"Плавание как средство профилактики и коррекции при нарушении осанки у детей дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа) на тему

Павлова Светлана Александровна

Плавание как средство оздоровления детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект по плаванию43.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

 дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Республики Татарстан»

Кафедра дошкольного образования

Проектная работа

Тема «Плавание как средство профилактики и коррекции при нарушении осанки у детей дошкольного возраста»

                                                                                Выполнила: Павлова С.А.

                                                                                слушатель курсов повышения

                                                                                квалификации инструкторов по

                                                                                физической культуре

                                                                                по проблеме: «Оздоровление

                                                                                ребёнка с ограниченными

                                                                                возможностями здоровья»

                                           Должность: инструктор по физической культуре

                                           Место работы: МАДОУ «Детский сад № 404

                                                                     комбинированного вида»

Казань 2014 год

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического. В это время ребёнок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения.  В дошкольный период закладываются основы здоровья и полноценного физического развития.

Опорно - двигательный аппарат дошкольника находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребёнка мягкий, эластичный, естественные кривизны ещё не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. В виду такой податливости позвоночник легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию.

Осанка - это привычное положение тела в покое. В движении, это поза, непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Осанка отражает не только физическое, но и психическое состояниеребёнка, его настроение и даже характер. Опущенные вниз голова и плечи, ссутулившаяся спина, согнутые колени могут говорить о робости, пассивности ребёнка или о том, что он болен. Правильная осанка - это не только красота, но и здоровье. При неправильной осанке страдает весь организм. Происходят грубые нарушения в работе всех его органов и систем, искажается нормальная деятельность сердечнососудистой системы, затрудняется дыхание, появляется быстрая утомляемость, плохое самочувствие. Нарушения осанки приводят к целому ряду серьезных заболеваний. Осанка определятся, во-первых, состоянием мышечного аппарата, то есть степенью развития мышц шеи, спины, груди, живота и нижних конечностей, а также функциональными возможностями мускулатуры, ее способностью к длительному статическому напряжению.

Особое  значение в физическом воспитании дошкольника является плавание, как средство для профилактики и коррекции разных нарушений в осанке детей (сколиозов, кифозов и др.).  При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает ассиметричная работа межпозвонковых мышц. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движения, воспитывается чувство правильной осанки.

Цель проекта: обосновать и проверить эффективность использования системы работы по плаванию, как средство профилактики и коррекции нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;
  • приобретение навыков плавания – освоение плавания;
  • увеличение силы тонуса и мышц;
  • постановка правильного дыхания;
  • улучшение функции сердечно – сосудистой системы;
  • закаливание;
  • эмоциональная разрядка.

Ожидаемый результат проекта:

Использование комплексов профилактической и коррекционной работы по плаванию позволят улучшить осанку у детей дошкольного возраста. Повышение уровня физического и психического развития ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Условия, способствующие к реализации поставленных задач по данной проблеме:

  • наличие плавательного бассейна;
  • наличие физкультурного зала;
  • наличие физкультурно - игрового материала, оборудования соответствующего возрасту;
  • соблюдение санитарных норм и техники безопасности на занятиях.

Сроки проекта: с сентября 2013  по май 2014 года.

На базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 404 комбинированного вида» имеется бассейн.  Начиная со второй младшей группы, дети посещают  занятия два раза в неделю. Обучение плаванию проходит вформе групповых занятий. Группы  делятся на подгруппы до 10 человек, с каждой из которых занятия проводятся поочередно.

На основании диагноза, данных врачебного осмотра назначаются те или иные лечебно- профилактические процедуры. В период сезонного повышения заболеваемости проводится витаминотерапия, даем детям лимон,  чеснок. Все это по назначению врача и под его контролем.

Детский сад особое внимание уделяет оздоровительной работе, поэтому с детьми работают и старшая медсестра (организация и проведение оздоровительных и профилактических мероприятий), и врач (осмотр детей два раза в неделю, назначение лечения, разработка системы оздоровительных и профилактических мероприятий), и инструктор по физической культуре. Наш детский сад тесно сотрудничает с детской городской поликлиникой № 7. Раз в год дети дошкольного возраста осматриваются специалистами: хирург, окулист, невролог, ЛОР. При выявлении патологии развития ребёнка специалисты назначают лечение или рекомендуют коррекционно – профилактические мероприятия. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата дополнительно проводится оздоровительное плавание.

