Презентация "Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте» Н.А. Коротковой"
презентация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Форма работы ( минипедтехнология ), направленная на освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае ). Путешествие по карте не преследует цели снабжения детей детальными географическими сведениями . Главное – создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия).
Содержание познавательно-исследовательской деятельности « Путешествие по карте» Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели . Части света, их природные и культурные «метки»-символы
Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествий по карте»: обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира. Задачи , решаемые при организации «Путешествия по карте»: 1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.) . 2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта. 4. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности. 5. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира. 6. Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т.д.) т.е. развивать познавательную активность.
Алгоритм структуры занятия «Путешествия по карте» / Н.А.Короткова / Этапы Последовательность деятельности 1 актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы: 2 обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем 3 предметно-символическая фиксация или опытная проверка связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями 4 подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями
1 этап: актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы: Для путешествий по карте отправным моментом могут стать воображаемые события (из художественных текстов), хотя в полной мере следует использовать и события, происходящие в реальной жизни (например, Олимпийские игры, путешествия с родителями в летний период и др.).
2 этап : обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем : Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопросы для исследования: Как добраться до того или иного места? Как путешествовать в океане, если нет дорог и указателей? Воспитатель вместе с детьми обсуждает идеи, гипотезы детей, предлагает свою версию ответа. Обсуждение проходит за «круглым столом» (за реальным круглым столом или на ковре, вокруг предлагаемого предметного материала, карты). На этом этапе исследования педагог использует реальный предметный и иллюстративный материал. Иллюстративный материал, как и в технологии «путешествие « по реке времени» представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми детьми, передаются из рук в руки. Дети обсуждают представленный материал, педагог поощряет к детальному анализу, возникают активные обсуждения относительно сходства и различия, связей между исследуемыми предметами и явлениями.
3 этап: предметно-символическая фиксация или опытная проверка связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями: На следующем этапе – уровне практического действия – дети фиксируют «метки» пространства на карте. Опытную проверку идей, фиксацию «меток» дети осуществляют индивидуально, парами или небольшими подгруппами в зависимости от имеющегося материала для исследования. Воспитатель сначала сам может провести демонстрационный маршрут по карте, а затем подключиться к одной из подгрупп, затем перейти к другой. На этом этапе каждый ребенок выбирает удобное для себя место работы. Подгруппы детей могут рассредоточиться по группе, а затем вновь объединиться за «круглым столом» для сборки общей карты, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.
4 этап : подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями: Предлагаемое содержание усвоено ребенком тогда, когда оно используется в самостоятельной деятельности, поэтому исследовательская деятельность со взрослым должна придать импульс самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» в детском саду и дома. Этот исследовательский импульс обеспечивается посредством предметного материала, используемого на занятиях и остающегося в группе. Карта полушарий, глобус с отмечаемыми маршрутами и «метками» частей света имеет свое постоянное место в группе так, чтобы к ним был свободный доступ, рядом – маркеры. Дети могут легко подойти, рассмотреть, «поработать». Исследование по карте может стать продолжением сюжетной игры в путешествие.
Алгоритм деятельности взрослого и детей «Путешествия по карте» Этапы Последовательность деятельности 1 этап Выбор пункта назначения . 2 этап Выбор транспортного средства передвижения . 3 этап Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте. 4 этап Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения. 5 этап Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных растений, людей, занятых типичным трудом) 6 этап Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.
Демонстрация продуктов совместной с детьми деятельности «Путешествие по карте »: 1. Дети рассматривают карту, компас, глобус. 2. Дети отмечают маршрут путешествия по карте. 3. Рассматривание энциклопедий. 4. Опыты. 6. Вырезание карточек-меток и наклеивание их на карту. 7. Вырезание картинок и создание панно, макета. 8. Рассматривание панно, макета. 9. Чтение художественной литературы с детьми. 10. Дидактические игры. 11. Рефлексия (самоанализ) 12. Составление синквейнов .
Предварительный просмотр:
Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте» Н.А. Коротковой:
Слайд 1: название презентации
Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
Слайд 2:
Данный тип исследования создает наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае).
Путешествие по карте не преследует цели снабжения детей детальными географическими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия).
Слайд 3:
В данном культурно-смысловом контексте реализуется содержание, связанное с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и др.)
Слайд 4:
Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествий по карте»: обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.
Задачи, решаемые при организации «Путешествия по карте»:
1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.) .
2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.
4. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.
5. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.
6. Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т.д.) т.е. развивать познавательную активность.
