«ДАРЮ ЗДОРОВЬЯ ВАМ»
методическая разработка на тему
«Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для педагогов | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»
Мастер-класс для воспитателей на тему:
«ДАРЮ ЗДОРОВЬЯ ВАМ»
Подготовила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Горлова И.Я.
2017г.
Цель: формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой;
- вовлечь педагогов в игровое общение;
- формировать положительное отношение к коллегам.
Ход мероприятия:
Здравствуйте! Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте, на первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нём всё: и свет улыбки, и радость встречи, и пожелания здоровья. Говоря: «Здравствуйте», мы желаем человеку быть крепким, сильным, здоровым. Так давайте поприветствуем друг друга.
Начать нашу встречу мне хотелось бы со знакомства. А чтобы мы лучше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т.д.
(знакомство-приветствие).
«Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.»
В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.
Ведущий: Одной из формул здоровья является эмоциональное состояние. Предлагаю выбрать из палитры красок тот цвет, который соответствует вашему настроению. Учёные утверждают: "Цвет способен на все. Он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение; от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу". Сказано очень верно. Ведь цвета влияют на организм человека, на его нервную систему и сферу эмоций.
Карточки «Значение цвета»
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).
Перед вами воздушный шар, который летит над землей. В корзине воздушного шара сидит человек — это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 7 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 2 (а потом еще 2) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.
Ведущий: Хочешь быть здоровым, подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей. Учись правильно дышать: спокойно, неглубоко, размеренно.
Ведущий предлагает прислушаться к своему дыханию и определить какое оно, поверхностное, глубокое, грудное или с участием мышц живота.
Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Способ 1. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Способ 2. Поскольку в ситуации раздражения или гнева мы забываем делать нормальный выдох, то попробуйте: глубоко выдохнуть; задержать дыхание так надолго, как сможете; сделать несколько глубоких вдохов; снова задержать дыхание.
Педагоги используют дыхательные техники (Обучение способам управления дыханием).
1. Маска удивления. И.П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
2. Маска гнева. И.П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание на секунду, с выдохом опустить брови.
3. Маска поцелуя. И.П.: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы («куриная гузка» или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
4. Маска смеха. И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта – маска смеха, с выдохом – расслабить напряженные мышцы.
– Упражнение “Успокаивающее дыхание”. И.П.: Сидя, сделать вдох – живот выпячиваем вперёд (“надуть” большой живот) на счёт 1-2-3-4; задержка дыхания на счёт 1-2; выдох – живот втягиваем на счёт 1-2-3-4. (продолжительность 3-5 минут).
Ведущий: Профессия обязывает нас много говорить. Перенапряжение голосовых связок может спровоцировать болезни горла: ларингит, фарингит. Выполнение несложных упражнений поможет укрепить мышцы гортани.
Предлагаю вам выполнить комплекс дыхательно — голосовых упражнений для укрепления мышц гортани.
-Поцокайте языком громко и быстро, тихо и медленно.
−Несколько раз постарайтесь дотянуться языком до подбородка.
−Постарайтесь зевнуть с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
−Откройте рот максимально широко, немного расслабьте мышцы и мягко опустите голову вниз. Вернитесь в исходное положение.
−Выполните движения губами, мысленно произнося «а-о-э».
Педагоги выполняют комплекс упражнений.
Ведущий: Снять мышечное и психологическое напряжение помогут упражнения, выполнение которых не займёт много времени и не потребует специального оборудования. Придя домой, включите спокойную музыку и выполняйте упражнения для снятия мышечного и психологического напряжения, которые мы сейчас вам покажем.
Педагоги выполняют комплекс упр. для снятия мышечного и психологического напряжения.
Ведущий. Все движения выполняйте очень медленно, плавно, не допуская болевых ощущений. Дышите ровно и спокойно. Постарайтесь сохранить каждую позу в течении 30 сек.
•Расправьте плечи. Встаньте на цыпочки, поднимите руки и потянитесь вверх всем телом.
•Выполняйте полуприсед, немного согнув ноги в коленях. Вытяните руки перед собой и потянитесь вперед, сохраняя спину абсолютно прямой.
•Из этого же положения отведите прямые руки назад. Шею и подбородок потяните вперёд.
•Наклонитесь вперёд, руки отведите в стороны, колени выпрямите. Потянитесь.
