Статья из опыта работы
статья по теме
Из опыта работы на тему:
«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования регионального компонента»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozarenie_statya.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы на тему:
«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования регионального компонента»
Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровье сбережению, поэтому, проблема сохранения и укрепления детского здоровья, является очень актуальной и обсуждается достаточно широко.
Одной из причин сложившейся ситуации является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и низкая физическая активность, ранняя компьютерная зависимость. при этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов. Убедительная пропаганда педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни очень важна.
Анализ посещаемости детей моей группы за 2012-2013 уч год показал: 23% детей отсутствовали по причине болезни, 75% это соматические и вирусные. Стало очевидно, что в режиме дня нужно уделить достаточное время оздоровительным мероприятиям, обеспечить оптимальный двигательный режим.
Проблемный вопрос: От чего зависит состояние здоровья детей в условиях ДОУ?
Особое влияние на здоровье детей, оказывает режим дня с его составляющими: пребывание на свежем воздухе, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой. На базе нашего детского сада созданы условия для полноценного физического развития, оздоровления детей и формирования культуры ЗОЖ. В ДОУ работают квалифицированные воспитатели и специалисты ( инструктор по физической культуре, учитель – логопед, педагог – психолог, хореограф), функционируют спортивный и музыкальный залы, физкультурная площадка и тропа здоровья на улице. В шаговой доступности от нашего детского сада находятся: Детская спортивная школа, районная библиотека, школа искусств, спортивный стадион «Юность», что позволяет нам приобщать детей к социуму с раннего возраста.
Ритм жизни ребенка в нашем детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. Поэтому, мы стараемся создать такую систему работы, при которой бы происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную.
Свою работу по формированию у детей основ ЗОЖ я начала со средней группы. Цель моей работы: создание условий для устойчивой, положительной мотивации дошкольников к сохранению и укреплению здоровья.
На основании программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, ставила задачи своей работы: образовательные, воспитательные, оздоровительные.
Использовала программу "Здоровый малыш" З.И.Бересневой, Основы безопасности детей 5-7 лет, Т.А. Шорыгиной, Физкультура на улице. А.В.Фроловой.
Собственную рабочую программу " Создание условий для формирования начал ЗОЖ старших дошкольников посредством знакомства со спортивными традициями села".
Формировать основы ЗОЖ у детей я начала с самого элементарного- учила заботиться о своем здоровье. Соблюдать навыки личной гигиены: пользоваться личным носовым платком ,расческой, влажными салфетками, туалетной бумагой, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, полоскать рот после еды. Во время умывания использовала художественное слово, заучивала с детьми потешки : «Водичка - водичка», «Умывайся глазок, умывайся другой». Известно, игра- ведущая деятельность дошкольника, поэтому для усвоения детьми навыков по самообслуживанию и гигиене, я использовала различные игры: « Части тела», «Мои верные помощницы», «Полезные и вредные привычки», «Собери картинку», «Съедобное –несъедобное», «Азбука здоровья», «Магазин- витамин», «Полезно –не полезно» ( д/и), «Поликлиника», «Мишка заболел», «Научим куклу мыть руки», «Доктор Айболит в гостях у ребят», «Аптека»(с//р).Проводила беседы:«Откуда берутся болезни». «Чтобы кожа была здоровой», «Для чего нужна зарядка», «Мои добрые подружки — зубная щетка и расческа»и др. Беседуя с детьми, обращала внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем. Особо обговаривала с детьми ситуации, создающие угрозу здоровью: использование режущих предметов, лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, общение с незнакомыми людьми, игры с бездомными животными, несоблюдение ППД. Ежедневно проводила различные виды гимнастик: утреннюю, после сна, для глаз; массаж по А. М. Уманской, физкультурные минутки, подвижные игры в помещении и на воздухе, физкультурные занятия.
За 3года (2012-2015), мною проделана достаточно большая работа по укреплению физического и психологического здоровья детей моей группы: спортивные праздники «Олимпийцы среди нас», «Как бабушка Яга внука на службу провожала»,физкультурные развлечения «В гостях у дедушки АУ», « В гости к инопланетянам», познавательные часы в детской районной библиотеке «Игры наших прадедов», «Первое знакомство с историей спорта родного села», экскурсии в детскую спортивную школу и музей истории села Павловск, театрализованное представление «Кошкин дом»и др.
Особое внимание уделяла информационной и практической работе с родителями , используя разные формы: консультации «Как правильно составить меню для ребенка», «Рациональный режим дня- основа жизни человека», «Компютеромания и ее последствие» и др.,мастер- класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования в домашних условиях, трудовой десант «Чистый «островок»».
Акции «Мама, папа не курите!» и «Мы за здоровый образ жизни!»( в День борьбы со СПИДОМ) за короткий срок способствовали, не только достижению цели и укреплению детско-родительских отношений, но и повысили авторитет ДОУ.
Совместно с родителями мне удалось реализовать более 10 проектов и представить их на разных уровнях :межрегиональном(«Умники и умницы» 2013г),краевом(«Почему нельзя грызть ногти?»2015г, « Первые шаги к мечте»2015г),районном («Слагаемые ЗОЖ» 2016г),окружном «Подари мне чтения доброго» 2015г).
Мой воспитанник Миша Отставных, заинтересовался историей развития полиатлона в родном селе, оформил работу, которую назвал «Первые шаги к мечте» и стал лауреатом краевого конкурса детских проектов дошкольников « Спортивный стадион программы « Разговор о правильном питании ».2015г. Моя воспитанница Эля Дровникова, свою проектную работу посвятила проблеме борьбы с вредной привычкой. Свой проект она так и назвала «Почему нельзя грызть ногти?». Эля уверенно защитила свой проект в краевом экологическом центре на конкурсе « Я- исследователь» и заняла 1 место.
Подводя итоги своей работы ,хочу отметить, что посещаемость в подготовительной группе составляла 100%. Уже перед переходом в начальную школу, 67% моих воспитанников посещали спортивные студии. секции и кружки. В этом есть и вклад моего труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.
Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...
Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"
Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же вре...
Статья из опыта работы "Динамический час, как форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
Что такое динамический час?Структура динамического часа.Формы проведения динамического часа....
Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"
Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...
Статья «Из опыта работы по использованию методики «Логоритмика» в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
В данной статье представлен опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Использование методики "логоритмика" в среднем дошкольном возрасте". Опыт актуален для воспитателей, логопедов,...
Статья из опыта работы «Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»
Статья из опыта работы«Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»...
Статья из опыта работы: "Организация работы по сопровождению родителей гиперактивных детей в условиях реализации ФГОС"
В рамках реализации БРЕНДа в нашем детском саду был реализован план, который включал в себя семинары – практикумы, круглые столы, мастер – классы, обмен опытом родителей по вос...