В начале и конце учебного года я провожу диагностику детей, все результаты заношу в таблицу, и таким образом прослеживаю динамику обучения каждого ребенка.  Если ребенок регулярно посещал бассейн, то у него сформировались необходимые навыки и умения, эти дети реже болеют, чем те, которые по ряду причин посещали бассейн не регулярно. Также, дети, которые посещали бассейн редко, они не овладели необходимыми умениями и навыками и поэтому на будущий год, не имеязапаса определенных знаний, могут столкнуться с определенными трудностями в овладении новых задач.   

Так, как на занятиях по плаванию мы добавили элементы оздоровительного плавания, то мы можем также проследить динамику улучшения или ухудшения состояния их здоровья.

На протяжении срока проекта мы отслеживали детей в плане их физического развития, совершенствования двигательных умений и навыков. С помощью данных медицинских работников детского сада была составлена таблица показателей здоровья детей подготовительной группы.

Показатели групп здоровья детей

подготовительной группы «Маленькая страна»

группа здоровья детей

первая

вторая

третья

6

16

1

Таким образом, нами был сделан вывод, что основной контингент детей составляют здоровые дети, но большинство из них относятся ко второй группе здоровья, а к третьей – один ребёнок.

С нарушением осанки было выявлено трое детей:

- Валиуллин Богдан 12.05.2007 года рождения – вторая группа здоровья, среднее физическое развитие, подготовительная физкультурная группа (диагноз  - деформация грудной клетки);

- Трубин Николай 06.07.2007 года рождения - вторая группа здоровья, среднее физическое развитие, подготовительная физкультурная группа (диагноз  - сколиоз I – II степени);

- Якунин Максим 15.03.2007 года рождения – третья группа здоровья, среднее физическое развитие, специальная физкультурная группа (диагноз – сколиоз I – II степени, ДЖВП).

Планирование проекта.

Календарный план

дата

мероприятия

исполнители

сентябрь

Работа с медицинской картой ребёнка

медсестра, инструктор по физ.культуре

Изучение нормативно-правовых документов

инструктор по физ.культуре

Диагностика физического развития детей

инструктор по физ.культуре, медсестра

октябрь

консультация педагогов по теме «Оздоровление ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

инструктор по физ.культуре

Проведение утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки

инструктор по физ.культуре

Рекомендовать воспитателям подвижные игры на прогулке

воспитатели

Групповое занятие по плаванию

инструктор по физ.культуре

Рекомендовать родителям упражнения для укрепления мышц спины

Воспитатели, родители

ноябрь

Применение коррекционных упражнений на занятиях по плаванию

инструктор по физ.культуре

Индивидуальные занятия с детьми, направленные на развитие координации

инструктор по физ.культуре

декабрь

Промежуточный мониторинг физического развития детей

инструктор по физ.культуре,  медсестра

Проведение занятий по плаванию для профилактики нарушения осанки

инструктор по физ.культуре

январь

Консультация для родителей на тему «Плавайте на здоровье- плавайте всей семьёй»

инструктор по физ.культуре

Открытое занятие по плаванию для родителей дошкольников

инструктор по физ.культуре

февраль

Конкурс семейного альбома на тему «Папа, мама, я – здоровая семья»

Воспитатели, родители

Индивидуальные занятия с детьми, с нарушением опорно-двигательного аппарата

инструктор по физ.культуре

март

Консультация для родителей на тему «Формирование правильной осанки»

инструктор по физ.культуре

Рекомендовать воспитателям подвижные игры для укрепления мышечного корсета ребёнка

Воспитатели,  инструктор по физ.культуре

апрель

Проведение праздника на воде «Исследователи подводных лабиринтов»

инструктор по физ.культуре

Выступление на педагогическом совете на тему «Профилактика сколиоза на занятиях по плаванию»

инструктор по физ.культуре

май

Мониторинг физического развития детей

инструктор по физ.культуре, медсестра

Для решения задач коррекционно-профилактической работы в процессе физического воспитания в ДОУ мы используем следующие формы физического воспитания:

Задачи

Формы физического воспитания

Организатор проведения

1. Формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней.

