Шахматная фигура - Конь
план-конспект занятия по математике

Татьяна Анатольевна Караваева

Шахматная фигура - Конь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_nod_shahmatnaya_figura_-_kon.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Ф.И.О. участника: Караваева Татьяна Анатольевна

№ участника:

Образовательные области: Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие

Тема занятия: Шахматная фигура - Конь

Возрастная группа: 5-6 лет

Цель занятия: Познакомить с шахматной фигурой – конь, с правилами хода коня, с правилами взятия. 

Задачи занятия:

Образовательные: познакомить с шахматной фигурой – конь,  закреплять умения узнавать и правильно называть шахматные фигуры (слон, ферзь, ладья), закреплять умения работать с шахматной доской

Развивающие: способствовать развитию памяти и внимания, развивать логическое мышление, развивать творческую активность

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности,

повышать шахматную культуру, позитивно относиться к процессу обучения, воспитывать интерес к игре в шахматы

Дополнительные задачи: воспитывать внутреннюю потребность к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию 

Словарная работа: Шахматная доска, пешки, ферзь, ладья и слон

Планируемый результат занятия: Закрепление в долговременной памяти шахматной фигуры конь, правила хода, уметь построить тактику.

Подготовительная работа: занятия по шахматам, беседы, дидактические игры и упражнения по шахматам, индивидуальная работа, чтение художественной литературы: «Белый конь», «Конь против коня», загадки о шахматах. 

Материалы и оборудование: Интерактивная доска, шахматные доски, ростовые фигуры, электронная презентация «Шахматная фигура - Конь», дидактические игры.

Этапы,  продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно – ммотивационный

этап

(3-5 мин)

Создать условия для интереса и эмоциональности детей, активизировать интерес к занятию, поддерживать интерес к занятию

- Здравствуйте, ребятки!

- Я загадаю загадку, а вы отгадаете и мы узнаем кто сегодня пришел к нам в гости!

 Я бываю деревянный,
Из пластмассы - я литой.
Я скачу в игре всемирной.
Догадались, кто такой?
(Шахматный конь)

- Молодцы! Это шахматный конь!

Словесный,

наглядный,

 игровой,

мотивирующий

Приветствуют,

Взаимодействуют с педагогом        и друг с другом

Созданы условия для усвоения материала

2

Основной этап (15-19 мин)

2.1

Этап постановки проблемы

Подвести детей к проблемной ситуации

- Шахматный конь, ребятки, пришел к нам, чтобы попросить помощи  - он совсем забыл как он ходит в шахматной игре.

- Научим ребятки? – Да!

Словесный, наглядный, игровой, проблемный вопрос

После аннотирования, предполагают разворачивание хода событий, выбирая один из вариантов

Постановка        иобсуждениепроблемнойситуации

2.2

Этап ознакомления с материалом

Ознакомление с новой шахматной фигурой

 - А сейчас я вам ребята предлагаю перейти к шахматной доске. Сегодня мы поговорим о шахматной фигуре Конь. В начальной позиции на шахматной доске четыре коня: два белых и два черных. Шахматный конь – фигура очень хитрая. По доске они двигаются так – два поля по вертикали, одно по горизонтали или два поля по горизонтали, одно по вертикали. Поэтому ход коня похож на букву Г. Как ферзю и ладье, коню доступны все поля шахматной доски. С белого поля конь прыгает только на черное, с черного только на белое. Кони, перескакивают через свои и через неприятельские фигуры. Если поле, на которое приготовился прыгнуть конь, занято своей фигурой, - ход невозможен. Если же поле занято фигурой противника, - ее можно побить. По шахматной силе конь не уступает слону, но слабее ферзя и ладьи. В шахматах ферзь и ладья – тяжелые фигуры, а слон и конь – легкие фигуры.

Словесный

Слушают внимательно, соблюдают осанку

Знакомство        спроизведением

2.3

Этап практического решения проблемы

Решить

проблемную ситуацию

Физ.минутка.

Раз и два, и три, четыре –

Ставим ноги мы пошире.

Руки врозь, наклон вперёд,

Вправо, влево. Вот народ!

Засиделся, застоялся –

В шахматы так заигрался.

- Пешка здесь и пешка там?

Ни за что их не отдам!

За коня слона, ладью?

Хорошо, подумаю!

Отдохнем сейчас немного

И по шахматным дорогам.

Раз – присели, встали – два:

Отдохнула голова.

- Отдохнули, теперь поможем нашему гостю вспомнить как он должен ходить на шахматной доске!

- Послушайте новую загадку:

«Его травой кормить не надо.

Он любит буквой "Г" ходить.

Пусть пешки встали плотным рядом,

Вперёд он сможет проскочить» (конь)

«Какой конь не любит овса?» (шахматный конь)

- Покажите эту фигуру.

- Где стоит конь на шахматной доске?

- Конь самая интересная фигура на шахматной доске. Почему?

(Ход напоминает букву «Г» Ходит на три поля: раз, два – прямо, три - в сторону)

- Конь считается легкой фигурой или тяжелой?

(Конь считается лёгкой фигурой. Ценность коня – 3 пешки.)

- Конь начинает ход с черного поля, а заканчивает на каком? (белом)

- Чем отличается конь от других фигур? (Перепрыгивает через свои и неприятельские фигуры)

-Если поле, на которое приготовился пойти конь, занято неприятельской фигурой, он её может взять.

Словесный, игровой, наглядный,

дидактическая игра

Отвечают на вопросы педагога, дидактическая игра для закрепления понимания

новой шахматной фигуры, за правильные ответы получают звездочки

Решение проблемной ситуации

3

Заключительный этап

(3-5 мин)

Подвести итоги, провести рефлексию

- С какой новой фигурой мы с вами сегодня познакомились? (конь)

- Дорогой гость, ты вспомнил как ты ходишь в шахматной игре? – Да, спасибо, ребята!

Дидактическая игра (Да - нет):

- Может ли конь попасть на белое поле? (да)

- Ходит ли конь по диагоналям? (нет)

- Может ли конь пойти с белого поля на черное? (да)

- Может ли конь пойти с черного поля на черное? (нет)

- Может ли конь перепрыгнуть ладью? (да)

Словесный, наглядный, игровой, мотивирующий

Отвечают на вопросы по пройденному материалу, получают отличительные значки за хорошую

работу

Подведение итогов, проведение рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность ОО "Познание" Тема:"Ход шахматной фигуры Ферзь"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению дошкольников игре в шахматы (подготовительная к школе группа)...

Презентация-конспект занятия на тему "Шахматные фигуры "

Тема: Шахматные фигуры.Цель:- обобщить знания детей об особенностях шахматных фигур и их передвижении на шахматной доске.- воспитывать интерес к игре в шахматы.- воспитывать у ребенка настойчивость, в...

Интерактивная игра "Покажи правильно шахматную фигуру"

quot;Покажи правильно шахматную фигуру"...

Тема № 9. Особенная фигура - Конь.

  Особенная фигура - Конь. Цель: Знакомство с фигурой «Конь», ее особенностями и способами действия.    Закрепление знаний о расстановке фигур на шахм...

Шахматная интеллектуальная викторина «В стране шахматных фигур»

Шахматная интеллектуальная викторина«В стране шахматных фигур» для детей подготовительной группыобщеразвивающей направленности 6-7 летинтеграция образовательных областей(социально-ком...