Использование здоровьесберегающих технологий в разных типах физических занятий для детей с ТНР
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Соколова Светлана Владимировна

Упражнения и занятия для Коррекции особенностей моторного развития детей с тяжелым недоразвитием речи (ТНР), с условием его здоровьесбережения, осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Рассмотрим их

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное  дошкольное  образовательное   учреждение №92

«Детский сад комбинированного вида»

Семинар по теме: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

 для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Тема доклада: «Использование здоровьесберегающих технологий в разных типах физических занятий для детей с ТНР»

Подготовила:

Воспитатель старшей группы

Соколова С.В.

Кемерово

2019г

Содержание:

  1. Основные особенности детей с ТНР (по сравнению с сохранными детьми)
  2. Систематизация и обобщение материалов научно-педагогической и психологической литературы по проблемам развития речевого аппарата
  3. Коррекционно-воспитательная работа  с использованием здоровьесберегающих технологий в разных типах физических занятий для детей с ТНР

Введение

Актуальность проблемы применения здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста с ТНР на современном этапе, можно объяснить главной задачей департамента образования и науки  Российской Федерации, а также департамента образования и науки  Кемеровской области: «Осуществление и реализация проектов в сфере применения здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста, в том числе инклюзивного образования детей с ОВЗ является важнейшим элементом работы», а также положением ФГОС дошкольного образования, которое ориентировано на развитие взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми: «Детский коллектив является одним из важных средств нравственного воспитания личности. Человек не может жить и развиваться вне общества. Каждый ребенок должен уметь слушать и понимать другого ребенка или взрослого, научиться строить дружественные взаимоотношения с родными людьми,  сверстниками,  взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми. От этого зависит его будущий успех в личностном общении.»

Целью данной работы является изучение ЗС технологий в разных типах физических занятий для детей с ТНР.

Задачи исследования:

- изучить основные особенности детей с ТНР (по сравнению с сохранными детьми);

- изучить, систематизировать и обобщить материал научно-педагогической и психологической литературы по проблемам развития речевого аппарата;

- с максимальной полнотой раскрыть сущность коррекционно-воспитательной работы  с использованием здоровьесберегающих технологий в разных типах физических занятий для детей с ОНР

  1. Основные особенности детей с ТНР (по сравнению с сохранными детьми)

У многих детей с общим недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса: нарушениями равновесия и координации движения, снижением кожной и мышечной чувствительности. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии мелкой моторики, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. 

  1. Систематизация и обобщение материалов научно-педагогической и психологической литературы по проблемам развития речевого аппарата

Такие учёные, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия изучили и подтвердили взаимосвязь общей и речевой моторики: «Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи, а точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.» Эта взаимосвязь объясняется очень просто- речевой центр головного мозга находится вблизи моторного центра, поэтому подталкивая, развивая моторные функции организма, мы развиваем речь.

  1. Коррекционно-воспитательная работа  с использованием здоровьесберегающих технологий в разных типах физических занятий для детей с ТНР

Коррекция особенностей моторного развития детей с ТНР, с условием его здоровьесбережения, осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. В эти занятия могут входить разные виды упражнений:

-утренняя гимнастика,

-физкультминутки,

-подвижные и малоподвижные игры,

-дыхательная гимнастика,

-пальчиковая гимнастика,

-массаж и самомассаж, су-джок-терапия,

-зарядка после дневного сна с элементами закаливающих процедур (умывание, ходьба по массажным дорожкам),

-гимнастика для профилактики плоскостопия (передвижение по канату, сбор карандашей, мячиков при помощи пальцев ног),

-элементы логоритмики (основой является: речь, музыка, движение),

-артикуляционная гимнастика

-гимнастика для глаз

-различные способы развития мелкой моторики (использование различных раздражителей рецепторов пальцев рук: шнуровки, прищепки, пуговицы, зёрна, конструктор и т.п.)

В систему занятий можно включить также нетрадиционные методы, имеющие различные цели:

-различные виды муз. пауз (муз.- ритмические движения, релаксационные минутки, музыкотерапия, звукотерапия (с использованием колокольчиков, шумелок, муз. и народных инструментов) для соединение личности и природы и улучшения общего самочувствия ребенка

-развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия),

-антистрессовые минутки (смех),

-нетрадиционные виды ИЗО- деятельности и лепки

Такие игры и виды деятельности одновременно помогут успешному формированию речи, и будут являться составной частью физкультурных, музыкальных занятий, способствуя развитию чувства ритма, гармоничности движений, а также будут положительно влиять на психологическое состояние детей.

Применение таких методов позволит достигнуть необходимого уравновешивания нервных процессов, а также содействовать коррекции звукопроизношения, улучшению координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.

Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов: зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Важно придерживаться последовательности и систематичности обучения.

Вступительное слово:

Своим докладом ничего нового я вам не расскажу:

- систематизирую и обобщу всё, что мы каждый день используем в своей воспитательской деятельности;

- не умоляя важности работы логопеда, покажу значимость работы воспитателя логопедической группы, а также значимость работы инструктора по физо и муз. руководителя;

- зачитаю пару умных высказываний из административных документов и сведений научно-исследовательской педагогической литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема использования здоровьесберегающих технологий в разных видах музыкальной деятельности детей.

Схема использования здоровьесберегающих технологий в разных видах музыкальной деятельности детей....

Совместная деятельность детей и педагогов с использованием здоровьесберегающих технологий "Северные олени" по физической культуре

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по мотивам сказки "Снежная королева"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗОЖ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данный материал раскрывает  сущность здоровьесберегающих технологий и их значение в процессе развития физических качеств...

«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...

Использование разнообразных методов, приемов и здоровьесберегающих технологий для индивидуального сопровождения физического развития одаренных детей

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество пс.ихики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах де...

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей»

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья в...

«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...