«Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Игровой самомассаж»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
camomassazh.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование инновационных технологий
в работе с детьми старшего дошкольного возраста
«Игровой самомассаж»
Пояснительная записка
Данные статистики убедительно свидетельствуют о неуклонном росте числа речевых нарушений у детей. В связи с этим возрастает необходимость повышения эффективности взаимодействия различных специалистов: учителя-логопеда,воспитателей, педагога-психолога, музыкального работника т. д. и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей. Процесс коррекции речи - длительный путь, который требует огромного терпения его родителей и близких, педагогов, дисциплины со стороны самого ребёнка. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений зна-чительно повышает ее эффективность.
Также овладение основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни.
Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы во время НОД. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться.
Актуальность
Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность. В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья. Игровой самомассаж является прекрасным средством профилактики различных заболеваний, также способствуют укреплению различных групп мышц, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы. Приемы самомассажа развивают ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве, содействуют закаливанию. Делая игровой самомассаж для определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом.
Постановка проблемы.
В современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании.
Приёмы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. Взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, а ребёнка может научить педагог.
На мой взгляд, проблема заключается в противоречии между потенциалом, который хранит в себе игровой самомассаж и недостаточным приминением его на практике.
Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья и приобщение дошкольников к основам ЗОЖ через игровой самомассаж.
Задачи:
- подбор и создание картотеки упражнений для игрового самомассажа;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения у детей;
- общеукрепляющее воздействие на функциональные системы ребенка;
- нормализация тонуса и эластичности мышц, повышение работоспособности;
- улучшение функционального состояния центральной нервной системы;
- мобилизация защитных и приспособительных сил организма;
- укрепление здоровья дошкольников.
- приобщение дошкольников к ЗОЖ;
- привитие навыков элементарного самомассажа;
Предполагаемые результаты:
- снижение заболеваемости в группе и укрепление физического и психического здоровья;
- cнижение уровня переутомления у детей
- cнижение уровня тревожности и гиперактивности у детей
- формирование желания заботиться о сохранении своего здоровья;
- овладение детьми приемами самомассажа в игровой форме.
Основные методы работы с дошкольниками:
• словесный: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру упражнения;
• наглядный: создает зрительное, слуховое мышечное представление об упражнении;
• практический: закрепляет на практике знания, умения и навыки, способствует созданию мышечных представлений об упражнении;
• игровой: способствует быстрому запоминанию этапов упражнения, поднимает эмоциональный настрой ребенка.
Виды развивающего массажа:
- самомассаж лица;
- самомассаж кистей и пальцев рук;
- аурикулярный самомассаж (массаж ушных раковин);
- самомассаж ног.
Использование игрового самомассажа в режимные моменты
1. Утренняя гимнастика
2. Динамические паузы
3. Индивидуальная работа
4. Гимнастика после сна
5. Свободная деятельность
6. Физкультурные занятия
Формы работы с родителями
1. Подготовка консультации для родителей «Игровой самомассаж для дошкольников»
2. Оформление папки – передвижки «Игровой самомассаж»
3.Подготовка буклетов для родителей «Игровой самомассаж-пробуем вместе»
4. Фотовыставка «Мы здоровье бережем».
