Технологическая карта конспекта совместной образовательной деятельности с воспитанниками старших групп общеразвивающей направленно тема: «Знакомство с шахматным конем"
занимательные факты (старшая группа)
Я использовала ИД на своих занятия для знакомства с игрой «Шахматы». В программе SMART Notebook я делаю игры, которые обязательно включаю в образовательную деятельность. Так как игра Шахматы довольно не простая игра, требующая большой концентрации внимания и усидчивости, ИД помогает детям преодолеть неуверенность и страх, и легко вовлечь в учебный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_znakomstvo_s_figuroy_kon.docx | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области
Технологическая карта конспекта совместной образовательной деятельности
с воспитанниками старших групп общеразвивающей направленности.
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Формирование целостной картины мира»
Тема: «Знакомство с шахматной фигурой «Конь»
Воспитатель:
Серкова Н.Б
Шарья
2022
Технологическая карта совместной образовательной деятельности
в старшей группе общеразвивающей направленности.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема: «Знакомство с шахматной фигурой «Конь»
Дата проведения – 14.12.2022 г.
Педагог – Серкова Надежда Борисовна
Форма работы с детьми: подгрупповая.
Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о шахматной фигуре «Конь», с правилами хода коня, с правилами взятия.
Задачи:
-Познакомить с шахматной фигурой «конь», местом в начальном положении, ходами. Закреплять умения узнавать и правильно называть шахматные фигуры (слон, ферзь, ладья).
- Развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; развивать логическое мышление детей.
- Воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности. Воспитывать интерес к игре в шахматы.
Словарная работа: Позиция, конь, ладья, ферзь, пешка, стилус, интерактивная панель,
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно организованной образовательной деятельности: игровая, коммуникативная
Форма организации обучения: Непосредственно организованная образовательная деятельность
Предварительная работа: Дидактические игры «Узнай фигуру», «Волшебный мешочек».
Материал и оборудование: Демонстрационная шахматная доска с фигурами, ноутбук, интерактивная доска, мультимедийное сопровождение в среде.
Раздаточный материал: Комплект шахмат, фишки.
Применяемые образовательные технологии: Технология развивающего обучения; ИКТ; Личностно-ориентированный подход; Технология сотрудничества; Технология исследовательской деятельности; Технология проблемного обучения.
Части НООД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Способы поддержки детской инициативы |
Создание образовательной ситуации. Цель: Заинтересовать детей на предстоящую деятельность. | -Добрый день, дорогие ребята, я очень вас рада видеть. Я приготовила для вас стихотворение: Белый отряд, черный отряд Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде в одном Точно такой же – в отряде другом. -О каких войсках идет в этом стихотворении? -Конечно, речь идет о шахматных войсках. Давайте немного вспомним, как их правильно расставлять. Я предлагаю это сделать на ИД. Посмотрите внимательно, какие фигуры и куда нужно поставить на свои места. Но прежде, чем мы начнем работу на ИД вспомним правила: работаем по экрану стилусом или сухими и чистыми руками; по интерактивной панели не стучим, не давим, не прислоняемся; при работе на ИД встаем с правой стороны Задание №1 В каждом отряде ты погляди – Оба угла занимают Ладьи, Хоть и большие носы не видны Эти фигуры зовутся Слоны Кто же посередине? Ферзь с королём – Самые главные в войске своём Чтобы не путать, какие поля Тут для ферзя и короля Нужно запомнить одну из примет: Ферзь выбирает свой собственный цвет – Есть свой квадрат у любого ферзя, Путать ферзей с королями нельзя! Пешка маленький солдат, лишь команды ждет, Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперед. -Ребята, что же здесь не так…? -Может быть они (кони) остались здесь в коробке? (открывают ячейку на экране) Там Конь Юлий: -Привет, ребята! Вы, конечно же, меня узнали! Вы спросите, что я здесь делаю? Все очень просто: как вы знаете, я работаю в библиотеке, и нашел одну книгу «Шахматы». Оказывается, у меня тоже там есть родственники – кони. Хоть конечно не богатырские, как я, но все же.… Она была очень интересная, я начал ее изучать и оказался здесь… Может вы, что-нибудь расскажете про моих родственников?
