Тема № 9. Особенная фигура - Конь.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Особенная фигура - Конь.
Цель: Знакомство с фигурой «Конь», ее особенностями и способами действия. Закрепление знаний о расстановке фигур на шахматной доске.
Активизация словаря ( названия фигур).
Материал: демонстрационный шахматная доска, шахматные доски, шахматные фигуры, шахматная шкатулка.
Методика проведения.
Воспитатель:
-Не пора ли нам ребята, провести эстафету, кто быстрее и правильнее расставит все фигуры и пешки? Как я только назову пешку или фигуру, вы должны отыскать и поставить ее в первоначальном положении. За безошибочное и быстрее выполнение каждого задания победитель получает два очка, проигравший одно очко. Подключив и новую фигуру - коня, воспитатель наблюдает за детьми. Дети очень старательно выполняют задания, показывая хорошие знания о шахматных фигурах и пешках. Воспитатель очень доволен своими юными шахматистами. После проведенных эстафет, воспитатель на демонстрационной доске ставить двух белых и двух черных коней. Она медленно, на шахматной доске, конем, как бы описывает печатную букву «Г». Правда, это буква может выглядеть по-разному. В зависимости от того, на какое поле конь идет.
Прыгнет Конь. Подковы — звяк!
Необычен каждый шаг.
Буква «Г» и так и сяк, получается — зигзаг!
Воспитатель:
- Конь — особенная фигура. Особенный в том смысле, что ходит необычно: на одно поле прямо и на одно наискосок. Кроме того, конь — единственная фигура, которая может перескакивать через свои и чужие фигуры. Поэтому конь считается фигурой коварной и довольно опасной, хотя по силе он уступает ладье, а тем более ферзю. Ход коня воспитатель показывает несколько раз на демонстрационной доске объясняя детям, что конь берет, уничтожает фигуры и пешки противника не на пути движения, не во время прыжка, а на конечной «остановке». Он всегда совершает только 3 шага, ни больше, ни меньше, и встает на свободные от своих фигур поля. Если же на клетке расположилась фигура или пешка противника, если ему это выгодна, он может побить их, а сам встать на это поле.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! - (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! - (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, - (сжатые кулаки на столе)
Куда ему спешить? - (разводят руки, пожимают плечами)
Дети садятся за столами.
Задача — упражнение: дети на шахматных досках показывают, на сколько разных полей — сторон может переместиться конь, если его поставить на середину доски и со своей исходной позиции, где конь размещается до начала игры. Они показывают все восемь разных полей в обязательном порядке, обращая внимание на особенность коня: с белого поля он может прыгнуть только на черное поле и, наоборот, с черного поля только на белое.
Воспитатель:
Не мила коню неволя, перед ним простор широк.
Очень ловка на два поля, совершает конь прыжок.
Ну, а если угрожает окружения заслон,
Через тех, кто окружает, перепрыгивает он.
Поле — прямо, поле — вбок,
Замечательный прыжок!
Ребята, запомните, у каждой из этих фигур есть свои сильные и слабые стороны, что и уравновешивает их по общей силе.
Игра: «Вопросы из шахматной шкатулки»
1. Как ходит пешка? (только вперед)
2. Как бьёт пешка? (наискосок)
3. Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях? (Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
4. Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход? (нет, только одну фигуру)
5. Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска? (белопольные и чернопольные)
6. Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон)
7. Между какими фигурами на доске стоит конь?
8. Чем конь отличается от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)
9.Может ли конь пойти с белого поля на черное? (да)
10. Может ли конь пойти с черного поля на черное? (нет)
11. Может ли конь перепрыгнуть ладью? (да)
12.Может ли черный конь побить черного ферзя? (нет)
13.Сколько различных ходов может сделать конь из центрального поля? (8)
14.Сколько различных ходов может сделать конь из углового поля? (2)
15. Ходит ли конь по диагоналям? (нет)
Молодцы ребята.
Подведение итогов. Награждение участников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_9.docx | 18.38 КБ |
shahmaty_9.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема № 9.
Особенная фигура - Конь.
Цель: Знакомство с фигурой «Конь», ее особенностями и способами действия. Закрепление знаний о расстановке фигур на шахматной доске. Активизация словаря ( названия фигур). Материал: демонстрационный шахматная доска, шахматные доски, шахматные фигуры, шахматная шкатулка.
