Цикл занятий по валеологии для детей 5-6 лет.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Яковлева Юлия Юрьевна

Материал содержит несколько занятий, бесед, дидактических игр по валеологии для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon valeologiya.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий по валеологии

 для детей 6 лет.

Проведение бесед с детьми 5-6 лет

на тему: «Формирование здорового образа жизни»

Беседа «Зачем нужны витамины?»

-Ребята, вчера  мне рассказали, что наши  дети в детском саду стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Их дети  очень любят. Витамины очень полезные.

- А вы, ребята, пробовали витамины?

-А для чего нужны витамины?

Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах.

- А в каких продуктах есть витамины?

Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д. В каких продуктах они содержатся и для чего нужны. Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения. Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца). Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды). Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

Вы запомнили, а теперь скажите, где еще мы можем встретить витамины?

Игровая ситуация  «Как защититься от микробов?»

Ребята, а вы знаете, кто такие микробы? Представьте, в нашей группе поселился микроб. Что вы будете делать? ( ответы детей).

Микробы они очень маленькие и живые. Они попадают в организм и вызывают болезни. Они живут на грязных руках. Они боятся мыла.

Микроб - ужасно вредное животное, Коварное и главное щекотное. Такое вот животное и  в живот залезет, и спокойно там живет. Залезет шалопай, где захочет.  Гуляет по больному и щекочется. Он горд, что столько от него хлопот: И насморк, и чихание.

- Вы, ребята, моете руки перед едой? Ой, братец микроб хитер, если ты не помыл руки, ты станешь выглядеть через некоторое время  больным и простужены.« Постой-ка, у тебя горячий лоб. Наверное, в тебе сидит микроб!»

Вместе с детьми можно рассмотреть  ситуации защиты от микробов и сделать  вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.

-Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды).

Дидактическая игра «Полезные продукты»

Воспитатель:

- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно! ». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

Ребята, вы молодцы, обязательно скажу вашим родителям, что вы умеете выбирать полезные продукты.

Беседа «Зачем людям спорт?»

Ребята, вы любите заниматься спортом?

Спорт – это что?

Зачем люди занимаются спортом?

Игровая ситуация: «Я плохо бегаю, каким видом спорта, я должна заниматься?... плаваю?...не умею кататься на коньках?....плохо прыгаю?...

Вывод: если заниматься спортом, то ты будешь сильным, ловким, крепким, здоровым.


Конспект занятия

с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «В здоровом теле— здоровый дух»

Цели:

Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Задачи:

  • Формировать представление о здоровым образе жизни, о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела, уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия.
  • Развивать познавательный интерес и речь.
  • Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
  • Способствовать укреплению здоровья и расширению функциональных возможностей организма.

Предварительная работа:

Рассматривание детских энциклопедий, беседы о здоровье, чтение литературы, загадывание загадок, просмотр телевизионных рекламных пауз.

Активация словаря:

Физические упражнения, физкультура, воздух, дыхание, закаливание.

Методические приемы:

Художественное слово, ситуационные задачи, беседа, исследовательские действия, упражнение на дыхание, игра «Рекламный мячик», использование наглядности, физкультминутка, обращение к жизненному опыту детей.

Оборудование:

Модель солнце, рекламный мячик, стаканчик с водой, камнями и пустой, музыка для физкультурной минутки.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте! Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся! (Дети здороваются.) Знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали: «Здравствуйте! » Это значит – здоровья желаю. А сейчас, ребята давайте с вами становимся в круг, беремся за руки, улыбнитесь друг другу, подарите свое хорошее настроение друг другу, пожелайте здоровье. Молодцы, занимайте свои места.

Воспитатель. Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Что значит быть здоровым? (Ответы детей.)

Воспитатель. Я открою вам маленький секрет! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма. Первый лучик вашего здоровья – это физические упражнения, или физкультура. (На модели солнца открывает лучик с изображением физических упражнений.) Давайте подумаем, какую пользу приносят физические упражнения?

