ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВАЛЕОЛОГИИ
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВАЛЕОЛОГИИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «ВОТ Я КАКОЙ!»
Цели и задачи:
Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям; воспитывать чувство гордости, что «Я – человек». Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.
Материалы и оборудование:
Блюдце, 3 стакана с кислой, сладким и соленым раствором, небольшой кусочек хлеба, стакан с чистой водой, 4 ватные палочки, салфетка.
2 ватные палочки, одна из которых пропитана духами, а второй соком чеснока. Завернуты в полиэтиленовый пакет, чтобы запах не улетучился.
Кубики льда, стакан с теплой водой.
Ширма и за ней предметы, с помощью которых воспитатель демонстрирует бытовые звуки (стакан с водой, стакан пустой, бумага, ключи, погремушки, ложки и т.д.)
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Ребята, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек». Вы узнайте много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя и своих друзей, родных, т. е. других людей.
- Каждый человек неповторим по своему характеру, своим взглядом на жизнь, душевным качествам, но все люди одинаковы по физическому устройству: имеют одинаковое строение тела, внешних и внутренних органов. Но кто-то часто болеет, а кто-то всегда бодр и здоров. Некоторые все время чем-то недовольны, любят только себя, а другие веселы и, чем могут, помогают другим людям...
- Как вы думаете, почему так бывает?
(Ответы детей)
- Об этом мы узнаем на занятиях, где будем учиться любить и понимать себя, заботиться и помогать себе и другим людям. А сегодня мы узнаем о том, что каждый из вас, и вообще любой человек, - почти волшебник, который может и умеет, а если не умеет, то может научиться делать много-много разных дел, всевозможных чудес. Этого не может никакое другое существо на Земле.
- Интересно? Тогда начинаем знакомиться со своим телом, которое помогает нам в каждую секунду.
Блок 1 – дифференциация понятий «части тела» и «органы»
- У животных всего три части тела: голова, туловище и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека. Родион, подойди ко мне. Голова есть? Есть! Какая часть тела называется головой? (ответы детей. Справка: головой называется часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств и в которой расположен головной мозг.) - Зачем она нужна? (ответы: чтобы думать, есть, дышать и т. д.)
- Туловище есть? (показ туловища.) Есть! Какие органы есть на туловище и внутри? (ответы детей: руки, ноги, сердце, легкие и т.д.)
Блок 2 – волосы
Отгадайте загадку:
Загадка про волосы
Не сеют, не сажают,
А сами вырастают.
(Волосы)
- Что располагается выше всего? (Педагог кладет руку на голову, перебирает волосы).
Познакомимся с их свойствами. Потрогай свои волосы… Подавите их... Подергайте...
Закройте глаза, осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали? А теперь подергайте – тихонько. Что почувствовали? (ответы детей: боль)
- Кто догадался, зачем нам нужны волосы? (ответы детей: защищать голову, воспринимать некоторые воздействия, согревать и защищать от жарких лучей солнца).
Блок 3 – кожа
- Что располагается ниже? (ответ: лоб)
- Что внутри? (ответ: мозг)
- Зачем нам мозг? (ответ: чтобы думать)
- Чем сверху покрыт лоб? (ответ: кожей)
- Кожа есть не только на лбу, но и на всех остальных частях тела.
Мы изучим и её. Закройте глаза, я ложу на ладошку предмет (кубик льда). Что почувствовали?
Закрываем глаза, на другую ладошку другой предмет (стакан с теплой водой).
Что почувствовали?
- Зарина, закрой глаза и определи, что я сделаю.
- А теперь, каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали? (ответ: боль)
- Что может чувствовать кожа? (ответы детей: тепло, холод, прикосновения, боль.)
Блок 4 – глаза
Отгадайте загадку:
Загадка про глаза
Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...
(Глазки)
- Что находиться ниже лба? (ответ: глаза). Сейчас узнаем, зачем они нужны. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (Педагог показывает книгу. Молчание.) А теперь? (Педагог берет книгу. Молчание).
- Откройте глаза. Вот что я делала. (Педагог повторяет свои действия). Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть).
- У глаз есть помощники и защитники. Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Какой орган в этом участвует? ( ответ: веки). Зачем нужно моргать?
- Помашите рукой перед глазами своего товарища. Что сделал товарищ? Зачем нужны веки ресницы?
- Рассмотрим, зачем нужны брови. Когда умываем лицо, капельки бегут вниз со лба. Что делаю веки? (ответ: защищают глаза от воды, пыли и т.д.)
Блок 5 – нос
Отгадайте загадку:
Загадка про нос
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норках воздух бродит,
То заходит, то выходит.
(Нос)
- Что ниже? (ответ: нос)
- Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой рукой. Зачем нужен нос? (ответ: чтобы дышать)
- Закройте глаза (Педагог подносит ватную палочку к носу ребенка). Что почувствовали?
Так зачем нам нос? (ответ: дышать и различать запахи)
Блок 6 – уши
Отгадайте загадку:
Загадка про уши
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...
(Ушки)
- Что находиться немного ниже? (Педагог указывает на уши).
- Проверим, зачем нам нужны уши. Плотно закройте уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (Педагог произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я только что делала? (ответ: говорили, мы видели по губам). А что я говорила? (не слышали?)
