Конспект занятия в виде мини - тренинга "Мы-команда"
план-конспект на тему
Мини-тренинг "Мы-команда" направлен на пропоганду здорового образа жизни, профилактику и предотвращение "синдрома профессионального выгорания" у специалистов социальной сферы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_efremova_s.i.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Ефремова Светлана Игоревна, педагог-психолог, ГКУ ЦССВ «Центральный»
г. Москва
Конспект занятия в виде мини - тренинга
«Мы-команда»
Актуальность
В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема профессионального выгорания в среде специалистов, вынужденных по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми. Специфика их работы напрямую сопряжена с большим нервно-психическим напряжением, гиподинамией, повышенной нагрузкой на зрительный, слуховой и голосовой аппараты. К данной группе риска относятся сотрудники департамента труда социальной защиты населения - педагоги, психологи, логопеды, воспитатели. Уровень контроля со стороны руководства, психологический климат в коллективе, рабочие перегрузки, дефицит внимания и отсутствие эмоциональной разрядки, все это способствует снижению функциональных резервов.
Синдром профессионального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. Г.А. Макаров
В этих условиях утрачивается отношение к здоровью как к ценности. В связи с этим возникла необходимость формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций, воспитание ответственности за собственное здоровье, обладание определенными знаниями и умениями по сохранению и укреплению здоровья, ведение здорового образа жизни – самосбережение здоровья и обретения жизненного оптимизма.
Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Триединство здоровья – это совокупность физического, психического, духовно - нравственного благополучия человека.
Цель: пропаганда здорового образа жизни, профилактика и предотвращение «синдрома профессионального выгорания» у сотрудников ГКУ ЦССВ «Центральный»
Задачи:
- снятие телесных напряжений;
- сохранение и укрепление психического здоровья специалистов;
- развитие навыков саморегуляции;
- воспитание ответственности за собственное здоровье;
- улучшение психологического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.
Структура занятия: 30 – 50 мин.
Предварительная беседа
(анкетирование, выработка правил группы): 5 – 10 мин.
Разминка: 5-10 мин.
Основная часть: 15-20 мин.
Завершающая часть
(анкетирование, шеринг всего занятия): 10 – 15 мин.
Форма работы:
Основной формой работы является психологический тренинг. Работа в группе ориентирована на активное взаимодействие членов группы, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей.
Занятие оформлено в виде законченного мини – тренинга, т.е. включает приветствие, анкетирование, разминку, основное и завершающее упражнение.
Целевая аудитория:
Занятие разработано для сотрудников ГКУ ЦССВ «Центральный»»
Методы работы:
Телесно – ориентированная психотерапия
Танатотерапия
Упражнения релаксационного характера
Работа в парах
Условия реализации:
Для реализации занятия необходимо свободное помещение, удобные стулья, аудиоаппаратура.
Количество участников – от 2 до 10 человек.
Данное занятие входит в программу по профилактике профессионального выгорания «Мы-команда», которая рассчитана на 1 год с частотой встреч 2 раза в месяц по 1часу.
Оценка эффективности занятия:
В качестве оценки эффективности мини-тренинга использовался принцип анкетирования в начале и в конце занятия.
По окончании занятия ожидаются следующие результаты:
- формирование навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
- укрепление психического здоровья сотрудников;
- улучшение психологического климата в коллективе;
- повышение качества жизни.
Занятие в виде мини-тренинга
Приветствие
Выработка участниками групповых правил
Анкетирование . Анкета участника №1 (см. приложение)
Разминка
Упражнение «Контакт»
Цель: установление более тесного эмоционального контакта между участниками, оптимизация контакта в группе.
Инструкция: выберите себе пару. В парах нельзя будет разговаривать. Встаньте со своим партнером там, где вам нравится. Поздоровайтесь пятками и смените партнера. Далее приветствуйте нового партнера руками, следующего - коленками, локтями и тд.
Шеринга нет.