Дети. Укрепляют мышцы, закаляют организм.

- Дарят нам бодрое, хорошее настроение.

- Прогоняют сон.

Воспитатель. А вы сами выполняете физические упражнения? Где и когда? (Ответы детей.) Ребята, давайте покажем, как мы тренируем мышцы своего тела. Выбегайте, вставайте в круг.

Дети выполняют упражнения под музыку. Затем рассаживаются по местам.

Воспитатель. Кто зарядкой занимается, тот здоровья набирается. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей.)

Воспитатель. Какими мышцы стали у вас?

Дети. Крепкие, сильные.

Воспитатель. Значит, верно говорят: «Силушка по жилушкам огнем бежит». Скажите мне, почему человек должен заниматься физкультурой?

Дети. Физкультура укрепляет здоровье человека.

Воспитатель. Чтоб больным не лежать, надо спорт уважать. Помните об этом, ребята. Чтобы узнать, как называется второй лучик нашего здоровья, мы покажем вам фокус.

Опыты как фокусы, только им всегда можно дать объяснение. Перед вами стоят стаканчики, посмотрите, что в них?

(1-вода, 3-камень, 4-пустой) Вы думаете этот стакан пустой? Давайте проверим.

Опыт: Переверните стакан вверх дном, старайтесь держать его очень ровно, медленно опускайте его в воду. Легко ли идет стакан? Не мешает ли ему что-то? Что находится в нем? А теперь медленно переворачиваем его. Что вы увидели? А почему мы его не видим? Не чувствуем? (Прозрачный, невидимый, без вкуса и запаха.)

- Какие вы молодцы! Я вижу, вы отлично справились с моим заданием.

Воспитатель. Что за невидимка сидел в стаканчике?

Дети. Это чистый воздух.

Воспитатель. Молодцы! Ребята, все мы знаем:

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

Давайте проверим, так ли это. Сейчас вы постарайтесь глубоко вдохнуть и закрыть рот и нос ладошками.

Дети глубоко вдыхают и закрывают рот и нос ладошками.

Педагог. Что вы почувствовали? Почему не смогли долго быть без воздуха? (Ответы детей.)

Педагог. Правильно! Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась: «Пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибаем! » давайте выполним с вами упражнение на дыхание.

Упражнение на дыхание

  • «Погреемся». Руки развести в стороны, затем быстрыми движениями скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечами, произнести «у-х-х! ».
  • «Пузырьки». Сделать глубокий вдох через нос, надуть «щёчки – пузырьки» и медленно выдыхать через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
  • «Заблудился в лесу». Сделать вдох, на выдохе прокричать «а-у-у».
  • Воспитатель-эколог. Скажите, пожалуйста, почему мы на зарядке выполняем дыхательные упражнения?

Дети. Чтоб наш организм обогатился кислородом.

Воспитатель.  Правильно, ребята, воздух, богатый кислородом, - это чистый, свежий воздух.

-Оказывается дым от заводов и фабрик тоже загрязняют воздух. А когда мы дышим загрязненным воздухом, то кровь разносит по организму не кислород, а дым, поэтому человек болеет. Что еще загрязняет воздух?

- Что же делать чтобы воздух в городе был чище?

(Дети высказывают свои предположения)

- Ребята, а почему на природе, в лесу, на лугу дышится легко?

Там нет заводов, фабрик, автомобилей.

- Ребята в лесу больше кислорода, которым мы дышим. Это заслуга растений, ведь именно они выделяют кислород. Как можно назвать растения, раз они нам помогают.

- Наши помощники, спасители.

- А что можно сделать, чтобы помочь городу очистить воздух.

- Посадить деревья, кустарники, цветы.

- А еще не ломать, не губить деревья и кустарники, не рвать листочки. В группе посадить комнатные растения. Растения вдыхают в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдают кислород – это чистый воздух. Значит нужно беречь растения.