Слайд 5:
Алгоритм структуры занятия «Путешествия по карте» /Н.А.Короткова/ | |
Этапы | Последовательность деятельности |
1 | актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы |
2 | обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем |
3 | предметно-символическая фиксация или опытная проверка связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями |
4 | подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями |
Слайд 6:
Для каждого конкретного занятия нужен какой-либо отправной момент, вызывающий интерес детей и позволяющий поставить вопрос для исследования.
Для путешествий по карте отправным моментом могут стать воображаемые события (из художественных текстов), хотя в полной мере следует использовать и события, происходящие в реальной жизни (например, Олимпийские игры, путешествия с родителями в летний период).
Слайд 7:
Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопросы для исследования: Как добраться до того или иного места? Как путешествовать в океане, если нет дорог и указателей? Воспитатель вместе с детьми обсуждает идеи, гипотезы детей, предлагает свою версию ответа. Обсуждение проходит за «круглым столом» (за реальным круглым столом или на ковре, вокруг предлагаемого предметного материала, карты). На этом этапе исследования педагог использует реальный предметный и иллюстративный материал. Иллюстративный материал, как и в технологии «путешествие «по реке времени» представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми детьми, передаются из рук в руки. Дети обсуждают представленный материал, педагог поощряет к детальному анализу, возникают активные обсуждения относительно сходства и различия, связей между исследуемыми предметами и явлениями.
Слайд 8:
На следующем этапе – уровне практического действия – дети фиксируют «метки» пространства на карте. Опытную проверку идей, фиксацию «меток» дети осуществляют индивидуально, парами или небольшими подгруппами в зависимости от имеющегося материала для исследования. Воспитатель сначала сам может провести демонстрационный маршрут по карте, а затем подключиться к одной из подгрупп, затем перейти к другой. На этом этапе каждый ребенок выбирает удобное для себя место работы. Подгруппы детей могут рассредоточиться по группе, а затем вновь объединиться за «круглым столом» для сборки общей карты, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.
Слайд 9:
Предлагаемое содержание усвоено ребенком тогда, когда оно используется в самостоятельной деятельности, поэтому, исследовательская деятельность со взрослым должна придать импульс самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» в детском саду и дома. Этот исследовательский импульс обеспечивается посредством предметного материала, используемого на занятиях и остающегося в группе. Карта полушарий, глобус с отмечаемыми маршрутами и «метками» частей света, имеет свое постоянное место в группе так, чтобы к ним был свободный доступ, рядом – маркеры. Дети могут легко подойти, рассмотреть, «поработать». Исследование по карте может стать продолжением сюжетной игры в путешествие.
Слайд 10:
Алгоритм деятельности взрослого и детей «Путешествия по карте» | |
Этапы | Последовательность деятельности |
1 этап | Выбор пункта назначения. |
2 этап | Выбор транспортного средства передвижения. |
3 этап | Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте. |
4 этап | Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения. |
5 этап | Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных растений, людей, занятых типичным трудом) |
6 этап | Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали. |
Слайд 11:
Демонстрация продуктов совместной с детьми деятельности «Путешествие по карте»:
1. Дети рассматривают карту, компас, глобус.
2. Дети отмечают маршрут путешествия по карте.
3. Рассматривание энциклопедий.
4. Опыты.
6. Вырезание карточек-меток и наклеивание их на карту.
7. Вырезание картинок и создание панно, макета.
8. Рассматривание панно, макета.
9. Чтение художественной литературы с детьми.
10. Дидактические игры.
11. Рефлексия.
12. Составление синквейнов.
Слайд 12:
Сейчас предлагаю вам просмотр (видео) познавательно-исследовательской деятельности для детей 5 – 6 лет «Лесные этажи» по технологии «Путешествие по карте».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по карте"
Слайд 1: название презентацииПутешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». С...
«Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – лента времени».
Рассматривая ФГОС ДО через призму обеспечения качества условий, процесса и результатов, возникла необходимость поиска новых механизмов обеспечения успешной индивидуализации и социализации детей дошкол...
"Использование нетрадиционных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста".
Консультация для педагогов...
Макет «Золотая осень в лесу» как одна их форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. (из опыта работы)
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является ...
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте»
познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте»Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я думаю, каждый из вас, использу...
Инновационные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя Янковой О.В.)
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологическо...
Опыт работы "Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности"
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности...
Комментарии
Познавательный материал!
Познавательный материал! Спасибо! Я тоже осваиваю данную технологию.