Технология БОС
материал на тему

Самооздоровление организма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost_bos.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Биологическая обратная связь

- технология обучения  здоровому образу жизни.

Смирнова Н.В.

 учитель-логопед, специалист БОС,  

МБДОУ № 23, г. Железногорск

       В организме человека одновременно идут тысячи сложнейших физиологических процессов. Об одних мы знаем больше, о других меньше, но о большинстве даже не догадываемся, ведь сознательному управлению они не поддаются. Этим занимается наша вегетативная нервная система, которая и  регулирует деятельность внутренних органов и систем.

      Но последние достижения медицины, физиологии и электроники создали базу для принципиально нового  направления в исправлении нарушенных функций организма – метода биологической обратной связи (БОС).

      Метод БОС определяется как произвольное волевое управление функциями организма с целью их совершенствования в норме и коррекции при патологии посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы.

    Таким образом, человек с помощью приборов БОС видит, слышит и осмысливает то, что от него скрыто природой: работу внутренних органов и систем своего тела.

                 Метод БОС основан на улучшении газообмена в легких, поддержании и нормализации внутренней среды организма. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы взаимосвязаны: сердце гонит кровь, его правая половина отправляет кровь в легкие, а левая прогоняет по организму, перенося кислород по всем клеткам тела. Таким образом, устройство системы кровообращения подчинено в первую очередь задачам насыщения организма кислородом, то есть дыхательной функции. Ведь дыхание через газообмен в крови поддерживает постоянство внутренней среды человека.

                И чтобы функция дыхания наиболее полно выполняла свое главное предназначение – максимального газообмена, надо, чтобы сердечно-сосудистая система человека работала в гармонии с дыхательной системой. Для этого человеку необходимо освоить диафрагмально-релаксационный тип дыхания (ДРД). Гармонизация работы этих двух важнейших систем организма позволит достигнуть максимальной величины дыхательной аритмии сердца (ДАС - показатель здоровья, который можно установить с помощью метода биологической обратной связи).

               И тогда человек будет способен активизировать внутренние резервы здоровья: сумеет защищать себя от последствий стрессов, без лекарств эффективно бороться с хроническими недугами дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем, значительно быстрее восстанавливать организм после острого заболевания.

                В экстремальных ситуациях - при болезни или в состоянии стресса - в процессе дыхания большую роль начинает играть мускулатура грудной клетки и плечевого пояса. В таких случаях человек начинает дышать грудью и животом одновременно.

                Для того чтобы снять стресс, усилить работу защитных сил (иммунной системы), повысить уровень газообмена и нормализовать внутреннюю физиологическую среду, человеку необходимо перейти на дыхание диафрагмой или, как принято говорить, на дыхание животом. Для этого необходимо научиться дышать так, чтобы диафрагма работала в полную силу, сокращаясь на вдохе и расслабляясь на выдохе. Именно такой тип дыхания и называется диафрагмально-релаксационным дыханием. Для того чтобы быстро и правильно научиться диафрагмально-релаксационному дыханию с максимальной дыхательной аритмией, необходимо использовать приборы биологической обратной связи.

              Для тренировки правильного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца используется,  прибор обратной связи, который называется преобразователем биоэлектрических сигналов - ПБС.

ПБС - небольшой, очень простой в управлении прибор. От него отходят два провода. Один - это датчик частоты сердечных сокращений, или датчик ЧСС.

С его помощью ПБС получает информацию о работе сердца и дыхания. Он состоит из двух круглых датчиков, металлическая часть которых — принимает информацию, а пластмассовая - держатель. Прибор устанавливается на грудную клетку и крепится специальными ремешком.

Второй провод соединяет ПБС с компьютером. По нему информация от сердца поступает в компьютер. Глядя на монитор, тренируясь с помощью игровых сюжетов, дети и взрослые учатся правильно дышать с максимальной ДАС.

При этом ими используется навык диафрагмально-релаксационного дыхания, а правильность выполнения упражнения контролируется с помощью компьютера.

                Чрезмерно быстрые перемены в жизни вызывают адаптационный стресс. Он, как и любой стресс, самым пагубным образом сказывается на здоровье.

                 Особенно страдают дети. Вспомните, как плохо чувствуют себя маленькие дети в жаркий день в переполненном транспорте. Точно так же маленький ребенок не может вынести длительного переохлаждения. Это и понятно: способность сопротивляться стрессу развивается с возрастом.

