Программа по дополнительному образованию валеологического кружка "Здоровячок"
рабочая программа (средняя, старшая группа) на тему

Мною разработа программа по дополнительному образованию кружка "Здоровячок" валеологической напрвленности, где определены цель и задачи,основные методы и приемы приобщения детей к здоровому образу жизни, воспитания привычки быть здоровым. В программе представлен перспективно-тематический план работы с дошкольниками. Проблема сохранения  и укрепления зоровья детей особо актуальна в современных условиях, поэтому очень важно и необходимо формировать и поддерживать у дошкольников интерес к своему здоровью, воспитывать осознанное отношение к его ценности, мотивацию на здоровый образ жизни.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7  «Дюймовочка»

  Принята на заседании                                                                                    Утверждаю:

  педагогического совета                                                                                           заведующий ГКДОУ

  протокол № ____                                                                                            _________ А. В. Диденко

  от «____» __________20 ___ г.                                                                     «____» __________ 20 __ г.

ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

 СРЕДНЕГО-СТАРШЕГО

  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  (4-6 лет)

группы ЗПР-2

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

на

2017-2018 учебный год

                                                                 

                                                                                                Составили

                                                                                                         воспитатели:

                                                                                                                 Миронович Н.И.                                                                 

        

город-курорт Ессентуки

2017 год

Программа

по дополнительному образованию

детей среднего-старшего дошкольного возраста (4-6 лет)

«Здоровячок»

Содержание.

  • Пояснительная записка
  • Цель и задачи рабочей программы
  • Условия организации образовательного процесса
  • Методы реализации программы
  • Основные направления работы
  • Предполагаемый результат образовательной деятельности воспитанников 3-5 лет.
  • Перспективное тематическое планирование
  • Учебно-наглядное пособие, оборудование
  • Учебно-методическое обеспечение.

     «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

                                                                                                         В.А. Сухомлинский.

Пояснительная записка

       Кружок «Здоровячок» имеет валеологическую направленность, которая определена особой актуальностью сохранения и укрепления здоровья детей  в современных условиях, приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. С началом третьего тысячелетия проблемы здоровьетворения и здоровьесбережения, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. На сегодняшний день существует общая тенденция ухудшения состояния здоровья детей.

      Так как проблема здоровья выдвигается на первый план, то необходимо формировать  и поддерживать у дошкольников интерес к своему здоровью, воспитывать  осознанное отношение к его ценности, мотивацию на здоровый образ жизни. На импровизированных «уроках здоровья» дети знакомятся с понятиями: «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура», «гигиена», «режим дня», «безопасное поведение», в доступной форме получают много нового и интересного о человеческом организме – познают себя.

Цель программы:

       Цель кружка «Здоровячок» - воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста, традиции – быть здоровыми!

Задачи программы:

  1. Раскрыть смысл и значение здоровья, как общечеловеческой ценности и основы развития, совершенствования личности человека; привычки здорового образа жизни.
  2. Создать представление об основных факторах, формирующих здоровье человека и закрепить их в практической и исследовательской деятельности детей, приобщать к гигиенической культуре.
  3. Воспитывать у детей сознательное отношение и потребность к улучшению здоровья в течение всей жизни через рациональную двигательную активность, сбалансированное питание, режим дня, эмоции, безопасное поведение.
  4. Развивать чувство сопереживания, готовности оказать посильную помощь; знать стихи, пословицы о здоровье, отражать в продуктивной деятельности свои представления о здоровом образе жизни.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет  4-6 лет.

Сроки реализации программы – 1 год обучения.

Режим работы кружка 1 раз в неделю по 20 минут.

Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении.

Методы реализации программы.

Наглядные методы:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • показ сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • организация выставок работ, фотовыставок.

Словесные методы:

  • чтение литературных произведений;
  • заучивание стихов, пословиц о здоровье, гигиене;
  • беседы (диалоги, интервью);
  • рассказы воспитателя;
  • моделирование ситуаций.

