Перспективный план социальный мир
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский Надымского района
(МДОУ «Детский сад «Сказка»)
ул. Газовиков д.27, п. Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42;
ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001
Принято: Утверждаю:
педагогическим советом Заведующий МДОУ
МДОУ «Детский сад «Сказка» «Детский сад «Сказка»
Протокол № __________/В.Л. Богомолова/
от «» ____20__г Приказ №
от «___» ___20__г.
Перспективное планирование по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»
Раздел «Социальный мир»
Старшая группа
П.Правохеттинский
2016г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вид занятий «Ознакомление с окружающим»
Перспективный план составлен на основе задач примерной программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001-2010
Рассчитан на 36 занятий в год.
Данный перспективный план составлен с учетом возрастных знаний, умений и навыков детей, имеет познавательно-речевую направленность развития и умственного воспитания ребенка старшего возраста, тесно связан со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы (игры, чтение книг, беседы, игровые ситуации и др.), в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания об окружающем мире.
Данный перспективный план включает 4 раздела:
«Труд взрослых»
«Предметный и рукотворный мир»
«Краеведение»
«Безопасное поведение»
-1 раздел «Труд взрослых» дает детям представление о роли труда взрослых в жизни людей на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда, характерными для данной местности.
-2 раздел «Предметный и рукотворный мир», предполагает формирование интереса к предметам, познанию их назначения, существенных признаков, лежащих в основе родовых обобщений (игрушки, одежда, посуда), присущие предметам и материалам качества и свойства, дает детям обобщенное представление о том, что строение предмета и выбор материала для его изготовления обусловлены его назначением.
-3 раздел «Краеведение» дает детям представления о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи, о родном городе и его достопримечательностях, народно-прикладном искусстве и природе Кубани, России.
-4 раздел «Безопасное поведение», предполагает формирование представлений о правилах поведения детей в опасных ситуациях: на улице, в природе, при встречи с незнакомыми людьми, дает детям знания о личной гигиене, о правильном питании.
Основные задачи:
«Труд взрослых»
Формировать у детей представления о людях разных профессий, о содержании и структуре труда взрослых, о характере трудового процесса.
Учить обобщать трудовые процессы, связывая их с деятельностью людей определенной профессии.
Знакомить детей с предметами бытовой техники и их назначением.
Воспитывать интерес и уважительное отношение к труду работников ДОУ, бережно относиться к результатам труда.
«Предметный и рукотворный мир»
Формировать интерес к предметам и материалам, к познанию их особенностей и способов использования в собственной практической деятельности.
Учить устанавливать связи между назначением часто используемых детьми предметов и их строением, а также материалами.
Воспитывать бережное отношение к предметам и материалам, уметь пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с назначением,
свойствами.
«Краеведение»
Систематизировать и обобщать знания детей о городе, названии, достопримечательностях, знаменитых людях, о своей семье.
Закреплять знания о природе России и Кубани.
Воспитывать любовь к своей Родине России и Кубани, интерес к народно-прикладному искусству.
«Безопасное поведение»
Формировать представления об опасных предметах, о последствиях неосторожного обращения с такими предметами, об опасных ситуациях и правилах поведения при их возникновении.
Формировать чувство самосохранения.
Закреплять знание правил поведения на улице.
36 занятий отражают вышеперечисленные задачи и распределены следующим образом:
Тематический блок | Темы занятий | Количество занятий |
Предметный и рукотворный мир | «История бумаги» «Легкая пластмасса» «Путешествие в мир стеклянных предметов» «Разные разные ткани». «Какая бывает посуда?» Что из чего сделано?» «В мире предметов» «Знакомьтесь, это капрон!» «Фарфоровый секрет китайцев» | 9 |
Безопасность | «Что такое страх?» «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице» «Травма: как ее избежать » «Один дома» «Зачем нужны дорожные знаки» «Что надо помнить, когда гуляешь в парке, в лесу» «Пожароопасные предметы» «Служба 02», «Скорая помощь» «Самый большой друг» | 9 |
Краеведение | «Я живу в Тихорецке» «Я и моя семья» «Краснодарский край. Столица Кубани - Краснодар» «Мы гордимся земляками» «Москва – главный город нашей Родины» «Мой родной город, его история» «Культура и традиции кубанского народа» «Московский кремль» «Культура и традиции русского народа» | 9 |
Труд взрослых | «Кто быстрее построит дом?» «Откуда хлеб пришел?» «Кто нам шьет одежду?» «Человек трудился всегда» «Я и взрослые люди» «Кто нас лечит?» «Кем быть? Кто важнее?» «Разговор о профессиях» «Узнай, кем я работаю» | 9 |
Всего | 36 |
К концу года дети должны знать:
-о разнообразии профессий;
-о связи труда людей разных профессий;
-
-о хозяйственно – бытовом труде взрослых;
-где и кем работают родители;
-систему обследовательских действий предметов;
-определение качеств и свойств материалов, из которых эти предметы изготовлены;
- составлять описательные рассказы о предметах;
- о семье и родственных отношениях;
-знать ход возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек;
-о многообразии народов мира;
-культуру и традиции кубанского народа;
- некоторые исторические факты, происходившие в России и на Кубани;
-о том, что трудом взрослых создано богатство окружающего мира;
-о том, что народ хранит память о выдающихся людях России и Кубани;
- правила поведения в опасных для жизни ситуациях.
