Семинар по ОБЖ
консультация по обж по теме
Предварительный просмотр:
Городской семинар по теме: Организация работы по ОБЖ в дошкольном учреждении.
Дата проведения: 19.03.2014
Ход выступления:
А) Общие положения
Модернизация российского образования предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно - экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания общего образования, приведение его в соответствие с федеральными государственными требованиями.
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.
Охрана, защита и укрепление физического, психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни – одна из основных задач дошкольного учреждения.
Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:
- охрана жизни и здоровья детей,
- обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ.
Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Цель: создание на базе детского сада единого безопасного образовательного пространства в условиях города.
Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:
1. Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
2. Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;
3. Аттестация образовательного учреждения по созданию медико- социальных, организационно – технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно- образовательного процесса;
4. Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
5. Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;
6. Профилактика производственного травматизма;
7. Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
8. Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций»
9. Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
10. Повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма, взаимодействие с отделами ГИБДД города;
11. Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.
Проблема безопасности в нашем ДОУ определяется несколькими направлениями:
1. Обеспечение охраны труда сотрудников ДОУ
2. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, личная безопасность, безопасность в быту, профилактика дорожно – транспортного травматизма)
3. Пожарная безопасность
4. Антитеррористическая защита
5. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций
Рассмотрим пункт «Организация работы с детьми по ОБЖ в дошкольном учреждении»
Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.
Общими задачами выступают:
- вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;
- развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей и преодолении их трудностей;
- повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;
- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;
- формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания само- и взаимопомощи;
- совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.
При этом более детальному изучению подлежат следующие тематические направления:
- безопасность в бытовой (городской) среде (безопасность в населенном пункте, безопасное участие в дорожном движении, безопасность на транспорте, безопасность в быту). Примеры: сведения о назначении предметов, инструментов и развитие умения обращения с инструментами, навыки оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах; один дома; сообщение некоторые знания по общению с незнакомыми людьми.
- пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;
- безопасность в природной среде (безопасность при вынужденном автономном существовании, безопасность при смене климатогеографических условий, безопасность на воде). Примеры: поведение в природе и в общении с животным и растительным миром; опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение)
- безопасность в социальной среде (безопасность в криминогенных ситуациях, безопасность при террористических актах);
- безопасность в чрезвычайных ситуациях (безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера, безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера);
- основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье, факторы, разрушающие здоровье человека.
Организационно – педагогические условия включают:
-создание развивающей среды, организованной в виде центров активности, наполненных разноуровневыми стабильными и сменяемыми материалами, стимулирующую активность ребенка, обеспечивающую индивидуализацию образования;
- непосредственно организованная деятельность,
- интеграция различных видов деятельности,
- формы организации работы с детьми в виде открытых тематических проектов, обеспечивающих каждому ребенку право выбора участия, темы содержания, форм, методов работы в ходе совместной деятельности на основе диалога с взрослыми и с другими детьми;
- педагогическую поддержку, основанную на готовности педагога вести целенаправленное систематическое наблюдение за проявлениями детей, готовности принимать и стимулировать инициативу ребенка, признавать достижения ребенка, окультуривая его опыт;
- сочетание в деятельности воспитателей, актуализирующего субъективный опыт ребенка и педагога, формирующего представления ребенка об окружающем мире во всем многообразии его проявлений.
Б) Использование проектной технологии в работе по ОБЖ
Идея, лежащая в основе разработанного подхода к формированию у детей навыков безопасного поведения в детском саду заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.
Проектный метод формирования у детей навыков личной безопасности способствует развитию:
собственной познавательной активности,
творческих способностей,
мышления, воображения, фантазии,
коммуникативных навыков;
стимулирует развитие самостоятельности и ответственности;
воспитывает навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Основная цель — формирование у детей старшего дошкольного возраста правил поведения в быту, умения адекватно действовать в различных жизненных ситуациях.
Основной метод — проектный с использованием интеграции как один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.
В соответствии с целью определены задачи формирования основ безопасности жизнедеятельности:
— обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
— развитие познавательных и творческих способностей; творческого воображения и мышления;
— коммуникативных навыков.
Реализация проектов строится на следующих принципах:
системности;
сезонности;
учета местности;
учета возрастных особенностей;
интеграции; координации деятельности педагогов;
преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.
Средства:
- обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей: изготовление е пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка – невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).
- дидактические игры «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку».
