Программа по дополнительному образованию валеологического кружка "Здоровячок"
рабочая программа (средняя, старшая группа) на тему
Мною разработа программа по дополнительному образованию кружка "Здоровячок" валеологической напрвленности, где определены цель и задачи,основные методы и приемы приобщения детей к здоровому образу жизни, воспитания привычки быть здоровым. В программе представлен перспективно-тематический план работы с дошкольниками. Проблема сохранения и укрепления зоровья детей особо актуальна в современных условиях, поэтому очень важно и необходимо формировать и поддерживать у дошкольников интерес к своему здоровью, воспитывать осознанное отношение к его ценности, мотивацию на здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по дополнительному образованию валеологического кружка "Здоровячок" | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Дюймовочка»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета заведующий ГКДОУ
протокол № ____ _________ А. В. Диденко
от «____» __________20 ___ г. «____» __________ 20 __ г.
ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО-СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(4-6 лет)
группы ЗПР-2
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
на
2017-2018 учебный год
Составили
воспитатели:
Миронович Н.И.
город-курорт Ессентуки
2017 год
Программа
по дополнительному образованию
детей среднего-старшего дошкольного возраста (4-6 лет)
«Здоровячок»
Содержание.
- Пояснительная записка
- Цель и задачи рабочей программы
- Условия организации образовательного процесса
- Методы реализации программы
- Основные направления работы
- Предполагаемый результат образовательной деятельности воспитанников 3-5 лет.
- Перспективное тематическое планирование
- Учебно-наглядное пособие, оборудование
- Учебно-методическое обеспечение.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Кружок «Здоровячок» имеет валеологическую направленность, которая определена особой актуальностью сохранения и укрепления здоровья детей в современных условиях, приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. С началом третьего тысячелетия проблемы здоровьетворения и здоровьесбережения, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. На сегодняшний день существует общая тенденция ухудшения состояния здоровья детей.
Так как проблема здоровья выдвигается на первый план, то необходимо формировать и поддерживать у дошкольников интерес к своему здоровью, воспитывать осознанное отношение к его ценности, мотивацию на здоровый образ жизни. На импровизированных «уроках здоровья» дети знакомятся с понятиями: «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура», «гигиена», «режим дня», «безопасное поведение», в доступной форме получают много нового и интересного о человеческом организме – познают себя.
Цель программы:
Цель кружка «Здоровячок» - воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста, традиции – быть здоровыми!
Задачи программы:
- Раскрыть смысл и значение здоровья, как общечеловеческой ценности и основы развития, совершенствования личности человека; привычки здорового образа жизни.
- Создать представление об основных факторах, формирующих здоровье человека и закрепить их в практической и исследовательской деятельности детей, приобщать к гигиенической культуре.
- Воспитывать у детей сознательное отношение и потребность к улучшению здоровья в течение всей жизни через рациональную двигательную активность, сбалансированное питание, режим дня, эмоции, безопасное поведение.
- Развивать чувство сопереживания, готовности оказать посильную помощь; знать стихи, пословицы о здоровье, отражать в продуктивной деятельности свои представления о здоровом образе жизни.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 4-6 лет.
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Режим работы кружка 1 раз в неделю по 20 минут.
Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении.
Методы реализации программы.
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- организация выставок работ, фотовыставок.
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- заучивание стихов, пословиц о здоровье, гигиене;
- беседы (диалоги, интервью);
- рассказы воспитателя;
- моделирование ситуаций.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций, речевых подвижных игр, пальчиковых и др.).
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, развлечений, досугов.
Практические методы:
- организация продуктивной деятельности;
- оформление альбомов, выставок;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Основные направления кружковой работы.
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей определяющими понятиями здоровья, компонентами здорового образа жизни, влияние на них человека в игровой занимательной форме.
Практическое направление – овладение умениями и навыками гигиены, физической культуры, правилами безопасного поведения, связанные с практическими делами (занятия физкультурой, гимнастические упражнения, самообслуживание, труд и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- Бережно относиться к своему здоровью, не вредить организму, выполнять необходимые для этого правила личной гигиены, безопасного поведения.
- Проявлять интерес к мероприятиям по укреплению здоровья, принимать в них активное участие.
- Выражать сочувствие, заботу, готовность оказать помощь; повышение самооценки.
- Проявление творчества и фантазии, эмоциональной отзывчивости.
Программа разработана с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также «Программой воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под редакцией Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, АП. Зарина, Н.Д Соколовой; программой «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г. Шевченко. В основу содержания легла региональная программа «Здоровье» Болдурчиди, парциальная программа «Школа здорового человека» Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко, обобщенный опыт по данной теме таких авторов, как Н.В. Елжова «Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении», Т.Г. Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников», О.В. Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников».
Работа по рабочей программе дает детям не только определенную сумму знаний и представлений о себе, своем здоровье и физической культуре, но и позволяет найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- готовностью педагога к осуществлению валеологического образования;
- постоянным приобщением детей к здоровому образу жизни;
- построением развивающей среды в дошкольном учреждении;
- активным участием родителей в воспитательном процессе.
Решение валеологических задач также осуществляется в повседневной деятельности детей с различным содержанием: социально-нравственным, художественно-эстетическим, изобразительным и т.д. В процессе обучения обязательным является использование материалов регионального компонента.
