Групповые занятия в виде мини – тренингов «В здоровом теле - здоровый дух»
методическая разработка
Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_zdorovom_tele-zdorovyy_duh.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповые занятия
в виде мини – тренингов
«В здоровом теле - здоровый дух»
Актуальность
Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Триединство здоровья – это совокупность физического, психического, духовно - нравственного благополучия человека.
Профессию педагога относят к специфическим условия работы (большое нервно-психическое напряжение, гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, уровень контроля со стороны руководства, психологический климат в коллективе и др.), содержание труда, рабочие перегрузки, дефицит внимания и отсутствие эмоциональной разрядки, принудительный характер общения, большое количество контактов в течение рабочего дня и другое – все это способствует снижению функциональных резервов.
Истощение эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога, в свою очередь, ведет к развитию профессионального выгорания – синдрома, развивающегося на фоне хронического стресса.
Синдром профессионального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. Г.А. Макаров
В этих условиях утрачивается отношение к здоровью как к ценности. В связи с этим возникла необходимость формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций, воспитание ответственности за собственное здоровье, обладание определенными знаниями и умениями по сохранению и укреплению здоровья, ведение здорового образа жизни – самосбережение здоровья и обретения жизненного оптимизма.
Цель: пропаганда здорового образа жизни, профилактика и предотвращение «синдрома профессионального выгорания» у педагогических работников ЦССВ
Задачи:
- снятие телесных напряжений;
- сохранение и укрепление психического здоровья педагогов;
- развитие навыков саморегуляции;
- воспитание ответственности за собственное здоровье;
- улучшение психологического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.
Структура занятия: 30 – 50 мин.
Предварительная беседа
(анкетирование, выработка правил группы): 5 – 10 мин.
Разминка: 5-10 мин.
Основная часть: 15-20 мин.
Завершающая часть
(анкетирование, шеринг всего занятия): 10 – 15 мин.
Форма работы:
Основной формой работы является психологический тренинг. Работа в группе ориентирована на активное взаимодействие членов группы, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей.
Занятие оформлено в виде законченного мини – тренинга, т.е. включает приветствие, анкетирование, разминку, основное и завершающее упражнение.
Целевая аудитория:
Занятие разработано для педагогических работников ЦССВ
Методы работы:
Телесно – ориентированная технологии
Танатотерапия
Упражнения релаксационного характера
Работа в парах
Условия реализации:
Для реализации занятия необходимо свободное помещение, удобные стулья, аудиоаппаратура.
Количество участников – от 2 до 10 человек.
Данное занятие входит в программу по профилактике профессионального выгорания педагогических работников, которая рассчитана на 1 год с частотой встреч 1 раз в квартал по 1часу.
Оценка эффективности занятия:
В качестве оценки эффективности мини-тренинга использовался принцип анкетирования в начале и в конце занятия.
По окончании занятия ожидаются следующие результаты:
- формирование навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
- укрепление психического здоровья сотрудников;
- улучшение психологического климата в коллективе;
- повышение качества жизни.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Занятие №1 «Снимаем стресс» | 1-1,5 |
2. | Занятие №2 «Учимся расслабляться» | 1-1,5 |
3. | Занятие № 3 «Рисуем агрессию» | 1-1,5 |
4. | Занятие № 4 «Мои ресурсы» | 1-1,5 |
Занятие №1 «Снимаем стресс»
Приветствие
Выработка участниками групповых правил
Анкетирование . Анкета участника №1 (см. приложение)
Разминка
Упражнение «Контакт»
Цель: установление более тесного эмоционального контакта между участниками, оптимизация контакта в группе.
Инструкция: выберите себе пару. В парах нельзя будет разговаривать. Встаньте со своим партнером там, где вам нравится. Поздоровайтесь пятками и смените партнера. Далее приветствуйте нового партнера руками, следующего - коленками, лбом и тд.
Шеринга нет.
Основная часть
Упражнение «Взаимодействие»
Цель: упражнение поощряет осознавание тела, творческое движение и межличностную эмпатию. Оно дает опыт и руководства, и следования за кем-то, способствует групповой сплоченности.
Инструкция: упражнение проходит в несколько этапов.