Перспективный план по ознакомлению с окружающим в старшей группе
№ | Тема занятия | Программные задачи | Используемая литература |
1. Сентябрь 1 неделя | Безопасное поведение: «Служба 02», «Скорая помощь» | познакомить детей со службой «02», «03»; учить детей в случае необходимости (если есть угроза жизни, если кто-то заболел) не теряться, а звонить по этим номерам.
| Полынова В.К.7, стр.19-21 |
2 сентябрь 2 неделя | «Я такой» | формировать представления о себе как о человеке, о его внешнем виде, от его отличительных особенностях (прямо хождение, речь, внешний вид т.д..)о половом различии; учить детей называть свою фамилию, имя, отчество; развивать наблюдательность, умение находить отличия от других людей | (О.Ф.Горбатенко 2, стр. 67-68) |
3 сентябрь 3 неделя | «Город, в котором я живу» | формировать представления детей о городе, поселке, в котором они живут; уточнить знания о своем микрорайоне; воспитывать любовь к в своему родному городу, поселку | (О.Ф.Горбатенко 3, стр. 69) |
4 сентябрь 4 неделя | «Где люди живут» | формировать представления детей о жилищах в разных видах поселений, их общих и отличительных особенностях, основных профессиях в городе и селе, об истории развития жилища | (О.Ф.Горбатенко 5, стр. 72-73) |
5. Октябрь 1 неделя | Труд взрослых: «Откуда хлеб пришел?» | Дать представления о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии; развивать умение составлять рассказ с помощью схемы- модели; формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающий его труд, о взаимосвязи села и города; воспитывать уважение к труду взрослых (хлеборобов, пекарей, водителей и др.), бережное отношение к хлебу
| (О.Ф.Горбатенко 4, стр. 70-71) |
6. октябрь 2 неделя | «Помоги собрать урожай» | Закрепить знания о том, какой урожай собирают в поле, саду, на огороде; развивать умение различать плоды по месту их выращивания; воспитывать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду | (О.Ф.Горбатенко 4, стр. 73-74) |
7 октябрь 3 неделя |
Краеведение: «Наша Родина- Россия» | дать детям представление о родине-России, ее столице; развивать умение ориентироваться на карте, глобусе, находить свою страну, город, в котором живут, воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну
| (О.Ф.Горбатенко 5, стр. 75-76) |
8октябрь 4 неделя | Безопасность «Наземный транспорт» | формировать представления о видах пассажирского и грузового транспорта, его назначении, профессии водителя, познакомить с историей развития транспорта; воспитывать у детей правила поведения и общения в общественном транспорте | (О.Ф.Горбатенко 5, стр. 76-79) |
9 ноябрь 1 неделя | «Какими были первобытные люди» | дать представления о первобытных людях, их приспособлении к жизни, жилищах и занятиях первобытных людей; развивать любознательность, наблюдательность | (О.Ф.Горбатенко 5, стр. 80 ) |
10 ноябрь 2неделя | «Я и мое настроение» | Углубить представления детей об эмоциональном состоянии людей (детей и взрослых); понимать выраженные в мимике, жестах, пантомиме, действиях, интонации речи эмоционально состоянии сверстников; формировать понимание необходимости учитывать настроение сверстников в общении с ним(успокоить обиженного, разделить радость, выразить восхищение и т.п.) | (О.Ф.Горбатенко 11, стр. 81) |
11 ноябрь 3неделя |
Краеведение: «Эти дети живут на севере» |
развивать представление о национальных особенностях: костюмах, занятиях, жилищах, живущих на севере; воспитывать интерес и уважение к любым национальным отличиям;
| (О.Ф.Горбатенко 11, стр. 82-83) |
12 ноябрь 4 неделя | Безопасное поведение: «Что такое страх?» | Познакомить детей с эмоцией – страх; развивать умение различать эмоции по схематическим изображениям;передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств; учить понимать свои чувства и чувства других и рассказывать о них; воспитывать чувства доброты, милосердия, взаимопонимания, сострадания
| (О.Ф.Горбатенко 12, стр. 83-84) |
13 Декабрь 1 неделя | Труд взрослых: «Кто нам шьет одежду?» | формировать у детей представление о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков, швей; познакомить с разными видами тканей; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.
