"Вода дарит здоровье"
проект (подготовительная группа) на тему

Колесник Алла Всеволодовна

Проект по плаванию для детей с нарушениями осанки и плоскостопия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_detey_s_narusheniyami_osanki_i_ploskostopiya.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ  ПРОЕКТА:  Коррекция  нарушения  осанки  и  плоскостопия  у  ребенка дошкольного  возраста  посредством  занятий   плаванием.

                ЗАДАЧИ: Основные  задачи  коррекционных  и  физических  упражнений  на    суше  и  в  воде  заключаются  в  следующем:

                             1.  Разгрузка  позвоночника – создание  благоприятных  физиологических                 условий  для  нормального  роста  тел  позвонков и  восстановления правильного  положения  тела;                                                                                              

2.  Воспитание  правильной  осанки;                                                                                                                       3.  Улучшение  координации  движений;                                                                                      4.  Увеличение  силы  и тонуса  мышц;                                                                                                     5.  Коррекция  плоскостопия;                                                                                                       6.  Постановка  правильного  дыхания;                                                                                        7.  Улучшение  функций  сердечно – сосудистой  и  дыхательных  систем;                                       8.  Закаливание;                                                                                                                               9.  Приобретение  навыков  плавания – освоение  плавания;                                            10.Развитие  волевых  качеств;                                                                                                                 11.Эмоциональная  разрядка.                                                                                                 Сроки  реализации :  1  учебный  год                                                                              Участники  проекта :  ребенок с нарушением осанки и плоскостопия  6-7л.                         .Форма   проведения :  индивидуальные  занятия

                   

                                                                   

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Осанка – привычное  положение  тела  в  покое  и  в движении, это  поза   непринужденно  стоящего  человека, которую  он  принимает  без  лишнего  мышечного  напряжения.  Осанка  отражает  не  только  физическое, но  и  психическое  состояние  человека, его  настроение  и  даже  характер. Правильная  осанка – это  не  только  красиво,  это  залог  того,  что  вы  уверены  в себе  и  благополучны.                                                                                                 Вопросы  обучения, воспитания,  развития  детей  с  нарушением  осанки  очень  актуальны  в  современном  мире.  По  данным  НИИ   детской  ортопедии  им.Г.И. Турнера  в  России  нарушение  осанки  выявлено  у  60-80% детей,  чистота  искривлений   позвоночника  за  последние  годы  увеличилась  с 4%   до 12%.                                                                                                               В  сложившейся  ситуации  посильную  помощь   детям  с  нарушениями  осанки  и  плоскостопия  могут  оказать  не  только  врачи, но и инструктора  по физической  культуре  и  плаванию  дошкольных  учреждений, поскольку  уже  в  6-7  лет  изгибы  позвоночника  четко  выражены.   За  состоянием  осанки  нужно  следить  с  раннего  возраста. В  этом  смысле  неоценимо  значение  плавания,  как  средства  коррекции   и  профилактики  осанки  у  детей  дошкольного  возраста.  Потому  что  только  плавание обеспечивает   естественную  разгрузку  позвоночника   с  одновременной  тренировкой  мышц.        

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Нормативно-правовой аспект проекта

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, от 29 декабря 2012 года, вступившим в силу 01.09.2013 года определяет содержание определенного уровня и направленности. Реализация проекта, направлена на решение задач:

- формирование общей культуры личности ребенка,

- адаптации личности ребенка к жизни в обществе.

Проект «Вода  дарит  здоровье» разрабатывался в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 329-Ф3 от 04.12.2007 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" адаптивная физическая культура детей с ограниченными возможностями, который направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья в  контексте ФГОС.

Данный  проект создан на основе дополнения к Методическим рекомендациям  по организации деятельности специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в Российской Федерации от 12.12.2006г. № СК-02-10/3685) «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта».

Проект «Вода дарит  здоровье» по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья  предназначен для работы с детьми дошкольного возраста.   Рассчитан проект на 1 год обучения детей в возрасте от 6 до 7 лет     (подготовительная группа). Обучение реализуется в режиме  индивидуальных занятий. Продолжительность занятий:

- для детей от 6-7 лет 1 час в неделю (2 занятия по 30 минут) – 56  часов в  учебный год.

                                   

Значение  плавания  в  профилактике  и  лечении  нарушений осанки.