-Так как же называется второй лучик здоровья?

Дети. Чистый воздух.

Воспитатель на модели солнца открывает второй лучик с изображением чистого воздуха.

Воспитатель. Послушайте пословицу: «Хочешь не хочешь, а есть надо». Почему так пословица говорит? Зачем человеку еда? Как вы считаете? (Ответы детей.)

Воспитатель. В магазинах продают много разных продуктов. Если бы вас мама попросила сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты? Давайте поиграем и узнаем, можно ли доверить домашнее хозяйство.

Игра «Рекламный мячик»

Воспитатель: Желтая «Фанта» - напиток для франта.

Дети: Будешь «Фанту» пить, смотри – растворишься изнутри.

Воспитатель: В мире лучшая награда – это плитка шоколада.

Дети: В мире лучшая награда – это ветка винограда.

Воспитатель: Знайте, дамы, господа: «Сникерс» - лучшая еда.

Дети: Будешь есть ты «Сникерс» сладкий – будут зубы не в порядке.

Воспитатель: Я собой сегодня горд: я купил сегодня торт.

Дети: Фрукты, овощи полезней: защищают от болезней.

Воспитатель: В благодарность «Пепси-коле» - самым умным будешь в школе.

Дети: Вкус обманчивый порой, молоко пей дорогой.

Воспитатель: Дает силы мне всегда очень жирная еда.

Дети: Дает силы нам всегда витаминная еда.

Воспитатель: От простуды и ангины помогают апельсины.

Дети: Ну а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.

Воспитатель: А теперь ребята, после того как мы все повторили с вами и вспомнили что относится у нас к полезным продуктам вы разделитесь на две команды. Каждой команде дается одинаковый набор продуктов, состоящие из разных продуктов. Ваша задача по очереди перенести в корзину только те продукты, которые полезны для нашего организма.

Воспитатель. Объясните свой выбор. И вы, ребята, молодцы! Давайте похлопаем друг другу! Обязательно скажу вашим мама, что вы знаете и умеете выбирать полезные продукты. Ответьте мне еще на один вопрос: какие овощи и фрукты защищают нас от вредных микробов. (Ответы детей.)

Воспитатель. Вы совершенно правы и пословица такая есть: «Чеснок да лук от всех недуг». Скажите, как же называется третий лучик здоровья?

Дети. Полезная еда.

Воспитатель на модели солнца открывает третий лучик.

Воспитатель. Сейчас ребята мы покажем вам фотографии. Рассмотрите их внимательно и скажите, чем занимаются люди?

Дети. Закаляются.

Воспитатель. Есть много видов закаливания, помогите мне их вспомнить.

Дети. Обливание под душем, обтирание рукавичкой, умывание прохладной водой, полоскание горла.

Воспитатель. Как вы думаете, для чего люди закаляются? (Ответы детей.)

Воспитатель. Какие вы молодцы, все знаете. Теперь вы знаете название четвертого лучика здоровья. Кто скажет как он называется?

Дети. Закаливание.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на солнышко. У нас остался неоткрытым только один лучик. Хотите узнать, какое имя у последнего лучика? Я открою его, а вы постарайтесь сами догадаться, как он называется. (открывает пятый лучик) .

Воспитатель. Правильно вы сказали. Пятый лучик здоровья называется «чистота». Как вы думаете, связаны ли чистота и здоровье? Почему говорят: «Чистота-залог здоровья»? (Ответы детей.)

Воспитатель. Я предлагаю вспомнить правила чистоты.

Дети. Каждое утро умывайся, а вечером принимай ванну или душ перед сном.

- Зубы чисти утром и вечером.

- Следи за чистотой ногтей - подстригай их каждые десять дней.

- Не забывай следить за чистотой носа, всегда имей при себе носовой платок.

- Обязательно мой руки перед едой и после каждого посещения туалета.

- Помни, что расческа, зубная щетка, полотенце и мочалка – предметы личной гигиены, они должны быть у каждого свои.

