Статья из опыта работы
статья по теме

Федюшкина Елена Александровна

Из опыта работы на тему:
«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования регионального компонента» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozarenie_statya.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы на тему:
«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования регионального компонента»

 Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровье сбережению, поэтому, проблема сохранения и укрепления детского здоровья, является очень актуальной и обсуждается достаточно широко.

  Одной из причин сложившейся ситуации является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и низкая физическая активность, ранняя компьютерная зависимость. при этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов. Убедительная  пропаганда педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни  очень важна.

 Анализ посещаемости детей моей группы  за 2012-2013 уч год показал: 23% детей отсутствовали по причине болезни, 75% это соматические и вирусные.                                   Стало очевидно, что в режиме дня нужно уделить достаточное время оздоровительным мероприятиям, обеспечить оптимальный двигательный режим.                      

Проблемный вопрос: От чего зависит состояние здоровья детей в условиях ДОУ?  

 Особое влияние на здоровье детей, оказывает режим дня с его составляющими: пребывание на свежем воздухе, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой.                                                                                        На базе нашего детского сада созданы условия для полноценного физического развития, оздоровления детей и формирования культуры ЗОЖ. В ДОУ работают квалифицированные воспитатели и специалисты ( инструктор по физической культуре, учитель – логопед, педагог – психолог, хореограф), функционируют спортивный и музыкальный  залы, физкультурная площадка и тропа здоровья на улице. В шаговой доступности от нашего детского сада находятся: Детская спортивная школа, районная библиотека, школа искусств, спортивный стадион «Юность», что позволяет нам приобщать детей к социуму с раннего возраста.

Ритм жизни ребенка в нашем детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. Поэтому, мы стараемся  создать такую систему  работы, при которой бы происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную.

Свою  работу по формированию у детей основ  ЗОЖ я начала со средней группы.  Цель моей работы: создание условий для устойчивой, положительной  мотивации дошкольников к сохранению и укреплению здоровья.

На основании  программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, ставила задачи своей работы: образовательные, воспитательные, оздоровительные.

 Использовала программу "Здоровый малыш"  З.И.Бересневой, Основы безопасности детей 5-7 лет, Т.А. Шорыгиной, Физкультура на улице. А.В.Фроловой.

Собственную рабочую программу " Создание условий для формирования начал ЗОЖ старших дошкольников посредством знакомства со спортивными традициями села".

 Формировать основы ЗОЖ у детей  я начала с самого элементарного- учила  заботиться о своем здоровье. Соблюдать  навыки личной гигиены: пользоваться личным носовым платком ,расческой, влажными салфетками, туалетной бумагой, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, полоскать рот после еды. Во время умывания использовала художественное слово, заучивала  с детьми  потешки : «Водичка - водичка», «Умывайся глазок, умывайся другой». Известно,  игра- ведущая деятельность дошкольника, поэтому для усвоения детьми навыков по самообслуживанию и гигиене, я использовала различные игры:  « Части тела», «Мои верные помощницы», «Полезные и вредные привычки», «Собери картинку», «Съедобное –несъедобное», «Азбука здоровья», «Магазин- витамин», «Полезно –не полезно» ( д/и), «Поликлиника», «Мишка заболел», «Научим куклу мыть руки», «Доктор Айболит в гостях у ребят», «Аптека»(с//р).Проводила беседы:«Откуда берутся болезни». «Чтобы кожа была здоровой», «Для чего нужна зарядка», «Мои добрые подружки — зубная щетка и расческа»и др. Беседуя с детьми, обращала внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем. Особо обговаривала с детьми ситуации, создающие угрозу  здоровью:  использование  режущих предметов, лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, общение с незнакомыми людьми, игры с бездомными животными, несоблюдение ППД. Ежедневно проводила  различные виды гимнастик:  утреннюю, после сна, для глаз;  массаж по А. М. Уманской, физкультурные минутки, подвижные игры в помещении и на воздухе, физкультурные занятия.

За 3года (2012-2015), мною проделана достаточно большая работа по укреплению физического и психологического здоровья детей моей группы: спортивные праздники «Олимпийцы среди нас», «Как бабушка Яга внука на службу провожала»,физкультурные развлечения «В гостях у  дедушки АУ», « В гости к инопланетянам», познавательные часы в детской районной библиотеке «Игры наших прадедов», «Первое знакомство с историей спорта родного села», экскурсии в детскую спортивную школу и музей истории села Павловск, театрализованное представление «Кошкин дом»и др.

Особое внимание  уделяла информационной и практической работе с родителями , используя разные формы:  консультации «Как правильно составить меню для ребенка», «Рациональный режим дня- основа жизни человека», «Компютеромания и ее последствие» и др.,мастер- класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования в домашних условиях, трудовой десант «Чистый «островок»».

 Акции «Мама, папа не курите!» и «Мы за здоровый образ жизни!»( в День борьбы со СПИДОМ) за короткий срок способствовали, не только достижению цели и укреплению детско-родительских отношений, но и повысили авторитет ДОУ.

Совместно с родителями мне удалось реализовать более 10 проектов и представить их на разных  уровнях :межрегиональном(«Умники и умницы» 2013г),краевом(«Почему нельзя грызть ногти?»2015г, « Первые шаги к мечте»2015г),районном («Слагаемые ЗОЖ» 2016г),окружном «Подари мне чтения доброго» 2015г).

Мой воспитанник Миша Отставных, заинтересовался историей развития полиатлона в родном селе, оформил работу, которую назвал «Первые шаги к мечте» и стал лауреатом краевого конкурса   детских  проектов дошкольников  « Спортивный стадион программы  « Разговор о правильном питании ».2015г. Моя воспитанница Эля Дровникова, свою проектную работу посвятила проблеме борьбы с вредной привычкой. Свой проект  она так и назвала «Почему нельзя грызть ногти?».  Эля уверенно защитила свой проект в краевом экологическом центре на конкурсе « Я- исследователь» и заняла 1 место.

Подводя итоги своей работы ,хочу отметить, что посещаемость в подготовительной группе составляла 100%.   Уже перед переходом в начальную школу, 67% моих воспитанников   посещали спортивные студии. секции и кружки. В этом есть и вклад моего труда.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"

Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же вре...

Статья из опыта работы "Динамический час, как форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

Что такое динамический час?Структура динамического часа.Формы проведения динамического часа....

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Статья «Из опыта работы по использованию методики «Логоритмика» в работе с детьми среднего дошкольного возраста.

В данной статье представлен  опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Использование методики "логоритмика" в среднем дошкольном возрасте". Опыт актуален для воспитателей, логопедов,...

Статья из опыта работы «Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»

Статья из опыта работы«Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»...

Статья из опыта работы: "Организация работы по сопровождению родителей гиперактивных детей в условиях реализации ФГОС"

В рамках реализации  БРЕНДа  в нашем детском саду был реализован план, который включал в себя семинары – практикумы, круглые столы, мастер – классы, обмен опытом родителей по вос...