Методика проведения. Воспитатель:
-Не пора ли нам ребята, провести эстафету, кто быстрее и правильнее расставит все фигуры и пешки? Как я только назову пешку или фигуру, вы должны отыскать и поставить ее в первоначальном положении. За безошибочное и быстрее выполнение каждого задания победитель получает два очка, проигравший одно очко. Подключив и новую фигуру - коня, воспитатель наблюдает за детьми. Дети очень старательно выполняют задания, показывая хорошие знания о шахматных фигурах и пешках. Воспитатель очень доволен своими юными шахматистами. После проведенных эстафет, воспитатель на демонстрационной доске ставить двух белых и двух черных коней. Она медленно, на шахматной доске, конем, как бы описывает печатную букву «Г». Правда, это буква может выглядеть по-разному. В зависимости от того, на какое поле конь идет.
Прыгнет Конь. Подковы — звяк!
Необычен каждый шаг.
Буква «Г» и так и сяк, получается — зигзаг!
Воспитатель:
- Конь — особенная фигура. Особенный в том смысле, что ходит необычно: на одно поле прямо и на одно наискосок. Кроме того, конь — единственная фигура, которая может перескакивать через свои и чужие фигуры. Поэтому конь считается фигурой коварной и довольно опасной, хотя по силе он уступает ладье, а тем более ферзю. Ход коня воспитатель показывает несколько раз на демонстрационной доске объясняя детям, что конь берет, уничтожает фигуры и пешки противника не на пути движения, не во время прыжка, а на конечной «остановке». Он всегда совершает только 3 шага, ни больше, ни меньше, и встает на свободные от своих фигур поля. Если же на клетке расположилась фигура или пешка противника, если ему это выгодна, он может побить их, а сам встать на это поле. Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! - (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! - (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, - (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? - (разводят руки, пожимают плечами)
Дети садятся за столами решение задач.
Задача — упражнение: дети на шахматных досках показывают, на сколько разных полей — сторон может переместиться конь, если его поставить на середину доски и со своей исходной позиции, где конь размещается до начала игры. Они показывают все восемь разных полей в обязательном порядке, обращая внимание на особенность коня: с белого поля он может прыгнуть только на черное поле и, наоборот, с черного поля только на белое. Воспитатель:
Не мила коню неволя, перед ним простор широк.
Очень ловка на два поля, совершает конь прыжок.
Ну, а если угрожает окружения заслон,
Через тех, кто окружает, перепрыгивает он.
Поле — прямо, поле — вбок,
Замечательный прыжок!
Ребята, запомните, у каждой из этих фигур есть свои сильные и слабые стороны, что и уравновешивает их по общей силе.
Игра: «Вопросы из шахматной шкатулки»
1. Как ходит пешка? (только вперед) 2. Как бьёт пешка? (наискосок) 3. Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях? (Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.) 4. Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход? (нет, только одну фигуру) 5. Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска? (белопольные и чернопольные) 6. Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон) 7. Между какими фигурами на доске стоит конь? 8. Чем конь отличается от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры) 9.Может ли конь пойти с белого поля на черное? (да) 10. Может ли конь пойти с черного поля на черное? (нет) 11. Может ли конь перепрыгнуть ладью? (да) 12.Может ли черный конь побить черного ферзя? (нет) 13.Сколько различных ходов может сделать конь из центрального поля? (8) 14.Сколько различных ходов может сделать конь из углового поля? (2) 15. Ходит ли конь по диагоналям? (нет)
Молодцы ребята. Подведение итогов. Награждение участников.
Предварительный просмотр:
Тема № 9.
Особенная фигура - Конь.
Цель: Знакомство с фигурой «Конь», ее особенностями и способами действия. Закрепление знаний о расстановке фигур на шахматной доске. Активизация словаря ( названия фигур). Материал: демонстрационный шахматная доска, шахматные доски, шахматные фигуры, шахматная шкатулка.
Методика проведения. Воспитатель:
-Не пора ли нам ребята, провести эстафету, кто быстрее и правильнее расставит все фигуры и пешки? Как я только назову пешку или фигуру, вы должны отыскать и поставить ее в первоначальном положении. За безошибочное и быстрее выполнение каждого задания победитель получает два очка, проигравший одно очко. Подключив и новую фигуру - коня, воспитатель наблюдает за детьми. Дети очень старательно выполняют задания, показывая хорошие знания о шахматных фигурах и пешках. Воспитатель очень доволен своими юными шахматистами. После проведенных эстафет, воспитатель на демонстрационной доске ставить двух белых и двух черных коней. Она медленно, на шахматной доске, конем, как бы описывает печатную букву «Г». Правда, это буква может выглядеть по-разному. В зависимости от того, на какое поле конь идет.
