конспект занятия "Экскурсия в мини-музей"В мире часов""
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Фефелова Марина Васильевна

Данный материал  можно использовать  при знакомстве детей подготовительной группы с  часами по окружающему миру и познавательному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением социально – личностного направления развития воспитанников № 20 « Алёнушка»города Будённовска Буденовского района»

                                           КОНСПЕКТ НОД

 «Экскурсия в мини-музей «В мире часов»»

Подготовительная группа

                                                  Подготовила : Фефелова М.В.

                                                                                                       воспитатель высшей

                                                                                                       квалификационной категории

2022-2023 уч.год

    Цель: познакомить детей с разными видами часов, с историей их возникновения. Учить детей изготавливать часы своими руками.

Задачи:

1. Образовательные:

-формирование представлений о часах и истории их создания;

-Упражнять в определении места звука в слове,  называть слова на определенный звук,

-формирование умения изготавливать часы своими руками.

2. Развивающие:

-развитие памяти, мышления, внимания;

-развитие словарного запаса детей.

 Словарная работа: музей, экскурсовод,  часы (солнечные, водяные, песочные, механические, настольные, настенные, наручные, будильник, часовщик.

3. Воспитательные:

-воспитание интереса к технике и бережного отношения к приборам;

-воспитание целеустремленности, взаимопомощи и умения взаимодействовать со сверстниками.

Оборудование: визитная карточка музея, различные виды часов (рисунок солнечных часов, песочные, водяные, настольные, настенные, будильник,  наручные, (пластиковые бутылки с водой, прозрачные сосуды, маркер черного цвета),

 

                                                 Ход занятия:

Воспитатель: – Здравствуйте ребята! Я приглашаю вас отправиться на экскурсию в музей. А экскурсоводом буду сегодня я. Экскурсовод – тот, кто встречает нас при входе в музей и знакомит с экспонатами.

-Ребята, а вы знаете, что такое музей? (Ответы детей) .

 «Музей-это место, где хранятся различные предметы.

-Кто был в музее? (ответы детей) .

- «А в какой музей вы попадёте,  узнаете, если отгадаете загадку, ».

                                                Мы днем не спим,

Мы ночью не спим.

                                                 И днем и ночью,

          стучим, стучим. (Часы) .

Дети и педагог подходят к музею (оборудованной под музей ). Вход в музей закрыт, рядом стоит касса, в которой сидит ребенок  .

-Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы зайти в музей?

 Дети: «В кассе можно приобрести билеты».

Воспитатель:

Но у нас нет денег.

Ребёнок- кассир: А чтобы приобрести билет, нужно назвать  слово на звук ч

Воспитатель: А почему именно на звук ч ?

Ребёнок.: У нас музей часов. А какой первый звук в слове часы?

-Правильно – звук ч

                ( дети произносят слова на звук ч и приобретают билет)

Приобретаем билеты, кассир убирает ленточку, и дети проходят в музей.

Воспитатель: Ребята. Сегодня  я расскажу вам о часах.

- Что такое часы? (ответы детей)

-А  как вы думаете, для чего человеку нужны часы?  (ответы детей)

 «Часы - это прибор, который необходим человеку для измерения времени».

-Из чего состоят часы?

-Чем похожи часы? Чем они отличаются? (Ответы детей) .

Воспитатель:  «У всех часов есть стрелки, цифры. Отличаются часы формой, размером, цветом».

Игра: «Угадай часы»  .

Педагог называет виды  часов (настенные, настольные, будильник, наручные, песочные,  дети показывают и показывают  их.

 Воспитатель: Часы, которые вы видите вот здесь, называются «механические».

- Как вы думаете почему? (внутри механизм).

Давайте прислушаемся и услышим, как работают часы.

- Что вы услышали? (ответы детей) .

Это работает механизм.

Внутрь поставили пружину, закрутили ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепили к ней зубчатое  колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе крутит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты.  

Солнечные часы

-А сейчас я предлагаю обратить внимание на рисунок вот таких часов.

Это  тоже часы – необычные. Вы знаете, как они называются? (ответы детей). Это – солнечные часы. Человек вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.

-Как вы думаете, удобны ли такие часы? (ответы детей) .

Воспитатель: «Нет, если нужно узнать время всегда придется к ним бегать.

И еще они не удобны тем, что в пасмурную погоду не определишь время».

Педагог – Да, такими часами люди пользовались недолго.

 Водяные часы

И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.                                                                                                 А как вы думаете, эти часы удобными были или нет? Почему?(ответы детей)

Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»

Песочные часы:

- У песочных часов есть стрелки и цифры? (ответы детей)

-Из какого материала сделаны песочные часы? (ответы детей)

                «У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька, сыплется в нижний пузырек. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени».

- Где мы можем увидеть песочные часы? (ответы детей) .

Цветочные часы

Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы – цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.

Физминутка: Тик-так

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт. (Наклоны влево-вправо)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью,(Приседания)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются)

«Часовая лаборатория».

А  сейчас мы с вами отправляемся в самое интересное место нашего волшебного музея «Часовую лабораторию». Я предлагаю вам сделать водяные часы:

Практическая работа – изготовление водяных часов.

Один ребенок следит за водой, другой следит за песочными часами, а третий делает через минуту на сосуде метку маркером.

                     /Дети надевают фартуки, выполняют работу/

 Игра «Часовщики»

-Ребятки, посмотрите на эти красивые часы. - По ним можно узнать время? Почему? (На часах нет цифр). – Что с ними случилось? (они сломались). Педагог обращает внимание на цифры, которые сильным ветром унесло с циферблата.