Воспитатель. Посмотрите, солнышко улыбается, радуется за вас. Я уверена, что вы на долго сохраните ваше здоровье, здоровье ваших близких. И в заключение проведем с вами занятие, которое поможет снять нам усталость.

Занятие начинается с упражнения для снятия мышечных зажимов и снижения психоэмоционального напряжения “Тихое озеро”.

Педагог. “Сядьте в удобное положение. Вытяните ноги и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

Упражнение провести под спокойную, расслабляющую музыку.

Воспитатель. На прощание мы хотим вам пожелать: «Будьте здоровы! А вы пожалуйста, пожелайте это нашим гостям.

Дети хором. Будьте всегда здоровы! А чтобы ваше здоровье было крепким, пейте полезные соки!

Конспект занятия  по валеологии с детьми 6 лет на тему: « Рецепт здоровья для Бабы Яги».

Цель занятия.

Воспитывать в детях сознательное стремление заботиться о своем здоровье. Вспомнить и расширить знания детей о благотворном влиянии  природы на здоровье человека. Закрепить представление детей о здоровом образе жизни.

Материал.

Цветные изображения растений, которые можно употреблять в пищу; полезные и вредные продукты по количеству детей; фотографии по теме «Движение и дети», изображения разрушение зуба, его болезни (кариес, флюс). Телевизор, dvd, видеокассета с письмом, видеокамера.

 Ход занятия.

Воспитатель.   Ребята, к нам пришло видеописьмо. Я только не знаю от кого? Посмотрим? (Дети на ковре сидят на  мягких модулях)

По телевизору, через DVD показ видеоролика. Изба. Баба Яга сидит на лавочке около печи.

Баба Яга.  Здравствуйте мои голубчики. Слыхала я, что вы знаете секрет, как сохранить здоровье. А у меня-то здоровье совсем никуда: и ноги не ходят, и спина не разгибается, и глаза плохо видят, и зубов только два осталось. И с головой что-то странное твориться: ничего не помню. Вот вчера хотела доброе дело сделать, а потом забыла и опять пакость получилась.

 Я уж, у каких врачей не была, бочку лекарств поела. Ничего не помогает. Вот к вам пробралась. Хочу, чтоб ваши дети мне рецепт выписали, как здоровой быть да молодой.

 Живу-то я, ребятушки, далеко в дремучем лесу, избушка тут у меня на курьих ножках. Занимаюсь пакостями разными, вредностями, позлить кого….

Дел у меня много. Ни днем, ни ночью отдыха не вижу. Все дела да дела. Уж и сил не остается.

Воспитатель. Ребята, научим  Бабу Ягу быть здоровой? А все наши советы мы запишем на видеокассету и отошлем ей наши рецепты.

Она говорит, что пакости разные делает и вредности. Что мы посоветуем Бабусе Ягусе?

Воспитатель  уточняет и обобщает ответы детей: во-первых, стать доброй.

- Давайте убедим Бабу Ягу, что доброта полезна для здоровья. Вспомните пословицы, поговорки, народную мудрость о добре.

Дети. Доброе слово – половина счастья.

Кто делает добро, тому добром воздается.

От добрых рук ничего не уходит.

Доброе имя добывается честным трудом.

Друга нашел тот, кто добрый совет дает.

Воспитатель. Ребята, вы заметили, что творит свои дела недобрые Бабуся не только днем, но и ночью. А ночью что нужно делать?

Дети. Спать, отдыхать. Режим нашей Бабусе нужен, а то в ее жизни нет порядка.

Воспитатель. Расскажите ей про свой режим дня, может он ей подойдет?

Дети. Зарядка, завтрак, игры, занятия, прогулка всегда в одно и то же время. И спать ложатся вовремя, а перед сном обязательно гуляют.

Воспитатель. Что мы делаем, чтобы всегда в группе был кислород? А для чего он нам нужен?