| (О.В. Дыбина. 1, стр. 84) |
14 Декабрь 2неделя | Предметный и рукотворный мир: «Какая бывает посуда?» | формировать представления детей о предметах материальной культуры - посуде; систематизировать знания детей о материалах, из которых изготавливается различная посуда( стекло, пластмасса, металл, фарфор, глина);формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между материалом и назначением посуды; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное, осторожное обращение с предметами посуды.
| (О.Ф.Горбатенко 14, стр. 85-86) |
15 Декабрь 3 неделя | Бытовая техника | формировать представления детей о предметах бытовой технике назначении, как облегчить труд человека; познакомить детей с историй создания некоторых предметов бытовой техники, с процессом их преобразования человеком; развивать любознательность познавательный интерес к предметам рукотворного мира | (О.Ф.Горбатенко 16, стр. 87-89) |
16 Декабрь 4 неделя | «Готовимся к Новому году» | углубить представления детей о празднике Нового года; профессии артиста; воспитывать уважение к труду взрослых, которые создают детям праздник, желание сделать нарядной свою группу и порадовать подарками близких | (О.Ф.Горбатенко 16, стр. 89-90) |
17 Январь 1 неделя |
Краеведение: «Я и моя семья»» | углубить представления о семье и ее членах (брат, сестра); знать имена всех членов семьи, половую принадлежность; воспитывать заботливое отношение, сострадание к членам своей семьи, культуру поведения.
| (О.Ф.Горбатенко 17, стр. 90-91) |
18 Январь 2 неделя | Безопасное поведение: «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице» | Научить ребенка вести себя правильно в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, чтобы окружающим было понятно, что над ним совершается насилие, что это не детские капризы. | (Авдеева Н.Н. 3, стр.49. 7, 85) |
19 Январь 3 неделя | Предметный и рукотворный мир: «Легкая пластмасса» | Побудить детей определять свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, изделия из нее окрашены в разные цвета, водонепроницаемая, легкая, ломкая, плавиться). | (О.В. Дыбина. 6, стр. 62) |
20 январь 4 неделя | Труд взрослых: «Кто нам шьет одежду?» | формировать у детей представление о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков, швей; познакомить с разными видами тканей и обратить внимание на отдельные свойства(впитываемость) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года; воспитывать уважение к труду взрослых, желание подражать им, аккуратно носить одежду
| (О.Ф.Горбатенко 19, стр. 93-95) |
21 Февраль 1 неделя | «Как жили коренные народы Севера в ЯНАО» | Познакомить и закрепить знания о жителях, быте народов Крайнего Севера в старину» | этнокалендарь ЯНАО, стр 66-68) |
22 Февраль 3 неделя | «Военные профессии» | формировать представления детей о профессиях военного, их разновидности; развивать познавательный интерес детей к профессия пап, желание быть похожим на папу; воспитывать уважение к профессии военного, как защитника нашей родины | (О.Ф.Горбатенко 20, стр. 102-103) |
23 Февраль 4 неделя | «День Оленевода» | Способствовать воспитанию взаимоуважения национальных культур; воспитывать любовь и уважение к традициям, истории народов Севера» | ( этнокалендарь ЯНАО, стр 44-46) |
24 Март 1неделя
| «Я общаюсь по телефону» | формировать представления детей о телефоне как средстве связи, о правилах общения по телефону с различными людьми; познакомить с историей развития телефона | (О.Ф.Горбатенко 22, стр. 97-98) |
25 Март 2неделя
| «Женщина труженица» | формировать представления детей о профессиях женщин, о работе женщин в детском саду, о профессии мам; развивать умения определять эмоциональное состояние близких людей (мама, бабушек, сестричек), оказывать посильную помощь и проявлять заботу о женщинах; воспитывать уважение к труду женщин | (О.Ф.Горбатенко 23, стр. 99-100) |
26 Март 3неделя
| «Кто нас лечит» | Углубить представления о профессии врача, медсестры, санитарки, о помощи которую оказывают больному в аптеке, больнице, на «скорой помощи»; воспитывать уважение к труду врачей, умение сотрудничать (на примере названных профессий), благодарить за внимание и заботу | (О.Ф.Горбатенко 23, стр. 100-101) |
27 Арт 4 неделя | Предметный и рукотворный мир: «В мире предметов» | углубить представления детей о таких материалах как металл, дерево, стекло, учить объяснить их свойства на основе сравнения; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами, его качество и свойствами | (О.Ф.Горбатенко 20, стр. 103-104) |
28 | Труд взрослых: «Я и взрослые люди» | углубить знания детей о различении взрослых по возрасту, профессиям, эмоциональному состоянию; воспитывать желание и необходимость помогать взрослым в трудной ситуации; дать детям представление о том, что внешность незнакомого человека означает его намерения.