1) в парах: вам придется взаимодействовать друг с другом при помощи предъявленных предметов, которые вы зажмете между указательными пальцами. Задача - как можно дольше их удерживать, при этом выполнять инструкции ведущего (максимально развести руки в стороны, присесть, поднять руки вверх, свести руки вместе и тд., попробовать повторить все с закрытыми глазами).
Комментарии: старайтесь отследить в какой роли вы находитесь - ведущий или ведомый? Легко ли вам взаимодействовать? Чувствуете ли вы партнера? Куда направлено ваше внимание – на удержание предмета или на получение удовольствия от процесса?
2) проделать тоже самое, объединившись в одну группу.
Шеринг
Упражнение «Подарок танатотерапевта»
Цель: снятие телесного напряжения, повышение уровня устойчивости к стрессу.
Инструкция: в парах – клиент, терапевт. Терапевт касается пальцем клиента по всей площади тела (3 мин), затем похлопывает кулачками (3 мин). Завершается упражнение контактом «вода» (поглаживание) по всей площади тела. (3 мин.) Поменяться ролями.
Шеринг
Завершающее упражнение «Спасибо»
Цель: позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Инструкция: ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат СПАСИБО!
Шеринг всего занятия
Анкетирование. Анкета участника №2 (см. приложение)
Занятие №2 «Учимся расслабляться»
Приветствие
Выработка участниками групповых правил
Анкетирование
Разминка
Упражнение «Пожелание»
Цель: разминка, создание благоприятной для дальнейшей работы атмосферы.
Инструкция: каждый из участников говорит друг другу как можно больше пожеланий на сегодняшний день.
Шеринг
Основная часть
Упражнение «Опасные для жизни яды»
Используемые материалы: цветная бумага, клей, ножницы, краски, кисточки, скотч, карандаши, картон.
Цель: отреагирование эмоций
Инструкция: возьмите листочки, напишите или нарисуйте негативные ситуации, чувства, эмоции, которые вам мешают в жизни. После этого поместите их в ведро с надписью «Опасные для жизни яды», при этом вы можете смять или порвать эти листочки.
Шеринг
Релаксация «Фантазия»
Используемые материалы: цветная бумага, клей, ножницы, краски, кисточки, скотч, карандаши, картон.
Инструкция: «Через минуту я попрошу вас закрыть глаза и я возьму вас с собой в воображаемое фантастическое путешествие. Когда мы его закончим, вы откроете глаза и нарисуете что-нибудь из того, что произойдет в путешествии. Теперь я хотела бы, чтобы вы расположились как можно удобнее и закрыли глаза. Когда вы закрываете глаза, возникает пространство, в котором вы находите себя. Это то, что я называю вашим пространством. Вы владеете таким пространством в этой комнате, в любом другом месте, где вы находитесь, но обычно не замечаете этого. При закрытых глазах вы можете почувствовать это пространство – в нем находится ваше тело и воздух вокруг вас. Это приятное место, потому что это ваше пространство. Обращайте внимание на то, что будет происходить с вашим телом. Если почувствуете напряжение в какой-нибудь части тела, не пытайтесь расслабиться. Просто отмечайте это. Следите за всем телом от головы до кончиков пальцев. Как вам следует дышать? Делать глубокие вдохи или дышать поверхностно и быстро? Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас сделали пару глубоких вдохов. Делайте шумный выдох: «Хаааааах». Отлично. Сейчас я расскажу вам маленькую историю и приглашу вас совершить воображаемое путешествие. Представляйте, что мы идем вместе. Мысленно воображайте то, о чем я расскажу вам, и замечайте, как вы будете чувствовать себя, пока будете делать это. Обратите внимание на то, будет ли вам приятно совершать это маленькое путешествие или нет. Если какая-нибудь часть путешествия вам не понравится, не нужно его продолжать. Просто слушайте мой голос, следуйте за мной, если хотите, и следите за тем, что происходит.