Дети. Проветриваем помещения, кислород дают комнатные растения, они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. Кислород нам необходим, он поступает в кровь.

Воспитатель.  Ребята, а ведь Баба Яга не знает, что такое зарядка. Без зарядки здоровой стать невозможно.

Ребенок.  Для чего нужна зарядка?

Это вовсе не загадка –

Чтобы силу развивать

И весь день не уставать.

Если кто-то без оглядки –

Убегает от зарядки – 

 Он не станет нипочем

Настоящим силачом.

Ребенок. Зарядка всем полезна,

Зарядка всем нужна.

От лени и болезни

Спасает нас она.

Воспитатель. Но одной зарядки мало. Чтобы быть здоровой надо больше двигаться. «Движение – кладовая жизни», - считали в далекой древности, (древнегреческий писатель Плутарх). «Жизнь требует движения», - говорил древнегреческий ученый Аристотель.

Ребята, расскажите, сколько мы с вами двигаемся и покажите Бабусе Ягусе.

Дети.  Занимаемся на физкультурных занятиях, ходим на прогулку, играем в подвижные игры, катаемся на санках, зимой, на коньках, в бассейн ходим плавать, весной и летом играем в футбол, катаемся на велосипеде.

Воспитатель.  Мы занимаемся спортом.

Воспитатель. Давайте покажем ритмическую гимнастику. (На ковре под аудиозапись)

- Послушайте, как бьется ваше сердце. Быстро- быстро. И когда мы занимаемся спортом, сердце работает быстрее. Вспомните волка и зайца на прошлом занятии, они бегали на стадионе…. Почему заяц быстрее пришел к финишу?

Воспитатель. (Дети стоят около воспитателя).  Спортом заниматься необходимо, но это еще не все. Еще нужно закаляться. Какой способ закаливания мы ей порекомендуем?

Дети.  Водные процедуры, дыхательную гимнастику, воздушные ванны, солнечные ванны, хождение по коврикам с внешними раздражителями, точечный массаж.

Показ точечного массажа. (Стоя в кругу)

Воспитатель. (Дети садятся на стулья).  Еще Баба Яга жаловалась на глаза. Их тоже нужно беречь. Мы с вами занимаемся на занятиях, глазки устают, особенно тогда когда смотрим дома телевизор. (Показ иллюстрации, что полезно для глаз. Дети выбирают и рассказывают).

Ребенок. Осторожными надо быть,

               Чтоб глаза не засорить!

                Глаз не трогай рукавом,

                Только чистеньким платком.

                Нужен глаз, но от соринки,

                От песчинки и пылинки,

                 Если сразу не убрать,

                 Можно сильно пострадать.

Воспитатель. Чтобы глаза не уставали,  мы должны делать гимнастику для глаз.

                        Гимнастика для глаз.

Воспитатель.  Ребята, а что еще нужно для здоровья, о чем мы забыли? Ах, да, питание. Если баба Яга так болеет, то наверное ест жирную пищу, употребляет много сладкого. Какая пища полезна для здоровья? Игра «Выбери полезные продукты.

( Дети подходят к доске, на которой расположены картинки по количеству детей, выбирают картинку и кладут ее в корзину для Бабы Яги. После этого, воспитатель проверяет и просит детей объяснить тот или иной выбор ребенка).

Воспитатель. Пищей сладкою, шоколадною,

                        Ты не увлекайся.

                        Очень сладкого, соленого

                        Ой, остерегайся!

                        Только овощи и фрукты,

                        Вот полезные продукты.

                      

Поменять картинки на доске.

Воспитатель.  Да. Очень много витаминов в овощах , фруктах и растениях. Ведь недаром, люди называют их – родник здоровья. Баба яга живет в лесу, а там много трав, которые можно употреблять в пищу. Эти травы повышают устойчивость организма к холоду, и к теплу, к недостатку кислорода и т. д.

Какие вы знаете пищевые растения?

