» - старший возраст.
- Игры с погружением в воду с головой: «Сосчитай пальцы», «Насос», «Спрячемся под воду» и другие – средний возраст; «Охотники и утки», «Насос», «Салки» - старший возраст.
- Игры с открыванием глаз в воде: «Достань игрушку», «Сосчитай пальцы», «Смелые ребята» – младшая и средняя группы.
- Игры с выдохом в воду только для старших групп: «Общее дыхание», «Резвый мячик», «Смелые ребята» и другие.
- Игры со скольжением и плаванием: «Поезд в туннель», «Плавучие стрелы», «Дельфины» и другие- старшая и подготовительная группы.
- Игровые упражнения: «Крокодилы», «Крабы», «Цапли», «Катание на кругах» - младшая и средняя группы; «На буксире», «Поплавок», «Медуза», «Торпеда», «Мяч по кругу» - старшая и подготовительная группы.
В игре совершенствуются изученные ранее упражнения и элементы техники. В каждой игре все участники получают активную физическую нагрузку. А также всем участникам заранее известны условия проведения игры: правила, задачи, место проведения. И обязательно сообщаю ребятам старшего возраста результаты игры так же, как и всего занятия.
В своей практике, помимо стандартных пособий, я так же использую разные виды нестандартного оборудования, которое изготовила своими руками, это:
- зрительные ориентиры, вырезанные из старых надувных кругов в форме геометрических фигур и морских жителей;
- тонущие игрушки из киндер-сюрпризов и другого подручного материала;
- разделительные дорожки для ограждения мест в бассейне из киндер-сюрпризов;
- цветная разметка из самоклеящейся пленки на дне и бортиках бассейна.
С целью эффективности и увеличения моторной плотности занятий всё оборудование и игрушки находятся в доступном для детей месте. Применение различного оборудования и максимальное использование полезной площади улучшает качество общей физической подготовки детей и способствует повышению двигательной активности на занятиях плаванием, ускоряет процесс усвоения навыков плавания.
При подготовке праздников и досугов осуществляю дифференцированный подход:
- Это работа с родителями, которая осуществляется не только в процессе подготовки к праздникам и досугам. Многие родители, боясь, что ребёнок, посещая бассейн, может заболеть, не разрешают ему купаться. Таких родителей приходится убеждать, я провожу с ними индивидуальные беседы, консультации: «Вода дарит здоровье», «Каждый человек должен уметь плавать», «Воспитываем здоровых детей», «Учим детей не бояться воды»; выступаю на родительских собраниях: «Принципы обучения детей плаванию», «Игры на воде», «Адаптация детей к занятиям в бассейне», «Упражнения для взрослых и детей», «О пользе плавания». Приглашаем родителей на открытые занятия, где они видят, что детям приятно пребывание в воде. Открытые занятия оказываются полезными и для детей. Так есть дети, которые стали смелее выполнять упражнения в воде, другие, оттого что родителям понравилось занятие, стали систематически ходить в бассейн. При подготовке к праздникам родители помогают в изготовлении для детей костюмов, а также сами принимают участие в праздниках (конкурсах). Я оформляю для родителей фотовыставки: «Учимся плавать», провожу конкурс поделок «Чудеса морских глубин»; а также провожу праздники и досуги на воде: «В гости к нам Нептун пришёл», «Быстрые и ловкие», «Водные приключения», «Веселые старты» и другие.
- Индивидуальная работа с детьми, которая также осуществляется в процессе занятий и на репетициях. На занятиях много внимания уделяю тем детям, у которых не получается то или иное движение. Если ребёнок затрудняется выполнить упражнение, использую показ, делаю это либо сама, либо ребёнок, у которого получается упражнение, сопровождаю показ объяснением.
- Работа с воспитателями, инструктором по физкультуре, медсестрой.
- В процессе подготовки к праздникам: проведении занятий, упражнений на суше, разнообразных мероприятий по физическому воспитанию, осуществляется закаливание детского организма. Таким образом, улучшается состояние здоровья детей, снижается заболеваемость.
Праздники и досуги на воде должны быть настоящим праздником для детей.
Организуя мероприятия, стараюсь позаботиться, чтобы дети все вместе или поочерёдно командами участвовали в разных номерах программы, помогали ведущим и судьям.
Подготовка детей к празднику ведётся постепенно, так, чтобы не возникало необходимости в неоднократных массовых репетициях, т.е. в процессе занятий. В эстафетах, играх, соревнованиях используем известные детям двигательные задания.
Оборудование и инвентарь обязательно опробую на месте применения.
При подготовке к праздникам у детей возникает желание выполнить данное упражнение лучше, чем делали его раньше, возникает желание плыть как можно дальше. Вследствие проведённой работы можно сделать вывод, что праздники и досуги стимулируют у детей желание научиться плавать, освоить умения и навыки, предусмотренные программой, то есть мотивацией.
Литература:
- Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. Обучение плаванию в детском саду. М., 1991.
- Н.Г. Пищикова. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. М., 2008.
- В.С. Васильев. Обучение детей плаванию. М., 1989.
- С.В. Яблонская, С.А. Циклис. Физкультура и плавание в детском саду. М., 2008.
- Н.Ж. Булгакова. Игры у воды, на воде, под водой. М., 2000.
- Е.Н. Карпенко, Т.П. Коротнова, Е.Н. Кошкодан Плавание: игровой метод обучения. М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение плавания для детей дошкольного возраста
Перед дошкольными работниками поставлены важнейшие задачи по охране жизни и укреплению здоровья, совершенствованию физиологических функций организма ребенка, повышению его защитных свойств. В связи с ...
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возраста.
Качественные приемы и методы, направленные на оздоровление ребенка, которые грамотно встроены в образовательную систему дошкольного учреждения, будут более эффективными, чем хаотичный, случайный набор...
Формирование навыка плавания у детей дошкольного возраста с учетом возрастных групп
Презентация коротко раскрывает схему обучения плаванию у дошкольников в разных возрастных группах...
Консультация на тему :«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста».
«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста»....
"Плавание как средство профилактики и коррекции при нарушении осанки у детей дошкольного возраста"
Плавание как средство оздоровления детей дошкольного возраста....
Методическая разработка по плаванию для детей дошкольного возраста "Обучение технике плавания ногами кролем на груди"
Методическая разработка по плаванию для детей 5-6 летТема мероприятия: Обучение технике плавания ногами кролем на груди Фамилия Имя Отчество: Федорченко Елена АндреевнаДолжность: инструктор по фи...
Консультация для родителей на тему: «Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста».
laquo; Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огон...