                  Переход ребенка от беззаботного детства к школьной жизни — это тот же адаптационный стресс. Особенно достается первоклассникам. Им приходится приспосабливаться к совершенно новым для себя условиям школы. Понятно, что навык диафрагмально-релаксационного дыхания способен защитить наших малышей от многих неизбежных трудностей, которые их поджидают в школе.

                  Уроки здоровья в детских садах дают еще более сильный эффект в оздоровлении ребятишек, нежели занятия диафрагмальным дыханием в школе. Почему? Ответить на этот вопрос просто, если знать физиологическую особенность детей: чем младше ребенок, тем больше у него резервов здоровья.

                  Отметим, что чем младше ребенок (начинать занятия по формированию диафрагмально-релаксационного дыхания на аппарате БОС можно с пяти лет), тем легче у него сформировать навык здоровья. Если это сделать в детском саду, то в школу он придет здоровым. А если ребенок придет в школу здоровым, защищенным от стресса, то он будет и меньше болеть, и лучше учиться.

                  Если и в школе он будет посещать Уроки здоровья, то и окончит школу,  абсолютно здоровым человеком.

       Актуальным является и поиск новых эффективных методов коррекции, использующих резервные возможности и формирующих новое здоровое состояние организма. Метод биологической обратной связи (БОС) по дыхательной аритмии сердца (ДАС-БОС) позволяет использовать эти возможности и решить ряд коррекционных задач и  при логопедической работе.

                  Обучение в Учебно-методическом центре ЗАО «Биосвязь» по программе «Биотехнические и медицинские аппараты и системы с использованием биологической обратной связи», позволило  открыть в нашем детскому саду логотерапевтический кабинет БОС.  

                   За короткий период логотерапевтический кабинет БОС смог завоевать любовь не только маленьких пациентов, но  и их родителей, которые очень заинтересовались и активно поддерживали своих детей. Оздоровительная работа была проведена с 26 воспитанниками в форме индивидуальных занятий. Обучение на аппарате биологической обратной связи прошли дети со следующими диагнозами:

Диагноз

Количество пациентов

ОНР – I уровень при алалии

3

ОНР – II уровень при ринолалии

1

ОНР – III уровень

6

НОНР

6

ФФНР

7

Нарушение зв-я  при д/к

3

                   В процессе коррекционно- оздоровительного воздействия, дети с большим удовольствием  и интересом посещали сеансы БОС-терапии. Выполняя, несложные компъюторные задачи, предлагаемые в форме видеосюжета,  дети, играя, формировали навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Чередуя,  периоды отдыха и работы дети рассматривали слайды с изображением живой природы, слушали сказки и приятную музыку.

                    Занятия проводились согласно методике, разработанной специалистами ЗАО «Биосвязь» (Санкт-Петербург) для логотерапевтических комплексов (программа «Кардио 2.1 Лого»), использовались все приборы логотерапевтического кабинета. В зависимости от тяжести дефекта было проведено от 20 до 35 индивидуальных занятий.

                    Использование метода БОС значительно активизировало речевую деятельность детей, а так же позволило легко концентрировать внимание детей на ощущениях движений диафрагмы, маленьким пациентам стало интересно следить за плавностью и ритмичностью дыхания благодаря использованию занимательных игровых сюжетов.

                    В ходе коррекционно-оздоровительных занятий у воспитанников уменьшалось напряжение мышц шеи, плеч, нижней челюсти, языка, были задействованы различные анализаторы: зрительный, слуховой, кинестетический.

                     По завершению лечебного курса у детей было отмечено:

улучшение сна, речи, поведения, общего состояния, повысилась усидчивость, работоспособность, уменьшилось психоэмоциональное напряжение, повысилась общая сопротивляемость организма.

                    Это очень хороший результат, так как в анамнезе у детей отмечались: перинатальная энцефалопатия, синдром гипервозбудимости, гипертензионно-гидроцефальный синдром,  ранняя детская нервность, задержка речевого развития, задержка темпа психического развития, встречались соматически ослабленные дети.

                      Формирование у детей устойчивого навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания предоставляет  логопедам уникальную возможность  сократить сроки коррекционной работы, а  пациентам значительно повысить уровень своего здоровья и сделать процесс логокоррекции увлекательным и интересным.

                      Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что формируя у детей навык диафрагмально-релаксационного дыхания с использованием аппаратов биологической обратной связи, мы обучаем  своих воспитанников сохранять и укреплять свое здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...