Дети выбирают на доске картинку и рассказывают: что это, и для чего полезно. (Лук, чеснок, одуванчик, крапива, календула, душица, зверобой , мята, хвоя и т. д.)

Воспитатель.  А почему Баба Яга потеряла все зубы? У нее только два осталось. Как нужно следить и ухаживать за зубами?

Дети. Нужно чистить зубы 2 раза в день,  Если обнаружил маленькую дырочку – это кариес, его необходимо лечить.

Ребенок.Не дремлет кариес– не спит!

                    Он на зубах твоих сидит.

                    Решил себе устроить дом!

                    Ты чистил зубы перед сном?

                    А также утром или днем?

                    Зачем тебе жилец во рту,

                    Который принесет беду.

Воспитатель. Обязательно ли ходить к стоматологу? И как часто?

Дети. Ходить к стоматологу необходимо даже тогда когда зубы не болят, а вдруг он заметит начало заболевания зуба.(Ребенок рассказывает по картинкам о заболевании зубов)

Ребенок. Чистим зубы дважды в сутки,

                 Чистим долго, три минутки.

                  Щеткой чистой, не лохматой,

                  Пастой вкусной, ароматной.

                  Чистим щеткой вверх и вниз,

                   Ну, микробы, берегись!

                   Все хорошие ребята

                   Чистят зубы аккуратно.

Воспитатель. Здоровые зубы – здоровью любы. А какая пища полезна для зубов?

Дети. Для здоровья полезны: овощи, фрукты, молоко, творог, яйца, рыба, мясо.А от сладостей у зубов возникает проблема.

Воспитатель. Да. После их приема во рту образуется кислота, которая вредно влияет на поверхность зубов. Особенно опасно употребление конфет в большом количестве, способных прилипать к поверхности, забиваться в щелочки. Очень вредны карамельки, леденцы, тянучки, ириски, вафли. Но мы ведь сладкое едим, только не так много и что нужно сделать после? (Прополоскать рот, а после особо вредных не мешает, и почистить зубы.)Все наши советы мы записали на камеру. Отошлем это видеописьмо Бабе Яге. Пусть она учиться быть здоровой.

 А наше занятие, окончено.


Занятие по валеологии «Путешествие пирожка»

для детей старшей группы.

Задачи:

Образовательные: Систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта. Показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества. Закрепить названия тех продуктов питания, которые можно употреблять каждый день и тех, которые можно употреблять иногда.

Развивающие: Развивать и расширить знания детей о благотворном влиянии природы на здоровье человека. Закрепить представление детей о здоровом образе жизни.

Воспитательные: Воспитывать в детях сознательное стремление заботиться о своем здоровье.

Демонстрационный материал:

Плюшевый медведь, схема пищеварительного тракта, бумажный пирожок, банка с водой, соль, сахар, хлеб, бумажные салфетки, тарелка.

Раздaтoчныи материал:

Схема пищеварительного тракта на каждого ребенка ( бумажный человек с изображением пищеварительных органов), бумажный пирожок, сборные картинки, шишки.

Словарная работа. Новые слова:

Желудок переваривает, растворяет, впитывает, кишечник.

Ход занятия.

Орг. момент

Дети заходят, здороваются с гостями, садятся на подушечки. Воспитатель:

Дети, сегодня мы продолжим изучать свой организм. Посмотрите, наш мишка болен, у него болит животик. Мишка сердится, ревет, отворачивается от вас. Воспитатель поет:

Медвежонок плюшевый

Ничего не кушает: Ни конфет, ни шоколада-

Ничего ему не надо, Целый день в углу сидит.

У него живот болит.

- Может, Мишка, ты объелся, много сладостей наелся или ничего не ел, от того и заболел?

- Мишку надо полечить! Налью ему лекарства. «Выпей, Миша, полечись».

Не хочет пить, капризничает и говорит:

- « Что же в животе урчит, отчего всегда болит?»

