Статья из опыта работы "Динамический час, как форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
статья по физкультуре по теме
- Что такое динамический час?
- Структура динамического часа.
- Формы проведения динамического часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dch_doklad.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 14 комбинированного вида
Динамический час, как форма организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
(слайд 2)
«Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».
Аристотель
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они определяют темп и характер нормального функционирования детского организма. Но в условиях возрастания объема учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника.
Кроме того, мышечная нагрузка у наших детей, живущих на севере, уменьшается в силу объективных причин. Это и долгая полярная ночь, и погодные условия, которые порой не позволяют детям достаточное количество времени проводить на свежем воздухе, это и одежда для прогулок, которая зачастую стесняет движения детей. Некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков). Именно поэтому большая роль в воспитании здорового ребенка должна принадлежать организации его двигательной деятельности в дошкольном учреждении и конечно в семье.
(слайд 3) В содержание двигательного режима в детском саду включается как организованная, так и самостоятельная деятельность. Процентное соотношение их разное в группах младшего и старшего дошкольного возраста. Однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности. По данным Марины Алексеевны Руновой, для полноценного развития и укрепления здоровья ребенок дошкольного возраста должен проводить в движении от 15 до 24 часов в неделю. Практикой подтверждено, что в этом случае дети более активны в интеллектуальной и продуктивной деятельности, меньше вступают в конфликты друг с другом.
(слайд 4) Так в нашем детском саду на каждую возрастную группу составлена модель двигательного режима, с учетом особенностей возраста, здоровья и физического развития детей, где предусмотрена организация и самостоятельной и организованной деятельности детей (слайд).
Формы организации двигательной деятельности общеизвестны. Это традиционные утренняя гимнастика, гимнастика после сна, двигательная разминка, физминутки, подвижные и спортивные игры и упражнения, физкультурные занятия и ритмические движения на музыкальных занятиях, физкультурные праздники, развлечения, спартакиады, туристические походы и прогулки, индивидуальная работа по закреплению и совершенствованию основных видов движений.
Кроме того, за последние годы в практику работы многих дошкольных учреждений вошли и такие виды двигательной деятельности, как оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, упражнения на тренажерах, аэробика, спортивные секции, т.е. дополнительные часы двигательной активности.
Мы, в своем детском саду проанализировав двигательный режим всех возрастных групп, а так же приняв во внимание выше перечисленные причины снижения двигательной активности, пришли к решению возможности увеличить двигательную активность детей за счет проведения динамических часов.
(слайд 5) Динамический «час» – это час движения, подвижный час, час динамики.
(слайд 6) Если обратиться к методической литературе по физической культуре, то мы нигде не найдем методику проведения динамического часа. Но понятно одно, что все физкультурные мероприятия обязательно должны включать в себя несколько частей:
- Вводно-подготовительную часть – разминку, ее назначение – подготовить организм к нагрузкам, которые планируются в основной части, настроить детей на выполнение задания.
- Основную часть, в ходе, которой решается комплекс запрограммированных задач, и происходит формирование двигательных навыков и воспитание физических качеств.
- Заключительную часть, назначение которой – восстановить пульс и дыхание.
Можно по-разному называть эти части, но суть их от этого не меняется.
При планировании динамических часов в своем детском саду мы сделали упор на основной вид детской деятельности – игру. Потому что именно подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию двигательных умений и навыков, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и, самое главное, благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей, доставляя им радость и удовольствие.
(слайд 7) Ведь вся педагогическая мудрость игр в их простоте, и если взрослого человека мы называем «человеком разумным», то ребенка «человеком играющим».
Известный немецкий психоаналитик Э. Фром писал: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».
А Фред Роджерс говорил: «Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать, им требуется уметь играть».
Так структура наших динамических часов состоит из трех частей:
(слайд 8)
1. Оздоровительная разминка:
А) различные виды ходьбы (на носках, пятках, перекатом с пятки на носок, на внутренней и внешней стороне стопы, в полуприседе, в полном приседе, высоко поднимая колени, с различным положением рук),
Б) - бег в медленном и среднем темпе и виды бега (со средней группы) (с захлестыванием к голени, на прямых ногах, с высоким подниманием бедра, спиной вперед, приставным шагом правым и левым боком);
- прыжки на месте и с продвижением вперед (на одной и двух ногах, 3 прыжка на правой и 3 прыжка на левой, из стороны в сторону, ноги врозь – ноги вместе, с поворотом на 90 и 180 градусов);
В) - имитационные движения,
- упражнения для профилактики плоскостопия и осанки (ходьба по ребристой доске, катание стопой различных предметов, упражнения с палочками плоскими, лежать на различных массажных ковриках, самомассаж)
Оздоровительная разминка может быть заменена игровыми упражнениями и подвижными играми с ходьбой и бегом (слайд).(«По ровненькой дорожке», «Поезд», «Карусели», «Сделай фигуру», «Чье звено скорее соберется», «Построй шеренгу, круг, клону» и т.д.)