Игровые  методы:

  • проведение разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций, речевых подвижных игр, пальчиковых и др.).
  • загадывание загадок;
  • проведение викторин, конкурсов, развлечений, досугов.

Практические методы:

  • организация продуктивной деятельности;
  • оформление альбомов, выставок;
  • постановка сказок, отрывков литературных произведений;
  • изготовление с детьми наглядных пособий.

Основные направления кружковой работы.

  Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей определяющими понятиями здоровья, компонентами здорового образа жизни, влияние на них человека в игровой занимательной форме.

  Практическое направление –  овладение умениями и навыками гигиены, физической культуры, правилами безопасного поведения, связанные с практическими делами (занятия физкультурой, гимнастические упражнения, самообслуживание, труд и др.).

  Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

  • Бережно относиться к своему здоровью, не вредить организму,  выполнять необходимые для этого правила личной гигиены, безопасного поведения.
  • Проявлять интерес к мероприятиям по укреплению здоровья, принимать в них активное участие.
  • Выражать сочувствие, заботу, готовность оказать помощь; повышение самооценки.
  • Проявление творчества и фантазии, эмоциональной отзывчивости.

      Программа разработана с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также  «Программой воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под редакцией Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной,  АП. Зарина, Н.Д Соколовой; программой «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г. Шевченко. В основу содержания легла региональная программа «Здоровье» Болдурчиди, парциальная программа «Школа здорового человека» Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко, обобщенный опыт по данной теме таких авторов, как Н.В. Елжова «Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении», Т.Г. Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников», О.В. Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников».

        Работа по рабочей программе дает детям не только определенную сумму знаний и представлений о себе, своем здоровье и физической культуре, но и позволяет найти способы укрепления и сохранения здоровья.

        Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

        Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

  • готовностью педагога к осуществлению валеологического образования;
  • постоянным приобщением детей к здоровому образу жизни;
  • построением развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • активным участием родителей в воспитательном процессе.


Решение валеологических задач также осуществляется в повседневной деятельности детей с различным содержанием: социально-нравственным, художественно-эстетическим, изобразительным и т.д. В процессе обучения обязательным является использование материалов регионального компонента.

Учебный план кружковой работы

Название кружка

Количество часов

В неделю

В месяц

В год

«Здоровячок»

20 минут

1 час 20 минут

10 часов 40 минут

Перспективно-тематический план работы

кружка «Здоровячок»

(средний-старший возраст 4-6 лет)

содержание

часы

Сентябрь

Ознакомление и подбор литературы по валеологии.

Составление перспективного плана кружка «Здоровячок».

Создание здоровьесберегающей, развивающей среды в группе.

Оформление игротеки по валеологическому воспитанию.

Октябрь

«Экскурсия по территории ДОУ «Дюймовочка».  

20 минут

«В гости к медицинской сестре» (антропометрия).

20 минут

«Умеем ли мы мыть руки правильно?» (практическое занятие).

20 минут

«Мойдодыр» (театрализация).

20 минут

Ноябрь

«Сказка о ложке, ноже и вилке».

20 минут

«Кукла обедает» (сюжетно-ролевая игра).

20 минут

«Готовим  овощной салат» (практическое занятие).

20 минут

«Овощи и фрукты – витаминные продукты» (развлечение).

20 минут

Декабрь

«Поговорим о микробах» (познавательная беседа).

20 минут

«Расческа и зубная щетка» (практическое занятие).

20 минут

«Разговор о носовом платке». Аппликация «Платочек».

20 минут

«Мойдодыр в гостях у малышей» (физкультурный досуг).

20 минут

Январь

«Оденем куклу на прогулку» (дидактическая игра).

20 минут

«Части тела и лица» (познавательная беседа).

20 минут

«Эксперименты со снегом и льдом» (практическое занятие).

20 минут

«Незваные гости –  Грипп  и Простуда» (развлечение).