Ежедневно:  гимнастика после дневного сна, физкультминутка (1-2 спец.упр.), контроль за сохранением правильной осанки в бытовых и рабочих позах.

Физкультурные занятия (2 раза в неделю), занятия по плаванию
(2 раза в неделю).

Воспитатель,
инструктор по физкультуре

2. Гармоничное укрепление мышечного корсета и развитие силовой выносливости мышц.

Физкультурные занятия (2 раза в неделю), занятия по плаванию
(2 раза в неделю).

Индивидуальная работа,
прогулки, походы, оздоровительный бег

Инструктор по физкультуре, воспитатель

3. Развитие гибкости

Физкультурные занятия
(2 раза в неделю), индивидуальная работа

Инструктор по физкультуре, воспитатель

4. Формирование навыка рационального дыхания и совершенствование возможностей дыхательной системы.

Физкультурные занятия (2 раза в неделю), занятия по плаванию (2 раза в неделю),  гимнастика после дневного сна, прогулки, дозированный оздоровительный бег, дозированная ходьба, походы.

Инструктор по физкультуре, воспитатель

5. Нормализация эмоционального статуса.

Психогимнастика (снижение уровня тревожности)

Педагог-психолог

6. Коррекция функциональных
отклонений со стороны ОДА.

Плавание, дополнительные занятия корригирующей гимнастикой
(2 раза в неделю, одно занятие – в зале, другое занятие – в бассейне), домашние задания (комплекс спец. упр.)

Инструктор по физкультуре, медсестра, родители

Учебно – тематический план по плаванию для подготовительной группы

Этапы

Тема

Название темы

Подготовительная группа

  1. Предупредительный этап

№1

Основы гигиены

1

№ 2

Правила поведения на воде

1

№ 3

Закаливание и режим питания

1

  1. Подготовительный этап

№ 4

Ориентация на воде

2

  1. Этап подготовительного обучения: умение уверенно держаться на воде

№5

Ныряние

6

№ 6

Прыжки в воду

2

№ 7

Скольжение

4

№ 8

 Дыхание

7

  1. Этап начального обучения: умение проплыть 5-7 метров по мелкой воде с согласованием рук, ног, дыхания

№ 9

Продвижение по воде вперёд

14

  1. Этап начального обучения: усвоение и совершенствование техники способа плавания, простых поворотов

№ 10

Техника спортивных способов плавания:

32

техника кроля

10

техника плавания на спине

10

элементы техники брасса

6

элементы техники дельфин

6

Количество занятий

70

Так как на занятиях по плаванию мы добавили элементы оздоровительного плавания, то мы можем также проследить динамику улучшения или ухудшения состояния здоровья детей.

В работе с детьми основным и главным средством  обучения используется игровая деятельность, все задания и упражнения проводятся в игровой форме, так как игры и развлечения являются обязательной частью занятия. При обучении дошкольников плаванию  используются самые разнообразные формы игр – игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты. Игры на воде вносят в учебную деятельность радостную эмоциональную окраску. Также, в игровой форме, перед занятием проводится разминка (определенные упражнения, выполняемые на суше). Очень важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения – стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо, плавать. 

 В течение года мы проводим открытые занятия, для того чтобы привлечь родителей и показать им чего достигли их дети. Такие открытые занятия можно назвать праздником на воде, так как в них используются различные герои,  игры, эстафеты. Праздники на воде являются неотъемлемой частью обучения плаванию. Они создают условия для творческого проявления умений детей в веселых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе Участие в праздниках объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение.

План физкультурно-оздоровительных мероприятий в бассейне.

Работа с родителями
  • Родительские собрания (сентябрь, апрель) проводятся по группам
  • Консультации для родителей (ежемесячно) проводятся по группам
  • Открытые занятия для родителей (1 раз в квартал) проводятся в бассейне
Работа с педагогическими кадрами
  • Консультации для воспитателей (по запросу) (ежемесячно) проводятся по группам, в методическом кабинете
  • Консультация (октябрь)
  • Мастер-класс (апрель)
Работа с детьми
  • Составление диагностических карт (декабрь, май) проводится в бассейне
  • Тестирование плавательных навыков (октябрь, апрель) проводится в бассейне
  • День здоровья на воде (январь, апрель) проводится в бассейне
  • Досуги и развлечения (ежемесячно) проводится в бассейне
  • Спортивные праздники (февраль, апрель) проводится в бассейне

Используемый инвентарь: плавательные доски, тонущие игрушки -  (кольца, «черепашки», резиновые морские жители, палочки), обруч, мячи различных размеров, не тонущие игрушки, ласты.

