Составительская программа "Будь здоровым, малыш!"
рабочая программа на тему

Бобырь Елена Ивановна

    Система дошкольного образования – это тот чернозём, на котором мы можем вырастить цветы нашего здоровья и здоровья наших детей. Самая сложная и самая важная творческая задача воспитателя - создать условия, при которых ребёнок захочет заботиться о своём здоровье, захочет научиться, как его укрепить и сохранить, заинтересовать ребёнка своим предметом, пробудить желание познавать, сформировать потребность в обучении – вот задача педагогической работы.

    Постоянный поиск правильного ответа на поставленный вопрос  «Что я должен сделать, чтобы стать здоровее?» поможет выработать у ребёнка творческий подход к выбору средств  и путей оздоровления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое  дошкольное  образовательное  учреждение

Детский сад №4 село Грачёвка муниципального Грачёвского района Ставропольского края

                         Составительская программа

                                                                                    Воспитатель: Бобырь

                                                                                        Елена Ивановна

                                         

Воспитание  у  детей  потребности  в  здоровом  образе  жизни.

                                       

                                        Пояснительная записка.

      В начале 90-х годов социально-экономическая и экологическая ситуация привели к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом детского. Население России стало сокращаться и деградировать биологически и психологически.

    Система дошкольного образования – это тот чернозём, на котором мы можем вырастить цветы нашего здоровья и здоровья наших детей. Самая сложная и самая важная творческая задача воспитателя - создать условия, при которых ребёнок захочет заботиться о своём здоровье, захочет научиться, как его укрепить и сохранить, заинтересовать ребёнка своим предметом, пробудить желание познавать, сформировать потребность в обучении – вот задача педагогической работы.

    Постоянный поиск правильного ответа на поставленный вопрос  «Что я должен сделать, чтобы стать здоровее?» поможет выработать у ребёнка творческий подход к выбору средств  и путей оздоровления.

                 

        Целью программы является формирование у детей основных знаний и представлений о здоровье человека, здоровом образе жизни, вооружение первоначальными знаниями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитие потребности в физическом совершенствовании, формировании чувства заботы о своём здоровье и привычки к здоровому образу жизни.

               Задачи.

                1.Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры

Создать общее представление об основных факторах, формирующих здоровье человека, и закрепление их практической и исследовательской деятельности детей. Показать важнейшее значение системы профилактических мероприятий  и ЗОЖ для укрепления и сохранения здоровья детей.

               2.Формировать у детей интерес к познанию себя своих возможностей. Развивать детскую самостоятельность, любознательность, инициативу, воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

               Программа состоит из валеологического блока, включающего в себя 3 раздела:

  1. Здоровый образ жизни.
  2.  Гигиенические основы ЗОЖ.
  3. Безопасность и защита жизни и здоровья человека.

        Совокупность знаний,  представленных в этих разделах даёт целостную картину собственного организма, здорового образа жизни, мер обеспечения безопасности и защиты.

   Программа  «Будь здоровым, малыш!» вводится со 2 младшей группы ДОУ. В ДОУ возможна интеграция материала и валеологии с разными видами деятельности, но прежде всего с физической культурой, т.к. при этом обеспечивается оптимальная двигательная активность, являющаяся важным фактором роста и развития ребёнка, укрепления здоровья, совершенствования его физических и психических сил.

                        Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня.

      Проводить воздушные, солнечные процедуры, водные в сочетании с физическими упражнениями. Снижать температуру воды с 15 градусов окружающего воздуха до 14-16 градусов. Солнечные ванны проводить с 9 до 11 ч. При температуре не ниже 22 градусов в сочетании с загоранием в тени, водными процедурами и подвижными играми. Ходьба босиком по тёплому и холодному асфальту, песку, крупной и мелкой гальке, обливания тела водой комнатной температуре после выполнения физических упражнений. Полоскание горла настоем лекарственных трав. Проводить самомассаж, длительное пребывание на свежем воздухе при любой погоде.

                                            Свободная деятельность.

       Ежедневно – утренняя гимнастика и психогимнастика: младшая группа – 6-8 мин; средняя группа – 8-10 мин; старшая и подготовительная группа – физминутки, подвижные игры, в т.ч. народные игры, катание на качелях, каталках, упражнения на тренажорах, на дорожке с препятствиями; элементы ритмической гимнастики, катание на санках, на велосипедах.

Физкультурные досуги, развлечения,  «Дни здоровья», физкультурные праздники, экскурсии и походы. Осуществлять нетрадиционные методы оздоровления.

                                           Младшая группа.

Задачи.

1.Формировать элементарные представления об особенностях строения тела человека, роли двигательной активности, о полезных и вредных привычках, о предупреждении некоторых заболеваний и травматизма, развивать интерес у детей к познанию себя и своих возможностей.

2.Формировать основы правил личной гигиены, создавая условия для систематического закаливания организма средствами естественных сил природы.

3.Способствовать формированию правильного, разумного, адекватного поведения и общения в различных жизненных ситуациях.