Так зачем нам уши? (ответ: чтобы слушать)
Блок 7- рот
- Что располагается ниже? (ответ: рот).
- Проверим, зачем нам нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его.
- Теперь сожмите губы пальцами с скажите: мама, папа, я иду гулять.
- И еще один опыт (Педагог раздает стаканы с растворами соленой, кислой и сладкой воды). Что почувствовали?
- Так зачем нам рот? (ответ: чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус).
Блок 8 – шея
- Что ниже? (Педагог показывает на шею.) Проверим, нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните, что вы видите. (Дети запоминают.) А теперь поворачивайте голову в любые стороны. (Дети выполняют). Вы видите столько же или больше? Зачем нужна шея?
Блок 9 – руки и ноги
Отгадайте загадки:
Загадка про ноги
Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле ...
(Ножки)
Загадка про руки
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...
(Ручки)
- Узнаем, зачем человеку руки.Ефим, подойди ко мне. Убери руки назад за спину и возьми со стола книгу. Не поворачивайся. Зачем тебе руки? (ответ: чтобы брать предметы.) - А теперь подходите все по группе, только без ног. Зачем нам ноги?
Подвижная игра: «Что мы делаем - не скажем, что мы делаем – покажем»
Цель: водящий показывает действия, а играющие должны догадаться, что это за действия (забивать гвозди, поднимать тяжести, вязать, вырезать, бежать, топать – идти).
Блок 10 – внутренние органы
- Внутри туловища есть очень много органов. Давайте послушаем, как работает сердце. Положите руку на грудь и послушайте свое сердце.
- Есть в туловище и другие органы: желудок, кишечник, но о них мы будем говорить на других занятиях.
Физкультминутка «Вот какое мое тело!»
У меня есть голова
Направо - налево, раз – два.
(Повороты головы направо – налево, наклоны головы)
Она сидит на крепкой шее,
Повертели – повертели.
(Круговые повороты шеей)
Затем туловище идет,
Наклон назад, наклон вперед,
Поворот – поворот.
(Руки на поясе, наклоны, повороты)
Умелые руки есть у всех,
Вверх- вниз, вниз – вверх.
(Рывки руками вверх – вниз)
Ноги нам нужны, чтоб бегать,
Прыгать, приседать, стоять.
(Бег на месте, подскоки, приседания)
Вот какое мое тело!
С ним все сделаешь на «пять»!
Практические упражнения:
• Покажи где у тебя голова
• Дотронься до головы своего соседа, погладь ее.
• Вытяните шею, как гусь.
• Втяните голову в плечи.
• Погладь свой носик.
• Погладь носик своего соседа.
• Покажи свои ушки.
• Открой и закрой рот.
• Улыбнись. Подари улыбку своему соседу.
Чтение детям
Тело человека
(М. Ефремова)
Что такое наше тело?
Что оно умеет делать?
Улыбаться и смеяться,
Прыгать, бегать, баловаться…
Наши ушки звуки слышат.
Воздухом наш носик дышит.
Ротик может рассказать.
Глазки могут увидать.
Ножки могут быстро бегать.
Ручки все умеют делать.
Пальчики хватают цепко
И сжимают крепко-крепко.
Чтобы быть здоровым телу,
Надо нам зарядку делать.
Ручки мы поднимем: «Ох!»,
Сделаем глубокий вдох!
Наклонимся вправо–влево…
Гибкое какое тело!
И в ладошки вместе: «Хлоп!»
И не хмурь красивый лоб!
Потянулись – потянулись…
И друг другу улыбнулись.
Как владеем мы умело
Этим стройным, сильным телом!
Заключение
- Скажите ребята, нашли ли мы с вами хоть один орган, который был бы не нужен человеку?
- А такой орган, который бы ничего не делал? (Ответы детей).
Вот и молодцы, хорошо поработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект специально-организованной деятельности познавательного цикла с элементами валеологии в подготовительной группе на тему: "Экспедиция в лес"
КОНСПЕКТспециально-организованной деятельности познавательного цикла с элементами валеологии в подготовительной к школе группе на тему:...
Конспект занятия Познавательное занятие по валеологии «Цветок здоровья» старшая группа
Конспект занятия...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА, ТЕМА: «КАКИЕ МЫ ВНУТРИ» Автор занятия: воспитатель Глазкова И.В.
Цели:Познакомить детей с основными органами человеческого организма (мозг, сердце, легкие, желудок), их названиями, расположением и функциями.Учить детей опытным путем подтверждать полученные знания (...
Цикл занятий по валеологии для детей 5-6 лет.
Материал содержит несколько занятий, бесед, дидактических игр по валеологии для детей старшего дошкольного возраста....
Занятие по валеологии из цикла «Твоё здоровье». «Человек».
1. Познакомить детей с характерными для человека признаками: внешним строением.2. Формировать навыки речи, элементарные логические операции.3. Воспитывать представления о ценности каждого че...
Занятие по валеологии из цикла «Твоё здоровье». Зубы.
1. Ознакомление детей с органом пищеварения - зубами.2. Сформировать первоначальные представления о них, о красоте зубов.3. Воспитание положительного отношения к своему здоровью...