| (О.Ф.Горбатенко 29, стр. 107-108) |
29 | Безопасное поведение: «Зачем нужны дорожные знаки» | закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить знакомые дорожные знаки, светофор, «Пешеходный переход», «зебра», внимание, осторожно, дети.
| (Авдеева Н.Н 7, 69) |
30 | «На чем люди летают?» | Формировать представления детей о воздушно транспорте, его назначении, разновидностях, о профессии пилота; воспитывать уважение к профессии летчика | (О.Ф.Горбатенко 28, стр. 105-107) |
31 | «Бумажная страна» | Формировать знания детей о бумаге, разных его видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением | (О.Ф.Горбатенко 33, стр. 112-114) |
32 |
Краеведение: «Ямал в годы ВОВ 1941-1945гг) | формировать у детей представления о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.
| этнокалендарь |
33 | Труд взрослых: «Кем быть? Кто важнее?» | углубить представления детей об особенностях труда рабочих по производству сельскохозяйственной техники, бытовой химии, обуви и др. в родном городе; воспитывать интерес к рабочим профессиям, уважение кК труду взрослых.
| (О.Ф.Горбатенко 32, стр. 111-112) |
34 | Безопасное поведение: «Пожароопасные предметы» | помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности.
| (Авдеева Н.Н 3, стр. 54) |
35 | Труд взрослых: «Разговор о профессиях» | *способствовать формированию представления о том, что такое профессия. *пробуждать интерес к разным профессиям. *способствовать развитию самостоятельности мышления и выбора.
| (О.В. Дыбина 5, стр. 59) |
36 | Предметный и рукотворный мир: «Что из чего сделано?» | уточнить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: стекло, металл, дерево, резина, ткань, учить объяснять их свойства на основе сравнения; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между назначением предмета, его качествами и свойствами.
| О.Ф.Горбатенко 34, стр. 114-115) |
Литература
1. Автор – составитель О.Ф. Горбатенко. Комплексные занятия с детьми 4-7 лет (программа «Детство», – ,Изд.3-е, перераб.-Волгоград: Учитель.-204с. 2012г.
2. Авдеева Н.Н. «Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПБ.; Детство-Пресс, 2002.
3. Л.Л. Масалова. «Я и мир». Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
4.О.В. Дыбина. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Полынова В.К.«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
5.Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России,2013гЯНАО,для воспитателей детских дошкольных учреждений, из-во «Фрегат»,Санкт- Петербург,2013г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_okruzhayushchim_starshaya_gruppa.docx | 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский Надымского района
(МДОУ «Детский сад «Сказка»)
ул. Газовиков д.27, п. Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42;
ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001
Принято: Утверждаю:
педагогическим советом Заведующий МДОУ
МДОУ «Детский сад «Сказка» «Детский сад «Сказка»
Протокол № __________/В.Л. Богомолова/
от «» ____20__г Приказ №
от «___» ___20__г.
Перспективное планирование по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»
Раздел «Социальный мир»
Старшая группа
П.Правохеттинский
2016г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вид занятий «Ознакомление с окружающим»
Перспективный план составлен на основе задач примерной программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001-2010
Рассчитан на 36 занятий в год.
