Главные вкладки
Инновационные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя Янковой О.В.)
статья
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании в РФ» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения, а соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Так, 2017 год объявлен годом экологии. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни. И первым звеном в системе непрерывного экологического образования является дошкольное образование. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его осознанное отношение к природе, к окружающему миру. Формирование экологической культуры в целом - это формирование гуманного отношения к природе. То есть, экологическое воспитание - это, прежде всего нравственное воспитание, воспитание неравнодушия. Мы формируем чувство эмоциональной близости ребенка с миром живой природы. И от того, насколько сформировано это чувство в детском возрасте, зависит сформированность осознания себя как неотъемлемой части природы, значимости для человека экологической обстановки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_formy_raboty_s_detmi.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные формы работы с детьми
старшего дошкольного возраста
(из опыта работы воспитателя Янковой О.В.)
(Выступление сопровождается показом слайдов)
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании в РФ» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения, а соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Так, 2017 год объявлен годом экологии. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни. И первым звеном в системе непрерывного экологического образования является дошкольное образование. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его осознанное отношение к природе, к окружающему миру. Формирование экологической культуры в целом - это формирование гуманного отношения к природе. То есть, экологическое воспитание - это, прежде всего нравственное воспитание, воспитание неравнодушия. Мы формируем чувство эмоциональной близости ребенка с миром живой природы. И от того, насколько сформировано это чувство в детском возрасте, зависит сформированность осознания себя как неотъемлемой части природы, значимости для человека экологической обстановки.
Наш микрорайон (Мстихино) удален от культурно - образовательного центра, у нас нет парков, театров, музеев и т. д., и в этом есть свои минусы и плюсы.
Мы богаты тем, что живем внутри самой природы. Наше образовательное учреждение находится на территории сельской местности, соответственно, многие жители имеют свои частные дома, приусадебные хозяйства, подворья, сады, огороды. Наши дети имеют возможность помогать взрослым, и в процессе трудовых действий на участках постигать природу не только по рассказам и картинкам, но проникнуться изнутри. На приусадебных участках дети видят, как произрастают те или иные виды овощей, сравнивают плодовые деревья и кустарники, учатся наблюдать, анализировать, запоминать.
Мероприятия экологического содержания в своем учреждении мы проводим как в традиционной форме, так используем и инновационные формы работы. Я хочу остановиться более подробно именно на инновационных формах работы, используя как свой собственный опыт, так и опыт моих коллег.
Для оформления РППС мы используем все пространство детского сада. На нашей территории есть огород. У каждой группы – свои грядки. Вокруг здания, красиво оформленные цветочные клумбы. Все это дает возможность наблюдать за цветами, за овощными культурами, проводить различные мастер - классы по уходу за растениями.
В течение года мы с детьми, а также совместно с родителями посещаем приусадебные участки, где дети имеют возможность наблюдать за домашними животными и птицами, дети сами кормят кур, гусей, уток, кроликов. Держа на руках маленького крольчонка, цыпленка, котенка, у детей возникают самые добрые чувства, а именно, чувства сопереживания за это маленькое создание, которое никто не может защитить, кроме человека. Вот в эти моменты и появляется та тоненькая, невидимая нить, которая не даст ребенку обидеть, навредить, уничтожить.
Недалеко от нас находится лес, в который мы совершаем маленькие походы. Родители с детьми смастерили кормушку для белки, и теперь мы имеем хорошую возможность кормить и наблюдать в природе это интересное животное.
Рассказывая и показывая своим примером как вести себя на природе, формируем у детей правильное экологическое поведение.
В теплое время года с ребятами совершаем целевые прогулки на луг, который тоже от нас недалеко. Дети знакомятся с луговыми растениями, их особенностями, наблюдают за различными насекомыми. Где, как не на лугу послушать настоящий стрекот кузнечиков (конечно, это лучше, чем слушать кузнечиков в аудиозаписи). Возвращаемся, конечно же, мы не с пустыми руками. Дети приносят с собой из леса шишки, веточки, желуди, листья и т. д. Это все потом используется для ручного труда и изодеятельности.
Не у всех из наших воспитанников, имеются домашние животные или птицы. Поэтому, договорившись с сотрудниками, знакомыми, у кого они есть, мы детям устраиваем «Минутки общения с питомцем». У нас в гостях побывали и котята, и кролики, и черепашки. Постоять рядом, потрогать, погладить животное - вызывает у ребенка очень много эмоций. Когда дети общаются с животными, мы их не трогаем, даем возможность насладиться общением, и когда буря эмоций стихнет, тогда проводим беседу, рисуем, лепим, сочиняем творческие рассказы, играем.
В каждой возрастной группе ежегодно реализуется проект «Мой четвероногий друг». Участвуют в проекте и взрослые. Они помогают детям оформить работу (сфотографировать, написать текст). Дети рассказывают о своем четвероногом питомце, его повадках, о том, как заботятся, ухаживают, играют.
На утренниках, родительских собраниях, праздниках мы используем драматизацию. Дети как старшего, так и младшего возрастов исполняют различные роли в сказках экологического содержания по произведениям В. Бианки, М. Пришвина, русских народных сказок.
Очень много эмоций у детей вызывает посещение музеев. Совместно с воспитателями и родителями наши воспитанники побывали в музее деревянной игрушки. Дети посещают парк птиц, экопарк, бывают на экскурсиях по национальному парку «Угра» и заповеднику «Калужские засеки».