•Поставьте ноги вместе, наклонитесь вперед, обхватите руками колени и постарайтесь коснуться их носом.
•Выполните по два поворота головой вправо-влево (подбородок почти касается груди).
Ведущий: Чтобы быть здоровым, необходимо научиться чередовать работу с активным отдыхом.
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим…
Раз, два! — выше голова,
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — тихо сесть.
Раз — подняться, подтянуться,
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — за стол тихонько сядь.
Молодцы! А сейчас я предлагаю вам разгадать загадки
- Оля ядрышки грызет, падают скорлупки, а для этого нужны нашей Оле….(зубки)
- Не часы а тикает……..(сердце).
- Ношу их много лет, а счету им не знаю. Не сеют, не сажают, сами вырастают..(волосы).
- Оля ягодки берет по 2 по 3 штучки. А для это нужны нашей Оле…..(ручки).
- На лице он выдается, не в свои дела суется, но сопеть и нюхать тоже с удовольствием он может……(нос).
- Стоят 2 кола, на колах-бочка, на бочке – кочка, на кочке лес дремучий… (человек)
- Пятерка братьев неразлучны, им вместе никогда не скучно, они работают пером, пилою, ложкой, топором…..(пальцы).
- День закончился, затих, ты легла, закрыла их, и легонечко зевнула и тихонечко заснула……(веки).
Ведущий: Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме. Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга; Указательный – улучшает работу желудка; Средний – кишечник и позвоночник; Безымянный – улучшает работу печени; Мизинец – помогает работе сердца (несколько примеров).
Сказка «Красная шапочка!»
— Бабушка, бабушка, а почему у тебя такое морщинистое лицо?
— Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.
— Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
— Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
— Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
— Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
— Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
— Это потому, моя деточка, что по утрам никогда не делала зарядку.
Если ты не хочешь выглядеть, как эта бабушка, веди здоровый образ жизни!
В.А.Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, не свод требований к режиму, питанию, труду и учебе. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил».
Упражнение «Дружественная ладошка».
Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.
Участникам раздаются листки бумаги.
Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека.
Выполнение задания участниками.
— Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.
Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа, и беречь его нужно смолоду
Ведущий: Вот и подошел к концу наш замечательный оздоровительный день.
И в конце я вас попрошу встать в круг.
Проводит игру "Клубочек".
Запевает песню, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему. Следующий пропивает строчку другой песни, то, что приходит на ум и передает следующему. Когда участники заканчиваются - все воспитатели соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к ведущему, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут на пол.
Ведущий обращает внимание на то, что ниточка не порвалась и она надеется, что все всегда будут так же крепко дружить, поддерживать друг друга в трудную минуту. Ведь добрые дела, дружба - это тоже здоровье.
Список литературы:
1. Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно-правовые документы, аспекты /авт.сост. Горбатова М.С. Волгоград:Учитель.2011 г.
2. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий\ авт-сост.М.А. Павлова, М.В.Лысогорская.-Волгоград:Учитель.2009 г.
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
4. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» г.Москва«Сфера», 2007г.
5. Доскин В.А. «Как сохранить и укрепить здоровье ребенка» г.Москва «Просвещение», 2006г
6. Никишина И. В. Мастер – класс для педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. М.: «Планета», 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе:"Комнатные растения дарят здоровье"
Цель: Дать детям знания о том, что комнатные растения не только украшают наши дома, но и оздоравливают человека.Программные задачи:Систематизировать знания детей о растениях лекарях: алоэ, калан...
"Вода дарит здоровье"
Проект по плаванию для детей с нарушениями осанки и плоскостопия...
Конспект занятия в подготовительной группе "Музыка нам дарит здоровье"
В занятии представлены разнообразные формы оздоровления детей в процессе мкзыкальной деятельности....
Дидактическая игра "Зима нам дарит здоровье"
Дидактическая игра "Зима нам дарит здоровье"...
Развлечение «Смех - дарит здоровье»
Цель: Способствовать развитию у детей положительного эмоционального настроя, связанного с днём смеха.Задачи:1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.2.Вызвать у детей...
"Витамины дарят здоровье"
Консультация для родителей (ширма)...
Урок здоровья у профессора Закалкина «Вода дарит здоровье»
Интегрированное занятие:по ФГОС...