План работы на 2016- 2017 учебный год
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь |
Знакомство с названиями некоторых частей тела (кисть, ладонь, мочка, и.т. п.) Обучение приемам самомассажа: - поглаживание; - растирание; - разминание; -постукивание. | Консультация для родителей «Роль самомассажа в укреплении здоровья дошкольников». |
Октябрь | Самомассаж лица «Жук ползет» «Божья коровка» Цель: снимаем напряжение мышц пальцев и всей руки, усиливаем кровообращение, улучшаем питание мышц рук, развиваем мелкую моторику, ловкость рук, помогаем ребенку расслабиться. | |
Ноябрь | Самомассаж лица «Утка и кот» «Белый мельник» Цель: самомассаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний. | Оформление папки – передвижки «Игровой самомассаж» Цель: подвести родителей к осознанию роли самомассажа в развитии ребенка. |
Декабрь | Самомассаж ушных раковин «Ушки на макушке» «Озорные мишки» Цель: мобилизация защитных сил организма. | |
Январь | Гимнастика для глаз «Весёлая неделька” Цель: снимаем напряжение и усталость с глаз ребенка | |
Февраль | Самомассаж рук «Улитка» «Блины» Цель: развиваем мелкую моторику, ловкость рук, помогаем ребенку расслабиться. | Подготовка буклетов для родителей «Игровой самомассаж-пробуем вместе» |
Март | Самомассаж ног «Молоток» «Акула» Цель: снятие усталости и напряжения, помогаем ребенку расслабиться. | |
Апрель | Самомассаж кистей рук «Ай тари, тари, тари….» «Мыло» Цель: развиваем кисти рук, снимаем напряжение и усталость. | Фотовыставка для родителей «Мы здоровье бережем» |
Май | Самомассаж пальцев «Цветы» «Водичка» Цель: снимаем напряжение мышц пальцев и всей руки, усиливаем кровообращение, улучшаем питание мышц рук, развиваем мелкую моторику, ловкость рук, помогаем ребенку расслабиться. |
Картотека игрового самомассажа
«Божья коровка» Божья коровушка, полети на облышко, Принеси нам с неба, чтобы были летом в огороде бобы, в лесу ягоды, грибы, в роднике водица, во поле пшеница | «Пробегают» пальцами правой руки по левой руке от кисти к плечу, затем по правой руке. Поглаживают правой ладонью левую руку от кисти к плечу. Также поглаживают правую руку |
«Утка и кот» Утка крякает, зовет Всех утят с собою,
А за ними кот идет, Словно к водопою. У кота хитрющий вид, Их поймать мечтает! Не смотри ты на утят - Не умеешь плавать! | Дети поглаживают шею ладонями сверху вниз Указательными пальцами растирают крылья носа Пальцами поглаживать лоб от середины к вискам Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха. |
«Белый мельник» Белый-белый мельник сел на облака. Из мешка посыпалась Белая мука. Радуются дети, лепят колобки. Заплясали сани, лыжи и коньки. | Провести пальцами по лбу от середины к вискам Легко постучать пальцами по щекам Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа Раздвинув указательный и средний пальцы, массировать |
«Ушки на макушке» Взяли ушки мы за мочки, вниз потянем их, А теперь потрем немножко раз, два, три. Взяли ушки за макушки, вверх потянем их. Вниз по ушкам побежали, хорошенько все размяли. | Выполняем движения по тексту |
«Озорные мишки» Оттяну вперёд я ушки, А потом назад. Словно плюшевые мишки Детки в ряд сидят. Раз, два, три - скажу, четыре, Пять и шесть и семь. Не забудь: массаж для ушек Нужно делать всем. Оттяну вперёд я ушки, А потом назад. Словно плюшевые мишки Детки в ряд сидят | Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки, оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. |
"Весёлая зарядка для глаз" Понедельник Всю неделю по — порядку, глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся, вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. Вторник Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда. Среда В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем. Четверг По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны. Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации). Пятница В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать. Суббота Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. Воскресенье В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать.
| Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения). Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации) Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз). Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз). Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение). |
«Блины» Мы блинов напекли:
первый дали зайке, зайке - попрыгайке.
А второй лисенке, рыженькой сестричке.
Третий дали мишке, бурому братишке.
Блин четвертый – котику, котику с усами. Пятый блин поджарили и съедим мы сами. | Хлопают: то одна рука сверху, то другая рука. Поочередно массажируют пальцы, начиная с большого пальца.
|
«Молоток» Туки-токи, туки-токи,
застучали молоточки.
Туки-туки-туки-точки,
застучали молоточки.