| Дети приветствуют друг друга и воспитателя Ответы детей Работаем по экрану стилусом или сухими и чистыми руками; по интерактивной панели не стучим, не давим, не прислоняемся; при работе на ИД встаем с правой стороны Деятельность детей -Не хватает четырех фигур коней. -Здравствуйте. | Создать положительный психологический настрой, вызвать интерес Поощрение детей за правильные ответы Создание ситуацию успеха. Поощрение детей за правильные ответы. Создавать ситуацию успеха. |
Основная часть: Знакомство с новой фигурой. Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым. | - Конечно, мы с ребятами тебе все расскажем (идет показ на демонстрационной шахматной доске): В шахматной игре участвуют 4 фигуры Коня: 2 белых и 2 черных. Начальная их позиция между Ладьей и Слоном. Конь – это единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры и пешки. Запомнить ход коня не сложно: он «прыгает» на два поля в любую сторону и поворачивает на одно поле влево или вправо. Можно сказать, что конь ходит буквой «Г». А чтобы еще проще было запомнить, можно про себя проговаривать такие слова: «Прыг да скок, и в бок!». Давайте попробуем… При этом он всегда встаёт на поле другого цвета: если стоял на белом поле, то окажется на чёрном, и наоборот. Если на пути коня стоит своя фигура или фигура соперника, при совершении хода конь может через нее перепрыгнуть. Если поле, на которое хочет пойти конь, занято своей фигурой, ход невозможен. Если это поле занято фигурой соперника, фигуру можно съесть. Тогда съеденная фигура снимается с доски, а конь становится на её место. Юлий: Что- то мы засиделись, давайте потанцуем со мной и моими друзьями, ловите ритм…(физкультминутка) -Спасибо, Юлий! После такого зажигательного танца, ты наверное проголодался. Мы знаем, что Кони любят есть траву и цветы. Мы приготовили тебе вот такое поле, но собирать цветы можно только как ходит шахматный конь: Прыг да скок и в бок! А наши ребятки тебе помогут. Задание №2. -Дети, предлагаю Юлию рассказать, как ходят и другие фигуры. Обратите внимание на ИД: на каждой доске изображены ходы только одной фигуры, подберите к каждому шахматному полю свою фигуру. Задание № 3. -Нашим глаза устали от такого большого экрана, и сейчас для них мы тоже проведем зарядку: Глазки видят все вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть все дано Где окно, а где кино. Обведу я ими круг Погляжу на мир вокруг. -В самих «Шахматах» Кони «съедают» или «рубят» чужие фигуры. Подойдите к своим столам и посмотрите внимательно. Ваше задание: нужно «съесть» белым Конем по очереди все черные фигуры. | -Прыг да скок и в бок Дети повторяют движения. Деятельность детей -Ферзь – ходит во все стороны. Ладья - по вертикали и по горизонтали. Конь – буквой Г. Слон – по диагонали. Деятельность детей. Дети повторяют движения за словами. Деятельность детей. | Поощрение детей за правильные ответы Создавать ситуацию успеха. Поощрение наклейками за правильные ответы Поощрение детей за правильные ответы |
Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности. | - Вы большие молодцы! Сейчас поиграем в игру, чтобы наш Юлий все запомнил: я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать «ДА» или «НЕТ». 1.Может ли Конь перепрыгивать фигуры? 2. Конь ходит по диагонали? 3. Конь с белого поля становится на черное? 5. Конь ходит буквой «П»? 6. Конь ходит буквой «Г»? 7. Может съесть Конь фигуру своего цвета? -Я надеюсь, ты все запомнил, Юлий? Юлий: Спасибо, было очень интересно! Мне пора отправляться в библиотеку! Всего вам доброго! -Ребята, а вам понравилось?; что для вас было сложно, а что просто?; что больше всего понравилось? какое у вас настроение? Дети, я прошу вас взять себе по наклейке: если хорошее настроение то веселую, если печальное, то грустную. | Деятельность детей. Дети анализируют свое настроение. | Поощрение детей за правильные ответы Создавать ситуацию успеха. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной деятельности для воспитанников старшей группы общеразвивающей направленности (с учетом примерной ООП ДО « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАИКА-СИН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для воспитанников старшей группыобщеразвивающей направленности(с учетом примерной ООП ДО « От рождения до школы» под редакцией...
Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».
Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».Тема: «Путешествие в фиолетовый лес»...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками младшей группы общеразвивающей направленности Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: « Бумага и ее свойства» ( младшая группа)...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы общеразвивающей направленности Тема: "Поиск музыкальных шедевров"
Нод с применением проблемной ситуации...
Технологическая карта Совместной деятельности с воспитанниками Подготовительной группы общеразвивающей направленности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Познавательное развитие» Тема: « Золотая рыбка»
Технологическая картаСовместной деятельности с воспитанникамиПодготовительной группы общеразвивающей направленности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»«Позн...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы общеразвивающей направленности по образовательной области: «речевое развитие» Квест-игра по теме: «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Игровое заянятие в виде квест - игры для детей старшей группы по речевому развитию...
Технологическая карта совместной деятельности с воспитанниками средней группы общеразвивающей направленности образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Вкусное угощение»
Технологическая карта совместной деятельности с воспитанникамисредней группы общеразвивающей направленности образовательная область «Художественно-эстет...