Шахматная фигура - Конь
план-конспект занятия по математике
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Ф.И.О. участника: Караваева Татьяна Анатольевна
№ участника:
Образовательные области: Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие
Тема занятия: Шахматная фигура - Конь
Возрастная группа: 5-6 лет
Цель занятия: Познакомить с шахматной фигурой – конь, с правилами хода коня, с правилами взятия.
Задачи занятия:
Образовательные: познакомить с шахматной фигурой – конь, закреплять умения узнавать и правильно называть шахматные фигуры (слон, ферзь, ладья), закреплять умения работать с шахматной доской
Развивающие: способствовать развитию памяти и внимания, развивать логическое мышление, развивать творческую активность
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности,
повышать шахматную культуру, позитивно относиться к процессу обучения, воспитывать интерес к игре в шахматы
Дополнительные задачи: воспитывать внутреннюю потребность к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию
Словарная работа: Шахматная доска, пешки, ферзь, ладья и слон
Планируемый результат занятия: Закрепление в долговременной памяти шахматной фигуры конь, правила хода, уметь построить тактику.
Подготовительная работа: занятия по шахматам, беседы, дидактические игры и упражнения по шахматам, индивидуальная работа, чтение художественной литературы: «Белый конь», «Конь против коня», загадки о шахматах.
Материалы и оборудование: Интерактивная доска, шахматные доски, ростовые фигуры, электронная презентация «Шахматная фигура - Конь», дидактические игры.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1 | Организационно – ммотивационный этап (3-5 мин) | Создать условия для интереса и эмоциональности детей, активизировать интерес к занятию, поддерживать интерес к занятию | - Здравствуйте, ребятки! - Я загадаю загадку, а вы отгадаете и мы узнаем кто сегодня пришел к нам в гости! Я бываю деревянный, - Молодцы! Это шахматный конь! | Словесный, наглядный, игровой, мотивирующий | Приветствуют, Взаимодействуют с педагогом и друг с другом | Созданы условия для усвоения материала |
2 | Основной этап (15-19 мин) | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Подвести детей к проблемной ситуации | - Шахматный конь, ребятки, пришел к нам, чтобы попросить помощи - он совсем забыл как он ходит в шахматной игре. - Научим ребятки? – Да! | Словесный, наглядный, игровой, проблемный вопрос | После аннотирования, предполагают разворачивание хода событий, выбирая один из вариантов | Постановка иобсуждениепроблемнойситуации |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Ознакомление с новой шахматной фигурой | - А сейчас я вам ребята предлагаю перейти к шахматной доске. Сегодня мы поговорим о шахматной фигуре Конь. В начальной позиции на шахматной доске четыре коня: два белых и два черных. Шахматный конь – фигура очень хитрая. По доске они двигаются так – два поля по вертикали, одно по горизонтали или два поля по горизонтали, одно по вертикали. Поэтому ход коня похож на букву Г. Как ферзю и ладье, коню доступны все поля шахматной доски. С белого поля конь прыгает только на черное, с черного только на белое. Кони, перескакивают через свои и через неприятельские фигуры. Если поле, на которое приготовился прыгнуть конь, занято своей фигурой, - ход невозможен. Если же поле занято фигурой противника, - ее можно побить. По шахматной силе конь не уступает слону, но слабее ферзя и ладьи. В шахматах ферзь и ладья – тяжелые фигуры, а слон и конь – легкие фигуры. | Словесный | Слушают внимательно, соблюдают осанку | Знакомство спроизведением |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Решить проблемную ситуацию | Физ.минутка. Раз и два, и три, четыре – Ставим ноги мы пошире. Руки врозь, наклон вперёд, Вправо, влево. Вот народ! Засиделся, застоялся – В шахматы так заигрался. - Пешка здесь и пешка там? Ни за что их не отдам! За коня слона, ладью? Хорошо, подумаю! Отдохнем сейчас немного И по шахматным дорогам. Раз – присели, встали – два: Отдохнула голова. - Отдохнули, теперь поможем нашему гостю вспомнить как он должен ходить на шахматной доске! - Послушайте новую загадку: «Его травой кормить не надо. Он любит буквой "Г" ходить. Пусть пешки встали плотным рядом, Вперёд он сможет проскочить» (конь) «Какой конь не любит овса?» (шахматный конь) - Покажите эту фигуру. - Где стоит конь на шахматной доске? - Конь самая интересная фигура на шахматной доске. Почему? (Ход напоминает букву «Г» Ходит на три поля: раз, два – прямо, три - в сторону) - Конь считается легкой фигурой или тяжелой? (Конь считается лёгкой фигурой. Ценность коня – 3 пешки.) - Конь начинает ход с черного поля, а заканчивает на каком? (белом) - Чем отличается конь от других фигур? (Перепрыгивает через свои и неприятельские фигуры) -Если поле, на которое приготовился пойти конь, занято неприятельской фигурой, он её может взять. | Словесный, игровой, наглядный, дидактическая игра | Отвечают на вопросы педагога, дидактическая игра для закрепления понимания новой шахматной фигуры, за правильные ответы получают звездочки | Решение проблемной ситуации |
3 | Заключительный этап (3-5 мин) | Подвести итоги, провести рефлексию | - С какой новой фигурой мы с вами сегодня познакомились? (конь) - Дорогой гость, ты вспомнил как ты ходишь в шахматной игре? – Да, спасибо, ребята! Дидактическая игра (Да - нет): - Может ли конь попасть на белое поле? (да) - Ходит ли конь по диагоналям? (нет) - Может ли конь пойти с белого поля на черное? (да) - Может ли конь пойти с черного поля на черное? (нет) - Может ли конь перепрыгнуть ладью? (да) | Словесный, наглядный, игровой, мотивирующий | Отвечают на вопросы по пройденному материалу, получают отличительные значки за хорошую работу | Подведение итогов, проведение рефлексии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность ОО "Познание" Тема:"Ход шахматной фигуры Ферзь"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению дошкольников игре в шахматы (подготовительная к школе группа)...
"Шахматные фигуры" памятка в помощь родителям
Памятка в помощь родителям...
Презентация-конспект занятия на тему "Шахматные фигуры "
Тема: Шахматные фигуры.Цель:- обобщить знания детей об особенностях шахматных фигур и их передвижении на шахматной доске.- воспитывать интерес к игре в шахматы.- воспитывать у ребенка настойчивость, в...
Интерактивная игра "Покажи правильно шахматную фигуру"
quot;Покажи правильно шахматную фигуру"...
Тема № 9. Особенная фигура - Конь.
Особенная фигура - Конь. Цель: Знакомство с фигурой «Конь», ее особенностями и способами действия. Закрепление знаний о расстановке фигур на шахм...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с шахматной фигурой "Конь"
Конспект ООД "Знакомство с шахматной фигурой "Конь"...
Шахматная интеллектуальная викторина «В стране шахматных фигур»
Шахматная интеллектуальная викторина«В стране шахматных фигур» для детей подготовительной группыобщеразвивающей направленности 6-7 летинтеграция образовательных областей(социально-ком...