20 минут

Февраль

«Кукла заболела» (сюжетно-ролевая игра).

20 минут

«Безопасность зимой» (познавательная беседа).

20 минут

«Витамины на окне» (обустройство огорода на окне).

20 минут

«Зимние забавы» (физкультурный досуг).

20 минут

Март

«Уложим куклу спать» (сюжетно-ролевая игра).

20 минут

«Мальчики и девочки» (беседа-интервью).

20 минут

«Шалости с огнем» (познавательная беседа).

20 минут

«Кошкин дом» (театрализация).

20 минут

Апрель

«Экскурсия на цветочную поляну». Рисование «Цветы».

20 минут

«Я уколов не боюсь!» (познавательная беседа).

20 минут

«Беседа о правилах дорожного движения» (беседа-интервью).

20 минут

«Выполняйте все без возражения правила дорожного движения!» (развлечение).

20 минут

Май

«Бабушкина аптека» (экскурсия). Оформление гербария.

20 минут

«Купание на  водоемах» (познавательная беседа).

20 минут

«Беседа о солнце и его целебном свете. Солнечные ожоги». Аппликация «Солнышко лучистое».

20 минут

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» (физкультурный досуг).

20 минут

ТСО

Учебно-наглядные пособия

Оборудование

Магнитофон

аудиокассеты (звуки природы).

Видеофильмы о спорте.

       Мультфильмы о

гиг  гигиене, безопасности.

Комплект плакатов «Человек», «Как устроен наш организм».

Учебный макет «Зубы».

Схемы, таблицы, плакаты по валеологическому воспитанию.

Схемы, таблицы перестроений, последовательности выполнения общеразвивающих упражнений.

Санбюллетени.

Плакаты на тему: «Безопасность дошкольников», «О правилах важных, пожароопасных».

 

Энциклопедия для детей «Все обо всем»: «Мое тело», «Букварь здоровья».

Гербарии лекарственных растений Ставропольского края.

Фото спортсменов.

Иллюстрации о видах спорта.

Картинки и карточки для игр.

Настольные, дидактические игр    игры.

Картотека подвижных игр.

Сборник стихов о здоровье, гигиене, режимных моментах.

Учебно-методическое обеспечение программы:

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От  

      рождения до  школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –    

      М., Мозаика-Синтез 2015 г.

  1. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под редакцией Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной,  АП. Зарина, Н.Д Соколовой. – СПб: Издательство «Союз», 2003.
  2. Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г. Шевченко – М.: Школьная пресса, 2003.
  3. Региональная программа  «Здоровье» Болдурчиди.
  4. Парциальная программа «Школа здорового человека», Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко, – М., ТЦ Сфера, 2010.
  5. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Голицына Н.С., Шумова И.М., – М., Скрипторий, 2010.
  6. «Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении», Елжова Н.В., – Ростов-на-Дону, Феникс, 2011.
  7. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников», Карепова Т.Г.,. – Волгоград, Учитель, 2011.
  8. «Основы безопасного поведения дошкольников», Чермашенцева О.В.,. – Волгоград, Учитель, 2008.
  9. «Как обеспечить безопасность дошкольников», К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская, – М., Просвещение, 1998.  
  10. «Страна пальчиковых игр», А.М. Диченскова, – Ростов-на-Дону, Феникс, 2014.
  11. «Дом и двор» (безопасность малышей), Е.В. Баринова, – Ростов-на-Дону, Феникс, 2014.
  12. «Логопедические игры для малышей», А. Кирий, – Ростов-на-Дону, Феникс, 2014.
  13. «Формирование основ безопасности у дошкольников», К.Ю. Белая, –  М., Мозаика-Синтез 2015 г.
  14. «Физминутка!», Е.А. Субботина, – Ростов-на-Дону, Феникс, 2015.
  15. «Потешки для зарядки», Е.А. Субботина, – Ростов-на-Дону, Феникс, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...