Данный перспективный план составлен с учетом возрастных знаний, умений и навыков детей, имеет познавательно-речевую направленность развития и умственного воспитания ребенка старшего возраста, тесно связан со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы (игры, чтение книг, беседы, игровые ситуации и др.), в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания об окружающем мире.
Данный перспективный план включает 4 раздела:
«Труд взрослых»
«Предметный и рукотворный мир»
«Краеведение»
«Безопасное поведение»
-1 раздел «Труд взрослых» дает детям представление о роли труда взрослых в жизни людей на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда, характерными для данной местности.
-2 раздел «Предметный и рукотворный мир», предполагает формирование интереса к предметам, познанию их назначения, существенных признаков, лежащих в основе родовых обобщений (игрушки, одежда, посуда), присущие предметам и материалам качества и свойства, дает детям обобщенное представление о том, что строение предмета и выбор материала для его изготовления обусловлены его назначением.
-3 раздел «Краеведение» дает детям представления о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи, о родном городе и его достопримечательностях, народно-прикладном искусстве и природе Кубани, России.
-4 раздел «Безопасное поведение», предполагает формирование представлений о правилах поведения детей в опасных ситуациях: на улице, в природе, при встречи с незнакомыми людьми, дает детям знания о личной гигиене, о правильном питании.
Основные задачи:
«Труд взрослых»
Формировать у детей представления о людях разных профессий, о содержании и структуре труда взрослых, о характере трудового процесса.
Учить обобщать трудовые процессы, связывая их с деятельностью людей определенной профессии.
Знакомить детей с предметами бытовой техники и их назначением.
Воспитывать интерес и уважительное отношение к труду работников ДОУ, бережно относиться к результатам труда.
«Предметный и рукотворный мир»
Формировать интерес к предметам и материалам, к познанию их особенностей и способов использования в собственной практической деятельности.
Учить устанавливать связи между назначением часто используемых детьми предметов и их строением, а также материалами.
Воспитывать бережное отношение к предметам и материалам, уметь пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с назначением,
свойствами.
«Краеведение»
Систематизировать и обобщать знания детей о городе, названии, достопримечательностях, знаменитых людях, о своей семье.
Закреплять знания о природе России и Кубани.
Воспитывать любовь к своей Родине России и Кубани, интерес к народно-прикладному искусству.
«Безопасное поведение»
Формировать представления об опасных предметах, о последствиях неосторожного обращения с такими предметами, об опасных ситуациях и правилах поведения при их возникновении.
Формировать чувство самосохранения.
Закреплять знание правил поведения на улице.
36 занятий отражают вышеперечисленные задачи и распределены следующим образом:
Тематический блок | Темы занятий | Количество занятий |
Предметный и рукотворный мир | «История бумаги» «Легкая пластмасса» «Путешествие в мир стеклянных предметов» «Разные разные ткани». «Какая бывает посуда?» Что из чего сделано?» «В мире предметов» «Знакомьтесь, это капрон!» «Фарфоровый секрет китайцев» | 9 |
Безопасность | «Что такое страх?» «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице» «Травма: как ее избежать » «Один дома» «Зачем нужны дорожные знаки» «Что надо помнить, когда гуляешь в парке, в лесу» «Пожароопасные предметы» «Служба 02», «Скорая помощь» «Самый большой друг» | 9 |
Краеведение | «Я живу в Тихорецке» «Я и моя семья» «Краснодарский край. Столица Кубани - Краснодар» «Мы гордимся земляками» «Москва – главный город нашей Родины» «Мой родной город, его история» «Культура и традиции кубанского народа» «Московский кремль» «Культура и традиции русского народа» | 9 |
Труд взрослых | «Кто быстрее построит дом?» «Откуда хлеб пришел?» «Кто нам шьет одежду?» «Человек трудился всегда» «Я и взрослые люди» «Кто нас лечит?» «Кем быть? Кто важнее?» «Разговор о профессиях» «Узнай, кем я работаю» | 9 |
Всего | 36 |
К концу года дети должны знать:
-о разнообразии профессий;
-о связи труда людей разных профессий;
-
-о хозяйственно – бытовом труде взрослых;
-где и кем работают родители;
-систему обследовательских действий предметов;
-определение качеств и свойств материалов, из которых эти предметы изготовлены;
- составлять описательные рассказы о предметах;
- о семье и родственных отношениях;
-знать ход возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек;
-о многообразии народов мира;
-культуру и традиции кубанского народа;
- некоторые исторические факты, происходившие в России и на Кубани;
-о том, что трудом взрослых создано богатство окружающего мира;
-о том, что народ хранит память о выдающихся людях России и Кубани;
- правила поведения в опасных для жизни ситуациях.