Основная часть
Упражнение «Взаимодействие»
Цель: упражнение поощряет осознавание тела, творческое движение и межличностную эмпатию. Оно дает опыт и руководства, и следования за кем-то, способствует групповой сплоченности.
Инструкция: упражнение проходит в несколько этапов.
1) в парах: вам придется взаимодействовать друг с другом при помощи предъявленных предметов, которые вы зажмете между указательными пальцами. Задача - как можно дольше их удерживать, при этом выполнять инструкции ведущего (максимально развести руки в стороны, присесть, поднять руки вверх, свести руки вместе и тд., попробовать повторить все с закрытыми глазами).
Комментарии: старайтесь отследить в какой роли вы находитесь - ведущий или ведомый? Легко ли вам взаимодействовать? Чувствуете ли вы партнера? Куда направлено ваше внимание – на удержание предмета или на получение удовольствия от процесса?
2) проделать тоже самое, объединившись в одну группу.
Шеринг
Упражнение «Подарок танатотерапевта»
Цель: снятие телесного напряжения, повышение уровня устойчивости к стрессу.
Инструкция: в парах – клиент, терапевт. Терапевт касается пальцем клиента по всей площади тела (3 мин), затем похлопывает кулачками (3 мин). Завершается упражнение контактом «вода» (поглаживание) по всей площади тела. (3 мин.) Поменяться ролями.
Шеринг
Завершающее упражнение «Спасибо»
Цель: позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Инструкция: ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат СПАСИБО!
Шеринг всего занятия
Анкетирование. Анкета участника №2 (см. приложение)
Список использованной литературы:
- В.Ю. Баскаков. Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007 г.
- Н.Е. Равикович. Тренинг командообразования. Цели, диагностические методики, игры. – М.:Генезис, 2003г.
Приложение
Анкета участника № 1 Имя _______________________________________ Укажите ваше актуальное состояние очень плохое плохое не плохое хорошее отличное не хорошее 1 2 3 4 5 Какие результаты от занятия вы ожидаете? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Спасибо ! |
Анкета участника №2 Имя _______________________________________ Укажите ваше актуальное состояние очень плохое плохое не плохое хорошее отличное не хорошее 1 2 3 4 5 Больше всего мне понравилось/было полезно узнать ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Мои пожелания/замечания ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Спасибо ! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Путешествие в мини-музей "Медвежонок". Знакомство с Олимпийской символикой 2014 года (Белый медведь)".
Дети отправляются в музей детского сада "Медвежонок". Тут находится множество экспонатов (медвежат), сделанных из разных материалов: пластмассы, плюша, ниток, дерева, камня и др. И подробней познакомя...
Конспект занятия – экскурсии в мини-музей ДОУ «Путешествие в прошлое и настоящее часов-будильников»
Цель: Приобщать детей к музейной культуре через создание в группе музея часов. Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие.Задачи: познакомить детей с историей происхождения часов-будильни...
Конспект занятия "Путешествие в мини - музей кукол"
Цель: Познакомить детей с историей создания кукол.Задачи:Пополнить словарный запас.Пробудить у детей интерес к игрушке и вызвать у них желание сделать куклу.Одновременно приобщить детей к увлекательно...
Групповые занятия в виде мини – тренингов «В здоровом теле - здоровый дух»
Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья....
Конспект занятия по окружающему мину "Наш родной край"
Занятие направленно на обобщение, закрепление и расширение знания детей о Горной Шории и городе Таштаголе....
конспект занятия "Экскурсия в мини-музей"В мире часов""
Данный материал можно использовать при знакомстве детей подготовительной группы с часами по окружающему миру и познавательному развитию....
Конспект занятия по изготовлению мини-панно "Зимние деревья" в технике "Модульная пластилинография" для детей 6-7 лет
Данное занятие увлечёт ребят в удивительный мир «Пластилинографии». Данное направление в творчестве очень увлекательное и особенное. Это сочетание рисования и лепки из пластилина. Картина,...