-Кто ремонтирует часы? (ответы детей) .

 «Часы ремонтирует специально обученный человек, его профессия называется часовщик».

 «Каждому необходимо взять по одной цифре, правильно расположить их на циферблате».

Дети приступают к выполнению задания.

Педагог превращает всех из часовщиков в девочек и мальчиков.

Рефлексия: Педагог - Ребята, пора отправляться в детский сад.

- Где мы сегодня были?

- Что такое музей?

 -Как называют человека, который знакомит с экспонатами?

- Для чего нужны нам часы?

- Какие часы вы знаете?

- Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?

               

         «Берегите свое время, и помните делу время, а потехе час».

                                             Анализ  НОД

«Экскурсия в мини-музей  «В мире  часов»

Окружающий мир

в подготовительной группе

Цель: познакомить детей с разными видами часов, с историей их возникновения. Учить детей изготавливать часы своими руками.

Задачи:

1. Образовательные:

-формирование представлений о часах и истории их создания;

-упражнять в определении места звука в слове,  называть слова на определенный звук,

-формирование умения изготавливать часы своими руками.

2. Развивающие:

-развитие памяти, мышления, внимания;

-развитие словарного запаса детей.

 Словарная работа: музей, экскурсовод,  часы (солнечные, водяные, песочные, механические, настольные, настенные, наручные, будильник, часовщик.

3. Воспитательные:

-воспитание интереса к технике и бережного отношения к приборам;

-воспитание целеустремленности, взаимопомощи и умения взаимодействовать со сверстниками.

Оборудование: визитная карточка музея, различные виды часов: настольные, настенные, будильник,  наручные, рисунок солнечных часов, песочных, водяных, карманных, цветочных, пластиковые бутылки с водой, прозрачные сосуды, маркер черного цвета,

Непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми в подготовительной к школе группе.

В ходе занятия прослеживалась интеграция областей;

  •  «Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;

«Познавательное развитие» -познавательно-исследовательская деятельность;. Закрепление   цифр, продолжать знакомство с часам.

  • «Речевое развитие»- художественное слово, место звука в слове.
  •  «Физическое развитие»- физминутка

                         

               Вступительная  часть НОД построена в игровой форме, так как игра является основным видом деятельности дошкольников. При отборе содержания НОД учитывались возрастные и психологические особенности детей, их знания, умения  навыки по развитию речи, окружающему миру

Основная часть:   Выстраивая структуру деятельности,  использовала вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний,  предлагала детям отвечать на поставленные вопросы.

 Основная часть НОД    - знакомство  с  материалом, выполнение исследовательско-практической деятельности.

     В течение работы у детей наблюдался повышенный интерес к заданиям, заинтересованность детей, утомления не наблюдалось, так как наблюдалась смена деятельности.

   Во время  общения при выполнении работы воспитанниками давала позитивную оценку детской деятельности, добивалась полных ответов.

Умение слушать и понимать воспитателя и отвечать на поставленные вопросы, умение делать выводы – эти умения дети получали в непринужденной форме. Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу.

 При затруднениях воспитанников повторно давала инструкцию выполнения задания, развивая чувство уверенности в собственных силах. Инструкции были четкими, понятными, доступными.

Заключительная  часть : В заключительной части НОД  использовала  рефлексию. Закрепила знания детей с помощью вопросов.

                    Длительность и структура непосредственно- образовательной деятельности выдержаны, использовано  чередование разных видов деятельности. Длительность НОД  согласно данной возрастной группе составило (30-35 минут). Для реализации поставленных задач я использовала различные принципы: (наглядность, систематичность, доступность, последовательность, индивидуальный подход).

              Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Это подтверждают результаты деятельности.

 

Приёмы  (психологический настрой, художественное слово, поощрения, объяснение,  указания, пояснения,  игровой прием, художественное слово, поощрение,  анализ, вводная беседа) были  направлены на индивидуальное развитие каждого ребенка

Методы:

1. Словесный (вопросы к детям, поощрение);

2. Наглядно-демонстрационный.

3.Практический – исследовательская деятельность

4. Игровой.

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом ). 

              Считаю, что выбранная форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Соблюдались нормы педагогической этики и такта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты экскурсий по мини-музею книги

Представлены конспекты занятий,  знакомящие детей с разными видами бумаги, с буквами разных народов, с разнообразными письменными принадлежностями....

Конспект экскурсии в мини-музей "Театральная кукла"

Обзорная интерактивная экскурсияв мини-музей«Театральная кукла»Старший дошкольный возраст Цель: Дать знания об истории возникновении театра, познакомить с различными видами театральных кукол (мар...

Конспект экскурсии в мини-музе "Русская изба"

Одной из приоритетных задач работы  детского сада является  расширение и систематизация знаний в области русской культуры и быта. Так как в наши дни, дети  получают м...

Конспект экскурсии по мини - музею «Гав и Мяу» для детей среднего дошкольного возраста.

Цели:Учить детей различать домашних животных: узнавать и называть их.Создавать с помощью музейной педагогики условия для формирования у детей поисково-исследовательских навыков и умений.Формировать ин...

Мини-музей в старшей группе "Часы и часики"

Цели: - формирование временных представлений у детей посредством построения диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в познавательно-исследовательской деятельности в мини – музее.-...

Мини-музей в старшей группе «Часы».

Профиль музея: познавательный, творческо-информационный.Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.Актуальность создания мини - музея "Часы".     Создан...