Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"
статья (подготовительная группа) по теме
Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же время развивающей деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литвинова Ирина Николаевна
МДОБУ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Воспитатель
Статья из опыта работы «Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий» 2011г
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В настоящее время в любом детском учреждении заботятся о повышении качества образования. Создаются программы интенсивного развития детей, выявляется степень их одаренности, т.е. происходит воспитание главного стратегического потенциала общества. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача общества – помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учить только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало очень важного для каждого человека периода школьного детства.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.
Современные педагоги М.С. Аромштам, И.Ф.Шарыгин, А.Д. Александров, С.К.Буслова, Г.В.Утенбергенова отмечают большое значение геометрии для развития пространственного, логического мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах. Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: форма, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию геометрических понятий.
В дошкольных образовательных учреждениях знакомство с содержанием этих понятий и формирование элементарных математических представлений проводится без учета возможностей, способностей и интересов современных детей. В связи с этим появилось направление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же время развивающей деятельностью. Это определило главную цель по проблеме формирования элементарных геометрических представлений.
Главная цель: развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
Задачи:
-помочь усвоить математические способы умственных действий в процессе познавательной деятельности для формирования мыслительных процессов: памяти, воображения, произвольного внимания
- увлечь занятиями элементарной геометрией
- сформировать психологическую готовность ребенка к школе
- воспитать волевые качества личности и снизить уровень трудностей адаптационного периода в школе
Организация обучения элементарной геометрии основывается на следующей системе дидактических принципов:
1. принцип психологической готовности
2. принцип деятельности
3. принцип непрерывности
4. принцип целостного представления о мире
5. принцип вариативности
6. принцип творчества
Геометрия является самым могущественным средством для развития умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать.
Галилео Галилей
Еще в глубокой древности формирование геометрических представлений являлось важным разделом умственного воспитания. При распределении земельных наделов и вычислении пахотных площадей понадобилось умение измерять землю. Позже без нее оказалось невозможным искусство строительства и архитектуры. Древние египтяне считали занятия геометрией священными. У древних греков геометрия стала частью философских систем. А жители великих древних царств обучали геометрии детей, готовящихся стать элитой общества. Надпись на воротах знаменитой платоновской «Академии» гласила: «Не знающим геометрии – вход воспрещен!».
Чтобы выявить степень готовности дошкольников к восприятию материала по элементарной геометрии, доказать педагогическую целесообразность игровых занятий по предложенной проблеме с целью познавательного развития детей, определились следующие составляющие всей работы:
1. Изучить научно-педагогическую литературу с целью овладения методологией и практикой нововведения.
2. Создать материально-педагогическую среду для реализации поставленной цели.
3. Разработать конспекты игровых занятий по элементарной геометрии.
4. Скоординировать проведение игровых занятий в базовом и дополнительном образовании.
5. Создать условия для ознакомления родителей с методами работы в данном направлении.
6. Произвести анализ и констатацию достигнутых результатов внедрения в педагогический процесс.
7. Оформить документально опыт работы по теме.
На каждом этапе выдвигались определенные цели, определялись активные формы и методы обучения. I этап – это создание максимальных возможностей для реализации поставленных задач.
1.Создать в группе, вместе с детьми и родителями, экспериментальный центр по математике. В центр поместить: линейки, циркули, шаблоны, модели, схемы, таблицы, модули, объемные фигуры.
2.Подобрать программно – методическое обеспечение, которое включает:
- Программа воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильевой
- «Пространственная геометрия для малышей», М. Аромштам
- «Путешествие в геометрию», В.Г. Житомирский
- Подборка тематических физминуток, игр,
- математических песенок, считалочек для дошкольников.
- «Интеллектуальная мастерская» Береславский Л.Я.
- «Математика в проблемных ситуациях» Смоленцева А.А.
- «Логика для дошкольника» Тихомирова Л.Ф.