Я хочу, чтобы вы представили себе, что идете по лесу. Вокруг вас деревья и поют птицы. Солнечные лучи проходят сквозь листву. Очень приятно идти по такому лесу. Вокруг со всех сторон цветы и дикие растения. Вы проходите по тропинке. По сторонам от нее скалы, и время от времени вы видите, как пробегает маленький зверек, наверное, кролик. Вы идете дальше и вскоре замечаете, что тропинка ведет вверх. Теперь вы понимаете, что взбираетесь на гору. Когда вы добираетесь до вершины горы, вы присаживаетесь на большой камень, чтобы отдохнуть. Вы смотрите вокруг себя. Светит солнце, вокруг вас летают птицы. Прямо, через долину высится другая гора. Вы можете видеть, что в горе пещера, и вам хочется попасть на ту гору. Вы видите, что птицы легко перелетают туда, и вам хочется стать птицей. Внезапно, поскольку это ваши фантазии, а в мечтах все бывает, вы осознаете, что можете превратиться в птицу. Вы начинаете пробовать свои крылья и убеждаетесь, что умеете летать. Вы взлетаете и легко перелетаете на другую сторону. (Пауза, чтобы дать время для полета).
На другой стороне вы приземляетесь на скалу и сразу же вновь превращаетесь в человека. Вы карабкаетесь по горе, отыскивая вход в пещеру, и видите маленькую дверцу. Вы приближаетесь к ней и в пещеру, и видите маленькую дверцу. Вы приближаетесь к ней и оказываетесь в пещере. Когда вы попадаете внутрь пещеры, вы прохаживаетесь, рассматривая стены, и вдруг замечаете проход- коридор. Вы идете по коридору и вскоре видите много дверей, на каждой из которых написано имя. Вы подходите к двери со своим именем. Вы стоите перед своей дверью. Вы знаете, что скоро откроете ее и окажетесь по другую сторону. Вы знаете, что это будет ваше место, ваш дом. Это может быть место, которое вы вспомните, место, которое нравится вам или не нравится, место, которое вы никогда не видели, место внутри пещеры или снаружи ее. Вы этого не узнаете до тех пор, пока не откроете дверь. Но каково бы оно ни было, это будет ваше место.
Итак, вы поворачиваете ручку и перешагиваете порог. Осматриваетесь на своем месте. Вы удивлены? Хорошенько осмотритесь. Если вы ничего не видите, вообразите его прямо сейчас. Посмотрите, что находится вокруг. Кто здесь находится? Есть ли здесь люди, которых вы знаете или незнакомые? Есть ли здесь животные? Или здесь никого нет? Как вы чувствуете себя в этом месте. Отмечайте, как вы себя чувствуете. Чувствуете ли вы себя хорошо или не очень хорошо? Посмотрите вокруг себя, походите. (Пауза).
Когда вы осмотритесь, вы откроете глаза и снова окажетесь в нашей общей комнате. Я хотела бы, чтобы, когда вы откроете глаза, вы взяли бумагу, карандаши, краски с кистями или пастель и нарисовали то место, в котором вы были, ваше место. Пожалуйста, не разговаривайте, пока будете рисовать. Если вам нужно что-то сказать, пожалуйста, делайте это шепотом. Если вам не хватает нужного цвета, тихо подойдите и возьмите то, что вам нужно, или одолжите это у кого-нибудь. Нарисуйте место, которое вы представили себе, как можно лучше. Если вам захочется, вы можете отразить ваши чувства по отношению к этому месту, используя цвет, различные формы, линии. Определите, где вам лучше изобразить себя в этом месте, где и каким образом – с помощью формы, цвета и символов. Я могу ничего не узнать о вашем месте, глядя на вашу картинку, но вы должны быть готовы объяснить мне. Положитесь на то, что вы увидели, когда открыли дверь, даже если это вам не понравилось. У вас будет около 10 минут. Как только вы почувствуете, что готовы, можете начинать».
Шеринг
Завершающее упражнение
«Спасибо!»
Шеринг всего занятия
Анкетировние
Занятие № 3 «Рисуем агрессию»
Приветствие
Выработка участниками групповых правил
Анкетирование
Разминка
Упражнение «Что вы видели сегодня красивого…»
Инструкция: По часовой стрелке, передовая друг другу мяч расскажите, что вы видели сегодня красивого?
Шеринг
Основная часть
Упражнение «Рисуем агрессию»
Цель: работа с агрессивными эмоциями, осознание мотивов поведения.
