Статья «Из опыта работы по использованию методики «Логоритмика» в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (средняя группа)
В данной статье представлен опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Использование методики "логоритмика" в среднем дошкольном возрасте". Опыт актуален для воспитателей, логопедов, родителей по работе с дошкольниками в современном детском саду. В нем расскрываются задачи, формы и методы по теме: "Логоритмика". По результатам проведенной работы сделаны выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty._logoritmika.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «ЦРР-детский сад №19»
Р.Коми г.Сыктывкар.
Статья «Из опыта работы по использованию методики «Логоритмика» в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Воспитатель:
Трошева О.Л.
Сыктывкар, 2019
В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. С данной проблемой пришлось столкнуться и мне, когда я набирала ребят средней группы.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка в школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.
Поэтому помимо традиционных занятий по развитию речи, я решила использовать такой эффективный метод, как логоритмика.
Это форма активной терапии, целью которой, является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Такую работу активной терапии, как логоритмика, мы начали осуществлять после того, как изучили методические рекомендации и практические материалы многих авторов, занимающихся логоритмикой ( М. Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина).
Логоритмические занятия – это методика, опирающая на связь слова, музыки и движения и включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала. Отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Нами были поставлены следующие задачи:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
- развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
Занятия проводила по определенным правилам:
- занятия по логоритмике проводила совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2–ой половине дня).
- занятия продолжительностью 20 минут.
- были созданы условия в группе для проведения занятий (музыкальный центр, ширмы, пальчиковые театры, подобрана картотека игр по логоритмике и т.д.)
Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику я включаю статические и динамические упражнения для языка и губ. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, оказываю целенаправленную индивидуальную помощь.
Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в этой работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.
Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.
Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
При работе над дыханием я обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Нами подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.
В занятия логоритмики я обязательно включаю коммуникативные игры.
Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр я обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх я не оцениваю качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.
Одно из необходимых условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель, логопед и психолог используют на своих занятиях. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.
Учитывая принципы систематичности и последовательности, я разработала перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. В практическую работу по использованию логоритмики включились все логопеды нашего детского сада. При совместной работе творческой группы логопедов и музыкального руководителя в разработке тематического планирование были выбраны темы занятий. Содержание занятий изменялось по мере поэтапного усложнения речевого материала, ритмических игр.
При составлении тематического плана я выделяю следующие направления работы:
- развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
- формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляции , мимических мышц
- развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики
При разработке любого логоритмического занятия я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняю психолого- педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.
Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы с речью. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.
Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста
Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста ...
План работы по реализации проекта «Преемственность в работе МБДОУ №64 «Пингвиненок» и МБОУ № 24 с детьми старшего дошкольного возраста седьмого года жизни на 2014-2015 учебный год
План работы по реализации проекта «Преемственность в работе МБДОУ №64 «Пингвиненок» и МБОУ № 24 с детьми старшего дошкольного возраста седьмого года жизни на 2014-2015 учебный год...
Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста
Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста...
План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.
Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....
Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы)
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен бы...
Выступление из опыта работы «Организация и проведение опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста».
Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения ...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ : "ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: МЕТОДИКА РАБОТЫ"
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: МЕТОДИКА РАБОТЫСухова Ольга Николаевна, Лихошерстова Ольга Александровна, Димова Галина Владимировнавоспи...