- «Развиваем познавательные способности» Гаврина С.Е.
- «Занимательная геометрия» Левик О.Н.
- «Веселая геометрия» Тимофеевский А.Б.
- «Упражнения для выявления и развития интеллектуальных способностей детей» Поставнева Е.С.
II этап – диагностика. Отследить умения детей и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, помогает математическая диагностика. Первичная диагностика по определению знаний геометрических фигур показала, что у детей не сформированы образы этих фигур, и они не устанавливают связи между ними из-за отсутствия знаний. Итоговая диагностика, показала положительную динамику не только в знаниях программы по элементарной математике, но и результативность в решении поставленных задач по ознакомлению с геометрическими понятиями. Дети знают все геометрические фигуры, научены соотносить названия фигуры с ее изображением, знают типы линий по форме и начертанию, плоские и объемные предметы, умеют читать графическую информацию. Анализ диагностик и наблюдение за деятельностью дошкольников помогли определить уровень их готовности к школьному обучению, дать рекомендации и советы родителям по выбору школьной программы для дальнейшего обучения и развития их ребенка.
Работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями ведется по трем направлениям.
1. Учебно – познавательное направление.
Оно включает применение базовых методов активной педагогики – успех, удивление, уверенность и активные формы и методы обучения:
- традиционный (показ, объяснение, игра)
- интенсивный (схемы, таблицы)
- программный (опыты, эксперименты, проблемные ситуации)
2.Коммуникативно-развивающее направление характеризуют игры математического содержания в деятельности детей, а так же: коллективное выполнение заданий и групповое. Игры: «Какие фигуры спрятались?», «Что получится, если точки подружатся?», «Паучки и паутинка», «Мастерская объемных фигур».
3. Социально-ориентационное направление подразумевает игры-занятия тематической направленности, на ориентировку в окружающем, экскурсии, путешествия. Например, «Где живет точка?», «Геометрические созвездия», «Путешествие в страну Геометрию».
Первые шаги по стране геометрии интересные, увлекательные, понятные, опираются на уже приобретенные знания ребенка. Эти знания необходимо вписывать в сферу познавательных интересов на занятиях по рисованию, конструированию, развитию речи, окружающему миру, использовать в накоплении многообразного опыта и его переработке, трансформации в новые образы и идеи. Геометрические знания и умения, дети используют на других занятиях и в разных видах деятельности.
По данной теме разработан деятельностный блок работы с родителями. В него вошли:
- конкурс математических плакатов;
- консультации по данной теме;
- «День геометрии»;
- выставка детских работ;
- памятки, буклеты;
- открытые занятия для родителей;
- встреча с учителями.
Обучение элементарной геометрии дошкольников обеспечивает обогащение ума и души ребенка, улучшает показатели здоровья, помогает приобрести определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенок должен войти в наш сложный и противоречивый мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).
Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с музыкальными произведениями на основе синтеза искусств
Выявить эффективность синтеза искусств в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с музыкальными произведениями как условие развития творческого потенциала дошкольников,олределить роль с...
перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городецкой росписью
данный материал поможет воспитателям групп старшего дошкольного возраста планомерному ознакомлению с приемами рисования элементов городецкой росписи...
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЫМКОВСКИМИ ИГРУШКАМИ
Выявление начального уровня сформированности представлений у детей о дымковском промысле . Организация работы по формированию представленийу детей старшего дошкольного возраста о дымков...
Обобщение опыта воспитателя по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности»
Материал содержит выступление на творческой площадке по обобщению опыта воспитателя по ОБЖ...
Опыт работы на тему: «Использование приема «Кластер» в работе по ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным краем».
Прием «Кластер» я использую, как на этапе изучения нового. Например: знакомство с элементами башкирского орнамента. Так и во время закрепления пройденного и отработки навыков. ...
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с математическими понятиями и представлениями посредством художественного слова»
Цель: Формирование элементарных математических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного слова....