Прыгнет Конь. Подковы — звяк!
Необычен каждый шаг.
Буква «Г» и так и сяк, получается — зигзаг!
Воспитатель:
- Конь — особенная фигура. Особенный в том смысле, что ходит необычно: на одно поле прямо и на одно наискосок. Кроме того, конь — единственная фигура, которая может перескакивать через свои и чужие фигуры. Поэтому конь считается фигурой коварной и довольно опасной, хотя по силе он уступает ладье, а тем более ферзю. Ход коня воспитатель показывает несколько раз на демонстрационной доске объясняя детям, что конь берет, уничтожает фигуры и пешки противника не на пути движения, не во время прыжка, а на конечной «остановке». Он всегда совершает только 3 шага, ни больше, ни меньше, и встает на свободные от своих фигур поля. Если же на клетке расположилась фигура или пешка противника, если ему это выгодна, он может побить их, а сам встать на это поле. Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! - (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! - (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, - (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? - (разводят руки, пожимают плечами)
Дети садятся за столами решение задач.
Задача — упражнение: дети на шахматных досках показывают, на сколько разных полей — сторон может переместиться конь, если его поставить на середину доски и со своей исходной позиции, где конь размещается до начала игры. Они показывают все восемь разных полей в обязательном порядке, обращая внимание на особенность коня: с белого поля он может прыгнуть только на черное поле и, наоборот, с черного поля только на белое. Воспитатель:
Не мила коню неволя, перед ним простор широк.
Очень ловка на два поля, совершает конь прыжок.
Ну, а если угрожает окружения заслон,
Через тех, кто окружает, перепрыгивает он.
Поле — прямо, поле — вбок,
Замечательный прыжок!
Ребята, запомните, у каждой из этих фигур есть свои сильные и слабые стороны, что и уравновешивает их по общей силе.
Игра: «Вопросы из шахматной шкатулки»
1. Как ходит пешка? (только вперед) 2. Как бьёт пешка? (наискосок) 3. Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях? (Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.) 4. Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход? (нет, только одну фигуру) 5. Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска? (белопольные и чернопольные) 6. Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон) 7. Между какими фигурами на доске стоит конь? 8. Чем конь отличается от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры) 9.Может ли конь пойти с белого поля на черное? (да) 10. Может ли конь пойти с черного поля на черное? (нет) 11. Может ли конь перепрыгнуть ладью? (да) 12.Может ли черный конь побить черного ферзя? (нет) 13.Сколько различных ходов может сделать конь из центрального поля? (8) 14.Сколько различных ходов может сделать конь из углового поля? (2) 15. Ходит ли конь по диагоналям? (нет)
Молодцы ребята. Подведение итогов. Награждение участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности из области познание на тему «Приключения геометрических фигур»
Опубликовав данный конспект, я поделилась опытом осуществления непосредственно образовательной деятельности из области познание, рассказав, как в увлекательной форме закрепляю с детьми среднего возрас...
Возрастные особенности Консультация для родителей Тема: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой
Консультация для родителейТема: «Возрастные особенности восприятиялитературных произведений дошкольниками изадачи ознакомления детей с книгой»ПодготовилаВоспитатель гр. №4Прокуратова Г. А....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Роспись дымковской игрушки конь» Образовательные технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, формирование эстетической направленност
Непрерывная образовательная деятельность осуществляется с детьми старшей группы, в возрасте от 5 до 6 лет, группа общеразвивающей направленности.Реализация содержания программы в образовательных облас...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с шахматной фигурой "Конь"
Конспект ООД "Знакомство с шахматной фигурой "Конь"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Роспись дымковской игрушки конь»
Непрерывная образовательная деятельность осуществляется с детьми старшей группы, в возрасте от 5 до 6 лет, группа общеразвивающей направленности.Реализация содержания программы в образовательных облас...
Технологическая карта конспекта совместной образовательной деятельности с воспитанниками старших групп общеразвивающей направленно тема: «Знакомство с шахматным конем"
Я использовала ИД на своих занятия для знакомства с игрой «Шахматы». В программе SMART Notebook я делаю игры, которые обязательно включаю в образовательную деятельность. Так как игра...
Шахматная фигура - Конь
Шахматная фигура - Конь...