Инструкция: Закройте глаза и постарайтесь вспомнить ситуацию, в которой вы испытывали самую сильную злость. Нарисуйте символический образ агрессии на листе бумаги.
Поступите с рисунком так, как вам хочется. При желании исправьте, дорисуйте изображение или уничтожьте работу любым способом (сомните, порвите, сожгите и т.п.) Так вы приобретаете власть над своими чувствами.
Шеринг
Упражнение «Молчаливый образ»
Цель: расслабление, снятие нервно – мышечного напряжения, создание ресурса.
Инструкция: «Представьте себе, что вы проделали длинный путь…»
Завершающее упражнение
«Спасибо»
Шеринг всего занятия
Анкетировние
Занятие № 4 «Мои ресурсы»
Приветствие
Выработка участниками групповых правил
Анкетирование
Разминка
Упражнение «Моё настроение»
Цель: актуальность состояния «здесь и сейчас»
Инструкция: каждому из присутствующих предлагается продемонстрировать свое настроение в виде жестов или пантомимы. Участники группы дают обратную связь.
Шеринг
Основная часть
Упражнение «Каракули»
Цель: поиск собственных ресурсов
Инструкция: Нарисовать не действующей рукой, любые линии (каракули), линии не должны пересекаться и не должны быть прерывистыми. Постараться заполнить как можно больше пространства. Далее посмотреть на рисунок с любой точки зрения (покрутить, перевернуть). Взять цветные карандаши и дорисовать что – нибудь, если хочется.
Шеринг
Упражнение «Метафорический образ»»
Цель: возможность увидеть, изучить свой внутренний образ, определения готовности к предстоящим изменениям и их принятие.
Инструкция: «Представьте себя в виде какого – нибудь метафорического образа. В течении 10 – 15 минут вылепите этот образ из пластилина.»
Шеринг: участники дают название своей скульптуре и коротко рассказывают о ней. Группа высказывает свои впечатления. Что у автора отозвалось от высказываний группы ?
Завершающее упражнение «Спасибо!»
Шеринг всего занятия
Анкетировние
Список использованной литературы:
- В.Ю. Баскаков. Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007 г.
- Н.Е. Равикович. Тренинг командообразования. Цели, диагностические методики, игры. – М.:Генезис, 2003г.
Приложение
Анкета участника № 1 Имя _______________________________________ Укажите ваше актуальное состояние очень плохое плохое не плохое хорошее отличное не хорошее 1 2 3 4 5 Какие результаты от занятия вы ожидаете? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Спасибо ! |
Анкета участника №2 Имя _______________________________________ Укажите ваше актуальное состояние очень плохое плохое не плохое хорошее отличное не хорошее 1 2 3 4 5 Больше всего мне понравилось/было полезно узнать ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Мои пожелания/замечания ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Спасибо ! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник День здоровья "В здоровом теле - здоровый дух"
Сценарий праздника "В эдоровом теле-здоровый дух", для детей старшего возраста детского сада. Показ кукольного спектакля о девочке Маше (для всех возрастов)....
День здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»
Цель: укреплять здоровье детей, воспитывать у детей стремление быть здоровым, формировать двигательную активность. Задачи.1. Создавать праздничное настроение у детей.2. Развивать физи...
Сценарий спортивного семейного праздника, посвященного «Дню здоровья», « В здоровом теле – здоровый дух!»
в целях воспитания правильного отношения к здоровому образу у дошкольников, привлечения родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада; развития интереса к спортивно – массовым меропри...
Неделя здоровья «В здоровом теле, здоровый дух»
Комплексный план мероприятий, состоящий из разнообразных видов физкультурно оздоровительной работы, направленной на формирование личности в социально – психологическом, интеллектуальном, двигательном ...
День здоровья «В здоровом теле - здоровый дух»
День здоровья...
Конспект занятия в виде мини - тренинга "Мы-команда"
Мини-тренинг "Мы-команда" направлен на пропоганду здорового образа жизни, профилактику и предотвращение "синдрома профессионального выгорания" у специалистов социальной сферы...
Психологический тренинг для педагогов «В здоровом теле - здоровый дух»
Психологический тренинг для педагогов "В здоровом теле - здоровый дух...