Плавание   способствует  укреплению  здоровья, привитию  жизненно-важных  навыков, воспитанию  морально  волевых  качеств.                                                                        Лечебное  значение.                                                                                                                              Плавание – важное  звено   комплексной  программы  по  коррекции  нарушений  осанки. При  плавании  происходит   естественная  разгрузка  позвоночника, исчезает  асимметричная  работа  межпозвонковых  мышц,  восстанавливаются  условия  для  нормального  роста  тел  позвонков.  Вытяжение  позвоночника  во  время  скольжения  дополняет  разгрузку   зон  роста. Одновременно  укрепляются  мышцы  позвоночника  и  всего  скелета, совершенствуется  координация  движений, формируется  чувство  правильной  осанки.  Занятия  в  воде  при  нарушениях  осанки  позволяют   решить  сразу  две  задачи :  коррекция при  нарушениях  из  разгрузочного  положения  и  закаливание      ( особенно  необходимое  для  ослабленных  детей).                                                                                                                                                    Эмоциональное  значение.                                                                                                  Заключается  в  снятии  психологической  напряженности  у  детей, создании  оптимистического  настроения.                                                                                    Оздоровительно – гигиеническое  значение.                                                                             Состоит  не  только  в  воздействии  физических  упражнений  на  организм  ребенка,  но  и  благоприятном  воздействии  на  него  воды. Вода  очищает  и  укрепляет  кожу, оказывает   положительное  влияние  на нервную  систему,  активизирует  обмен  веществ, улучшает  деятельность  сердечно – сосудистой  и  дыхательной  систем. Пребывание  в  воде  совершенствует  теплообмен, закаливает  организм. Давление  воды  на грудную  клетку   вызывает   усиленную  деятельность  мускулатуры. Ритмичное  и  глубокое  дыхание  при  плавании  способствует  повышению  подвижности  грудной  клетки  и увеличению  жизненной  емкости  легких. Вода  оказывает  воздействие  на  двигательный  аппарат, увеличивая  силу  мышц. Плавание  повышает  устойчивость  вестибулярного  аппарата,  заставляет  все  нервные  клетки  работать  в полную  силу.                                                                                                                        Прикладное  значение.                                                                                                         Состоит  в  приобретении  чрезвычайно  важного  для  жизни  умения  плавать, нырять, ориентироваться  в  воде.                                                                                                   Воспитательное  значение.                                                                                                 Зависит  от  организации  процесса. Систематические  занятия  по  плаванию  в  детском  саду  воспитывают  организованность, трудолюбие, уверенность  в  своих  силах. Разнообразные  упражнения  и  игры  на  занятиях  способствуют  совершенствованию  двигательных  способностей  детей.  

  Показания  и  противопоказания  к  занятиям  по  плаванию  в  ДОУ:

Плавание  рекомендуется  всем  детям  с  нарушением  осанки, независимо  от  степени  и  вида  искривления.                                                                                

Порядок   применения   упражнений  на  занятиях  по  плаванию в ДОУ:

1. Дыхательные  упражнения;                                                                                                                                           2. Упражнения  подготовительные;                                                                                                               3. Упражнения, активно  вытягивающие  позвоночник -  брасс  на  груди  с  удлиненной  фазой  скольжения;                                                                                                                          4. Упражнения с асимметричным  исходным  положением  для  плечевого  пояса  или  тазового  пояса;                                                                                                                                                                                               5. Упражнения  для  коррекции  плоскостопия;                                                                             6. Упражнения  на  развитие  силы  мышц (скоростное  плавание, плавание  в  ластах);                                                                                                                                          7. Свободное  плавание  и  игры.  

 

                                        РЕКОМЕНДАЦИИ:

1.При  подборе  индивидуальных   специальных  упражнений  следует  учитывать  степень  нарушения  осанки  в  сагиттальной  плоскости (лордоз, кифоз). При  плоской  спине  не  рекомендуется  плавание  на  спине, а при  кифозе  необходимо, наоборот, плавать  на  спине. При выраженном  лордозе  поясничного  отдела  под  живот  подкладывают  плавательный     предмет.                                                                                                                2. При  плоскостопии  полезно  использовать  движения  ногами  стилем  «кроль» ( для  усиления  воздействия на  мышцы  стопы – плавание  в  ластах)                                               3. При плоской спине, когда  вместо  физиологического  грудного  кифоза  у  ребенка  имеется  уплощение – лордоз  грудного  отдела  позвоночника, возможно  ввести в комплекс  работу  стилем «баттерфляй»  без  выноса  рук  из  воды.                                                                                                                                               4. Коррекция  в грудном  отделе  достигается  вытягиванием  руки  вверх  на  стороне  вогнутости  и  в  сторону – на стороне  выпуклости, в поясничном  отделе – отведением  ноги   в  сторону  на  стороне  выпуклости.  