Перспективный план по ознакомлению с окружающим в старшей группе
№ | Тема занятия | Программные задачи | Используемая литература |
1. Сентябрь 1 неделя | Безопасное поведение: «Служба 02», «Скорая помощь» | познакомить детей со службой «02», «03»; учить детей в случае необходимости (если есть угроза жизни, если кто-то заболел) не теряться, а звонить по этим номерам. | Полынова В.К.7, стр.19-21 |
2 сентябрь 2 неделя | «Я такой» | формировать представления о себе как о человеке, о его внешнем виде, от его отличительных особенностях (прямо хождение, речь, внешний вид т.д..)о половом различии; учить детей называть свою фамилию, имя, отчество; развивать наблюдательность, умение находить отличия от других людей | (О.Ф.Горбатенко 2, стр. 67-68) |
3 сентябрь 3 неделя | «Город, в котором я живу» | формировать представления детей о городе, поселке, в котором они живут; уточнить знания о своем микрорайоне; воспитывать любовь к в своему родному городу, поселку | (О.Ф.Горбатенко 3, стр. 69) |
4 сентябрь 4 неделя | «Где люди живут» | формировать представления детей о жилищах в разных видах поселений, их общих и отличительных особенностях, основных профессиях в городе и селе, об истории развития жилища | (О.Ф.Горбатенко 5, стр. 72-73) |
5. Октябрь 1 неделя | Труд взрослых: «Откуда хлеб пришел?» | Дать представления о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии; развивать умение составлять рассказ с помощью схемы- модели; формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающий его труд, о взаимосвязи села и города; воспитывать уважение к труду взрослых (хлеборобов, пекарей, водителей и др.), бережное отношение к хлебу | (О.Ф.Горбатенко 4, стр. 70-71) |
6. октябрь 2 неделя | «Помоги собрать урожай» | Закрепить знания о том, какой урожай собирают в поле, саду, на огороде; развивать умение различать плоды по месту их выращивания; воспитывать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду | (О.Ф.Горбатенко 4, стр. 73-74) |
7 октябрь 3 неделя | Краеведение: «Наша Родина- Россия» | дать детям представление о родине-России, ее столице; развивать умение ориентироваться на карте, глобусе, находить свою страну, город, в котором живут, воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну | (О.Ф.Горбатенко 5, стр. 75-76) |
8октябрь 4 неделя | Безопасность «Наземный транспорт» | формировать представления о видах пассажирского и грузового транспорта, его назначении, профессии водителя, познакомить с историей развития транспорта; воспитывать у детей правила поведения и общения в общественном транспорте | (О.Ф.Горбатенко 5, стр. 76-79) |
9 ноябрь 1 неделя | «Какими были первобытные люди» | дать представления о первобытных людях, их приспособлении к жизни, жилищах и занятиях первобытных людей; развивать любознательность, наблюдательность | (О.Ф.Горбатенко 5, стр. 80 ) |
10 ноябрь 2неделя | «Я и мое настроение» | Углубить представления детей об эмоциональном состоянии людей (детей и взрослых); понимать выраженные в мимике, жестах, пантомиме, действиях, интонации речи эмоционально состоянии сверстников; формировать понимание необходимости учитывать настроение сверстников в общении с ним(успокоить обиженного, разделить радость, выразить восхищение и т.п.) | (О.Ф.Горбатенко 11, стр. 81) |
11 ноябрь 3неделя | Краеведение: «Эти дети живут на севере» | развивать представление о национальных особенностях: костюмах, занятиях, жилищах, живущих на севере; воспитывать интерес и уважение к любым национальным отличиям; | (О.Ф.Горбатенко 11, стр. 82-83) |
12 ноябрь 4 неделя | Безопасное поведение: «Что такое страх?» | Познакомить детей с эмоцией – страх; развивать умение различать эмоции по схематическим изображениям;передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств; учить понимать свои чувства и чувства других и рассказывать о них; воспитывать чувства доброты, милосердия, взаимопонимания, сострадания | (О.Ф.Горбатенко 12, стр. 83-84) |
13 Декабрь 1 неделя | Труд взрослых: «Кто нам шьет одежду?» | формировать у детей представление о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков, швей; познакомить с разными видами тканей; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. | (О.В. Дыбина. 1, стр. 84) |
14 Декабрь 2неделя | Предметный и рукотворный мир: «Какая бывает посуда?» | формировать представления детей о предметах материальной культуры - посуде; систематизировать знания детей о материалах, из которых изготавливается различная посуда( стекло, пластмасса, металл, фарфор, глина);формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между материалом и назначением посуды; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное, осторожное обращение с предметами посуды. | (О.Ф.Горбатенко 14, стр. 85-86) |