- составление «социального портрета» окружения, в котором находится дошкольное учреждение. В такой «социальный портрет» входят: описание социальных объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека, детская поликлиника); перечень улиц; указатель знаменательных дат, которые будут отмечаться городом; перечень событий которые будут иметь место в дошкольном учреждении и в группе («Масленица», «День рождения», озеленение участка «Трудовичок»), рисование плана-схемы групповой комнаты, квартиры, где дети проживают с отметкой опасных мест красными кружочками.
- использование предметов рукотворного мира. В группах есть предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей: электрические розетки, иголки, ножницы, нож, вилки, лекарства, пылесос. В группе должна быть бытовая техника: пылесос, магнитофон, часы. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов мы ведем беседы, рассуждения. Какие еще опасности спрятаны в группе до поры до времени? (гвоздь в стуле, сломанная игрушка с острыми концами)
- использование художественной литературы: Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; юмористические – С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон», детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев.
- Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). Игры: словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
- Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании.
- Предметная деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).
- Наблюдение. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.
Методы ознакомления детей с основами безопасности
- Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности.
- Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?»
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п.
Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения).
В) Работа с родителями.
Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Проведение опросов, анкетирование: “Мой взгляд на безопасность”; “Причины опасности” «Откуда опасность».
1)Познавательное направление:
Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста.
Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Родительское собрание: “Безопасность детей – дело взрослых”.
Семинары-практикумы: “Научим ребенка правилам поведения при приёме пищи”; “Меры предосторожности на игровой площадке”.
Заочный родительский университет: “Личная безопасность ребенка в играх с песком ”; “Ребенок в туалетной комнате”; “Травматизм детей на качелях”.
Встречи с травматологом, отоларингологом, окулистом.
Педагогическая библиотека для родителей
2) Наглядно-информационные: информационно-ознакомительное и просветительское
Цель: Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
Организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности.
Информационные проспекты для родителей на стенде “Осторожно! Качели”.
Папки-передвижки: “Безопасность в приёмных ДОУ”; “Безопасность на спортивной площадке”; “Безопасность вашего ребенка в столовой”; “Ребенок дома”.
Выпуск газеты “Крепыш”.
Разработка памяток по организации безопасного поведения детей при организации игр с песком, со скакалками, с мячом, при использовании качелей разных видов, при катании с горки, при организации одевания на прогулку.
3) Досуговое направление.
Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми
Совместное проведение досуга, праздники, экскурсии.
Выставки семейных творческих работ: “Безопасность”, совместных изобретений из природного и бросового материала на темы “Ловушка для песка”, “Безопасная скакалка”, “В стране безопасных игрушек”, “В гостях у короля безопасной детской моды гнома Липучкина”.
Участие в городских конкурсах творческих работ: “Сохраним своё здоровье”, “Островок безопасности”.
Изготовление атрибутов, костюмов для театрализованной деятельности.
Данная тема прослеживается во всех примерных образовательных программах. В программе «От рождения до школы» под ред. Вераксы выделена в отдельную образовательную область «Безопасность» которая интегрируется с другими образовательными областями
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»
Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
– формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
– приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
– передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
При реализации этих цели и задач обязательно соблюдается принцип возрастной адресности.
– Содержание выстраивается последовательно: одни темы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие – для среднего, третьи – для старших дошкольников.
^ Связь с другими образовательными областями:
|
|
|
образе жизни человека |
|
способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания |
|
в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах |
|
социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания |
|
|
|
|
Перечень программ и технологий:
- «От рождения до школы»Основная общеобразовательная программадошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
«Мозаика-Синтез», 2010 - «Основы безопасности и жизнедеятельности»Н. Н. Авдеева; О. М. Князева; Р. Б. Стеркина; рекомендовано министерством общего и профессионального образования РФ
- Учебно-наглядное пособие «Как поступают друзья.»
Т. А Шорыгина «Осторожные сказки. Безопасность для малышей». - Сбоники методических разработок к занятиям по пожарной безопасности в ДОУ».Сборники ИРРО.
- К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольнику».М – 2006 г.
- А. Г. Макеева «Долго ли до беды». М – 2000 г.
- Ю. Форостьенко «Защити себя сам!» Спб – 1999 г.Информационно – деловое оснащение
- Т. Г. Хромцева «Воспитание безопасного поведения в быту». М – 2005 г.
- Т. Ф. САУЛИНА «Три сигнала светофора». М – 1989 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2. Тема семинара: Технологии школьного экологического мониторинга, включающие программные наблюдения за состоянием окружающей среды
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2....
Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Что такое семинары и семинары-практикумы?
Что такое семинары и семинары-практикумы?...