  Следовательно, методика  коррекции  осанки  с помощью  плавания  и  выбор  индивидуальных  упражнений  зависят  от  вида  нарушения  осанки  у  дошкольников          ( сутуловатость, круглая спина –кифоз, кругло-вогнутая  спина, плоская, плоско-вогнутая, асимметричная). У  дошкольников  чаще  всего  встречается  1-2 степень  нарушения осанки.

                                                                                                                    ПЛАН   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОЕКТА

Тема   занятия

Содержание занятия

 Сроки

 Методические указания

Самовытяжение, разгрузка  и  коррекция  позвоночника

Скольжение  на  груди, скольжение  на спине

1-4 неделя сентября

Для  выполнения правильного скольжения необходимо  сильно  оттолкнуться от бортика, выпрямляя ноги и оттянув носки, вытянуть  руки и скользить до  полной остановки

Коррекция искривления позвоночника, развитие мышечного  корсета, дыхательной мускулатуры

Скольжение  на груди с доской  в вытянутых руках, плавание с работой ног способом «кроль»

 

1-2  неделя октября

Ноги должны быть выпрямлены и не напряжены, работают в основном от бедра, а стопы выполняют захлестывающие движения. Выполнять в быстром темпе с небольшой амплитудой, повернув стопы внутрь. По мере усвоения амплитуду увеличивать. Дыхание не задерживать. Проплывание начинать с нескольких метров. Метраж увеличивать постепенно.

То же и разгрузка позвоночника, улучшение дыхательной мускулатуры

То же без доски

3-4  неделя октября

Руки все время вытянуты вперед

Овладение навыками движений рук   как при плавании способом  брасс, коррекция позвоночника

Скольжение на груди – выполнить гребок руками способом «брасс»

1-2  неделя ноября

Выполнять с задержкой на вдохе, в пояснице не прогибаться

Овладение навыками  движений ног  способом «брасс», коррекция позвоночника

Скольжения на груди – выполнить  гребок руками брассом, затем толчок ногами – скольжение. Повторить движения

3-4  неделя ноября

Выполнять с задержкой  на вдохе, в пояснице не прогибаться

Развитие  дыхательной мускулатуры и укрепление  мышц спины, плечевого пояса, грудных мышц

Скольжения на груди, плавание  брассом в сочетании с дыханием

1-4 неделя декабря

Вдох в начале гребка. Заканчивая гребок, выдох в воду. Вдох быстрый, выдох медленный, глаза открыты

Коррекция исправления позвоночника

Скольжения на груди, плавание брассом с асимметричным положением рук

1-2 неделя января

Руку противоположную искривлению  поднимают вверх

Коррекция искривления  позвоночника. Развитие дыхательной мускулатуры, развитие мышц нижних конечностей

Скольжение на груди, в руке со стороны вогнутости искривления – доска, другая рука прижата к туловищу, ладонь на воде. Ноги работают  способом «кроль»

3-4 неделя января

На выдох голову поворачивать в сторону прижатой  руки

Укрепление  мышц брюшного пресса и нижних конечностей

Скольжение на спине, ноги «брасс», руки вдоль туловища

1-2 неделя февраля

Вдох после толчка ногами

Разгибание грудного отдела позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, нижних конечностей, улучшение легочной вентиляции и кровообращения

Скольжение на спине, ноги «брасс»

3-4 неделя февраля

По показаниям. Руки в коррекции, таз не опускать

Овладение навыками сочетания движений рук и ног способом «брасс» на спине. Увеличение подвижности грудной клетки

Скольжение на спине, руки вдоль туловища. Гребок брассом руками – скольжение, толчок ногами брассом – скольжение. Повторить движение по возможности

1-2 неделя марта

Вдох начинать  в момент выноса рук из  воды и заканчивать, когда  руки  проходят линию  плечевых суставов, выдох – в конце гребка

Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Улучшение  кровообращения  и легочной вентиляции. Увеличение подвижности грудной клетки

Плавание  способом  «брасс» в полной координации

3-4 неделя марта

В начале гребка руками – вдох, в середине и в конце гребка – выдох. Сгибание ног  начинается с разведением рук в стороны

Укрепление  мышц  стопы, голени, разгибателей и приводящих мышц бедра

Плавание  способом «брасс» на спине

1-2 неделя апреля

Медленное подтягивание и разведение  ног. Быстрое разгибание и сведение ног, отталкивая воду внутренними  поверхностями  голени  и  стоп. Руки держать в положении коррекции (вытянутыми вперед)

