Использование здоровьесберегающих технологий в разных типах физических занятий для детей с ТНР
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Упражнения и занятия для Коррекции особенностей моторного развития детей с тяжелым недоразвитием речи (ТНР), с условием его здоровьесбережения, осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Рассмотрим их
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zstehnolog_v_raznyh_tipah_fiz_zanyatiy_teoriya.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №92
«Детский сад комбинированного вида»
Семинар по теме: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»
Тема доклада: «Использование здоровьесберегающих технологий в разных типах физических занятий для детей с ТНР»
Подготовила:
Воспитатель старшей группы
Соколова С.В.
Кемерово
2019г
Содержание:
- Основные особенности детей с ТНР (по сравнению с сохранными детьми)
- Систематизация и обобщение материалов научно-педагогической и психологической литературы по проблемам развития речевого аппарата
- Коррекционно-воспитательная работа с использованием здоровьесберегающих технологий в разных типах физических занятий для детей с ТНР
Введение
Актуальность проблемы применения здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста с ТНР на современном этапе, можно объяснить главной задачей департамента образования и науки Российской Федерации, а также департамента образования и науки Кемеровской области: «Осуществление и реализация проектов в сфере применения здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста, в том числе инклюзивного образования детей с ОВЗ является важнейшим элементом работы», а также положением ФГОС дошкольного образования, которое ориентировано на развитие взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми: «Детский коллектив является одним из важных средств нравственного воспитания личности. Человек не может жить и развиваться вне общества. Каждый ребенок должен уметь слушать и понимать другого ребенка или взрослого, научиться строить дружественные взаимоотношения с родными людьми, сверстниками, взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми. От этого зависит его будущий успех в личностном общении.»
Целью данной работы является изучение ЗС технологий в разных типах физических занятий для детей с ТНР.
Задачи исследования:
- изучить основные особенности детей с ТНР (по сравнению с сохранными детьми);
- изучить, систематизировать и обобщить материал научно-педагогической и психологической литературы по проблемам развития речевого аппарата;
- с максимальной полнотой раскрыть сущность коррекционно-воспитательной работы с использованием здоровьесберегающих технологий в разных типах физических занятий для детей с ОНР
- Основные особенности детей с ТНР (по сравнению с сохранными детьми)
У многих детей с общим недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса: нарушениями равновесия и координации движения, снижением кожной и мышечной чувствительности. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии мелкой моторики, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания.
- Систематизация и обобщение материалов научно-педагогической и психологической литературы по проблемам развития речевого аппарата
Такие учёные, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия изучили и подтвердили взаимосвязь общей и речевой моторики: «Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи, а точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.» Эта взаимосвязь объясняется очень просто- речевой центр головного мозга находится вблизи моторного центра, поэтому подталкивая, развивая моторные функции организма, мы развиваем речь.
- Коррекционно-воспитательная работа с использованием здоровьесберегающих технологий в разных типах физических занятий для детей с ТНР
Коррекция особенностей моторного развития детей с ТНР, с условием его здоровьесбережения, осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. В эти занятия могут входить разные виды упражнений:
-утренняя гимнастика,
-физкультминутки,
-подвижные и малоподвижные игры,
-дыхательная гимнастика,
-пальчиковая гимнастика,
-массаж и самомассаж, су-джок-терапия,
-зарядка после дневного сна с элементами закаливающих процедур (умывание, ходьба по массажным дорожкам),
-гимнастика для профилактики плоскостопия (передвижение по канату, сбор карандашей, мячиков при помощи пальцев ног),
-элементы логоритмики (основой является: речь, музыка, движение),
-артикуляционная гимнастика
-гимнастика для глаз
-различные способы развития мелкой моторики (использование различных раздражителей рецепторов пальцев рук: шнуровки, прищепки, пуговицы, зёрна, конструктор и т.п.)
В систему занятий можно включить также нетрадиционные методы, имеющие различные цели:
-различные виды муз. пауз (муз.- ритмические движения, релаксационные минутки, музыкотерапия, звукотерапия (с использованием колокольчиков, шумелок, муз. и народных инструментов) для соединение личности и природы и улучшения общего самочувствия ребенка
-развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия),
-антистрессовые минутки (смех),
-нетрадиционные виды ИЗО- деятельности и лепки
Такие игры и виды деятельности одновременно помогут успешному формированию речи, и будут являться составной частью физкультурных, музыкальных занятий, способствуя развитию чувства ритма, гармоничности движений, а также будут положительно влиять на психологическое состояние детей.
Применение таких методов позволит достигнуть необходимого уравновешивания нервных процессов, а также содействовать коррекции звукопроизношения, улучшению координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.
Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов: зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Важно придерживаться последовательности и систематичности обучения.
Вступительное слово:
Своим докладом ничего нового я вам не расскажу:
- систематизирую и обобщу всё, что мы каждый день используем в своей воспитательской деятельности;
- не умоляя важности работы логопеда, покажу значимость работы воспитателя логопедической группы, а также значимость работы инструктора по физо и муз. руководителя;
- зачитаю пару умных высказываний из административных документов и сведений научно-исследовательской педагогической литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема использования здоровьесберегающих технологий в разных видах музыкальной деятельности детей.
Схема использования здоровьесберегающих технологий в разных видах музыкальной деятельности детей....
Совместная деятельность детей и педагогов с использованием здоровьесберегающих технологий "Северные олени" по физической культуре
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по мотивам сказки "Снежная королева"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗОЖ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данный материал раскрывает сущность здоровьесберегающих технологий и их значение в процессе развития физических качеств...
«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель
Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...
Использование разнообразных методов, приемов и здоровьесберегающих технологий для индивидуального сопровождения физического развития одаренных детей
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество пс.ихики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах де...
Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей»
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья в...
«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель
Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...