Учебный план кружковой работы
Название кружка | Количество часов | ||
В неделю | В месяц | В год | |
«Здоровячок» | 20 минут | 1 час 20 минут | 10 часов 40 минут |
Перспективно-тематический план работы
кружка «Здоровячок»
(средний-старший возраст 4-6 лет)
№ | содержание | часы |
Сентябрь | Ознакомление и подбор литературы по валеологии. | |
Составление перспективного плана кружка «Здоровячок». | ||
Создание здоровьесберегающей, развивающей среды в группе. | ||
Оформление игротеки по валеологическому воспитанию. | ||
Октябрь | «Экскурсия по территории ДОУ «Дюймовочка». | 20 минут |
«В гости к медицинской сестре» (антропометрия). | 20 минут | |
«Умеем ли мы мыть руки правильно?» (практическое занятие). | 20 минут | |
«Мойдодыр» (театрализация). | 20 минут | |
Ноябрь | «Сказка о ложке, ноже и вилке». | 20 минут |
«Кукла обедает» (сюжетно-ролевая игра). | 20 минут | |
«Готовим овощной салат» (практическое занятие). | 20 минут | |
«Овощи и фрукты – витаминные продукты» (развлечение). | 20 минут | |
Декабрь | «Поговорим о микробах» (познавательная беседа). | 20 минут |
«Расческа и зубная щетка» (практическое занятие). | 20 минут | |
«Разговор о носовом платке». Аппликация «Платочек». | 20 минут | |
«Мойдодыр в гостях у малышей» (физкультурный досуг). | 20 минут | |
Январь | «Оденем куклу на прогулку» (дидактическая игра). | 20 минут |
«Части тела и лица» (познавательная беседа). | 20 минут | |
«Эксперименты со снегом и льдом» (практическое занятие). | 20 минут | |
«Незваные гости – Грипп и Простуда» (развлечение). | 20 минут | |
Февраль | «Кукла заболела» (сюжетно-ролевая игра). | 20 минут |
«Безопасность зимой» (познавательная беседа). | 20 минут | |
«Витамины на окне» (обустройство огорода на окне). | 20 минут | |
«Зимние забавы» (физкультурный досуг). | 20 минут | |
Март | «Уложим куклу спать» (сюжетно-ролевая игра). | 20 минут |
«Мальчики и девочки» (беседа-интервью). | 20 минут | |
«Шалости с огнем» (познавательная беседа). | 20 минут | |
«Кошкин дом» (театрализация). | 20 минут | |
Апрель | «Экскурсия на цветочную поляну». Рисование «Цветы». | 20 минут |
«Я уколов не боюсь!» (познавательная беседа). | 20 минут | |
«Беседа о правилах дорожного движения» (беседа-интервью). | 20 минут | |
«Выполняйте все без возражения правила дорожного движения!» (развлечение). | 20 минут | |
Май | «Бабушкина аптека» (экскурсия). Оформление гербария. | 20 минут |
«Купание на водоемах» (познавательная беседа). | 20 минут | |
«Беседа о солнце и его целебном свете. Солнечные ожоги». Аппликация «Солнышко лучистое». | 20 минут | |
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» (физкультурный досуг). | 20 минут |
ТСО | Учебно-наглядные пособия | Оборудование |
Магнитофон аудиокассеты (звуки природы). Видеофильмы о спорте. Мультфильмы о гиг гигиене, безопасности. | Комплект плакатов «Человек», «Как устроен наш организм». Учебный макет «Зубы». Схемы, таблицы, плакаты по валеологическому воспитанию. Схемы, таблицы перестроений, последовательности выполнения общеразвивающих упражнений. Санбюллетени. Плакаты на тему: «Безопасность дошкольников», «О правилах важных, пожароопасных».
| Энциклопедия для детей «Все обо всем»: «Мое тело», «Букварь здоровья». Гербарии лекарственных растений Ставропольского края. Фото спортсменов. Иллюстрации о видах спорта. Картинки и карточки для игр. Настольные, дидактические игр игры. Картотека подвижных игр. Сборник стихов о здоровье, гигиене, режимных моментах. |
Учебно-методическое обеспечение программы:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –
М., Мозаика-Синтез 2015 г.
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под редакцией Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, АП. Зарина, Н.Д Соколовой. – СПб: Издательство «Союз», 2003.
- Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г. Шевченко – М.: Школьная пресса, 2003.
- Региональная программа «Здоровье» Болдурчиди.
- Парциальная программа «Школа здорового человека», Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко, – М., ТЦ Сфера, 2010.
- «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Голицына Н.С., Шумова И.М., – М., Скрипторий, 2010.
- «Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении», Елжова Н.В., – Ростов-на-Дону, Феникс, 2011.
- «Формирование здорового образа жизни у дошкольников», Карепова Т.Г.,. – Волгоград, Учитель, 2011.
- «Основы безопасного поведения дошкольников», Чермашенцева О.В.,. – Волгоград, Учитель, 2008.
- «Как обеспечить безопасность дошкольников», К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская, – М., Просвещение, 1998.
- «Страна пальчиковых игр», А.М. Диченскова, – Ростов-на-Дону, Феникс, 2014.
- «Дом и двор» (безопасность малышей), Е.В. Баринова, – Ростов-на-Дону, Феникс, 2014.
- «Логопедические игры для малышей», А. Кирий, – Ростов-на-Дону, Феникс, 2014.
- «Формирование основ безопасности у дошкольников», К.Ю. Белая, – М., Мозаика-Синтез 2015 г.
- «Физминутка!», Е.А. Субботина, – Ростов-на-Дону, Феникс, 2015.
- «Потешки для зарядки», Е.А. Субботина, – Ростов-на-Дону, Феникс, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет
Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....
Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...