Коррекция искривления. Разгибание грудного отдела позвоночника

Скольжение на спине с доской в вытянутых вверх руках, ноги работают способом «кроль»

3-4 неделя  апреля

Плечевой пояс и таз  не опускать

Разгрузка, коррекция  позвоночника. Развитие мышц туловища, увеличение легочной вентиляции, улучшение кровообращения

Скольжение  на спине, руки в коррекции, ноги работают способом «кроль»

1-4 неделя мая

Рука вогнутой стороны грудного искривления  вытянута вверх, рука выпуклой  стороны прижата, ладонь кверху. Следить за коррекцией

Естественно, что  в дошкольном возрасте  данные  упражнения  могут быть использованы в игровой форме, что позволит лучше усвоить  и  закрепить полученные  навыки.

Если  занятия  по плаванию  в детском  саду  проводятся не  менее   двух  раз  в  неделю, то можно  ожидать  следующие  результаты:

1. Укрепление  мышечного  корсета и ликвидация мышечного  дисбаланса; стабилизация  деформации позвоночника, грудной клетки;                                                                                    2. Приобретение  и закрепление  ранее  полученных  навыков  плавания  и  специальных  упражнений;                                                                                                                                                 3. Выработка  правильной осанки;                                                                                                               4. Улучшение функций дыхания  и сердечно - сосудистой  системы;                                                    5. Повышение общего уровня  физического развития;                                                                              6. Улучшение  координации движений;                                                                                               7. Закаливание  детского  организма;                                                                                                        8. Функциональная  подготовка  ребенка  к школе.

                                       

   ВЫВОДЫ:

Исходя  из вышеизложенного, становится ясно, что  роль  плавания  неоценима в решении  проблем  коррекции  нарушений  осанки  у детей  дошкольного  возраста. Детский  позвоночник  гибок  и  податлив,  так как  у детей еще  не  произошел  процесс  окостенения.                                                                                                     Не  следует  забывать, что занятия  плаванием  с детьми,  имеющих  нарушение  осанки и плоскостопия – это часть  комплексной программы  по  коррекции нарушений осанки и плоскостопия, которая  включает  в себя  и лечебную гимнастику, и массаж…                                                                                                                                                   Зная, что процент дошкольников, страдающих  нарушением  осанки  на сегодняшний  день  очень  велик, задача  дошкольных  учреждений  и  инструкторов  по  плаванию  в том  числе – помочь  детям  скорректировать  эти  нарушения  и  подготовить  детей  к школьной жизни. Я думаю, что решение  этой  задачи  нам  вполне  под  силу.

                         

                                    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бородич Л.А., Назарова Р.Д. Занятия  плаванием  при  сколиозе  у детей  и подростков, М,: «Просвещение», 1988.                                                                                                2. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение  и спорт, - Ростов- на- дону: «Феникс»,2001.                                                                                                                                        3. Петренко Г.Г., Полесся Г.В. Лечебное  плавание  при нарушении осанки, - Киев: Здоровье, 1980.                                                                                                                          4. Халемский Г.А. Физическое  воспитание  детей  со  сколиозом  и  нарушением  осанки, - М., «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе:"Комнатные растения дарят здоровье"

Цель: Дать детям знания о том, что комнатные растения не только украшают наши дома, но и оздоравливают человека.Программные задачи:Систематизировать знания детей о растениях лекарях: алоэ, калан...

Конспект занятия в подготовительной группе "Музыка нам дарит здоровье"

В занятии представлены разнообразные формы оздоровления детей в процессе мкзыкальной деятельности....

Дидактическая игра "Зима нам дарит здоровье"

Дидактическая игра "Зима нам дарит здоровье"...

Вода дарит здоровье (Занятие по обучению плаванию детей старшей группы)

Разучивать с детьми скольжение по поверхности воды на груди и на спине...

КОНКУРС Оздоровительная секция "Вода дарит здоровье"

В настоящее время продолжает увеличиваться число дошкольников с функциональными отклонениями в состоянии ОДА, что должно активизировать поиск путей их коррекции. Одним из путей профилактики и коррекци...

Краткосрочный проект на тему"Солнце, воздух и вода - дарят летом чудеса".

Краткосрочный проект на тему"Солнце, воздух и вода - дарят летом чудеса". Разработан для детей разновозрастной группы 2-4 лет....