 

На занятиях по плаванию мною используются из нестандартного инвентаря следующие предметы:

·         гантели –  усиливающее нагрузку оборудование, используемое, в основном в оздоровительном плавании;

·         тонущие палочки – используются как разметка под водой, а также при обучении погружения в воду с головой и ориентирования в воде.

        

Оценка проекта

    Наш проект проводился в три этапа.

На первом этапе (предварительном) –октябрь-декабрь 2013 года были обоснованы цели и задачи проекта, проведены анализ обработка данных научно – методической литературы, выявление детей с нарушением осанки.

На втором этапе - январь-март 2014 года с целью коррекции нарушения осанки  у исследуемого ребёнка и определения эффективности комплексов коррекционно-профилактических упражнений на занятиях по плаванию.

На третьем этапе – апрель-май 2014 года проводилась обработка результатов нашего проекта.

        Результаты оценки у детей, посещающих занятия по оздоровительному плаванию в МАДОУ № 404 на период 2013-2014 года, позволили отметить, положительную динамику в оценке здоровья детей. Из этого мы делаем вывод, что использование коррекционно-профилактической работы по плаванию укрепила опорно-двигательный аппарат ребёнка, что привело к оздоровлению.

Список  литературы

  1. Антонов Ю.Е. «Здоровый дошкольник социально-оздоровительная технология 21 века» - М., 2000 г.
  2. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. «Психофизиология ребёнка» - М.: ГИЦ «Владос», 2000 г.
  3. Доскин В.А., Голубева Л.Г. «Растём здоровыми» - М. «Просвещение» 2003 г.
  4. Змановский Ю.Ф. «Расти здоровым малыш. К здоровью без лекарств». – М., 1997 г.
  5. Маханева М.Д. «Воспитание здорового ребёнка» - М., 2000 г.
  6. Осокин Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. « Обучение плаванию в детском саду» - М., 1985.
  7. Осокина Т.И. «Как научить детей плавать» - М., «Просвещение» 1985 г.
  8. Протченко Т.А., Семёнов Ю.А. «Обучение плаванию дошкольников и младших школьников»: Практическое пособие. – М., пресс, 2003 г.
  9. Степанкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка» - М., 2001 г.
  10. Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Зманского «Здоровый дошкольник» под ред. Кузнецова М.Н. –М., 2001 г.
  11.  Яных Е.А., Захаркина В.А. «Аквааэробика» - М., АСТ; Донецк: Сталкер, 2006 г.
  12. Хайрутдинов Ш.В. «Азбука плаваня» 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Статья  адресована воспитателям , материал направлен на  правильное соблюдение и организацию  проведения физкультминуток....

Фитбол - гимнастика, как одно из средств профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Актуальными для сегодняшней практики становятся вопросы: «Как вырастить здорового красиво сложенного ребенка? Как можно и с помощью чего предупредить нарушение осанки?      Зд...

Опыт работы инструктора по плаванию ГБДОУ №78 Калининского района г.Санкт-Петербурга Смирновой Наталии Вячеславовны на тему: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста посредством адаптационного гимнастического комплекса В.С. Коваленко пр

Тема рассматривает актуальные проблемы оздоровления детей с использованием нетрадиционных методов физического воспитания (использование адаптационного гимнастического комплекса В.С.Коваленко при обуче...

Физкультминутка, как средство профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Физкультминутка, как средство профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста....

Подвижная игра как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста

В статье  раскрыта актуальность проблемы профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста и предупреждение дефектов осанки. Анализ литературы по этой проблеме.Роль подвижных игр на форм...

Профилактика и коррекция нарушения осанки у детей дошкольного возраста (рекомендации для родителей)

Профилактика и коррекция нарушения осанки удетей дошкольного возраста(рекомендации для родителей)...

Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста

О пользе занятий по плаванию для позвоночника. Какие упражнения принменяются на занятие....