(слайд 9 - 10)
2. Оздоровительно-развивающая часть:
• игровые упражнения и подвижные игры;
• игровые упражнения, подвижные и спортивные игры;
• спортивные игры и игровые упражнения;
• игровые упражнения, игры-эстафеты;
• игровые упражнения, хороводные игры.
(Слайд 11)
3. Заключительная часть: (слайд). («Найди игрушку», «Летает – не летает», «Эхо»)
- игры на расслабление,
- игры на внимание,
- игры малой подвижности.
(слайд 12) Основным приемом организации такого «часа» для малышей является «игровой момент, сюжет». Ведущая роль в данной форме работы с детьми, естественно, принадлежит воспитателю, инструктору, который должен создать положительный эмоциональный фон, поднять настроение, заинтересовать детей игрой, чтобы они захотели превратиться в глупых мышат, веселых медвежат. Для этого мы используем музыкальное сопровождение, вводим игровые персонажи, используем художественное слово и др.
Наверно все сталкивались с тем, когда физкультурное занятие заканчивается, а детям еще хочется поиграть в любимую игру, взять скакалку и попрыгать, придумать забавные упражнения с обручем, полежать в сухом бассейне и т.д. Но график работы физкультурного зала сделать нам это не позволяет. Так вот для того чтобы дать детям возможность в конце концов наиграться в проведение динамического часа для детей среднего и старшего возраста мы вводим «минутки» двигательного творчества.
(слайд 13) То есть – это время, когда дети имеют возможность сами выбрать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнера и т.д., другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство.
(слайд 14) Отсутствие внешней регламентации позволяет им оценивать собственные действия как успешные или неуспешные. Самостоятельное перемещение в зале способствует снятию зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности и причастности к общему делу.
Все это стимулирует активность детей («мы сами»), они начинают интересоваться умениями товарищей, помогают друг другу, обмениваются опытом, учатся действовать совместно, уверенно ориентируются в спортивном зале.
(слайд 15) Но при этом необходимым условием остается учет оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние детей.
Поэтому длительность таких мероприятий должна соответствовать возрасту детей, здоровью и физическому развитию. САНПИНУ
Длительность:
2-я младшая группа – 15 мин.
средняя группа – 20 мин.
старшая группа – 25 мин.
подготовительная группа – 30 мин.
Именно такая форма повышения двигательная активность детей, в нашем детском саду разработана совсем недавно. В графике работы спортивного зала мы выделили время проведения динамических часов, которые в основном проводятся во вторую половину дня. Почему именно в спортивном зале?
(слайд 16) Потому что именно здесь есть достаточное место для движений; оптимальное количество, и разнообразие спортивного инвентаря и различных пособий. Но в зависимости от времени года, погодных условий они могут проводиться и на улице, кроме этого начали оформлять картотеку динамических часов.
(слайд 17) Таким образом, динамические часы можно проводить в форме подвижных игр и эстафет, игровых заданий, минут двигательного творчества, народных игр, упражнений на тренажерах, ритмической гимнастики, спортивных секций и т.д.
Самое главное, что внедрение динамического часа дает возможность, без увеличения нагрузки дать детям насыщенную разнообразными возможностями двигательную деятельность, что позволяет реализовать главную их потребность - потребность в движении.
(слайд 18)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
материал для педагогов Доу...
Консультация «Физкультурные праздники и развлечения, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы»
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения существуют разные формы организации активного отдыха дошкольников. Физкультурные праздники являются особой эффективной формой актив...
Физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно – оздоровительной работы
Изучая вопрос физкультурных занятий на воздухе как эффективной формы физкультурно – оздоровительной работы, мы выделили ряд проблем возникших в воспитании детей....
СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны
Физкультурные минутки проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...
Консультация для воспитателей "Физкультурное занятие - одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
Ознакомление воспитателей со структурой и формой физкультурного занятий является одной из важных задач, которую инструктор по физической культуре должен выполнять на протяжении всей своей трудовой дея...
Доклад по теме: «Физкультурные занятия - одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
Доклад на педсовете по теме: «Физкультурные занятия - одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»...
Консультация для педагогов «Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
Одной из важнейших проблем в настоящее время является недостаточная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, пристрастие к компьютерным играм, негативное отношение к физичес...