Туки-ток, туки-ток,
так стучит молоток.
| Похлопывают ноги ладонями снизу вверх. Покалачивают кулачками Растирают ребрами ладоней. Растирают кулачками.
|
«Акула» Нам акула каракула нипочём, нипочём. Мы акулу каракулу , Кирпичом, кирпичом Мы акулу каракулу кулаком, кулаком. Мы акулу каракулу каблуком, каблуком. Испугалася акула и со страху утонула.
| Покалачивают кулачками от лодыжек вверх по икрам и бедрам. Постукивают ребрами ладоней. Растирают кулачками. Постукивают пальчиками. Растирают ладонями. Поглаживают. |
«Ай тари, тари, тари….» Ай тари, тари, тари ,куплю Маше янтари. Останутся деньги, куплю Маше серьги. Останутся пятаки, куплю Маше башмаки. Останутся грошки, куплю Маше ложки. Останутся полушки, куплю Маше подушки.
«Мыло» Каждый день я мыло мою, под горячею водою И в ладонях поутру, сильно, сильно мыло тру. Мойся мыло не ленись, не выскальзывай, не злись! | Растирают ладоши от медленного темпа до быстрого , проговаривая весь текст.
Разогретыми руками греют горло. Раздвинув пальцы, хлопают в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались.
Неплотно сжимают в кулак пальцы одной руки и ударяют тыльной стороной ладони о середину другой ладошки |
«Цветы» Как у нас на грядке,
сколько цветиков цветут:
розы, маки, ноготки,
астры пестрые цветки,
георгины и левкой.
Выбираешь ты какой? | Сжимают и разжимают кулачки. Поочередно массажируют пальцы, начиная с большого пальца. Протягивают ладошки вперед. |
«Водичка» Знаем, знаем да-да-да,
где ты прячешься вода!
Выходи водица , мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку,
посмелей, будем умываться веселей. | Поочередно массажируют каждый палец.
Энергично растирают ладони и кисти рук.
|
«Улитка» Домик едет по травинке, объезжает все росинки. Это улитка ползет, домик на себе везет. Вот подул ветерок, закачался листок и опять по тропинке медленно ползет улитка.
| Делают растирающие круговые движения кулачками от кисти к плечу. «Пробегаются» пальчиками от кисти к плечу. Покалачивают кулачками. Поглаживают руки ладонями Затем массажируют другую руку. |
Список литературы:
1. Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет» Москва 200
2. «Современные пути оздоровления дошкольников» М.Кузнецова Дошкольное воспитание №6 2002.
3. Картушина М.Ю. «Праздники здоровья для детей 5-6 лет» Москва 2009.
4. Александрова Е.Ю. «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» Волгоград: Учитель 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте» Н.А. Коротковой"
В данном культурно-смысловом контексте реализуется содержание, связанное с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и др.) Цель познав...
Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по карте"
Слайд 1: название презентацииПутешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». С...
«Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – лента времени».
Рассматривая ФГОС ДО через призму обеспечения качества условий, процесса и результатов, возникла необходимость поиска новых механизмов обеспечения успешной индивидуализации и социализации детей дошкол...
«Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – лента времени».
Возрастающее внимание науки и практики дошкольного образования к вопросам развития познавательных интересов детей, обусловленное главной особенностью современного мира – это д...
Статья «Инновационные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования познавательного интереса к детской книге в условиях ДОУ»
Статья посвящена рассмотрению инновационных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста в аспекте формирования познавательного интереса к детской книге....
Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста- «Лента времени».
В период дошкольного детства происходит расширение границ познания, становление первых представлений о развитии, движении, изменении мира ,осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настояще...
"Детская журналистика как инновационная форма работ с детьми старшего дошкольного возраста"
Сегодня наиболее яркими, развивающими, интересными, значимыми для детей являются такие технологии, которые бы сделали главным участником педагогического процесса самого ребенка, получающего информацию...