- Как вы думаете ребята, отчего у Миши болит животик?

- Ответы детей: руки не мыл, много сладкого съел, не соблюдал режим питания и т.д.

Основная часть

- Мишка хочет знать, что же у него в животе урчит. А вы хотите знать, что у нас в животе, куда попадает пища, которую мы едим и что с ней там происходит?

- Дети: да!

- Тогда садитесь на свои места. У каждого из вас есть бумажный человечек с изображением пищеварительных органов и бумажный пирожок. Сегодня наш пирожок попутешествует.

- Куда сначала попадает пирожок, когда мы хотим его съесть?-Правильно, в рот.( положите все пирожок в ротик своему

б у м а ж н ому ч е л о ве ч ку).

- Что происходит с пирожком во рту? Правильно, жуем. А чем мы жуем?

( зубками) А язычок что помогает делать? Не знаете? (

переворачивает пищу, а слюна смачивает.

Итак, зубы измельчают пищу, язык переворачивает, а слюна

смачивает.

Затем она попадает в горло, пищевод и в желудок, где перерабатывается.

В желудке пища переваривается под действием желудочного сока.

Опыт 1. Представьте себе, что банка с водой- это наш желудок, вода- желудочный сок. Опустим в емкость-«желудок» ложку соли. Затем сахара.

Что произошло? ( Они растворились). Опустим кусочек хлеба. Что с ним стало? ( Он размяк).

Опыт 2. Желудок растворяет и впитывает различные вещества. Как же он впитывает? И что означает слово впитывать? А вот что: стенки желудка не такие твердые, как стенки банки. Положим на блюдце ткань или салфетку и нальем сверху немного воды. Что произошло? Жидкость впиталась. Вот так и стенки желудка растворяют и впитывают пищу.

После этого похожая на кашицу полупереваренная пища попадает из желудка в кишечник.( Сомните пирожок- как будто он превратился в кашку и передвиньте его в кишечник вот сюда( показ). В кишечнике процесс пищеварения завершается. Питательные вещества через кровеносные сосуды, подходящие к кишечнику, попадают в кровь, а кровь разносит их по всему организму. Ненужные шлаки выходят через толстую кишку. Опыт 3. Показать на примере бумажного мешочка из салфетки. Если желудок будет очень полным, если вы будете объедаться как Мишка, желудочный сок в желудке не будет успевать переваривать пищу и желудок будет болеть, может быть боль в животе, тошнота, рвота.

- Не будете обжорками, как Мишка? Дети- нет!

А если желудочек будет пустым - это бывает, когда дети ничего не едят, стенки желудка прилипают друг к другу и разъедаются желудочным соком, образуется язвочка - болячка, которая долго болит и не заживает - это очень опасно, потому что желудочек может продырявиться.

Будете кушать завтрак, обед и ужин в детском саду и дома? Да? Я прослежу как вы будете питаться.

А теперь нам нужно Мишке помочь.

Давайте покажем Мишке, как нужно делать массаж живота, таким образом улучшим работу кишечника.

- ложитесь на свои подушечки, вы будете сами себе делать, а я Мишке, (спокойная музыка)

Положение - лежа на спине.

I 1. Поглаживайте живот по часовой стрелке.

2. Похлопывайте ребром ладони, кулачком.

3. Снова поглаживайте.

4. Пощипывайте.

5. Имитируйте движения тестомеса, замешивающего тесто.

6. Снова поглаживайте.

II С левой стороны пальчиками нажмите несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяете готовность теста, таким образом мы воздействуем на сигмовидную кишку и нормализуем стул.

Молодцы дети- садитесь.

Ну, как Мишка, легче тебе стало? Полегчало немножко? Все равно тебя надо показать врачу.

- «Я боюсь врачей, я один не пойду»

- «А ты один не пойдешь, мы все поедем»

Посмотри, Мишка, какие бывают больные и как их отвозят в больницу на паровозике.»