15 Декабрь 3 неделя | Бытовая техника | формировать представления детей о предметах бытовой технике назначении, как облегчить труд человека; познакомить детей с историй создания некоторых предметов бытовой техники, с процессом их преобразования человеком; развивать любознательность познавательный интерес к предметам рукотворного мира | (О.Ф.Горбатенко 16, стр. 87-89) |
16 Декабрь 4 неделя | «Готовимся к Новому году» | углубить представления детей о празднике Нового года; профессии артиста; воспитывать уважение к труду взрослых, которые создают детям праздник, желание сделать нарядной свою группу и порадовать подарками близких | (О.Ф.Горбатенко 16, стр. 89-90) |
17 Январь 1 неделя | Краеведение: «Я и моя семья»» | углубить представления о семье и ее членах (брат, сестра); знать имена всех членов семьи, половую принадлежность; воспитывать заботливое отношение, сострадание к членам своей семьи, культуру поведения. | (О.Ф.Горбатенко 17, стр. 90-91) |
18 Январь 2 неделя | Безопасное поведение: «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице» | Научить ребенка вести себя правильно в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, чтобы окружающим было понятно, что над ним совершается насилие, что это не детские капризы. | (Авдеева Н.Н. 3, стр.49. 7, 85) |
19 Январь 3 неделя | Предметный и рукотворный мир: «Легкая пластмасса» | Побудить детей определять свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, изделия из нее окрашены в разные цвета, водонепроницаемая, легкая, ломкая, плавиться). | (О.В. Дыбина. 6, стр. 62) |
20 январь 4 неделя | Труд взрослых: «Кто нам шьет одежду?» | формировать у детей представление о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков, швей; познакомить с разными видами тканей и обратить внимание на отдельные свойства(впитываемость) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года; воспитывать уважение к труду взрослых, желание подражать им, аккуратно носить одежду | (О.Ф.Горбатенко 19, стр. 93-95) |
21 Февраль 1 неделя | «Как жили коренные народы Севера в ЯНАО» | Познакомить и закрепить знания о жителях, быте народов Крайнего Севера в старину» | этнокалендарь ЯНАО, стр 66-68) |
22 Февраль 3 неделя | «Военные профессии» | формировать представления детей о профессиях военного, их разновидности; развивать познавательный интерес детей к профессия пап, желание быть похожим на папу; воспитывать уважение к профессии военного, как защитника нашей родины | (О.Ф.Горбатенко 20, стр. 102-103) |
23 Февраль 4 неделя | «День Оленевода» | Способствовать воспитанию взаимоуважения национальных культур; воспитывать любовь и уважение к традициям, истории народов Севера» | ( этнокалендарь ЯНАО, стр 44-46) |
24 Март 1неделя | «Я общаюсь по телефону» | формировать представления детей о телефоне как средстве связи, о правилах общения по телефону с различными людьми; познакомить с историей развития телефона | (О.Ф.Горбатенко 22, стр. 97-98) |
25 Март 2неделя | «Женщина труженица» | формировать представления детей о профессиях женщин, о работе женщин в детском саду, о профессии мам; развивать умения определять эмоциональное состояние близких людей (мама, бабушек, сестричек), оказывать посильную помощь и проявлять заботу о женщинах; воспитывать уважение к труду женщин | (О.Ф.Горбатенко 23, стр. 99-100) |
26 Март 3неделя | «Кто нас лечит» | Углубить представления о профессии врача, медсестры, санитарки, о помощи которую оказывают больному в аптеке, больнице, на «скорой помощи»; воспитывать уважение к труду врачей, умение сотрудничать (на примере названных профессий), благодарить за внимание и заботу | (О.Ф.Горбатенко 23, стр. 100-101) |
27 Арт 4 неделя | Предметный и рукотворный мир: «В мире предметов» | углубить представления детей о таких материалах как металл, дерево, стекло, учить объяснить их свойства на основе сравнения; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами, его качество и свойствами | (О.Ф.Горбатенко 20, стр. 103-104) |
28 | Труд взрослых: «Я и взрослые люди» | углубить знания детей о различении взрослых по возрасту, профессиям, эмоциональному состоянию; воспитывать желание и необходимость помогать взрослым в трудной ситуации; дать детям представление о том, что внешность незнакомого человека означает его намерения. | (О.Ф.Горбатенко 29, стр. 107-108) |
29 | Безопасное поведение: «Зачем нужны дорожные знаки» | закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить знакомые дорожные знаки, светофор, «Пешеходный переход», «зебра», внимание, осторожно, дети. | (Авдеева Н.Н 7, 69) |
30 | «На чем люди летают?» | Формировать представления детей о воздушно транспорте, его назначении, разновидностях, о профессии пилота; воспитывать уважение к профессии летчика | (О.Ф.Горбатенко 28, стр. 105-107) |
31 | «Бумажная страна» | Формировать знания детей о бумаге, разных его видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением | (О.Ф.Горбатенко 33, стр. 112-114) |
32 | Краеведение: «Ямал в годы ВОВ 1941-1945гг) | формировать у детей представления о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства. | этнокалендарь |
33 | Труд взрослых: «Кем быть? Кто важнее?» | углубить представления детей об особенностях труда рабочих по производству сельскохозяйственной техники, бытовой химии, обуви и др. в родном городе; воспитывать интерес к рабочим профессиям, уважение кК труду взрослых. | (О.Ф.Горбатенко 32, стр. 111-112) |
34 | Безопасное поведение: «Пожароопасные предметы» | помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности. | (Авдеева Н.Н 3, стр. 54) |
35 | Труд взрослых: «Разговор о профессиях» | *способствовать формированию представления о том, что такое профессия. *пробуждать интерес к разным профессиям. *способствовать развитию самостоятельности мышления и выбора. | (О.В. Дыбина 5, стр. 59) |
36 | Предметный и рукотворный мир: «Что из чего сделано?» | уточнить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: стекло, металл, дерево, резина, ткань, учить объяснять их свойства на основе сравнения; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между назначением предмета, его качествами и свойствами. | О.Ф.Горбатенко 34, стр. 114-115) |
Литература
- Автор – составитель О.Ф. Горбатенко. Комплексные занятия с детьми 4-7 лет (программа «Детство», – ,Изд.3-е, перераб.-Волгоград: Учитель.-204с. 2012г.
- Авдеева Н.Н. «Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПБ.; Детство-Пресс, 2002.
- Л.Л. Масалова. «Я и мир». Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
4.О.В. Дыбина. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Полынова В.К.«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
5.Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России,2013гЯНАО,для воспитателей детских дошкольных учреждений, из-во «Фрегат»,Санкт- Петербург,2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по социально-нравственному воспитанию (на год) Старшая группа
Работа по социально - нравственному воспитанию в детском саду обширна и многообразна. Для того чтобы работа по этому направлению была последовательна и систематична, мною разработана система, которая ...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ
Данный перспективный план раскрывает особенности работы по формированию социально-личностного развития и успешной адаптации детей-билингвов в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учрежде...
Перспективный план работы в логопедической разновозрастной (5 - 7 лет ) группе по социально-личностному развитию на летний период 2013 г.
План составлен по неделям с подробным описанием игровых упражнений на снятие эмоционального напряжения и на развитие коммуникативных навыков, а также с описанием сюжетно-ролевых игр....
Перспективный план по самообразованию по теме "Социальное развитие детей младшего возраста через окружающий мир"
Социальное развитие ребенка - процесс "впитывания" ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народа и окружающего общества. Главный источник этого развития - общение и неважно с...
Перспективный план по вхождению ребёнка в мир социальных отношений.
Календарный план использования ролевых игр,которые способствуют вхождению ребёнка в мир социальных отношений....
Перспективный план «Социально – коммуникативное развитие»
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕТрудовая деятельностьПланирование содержания трудовой деятельности может осуществляться по формам ее организации: поручения, дежурство, коллективный труд.СОЦИ...
Перспективный план по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» тема: «Дошкольник входит в мир социальных отношений». Программа «Детство» Шестой год жизни. Старшая группа.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 станицы Троицкой, муниципального образования Крымский район Перспективный план по образовател...
- Мне нравится (1)