Еще одна из форм работы с детьми - это виртуальные путешествия. Такие мероприятия дают возможность побывать в любом музее, в любой точке земного шара. Дети слушают и шум прибоя, и пение птиц из разных климатических широт, наблюдают за изменением ландшафта. У детей формируется представление о многообразии мира природы, его удивительной красоте, которую необходимо ценить и беречь.
В саду обязательно найдутся дети, которые путешествуют, посещают разные страны, бывают на море. Эти дети привозят из своих поездок ракушки, камешки. И у нас постепенно стали формироваться коллекции как персональные, так и групповые. А ведь коллекция ракушек - это и есть результат общения ребенка с природой. Бегая где - то на далеком берегу моря, собирая камешки, ракушки, ребенок становится неотьемлемой частью природы, и может быть именно в этот момент у него сформируется свое положительное отношение к миру природы, он проникнется чувством ответственности за будущее природы.
В нашем детском саду стало традицией проводить конкурсы чтецов по различным тематикам. И экологическую тему мы не забываем. Так проходили конкурсы «Люблю тебя. Мой край родной!», а также приуроченные к Дню леса, Дню земли, к Дню защиты природы. Дети разучивают стихи совместно с родителями и выступают очень достойно.
Проходили у нас персональные выставки «Умельцы нашего края», где были представлены интересные работы мастеров по дереву из Ульяновского и Боровского районов нашей области. А одного из них мы пригласили на встречу с детьми.
Это еще одна из форм работы: мастер - классы от людей, которым есть что рассказать детям и показать. Так, мы познакомились с Николаем Дмитриевичем - родственником одного из наших воспитанников, который приезжал из села Ульяново Калужской области. Он рассказывал детям, как дает дереву вторую жизнь (как отбирает материал для своих работ, как их делает, показывал рабочие инструменты). На память подарил несколько игрушек, которые мы в саду используем теперь и на занятиях, и для драматизации, и просто для игр.
В своей работе воспитатели нашего ДОУ используют и такое направление как музейная педагогика. В каждой группе организованы мини-музеи различных тематик, и в некоторых группах такие мини - музеи как «Бабушкино подворье», «Природа родного края».
Педагоги нашего МБДОУ участвуют в конкурсах экологического содержания. Это как городские конкурсы, так и интернет- конкурсы. Интересно проходит наш внутрисадовский конкурс «Огород на окне». Совместно с родителями получаются самые необычные работы: «Паровозик из Ромашково», «Страна Смурфиков», «Бабушкин огород», «Репка». Воспитатель вместе с детьми, находясь в группе, ведет наблюдения за рассадой растений, поливает, ухаживает за ней, составляет календарь роста.
А селфи - конкурс мы начали устраивать совсем недавно. Дети фотографируются на фоне природы и это им доставляет огромное удовольствие.
Одно из условий экологического воспитания – это создание развивающей среды. Мы используем то, что имеем, стараемся обогатить среду, наполнить экологическим содержанием. Внутри помещения оформлена галерея «Природа родного края», в каждой группе есть уголки природы, наполненные различным материалом, позволяющим рассматривать, проводить опыты, эксперименты по возрасту, отмечать и записывать. В этих уголках можно найти гербарии из листьев растений не только нашей полосы. Так, совсем недавно у нас появился гербарий «Деревья мурманской области». Есть гербарии «Растения Калужской области», «Растительный мир Крыма».
Развивающую предметно - пространственную среду мы формируем и на участках ДОУ. Например, один из участков, имеет тематическую направленность экологического содержания. Руками педагогов (не без участия родителей) была создана метеостанция, которая дает возможность наблюдать и делать выводы по состоянию погоды: определять направление и силу ветра, изменение давления, влажности, температуры. Дети знакомятся с солнечными часами, учатся по ним определять время.
Большую поддержку в экологическом воспитании детей оказывают родители воспитанников.
На собраниях мы устраиваем «минутки экопросвещения», оформляем тематические родительские уголки. Совместно с родителями мы изготовили Красную Книгу Калужской области. Посещение музеев и экскурсий происходит тоже с участием родителей воспитанников.
Проводим трудовые акции «Посади дерево», «Чистое утро», следим за чистотой не только территории нашего сада, но и за ее пределами. Проводим мероприятия по уборке мусора и в выходные дни, являясь образцом для местных жителей.
Таким образом, используя различные формы работы по экологическому воспитанию, мы стремимся заложить в детях представление о том, что человек - это неотъемлемая часть природы, с которой надо дружить, беречь ее, ценить, чувствовать.
Конечно, хотелось бы расширить взаимодействие ДОУ с внешними партнёрами. В частности с библиотекой. Надеемся, что, не смотря на отдалённость, мы найдём возможность общаться и определимся с формами взаимодействия.
Всем нам хочется вырастить то поколение, которое будет не уничтожать, а только созидать. И закончить свое выступление хотелось словами русского поэта Евгения Евтушенко.
Берегите эти земли, воды,
Даже малую былиночку, любя
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...
"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой буд...
Развитие восприятия художественной литературы в старшем дошкольном возрасте (из опыта работы воспитателя)
Художественная литература сопровождает человека с первых дней его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаи...
Конспект образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя МБДОУ «Детского сада № 430» г. Нижний Новгород Денисовой Е.В.
Тема: Чистый воздух – это здоровье.Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о ...
Статья "Проектная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы музыкального руководителя)
Проектная деятельность музыкального руководителя в ДОУ...
Организация словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы).
Развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями....
" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.
Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....