ПСИХО ГИМНАСТИК А

Первая команда будет болеть, а вторая оказывать помощь. Воспитатель:

Что случилось с нашими детьми- заболели. Лежат с таким страданием на лице. Покажите на лице своей мимикой как вам больно.

Хотят дети пошевелить рукой- только локоток шевелится, ножкой-толысо пальчик большой сгибается.

Идите дети ( 2 команда) проверьте как у них расслаблены руки и ноги ( поднимая и опуская их). Как на ниточках висят. Чтобы облегчить им боль, чтобы они меньше страдали, успокойте их, не шумите, погладьте то место, где у них болит, поцелуйте в щечку, скажите что-нибудь ласковое. « Я люблю тебя, мой золотой, я тебе помогу.» Очень осторожно возьмем его за руку, поднимем его, посадим в паровозик.

- Теперь повезем больных на поезде в больницу. Станем паровозиком и поехали.

Воспитатель:

Поезд мчится и грохочет, Машинист вовсю хлопочет.

Дети:

Тук, тук, тук, тук-тук-тук. Чух,чух,чух,чух,чух,чух.

Поезд мчится под горой

( Повторяется припев)

Для детей вагон второй.

Поезд мчится вдоль полей, Эй, цветы водой полей.

Поезд мчится темным лесом В гости едет к нам профессор.

Поезд мчи гея все вперед, А толстяк все ест и пьет.

Мишку и всех детей профессор полечил. Покажите, дети, какие вы все здоровые и веселые. *

- Танцуем под музыку.

Всем весело, а медведь наш озабоченный. Чем же ты, косолапый озабочен?

Миша: Да вот в корзине у меня все продукты раскрошились и не лойму я- что это за продукты, полезны они для моего желудка или нет? Если поможете, волшебный сундучок откроется, а там что-то есть.

Не огорчайся, дети тебе помогут, они все знают. Давай свои кусочки, мы их мигом соберем ( в конвертиках разрезанные фрукты, овощи, сладости, выпечка). Дети под музыку собирают на коврике и рассказывают, какие продукты можно каждый день есть, а какие иногда.

Заключительная часть.

Миша: Спасибо, ребята, я вам очень благодарен. Вот и волшебный сундучок открылся. Что же там? Ой, шишки лесные. Я дарю вам эти шишки. Если будете катать их в своих ладошках, значит будете массировать свои внутренние органы, чтобы они лучше работали.

- Кто сложил картинку ( катает шишку- массаж рук).

Миша: Спасибо, ребята, удружили, получайте от меня еще подарок, полезный и вкусный- яблоки. Дети: Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по валеологии для детей средней группы "Пальчики и носики - наши друзья"

Формирование у детей дошкольного возраста средней группы представления об особенностях осязания и обаняния....

Конспект занятия по валеологии для детей среднего дошкольного возраста (c применением самомассажа, просматриванием мультфильма) "Сохрани свое здоровье"

Программное содержание:-Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь.-Развивать разговорную речь детей, умен...

Конспект занятия по валеологии для детей подготовительной группы по теме: "Глаза, уши и носы быть здоровыми должны".

Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни.Закреплять знания детей об органах чувств и профилактики их заболеваний,Тренировать детей в самостоятельном использовании гимнастики для глаз,Разв...

тематическое занятие по валеологии для детей 5-6 лет "Ухоженные зубы - залог здоровья".

Центр развития ребенкаМБДОУ ЦРР «Детский сад №160 «Крепыш»  Занятие по валеологии для детей старшего возраста«Ухоженные зубы – залог здоровья!»...

Конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста "Правильное питание-долгая жизнь".

На современном этапе развития нашего общества - проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несу...

Конспект занятия по валеологии для детей среднего дошкольного возраста «Где прячется здоровье?»

Конспект занятия по валеологии для детей среднего дошкольного возраста...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВАЛЕОЛОГИИ

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВАЛЕОЛОГИИ...