Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольных учреждениях интернатного типа
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение .
1.Теоретические основы здоровьесберегающей системы в дошкольных учреждениях .
2.Создание здоровьесберегающих технологий в ДОУ :
а) Актуальность создания здоровьесбережения в дошкольных учреждениях интернатного типа ;
б)Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольных учреждениях интернатного типа .
Заключение .
Приложение .
ВВЕДЕНИЕ.
В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается . Уже к 6-7 годам лишь каждый пятый ребенок может считаться абсолютно здоровым . Может существовать достаточно много объяснений складывающейся ситуации . Это и неблагоприятное обстановка , снижение уровня жизни , нервно- психические перегрузки , от которых сегодня страдают даже малыши . Это неумение самих детей быть здоровыми , незнание ими элементарных законов здоровой жизни , несформированность основных навыков сохранения здоровья .
«Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции дошкольного воспитания, является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях».Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка ДОУ . Усиление работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника , культивирование здорового образа жизни . Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс в детском учреждении.
1.
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового)
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле слова это: антропометрические и биометрические понятия (рост, вес, окружность грудной клетки, состояния осанки, жизненная емкость легких.) В широком понимании это - физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер.
Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате глубокого изучения возможностей детского организма были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения.
Физическая подготовка - это профессиональная направленность физического воспитания.
Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.
Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.
Двигательная деятельность - деятельность, основным компонентом которой является движение, и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие дефектов (ВОЗ).
Технология - строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития . В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. детей, педагогов и родителей.
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
Приобщение детей к физической культуре
Использование развивающих форм оздоровительной работы.
В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение , но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников .
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ , начиная с дошкольного возраста ,поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы ориентированы на формирование у ребенка позиции призвания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья , расширение знаний и навыков по гигиенической культуре .
Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования все средств физического воспитания . Физическое воспитание – педагогический процесс , направленный на достижение хорошего здоровья , физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития ( умственного, нравственного , эстетического , трудового) . Физические упражнения – это спортивные игры , праздники , развлечения . Закаливание – специальные меры закаливания , беседы . Гигиенические факторы- режим питания , гигиенические процедуры ( по М.Д Маханевой ).
На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста . В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка , на закономерности его развития , а следовательно, и на создание условий , которые способствуют становлению личности , оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Например : Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанная кандидатами психологических наук Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной, кандидатом педагогических наук О.Л. Князевой. Авторы отмечают, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в жизненных различных ситуациях, в том числе и неожиданных. Определяя основное содержание работы по ОБЖ и направления развития детей, авторы программы посчитали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность жизни .
Основное содержание работы по программе должно строиться , по мнению авторов , по нескольким направлениям.
1)Ребенок и другие люди.
2)Ребенок и природа .
3)Ребенок дома.
4)Эмоциональное благополучие ребенка.
5)Ребенок на улицах города .
6)Здоровье ребенка.
Содержание последнего раздела –«Здоровье ребенка»- направлена на формирование у ребенка представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни . Считаем важным сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела); помочь им создать целостное представление о своём теле; научить слышать и слушать свой организм; осознать самоценность своей жизни и ценность жизни другого человека; формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; Привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников; развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро– и самоощущение, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли. Педагог рассказывает детям , как работают основные системы органов( опорно – двигательная ,мышечная , пищеварительная , выделительная , нервная система , кровообращения ,дыхание , органы чувств .) Важно сформировать у ребенка умение вовремя реагировать на сигналы , говорящие о состоянии все органов и систем .
2а.
Наиболее ценными являются пособия , которые мы реализуем в своей работе при организации здоровьесберегающих технологий в нашем учреждении – Рузаевском детском доме:
Программа оздоровления в ДОУ: «Здоровый малыш» под ред. З.И.Бересневой ;
«Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей ДОУ»: Пособие для медицинских работников и воспитателей под ред. М.Н.Кузнецовой;
«Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах» Под ред. Л.В.Игнатовой , О.И.Волик и др.
Использовать данные программы в воспитательно - образовательном процессе сподверг нас контингент детей нашего дошкольного учреждения . Исследование отмечают значимые различия «домашних» детей и детей воспитывающихся в интернатных учреждениях . Дети – сироты отличаются не только снижением умственного развития , но и состоянием здоровья .
Состояние здоровья детей-сирот характеризуется высокими показателями заболеваемости, особенно на этапе устройства в государственное учреждение
Отмечается высокий уровень госпитализаций детей-сирот (в 8,4 раза выше, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях).
У детей-сирот старшего возраста в структуре заболеваемости преобладают болезни органов пищеварения и дыхания, а у детей раннего возраста - врожденные аномалии и отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (43,7%).
Дети-сироты имеют худшие показатели физического здоровья за счет дефицита массы тела и низкого роста, большинство из них относятся к третьей и четвертой группам здоровья.
Уровень заболеваемости в домах ребенка увеличивается в 2 раза, отмечается нарастание количества воспитанников с отставанием в физическом и нервно-психическом развитии, происходит рост хронической заболеваемости.
У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается высокий уровень распространенности психических и поведенческих расстройств (около 100 заболеваний на 100 детей). В структуре выявленных отклонений в психическом здоровье у всех детей первое место принадлежит расстройствам психологического развития
Тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении, среди сирот выявлялась в 4 раза чаще, чем у детей, воспитывающихся в семьях.
Около 11% детей-сирот страдают умственной отсталостью
У 30% детей-сирот диагностированы эмоциональные расстройства и расстройства поведения; треть отклонений приходится на гиперкинетическое расстройство поведения, которое проявляется гиперактивностью и нарушенным вниманием
Результаты исследований показывают, что картина личностного развития ребенка-сироты отличается от развития ребенка, воспитывающегося в семье
Одной из основных характеристик личности таких детей называют агрессивность
Негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям является следствием дефицита теплоты и принятия в общении и нередко распространяется даже на братьев и сестер
Самыми важными профессиональными умениями являются умение разговаривать с детьми, слушать и слышать их, умение в каждом случае, с каждым отдельным ребенком находить (или разрабатывать) адекватные формы диагностической, развивающей или коррекционной работы.
2б.
Учитывая умственные и физические показатели детей нашего учреждения , наиважнейшей задачей ,стоящей перед нашими педагогами , является использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном процессе , использование методов коррекции психофизических отклонений .
Сегодня не у кого не возникает сомнения положение о том , что формирование здоровья – не только и не столько задач медицинских работников , сколько психолого - педагогическая проблема . Поэтому выделим основные направления здоровьесберегающей модели :
1)Психологическое (произвольность мотивации личности , наличие и выраженность субъективной активной позиции деятельности .
2)Медико – оздоровительное ( организация педагогического процесса в ДОУ.
3)Социально – педагогическое ( создание предметно – развивающей среды,построение на принципах личностно – ориентированного подхода , научно –педагогической , методической базы .)
4)Собственно педагогическое ( модернизация воспитательно - образовательного процесса , внедрение инновационных технологий , изменение организованной и управленческой структуры.)
Комплексная система оздоровления предполагает решение задач :
1)Охранять и укреплять здоровье детей , совершенствовать их физическое развитие , повышать свойства организма , улучшать физическую и умственную работоспособность .
2)Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
3)Воспитывать в детях , потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры .
4)Приобщать детей к традициям большого спорта ( футбол , ритмика)
5)Развивать основные физические способности (силу , быстроту , ловкость , выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях .
6)Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений , основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений .
7)Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта , связывая воедино элементы анатомических , физиологических и гигиенических знаний.
8)педагогам организовать с детьми оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации к здоровому образу жизни, поведенческих навыков здорового образа жизни.
9)Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
Для реализации задач здоровьесбережения в нашем учреждении созданы следующие условия:
-Физкультурный зал оборудован необходимым инвентарем: нескольких гимнастических скамеек, спортивные маты, гимнастические стенки, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, мячи , обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое необходимое оборудование.
-Спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена ямой для прыжков в длину ,гимнастической стенкой и бревном.
-имеется картотека подвижных игр с необходимыми шапочками и другими атрибутами.
-Имеется картотека для развития основных видов движения ,картотека физкультминуток и пальчиковых игр.
-В каждой возрастной группе имеются уголки движения ,где дети занимаются как самостоятельно ,так и под наблюдением педагогов.
-Имеется оздоровительный комплекс: сауна ,бассейн ,фитобар .Здесь предлагают детям лечебные чаи, настойки для профилактики заболеваний.
-Наш детский дом находится на окраине леса ,куда мы каждый день ходим с детьми гулять ,наблюдать за животным и растительным миром, проводим опытно-исследовательскую деятельность.
-В нашем учреждении работают узкие специалисты :психолог ,учитель- логопед.
-В каждой возрастной группе имеются зоны уединения для снятия эмоционального напряжения.
Работа с детьми включает в себя:
1.Диагностика.
2.Полноценное воспитание.
3.Система эффективного закаливания.
4.Организация рациональной двигательной активности.
5.Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.
6.Создание представлений о здоровом образе жизни.
7.Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов .
8.Коррекционная работа .
9.Лечебно – профилактическая работа.
10.Летнеоздоровительные мероприятия.
1.Диагностика.
Диагностика – комплекс мероприятий ( наблюдение , анкетирование ,тестирование , и др.) ,которые помогают глубоко узнать ребенка «во всех отношениях», определить исходные показатели психического и физического здоровья .Медицинские работники (врач-педиатр и медсестра),изучая анамнез развития ребенка ,выявляют часто болеющих детей , страдающих хроническими заболеваниями. Учитель-логопед обследует звукопроизношение ребенка, состояние его фонематического слуха, слоговую структуру слова, связную речь; педагог- психолог выявляет индивидуальные особенности развития психических процессов , особенно поведения и эмоционально-волевой сферы .Воспитатели группы диагностируют знания , умения, навыки , осуществляют контроль за уровнем двигательной активности; музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития. При организации оздоровительной , лечебно- профилактической и коррекционной работы , учитывая физиологическое и психологическое состояние детей , в режим дня и сетку занятий вносятся изменения в связи с тем , что некоторые дети занимаются индивидуально , по щадящему режиму.
2.Полноценное питание
В организации питания следует придерживаться естественных потребностей ребенка , исключить насилие.
Объясняем детям , что пищу, которую взял, выбрасывать аморально.
Принципы организации питания:
-выполнение режима питания;
-гигиена приема пищи;
-ежедневное соблюдение норм потребления продуктов калорийности питания .
-эстетика организации питания
-индивидуальный подход к детям во время питания ;
-правильность расстановки мебели.
3.Система эффективного закаливания.
В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:
1.Соблюдение температурного режима в течение дня.
2.Правильная организация прогулки и ее длительность.
3.Соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей.
4.Облегченная одежда для детей в детском саду.
5.Сон в трусах.
6.Дыхательная гимнастика после сна.
7.Мытье прохладной водой рук по локоть , шеи.
8.Полоскание рта лечебными настоями.
9.Комплекс контрастных закаливающих процедур по «дорожке здоровья».
Методы оздоровления:
1)Ходьба по сырому песку (летом)
2)Контрастное обливание ног ( летом)
3)Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года ),в том числе по дорожкам препятствий.
4)Переступание из таза с холодной водой в таз с теплой водой ( летом)
5)Хождение босиком по спортивной площадке
6)Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона
5.Организация рациональной двигательной активности
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка , ход его физического развития , содействует овладению необходимыми движениями. Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг ребёнка, тем интенсивнее идёт его развитие. Ребёнок может осуществлять непрерывную деятельность в течение 12–15 минут, после чего необходим отдых или смена деятельности. А вынужденную статическую позу ребёнок старшего возраста может сохранять в течение 3–4 минут, после чего необходима её смена. Исходя из этого, организуем детей так, чтобы их динамическая поза во время занятия менялась на всём её протяжении – дети сидят за столом, полукругом на стульях, на ковре и так далее. Они работают малыми подгруппами, в паре, индивидуально и коллективно. Кроме того, учитывая небольшую протяжённость непрерывной деятельности детей, во время занятий проводим физкультминутки, динамические паузы. Их тематика соответствует теме занятия.
Укрепление здоровья средствами физического воспитания :
-повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды.
-совершенствование реакций терморегуляции организма , обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям.
- повышение физической работоспособности .
-нормализация деятельности отдельных органов и функциональных систем , также возможная коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития .
-повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций , способствующих охране и укреплению психического здоровья.
Важно , чтобы физическая нагрузка для детей дошкольного возраста была адекватна возрасту , полу ребенка уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
В учреждении используется формы организации физического воспитания:
-физические занятия в зале и на спортивной площадке с элементами психогимнастики ;
-туризм(прогулки – походы)
-дозированная ходьба;
-оздоровительный бег;
-физкультминутки;
-физкультурные досуги, праздники, «дни здоровья»;
-утренняя гимнастика ;
-индивидуальная работа с детьми.
В отличие от нормально развивающихся дошкольников , которые любят заниматься часто сами просят «дать им задание», дети с ЗПР интереса к учебным занятиям почти не проявляют. Возможным объяснениям этой особенности данных детей является тот факт , что большинство из них живут в условиях дефицита родительского тепла .
Поэтому проводим физкультурные занятия разнообразные по форме и содержанию, чтобы как-то заинтересовать детей:
1).Традиционные.
2).Игровые : в форме подвижных игр малой , средней и большой интенсивности .
3).Сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления , например ,»Путешествие в весенний лес» и др.
4).Тематические занятия :»Осень в гости к нам пришла»; они могут быть с одним предметом , например , «Поиграй со мной дружок»
5).Занятия – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр .
6).Занятия-походы.
7).Занятия в форме оздоровительного бега.
5.-Режим дня- прекрасный друг нашего здоровья! если мы всегда в одно и тоже время встаем с кровати, завтракаем, обедаем ,ужинаем, ходим на прогулку, ложимся спать ,то у нас вырабатывается биологический ритм ,который помогает сохранять здоровье и бодрость. Не надо забывать правило:»Рано в кровать, рано вставать-горя и хвори не будете знать! Организация режима дня ребенка должна соответствовать с особенностями индивидуально складывающегося биоритмологического профиля
-Стереотипно повторяющиеся режимные моменты : время приема пищи (желательно четырехразовое ),укладывание на дневной и ночной сон ; общая длительность пребывания ребенка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические .
-Полная реализация ( по возможности ежедневная ) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений , достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений .
-Достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей. Его длительность определяется не возрастом , а индивидуальным проявлением деятельности ряда структур головного мозга .
-Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями, поэтому в детском саду должно быть четыре сезонных режима дня с постепенными переходами от одного к другому . Основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования , двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.
-Санитарно-просветительная работа с сотрудниками .
6.Создание представлений о здоровом образе жизни.
Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий .Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи , которая осуществляется по следующим направлениям:
1)Привитие стойких культурно- гигиенических навыков
.Прохладная чистая вода , которой мы умываемся , обливаемся или обтираемся утром закаливает наш организм , прогоняет сон , очищает кожу , смывая с нее грязь , пот и болезнетворные микробы .
2)Обучение уходу за свои телом , навыкам оказания элементарной помощи. Считаем важным сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела); помочь им создать целостное представление о своём теле; научить слышать и слушать свой организм; осознать самоценность своей жизни и ценность жизни другого человека; формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; Привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников; развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро– и самоощущение, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.
3) Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
4)Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
5)Развитие представлений о строении собственного тела ,назначении органов формируем через занятия , беседы ,игры , наблюдения .Для
этого разработаны конспекты , подобран наглядный материал .
6)Формирование представлений о том , что полезно и что вредно для организма.
7)Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью , умения определить свои состояние и ощущение .
8)Обучение детей правилам дорожного движения , поведению на улицах и дорогах.
9)Вести систематическую работу по ОБЖ , выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях. К детям часто приходят медицинский персонал , инспекторы ГосПожНадзора , ведут беседы об оказании первой неотложной помощи , опасных ситуациях , подстерегающих в жизни . Дети вспоминают жизненные ситуации .Знания детей , полученные на занятиях и в совместной деятельности , закрепляются в игровой нерегламентируемой деятельности.
Для решения этих задач в детском доме созданы следующие условия:
-Каждая группа имеет отдельную раздевальную комнату .Это дает возможность педагогам уделять внимание детям по привитию культурно-гигиенических навыков .Каждого ребенка педагог и помощник воспитателя обучает тщательно вытирать ноги перед входом в помещение , учит самостоятельно раздеваться и одеваться , при этом аккуратно складывать свою одежду в шкаф.
-В группах имеются отдельные спальные комнаты , где каждый ребенок имеет свою кровать , которую ежедневно заправляет самостоятельно в старшем возрасте , следит за тем ,чтобы она аккуратно и эстетично выглядела .
-Перед сном дети стараются бесшумно заходить в спальню , не создавая сутолоки , тихо раздеваются и аккуратно складывают одежду на стулья , не мешая засыпающим детям .
-Ежедневно педагоги прививают детям стойкие культурно – гигиенические навыки по уходу за своим телом , зубами ,носом. Решая данную задачу, я применяю в своей работе игровой массаж Уманской. Например «Поиграем с носиком» - этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт . «Поиграем с ручками»- интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам . Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Массаж волшебных точек ушек полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний . «Поиграем с ножками» - этот вид массажа основан на стимуляции активных точек , расположенных на подошвах ног.
7. Дети нашего учреждения характеризуются повышенной раздражительностью и утомляемостью , нарушением сна , сниженной работоспособностью . Поэтому важно применение психологических и психопрофилактических средств и методов . Но важно придерживаться следующих принципов :
-выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей;
-применение психолого-педагогических приемов , направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений . В комплекс этих приемов входят индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком , применение подвижных , сюжетно – ролевых, особенно режиссерских игр , использование и анализ продуктивных видов деятельности детей.
отдельные приемы рациональной психотерапии ;
-создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом ;
- обучение детей приемам мышечного расслабления ;
-организация уголка «уединения» в группе;
-использование психоаналитических и личностно – ориентированных бесед с детьми с аффективными невротическими проявлениями ;
-рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции ;
-использование на физкультурных занятиях элементов психогимнастики. Для осуществления данных принципов в нашем учреждении созданы необходимые условия:
-в детском доме работает психолог, который выявляет факторы ,способствующие возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей ;помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей;
-сотрудники внимательны и отзывчивы к детям ;уважительно относятся к каждому ребенку;
-отношения между работниками детского дома строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания;
-Развивающая среда организована с учетом потребностей и интересов детей Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя в уютной обстановке.
Среда, окружающая детей в группах, обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию детского организма детей, а также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника. Большое значение придаём оборудованным совместно с детьми физкультурно-оздоровительным зонам, которые включают в себя не только спортивный инвентарь, но и нетрадиционное оборудование, иллюстрации, дидактические игры, тренажёры для развития дыхания, формирования правильной осанки. Занятия в этих уголках помогают детям снять агрессию, напряжение, негативные эмоции, у детей появляется интерес к своему здоровью;
-в группах оборудованы уголки уединении, где дети могут поиграть с любимой игрушкой ,отдохнуть от шума.
Эмоциональное благополучие ребенка в детском доме достигается за счет проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов ,праздников .Большой вклад вносит в это музыкальный руководитель и воспитатели групп. Проводим празднования дней рождения, ярмарки, посиделки ,спортивные праздники и развлечения :»Масленица», »Веселые старты» и др.
Но высокая степень истощаемости детей детского дома может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения .В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности .Снижение утомляемости ребенка на занятиях достигается мотивацией к занятию, построением занятия на интересе ребенка и индивидуальный подход к каждому ребенку ,совместная деятельность взрослого и ребенка.
В качестве ведущих характеристик детей нашего учреждения выделяют особую эмоциональную устойчивость агрессивность и поведения и его провоцирующий характер, частую смену настроения. Появлению положительных эмоций способствуют сюжетно-ролевые игры-драматизации, режиссерские игры, театрализованная деятельность Но для игровой деятельности многих детей нашего учреждения характерно неумение (без помощи взрослого )развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны .поэтому необходимо дробить задания на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно ,формулируя задачу предельно четко и конкретно. Большая роль в психокоррекциоонной работе отводится музыкотерапии, которая может оказывать оздоровительное влияние на психику ребенка.
8.Многие дети детского дома характеризуются прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. У них наблюдаются проблемы в сфере социальных эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками у них нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. У таких детей часто наблюдается отсутствие правильного понимания социальной роли и положения. Таким детям свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовать и направлять внимание детей. Указанные особенности детей создают дополнительные трудности для коррекционной работы с ними. Работа по достижению целей коррекции обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных ,коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется логопедом и воспитателями на специальных индивидуальных ,фронтальных занятиях, а также создание единого речевого режима детского дома(контроль за речью в течение всего дня)
9.Лечебно-профилактическая работа направлена на профилактику заболеваний детей. В профилактике гриппа и других ОРЗ важным является как специфическое формирование невосприимчивости к определенным инфекционным вирусам, так и стимуляция неспецифических факторов защиты организма. Для успешной работы в этом направлении медицинский работник намечает план мероприятий по оздоровлению каждого ребенка индивидуально, план лечебно-профилактических процедур. Лечебно-профилактическую работу осуществляет педиатр, медицинская сестра, врачи – специалисты ЦРБ. Физкультурно-оздоровительную работу осуществляет педиатр, старший воспитатель воспитателей.
У многих детей находящихся в детском доме, страдает мелкая моторика и зрительно-моторная координация, что затрудняет овладение навыками самообслуживания и письма отражаются эти недостатки и на продуктивной деятельности (рисование, лепка ). Поэтому ежедневно организуем пальчиковые игры, так как они позволяют удовлетворить потребность в движении не только крупных групп мышц, но и более мелких (пальцев рук). Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. Широко используются пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях, в утренний отрезок времени, в играх предлагаем детям выполнять упражнения с предметами: пробками, счётными палочками, пуговицами, платочками и так далее. Используем в работе с детьми элементы ароматерапии. Натуральные природные ароматы положительно воздействуют на нервную систему и головной мозг.
10. В летний период наших детей вывозят в летние оздоровительные лагеря, находящиеся в сосновых борах Мордовии. Мордовия, где дети весь день проводят на свежем воздухе. Воздух в сосновых борах особенно полезен. Этот воздух – настоящий целительный настой благоухающий ароматами смолы и хвои. В этих борах в воздухе содержится много фитонцидов – особых летучих веществ, убивающих вредных микробов. Но дети в лагере оздоравливаются не только «свежим воздухом», они имеют возможность искупаться в реке, походить босиком по песку , позагорать на солнышке , просто поиграть с мечом . Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма , На сопротивляемость заболевания , создание положительных эмоций
В летний-оздоровительный период используем следующие формы организации оздоровительной работы:
-закаливание организма средствами природных факторов-солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
-физкультурные занятия в лесной зоне;
-туризм;
-физкультурные досуги и развлечения; утренняя гимнастика на воздухе;
-купание в реке;
-витаминизация: соки, фрукты, сбор ягод на полянке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, дошкольные учреждения являются центром пропаганды здорового образа жизни, формирования знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья. И только при условии реализации целенаправленной совместной деятельности педагогов и узких специалистов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Поэтому занятия, проводимые в нашем ДОУ, обеспечивают сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации адаптированных к условиям нашего учреждения оздоровительных технологий. При организации оздоровительной работы ориентируюсь на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Занятия познавательного цикла провожу в сочетании с практическими заданиями(оздоровительные минутки-упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.).На занятиях сказочные и игровые сюжеты и персонажи. Занятия включают в себя вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Надо, чтобы уже с детства дети учились любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Занятия по ОБЖ провожу разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», »Доктора природы», »Вопросы-ответы»).
ПРИЛОЖЕНИЕ Поиграем с носиком .
1.Организованный момент .
а)»Найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2.Основная часть
Игры упражнения с носиком .
б)»Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
В) Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот , чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом , поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
Г)»Носик балуется»
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указанным пальцем одной руки на крылья носа.
Д)»Носик нюхает приятный запах»
Ребенок выполняет 10 вдохов – выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем .
Е)»Носик поет песенку»
На выдохе ребенок постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет :»Ба –бо-бу»
Ж)»Погреем носик»
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы ими движение к крыльям носа , затем вверх и обратно . Таким образом делается как бы растирание .
3.Заключить этап.
З)»Носик возвратился домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому , что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
-Подходи ко мне , дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди ,
Тете Маше покажи .
-Надо носик очищать ,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
-Вот так носик – баловник!
Он шалить у нас привык
-Тише , тише, не спеши ,
Ароматом подыши.
-Хорошо гулять в саду
И поет нос : «Ба – бо – бу»
-Надо носик нам погреть ,
Его немного потереть.
-Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам . Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью , повышается функциональная деятельность головного мозга , тонизирует весь организм .
«ПОИГРАЕМ С РУЧКАМИ»
1)Подготовительный этап
Дети растирают ладони до приятного тепла.
2)Основная часть
А)Большим и указательным пальцем одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
Б)Массируем тыльные стороны ладоней , имитируя мытье рук.
В)Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга,направляя ладони в противоположные стороны.
Г)Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди.Пауза.
Д)Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
3.Заключительный этап.
Дети встряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Упражнение можно сопровождать стихами:
Эй,ребята,все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж.
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойдую.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки ,помочалю,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу .
Вытяну я пальчики ,
Пусть бегут , как зайчики .
Раз-2, раз -2,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
«ПОИГРАЕМ С УШКАМИ».
1.Организационный момент
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг .
2.Основная часть.
Упражнения с ушками .
А)»Найдем и покажем ушки»(если мешают волосы , их закалывания вверху.)
Б)»Похлопаем ушками»
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем , а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
В)»Потянем ушки»
Ребенок захватывает кончиками большого и указательных пальцев обе мочки ушей , силой тянет из вниз , а затем отпускает.
Г)»Покрутим козелком»
Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие , а указательным пальцем прижимает козелок- выступ ушной раковины спереди захватив козелок , он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 сек.
Д)»Погреем ушки»
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину .
3.Заключительный момент.
Дети расслабляются и слушают тишину .
Примечание .
Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляло 7-8 раз; для малышей – 5-6р
Действия можно сопровождать стихами:
-Подходи ко мне , дружок,
И садись скорей в кружок ,
-Ушки ты свои найди
И скорей их покажи
-Ловко с ними мы играем ,
Вот так хлопаем ушами .
-А сейчас все тянем вниз.
Ушко , ты не отвались!
ЛИТЕРАТУРА.
1.Ананьев , В .А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников , 2000;
2.Программа оздоровления в ДОУ «Здоровый малыш» под ред. З.И.Бересневой;
3. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей ДОУ»:
Пособие для медицинских работников и воспитателей . Под ред. М.Н. Кузнецовой.
4. «Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах» Под ред. Л.В.Игнатовой , О.И.Волик и др.
5. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» М.А.Павлова ,М.В.Лысогорская , 2012.
6. «Физические упражнения и подвижные игры дошкольников» Т.И.Осокина.
7. «Право на охрану здоровья» (текст) Доронова Т./ Дошкольное воспитание.- 2001.-№9 – стр.5-8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ с использованием: здоровьесберегающих технологий, игровых технологий
конспект занятия с детьми младшей группы...
Конспект совместной деятельности с родителями и детьми старшего дошкольного возраста "Профессии наших мам" (с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии нетрадиционной изобразительной деятельности
Занятие позволит уточнить знание детей о профессиях.Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий....
Методические рекомендации для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми.
Использование элементов здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми...
Конспект вечера-досуга «Путешествие в страну стихов» с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии диалогового общения в I младшей группе
Конспект вечера-досуга в I младшей группе...
Методическая разработка открытой образовательной деятельности по детскому дизайну с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии игрового обучения, личностно-ориентированных технологий по теме «Приглашение на день рождения»
Развитие творческой активности детей в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструировании....
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий.
Создание здоровьесберегающей среды...
Использование здоровьесберегающих технологий в разных типах физических занятий для детей с ТНР
Упражнения и занятия для Коррекции особенностей моторного развития детей с тяжелым недоразвитием речи (ТНР), с условием его здоровьесбережения, осуществляется путем специальных упражнений и общепринят...