4.Развивать интерес к движениям  и желания их неоднократного повторения, побуждать к проявлению активности, творчества и радости в самостоятельной двигательной деятельности. Формировать правильную осанку.

                             Введение понятия  «здоровье»,  «болезнь».

                          Раздел 1. Здоровый образ жизни.

Тема 1.Что надо делать, чтобы обрести крепкое здоровье и сохранить его.

Факторы, влияющие на физическое и психическое здоровье и повышения жизнестойкости организма.

Тема 2.Познание себя.

Части тела (голова, руки, ноги, туловище). Органы чувств (глаза, уши, нос).Их значение и защита.

Тема 3. Какой образ жизни является здоровым.

Правильное питание. Режим дня. Правила приёма пищи: есть самостоятельно, правильно держать ложку, хорошо пережёвывать пищу, пользоваться салфетками, не крошить хлеб, не проливать пищу. Двигательная активность человека: лазание, ползание, равновесие, бег, прыжки, утренняя гимнастика. Подвижные игры и их влияние на двигательную активность человека. Меры безопасности, сон. Его значение.

Тема 4.Лекарства для здоровых.

Использование лекарственных растений для оздоровления.

                            Раздел 2.Правила личной гигиены.

Тема 1.Правила личной гигиены.

Основы гигиенического ухода за кожей, волосами, ногтями. Правила ухода за полостью рта.

Тема 2.Гигиена использования естественных сил природы.

Подбор одежды для труда, занятости спортом, прогулок в разное время года.

Вода и солнце, как факторы оздоровления и закаливания.

Тема 3.Гигиена сна.

Значение сна для здоровья. Основные правила гигиены сна: прогулка перед сном, сон в проветренной комнате, спать всегда в одно и тоже время.

Тема 4.Гигиена зрения и слуха.

Правила сохранения  зрения: правильное питание и освещение. Осторожность и безопасность при обращении с колющими и острыми предметами.

Правила сохранения слуха: умеренная сила звука, предупреждение попадания инородных предметов в ухо, ушибов и травм.

Тема 5.Гигиена занятий физическими упражнениями и играми. Правила поведения в спортивном зале и на площадке, как основа сохранения здоровья занимающихся.

      Раздел 3. Безопасность и защита жизни и здоровья человека.

Тема 1.Мир вокруг нас: спокойный и тревожный.

Природа, люди, машины и связанные с ними польза и опасности для человека. Правила поведения при выходе на прогулку. Правила поведения на улице, в транспорте. Правила поведения при встрече и контактах с незнакомыми людьми на улицах, дома при отсутствии родителей.

Тема 2.Опасности в доме.

Вещи и предметы, которые не следует брать для игр и других целей: спички, бритвы, ножи, лекарственные препараты. Что нельзя делать, когда дома нет взрослых (включать электроприборы, газовые горелки).

Критерии оценки.

              Соблюдение и выполнение правильной последовательности во время осуществления культурно-гигиенических процессов, самообслуживания.

Знание частей тела. Знание правил поведения в безопасности в быту, на природе, на улице.

                                   Средняя группа.

Задачи.

Способствовать укреплению здоровья, закаливанию и развитию двигательной активности детей. Формировать у детей представления о здоровье, здоровом образе жизни, строении тела человека и функционировании органов, совершенствовать гигиенические основы зож, способствовать формированию умений соблюдать правила безопасности в быту, на улице, на природе.

Закреплять правила безопасности на занятиях физкультурой.

Расширять знания  о сохранении правильной осанки и контроля за ней на занятиях различными видами деятельности  в повседневной жизни.

Введение понятия  «здоровье»  «болезнь»,  «заповеди здорового образа жизни».

            Раздел 1.Здоровый образ жизни – путь к здоровью.

Тема 1.Здоровый образ жизни человека.

Основные правила здоровья6разумный образ жизни, сбалансированность с природой. Факторы, формирующие здоровье6сознательное отношение к здоровью, двигательная активность, рациональное питание, использование естественных сил природы,  «лекарства» для здоровых.

Тема 2.Позание себя и овладение свои организмом.

Части тела человека и движения для них. Органы чувств, их защита. Дыхание и его значение. Правила дыхания при выполнении физических упражнений в холодное время года. Сердце человека, его значение. Пища, её воздействие на человека. Правила приёма пищи.

Тема 3.Самооборона организма.

Защита от микробов и вредного воздействия среды. Средства, повышающие защитные свойства организма.

Тема 4.Движение –путь к здоровью. Значение движений для физического развития человека. Подвижные игры и их влияние на развитие человека, меры, предупреждающие травмы.

           Раздел 2.Гигиенические основы здорового образа жизни.

Тема1.Правила личной гигиены. Гигиенические основы ухода за кожей, волосами, ногтями. Правила ухода за полостью рта. Предметы личного пользования: расчёска, зубная щётка, полотенце.

Тема 2.Гигиена использования естественных сил природы. Вода, солнце, воздух как факторы оздоровления и закаливания в повседневной жизни .Основные правила закаливания. Меры предосторожности при закаливании.

Тема 3.Гигиена сна. Значение сна для здоровья. Продолжительность сна. Основные правила гигиены сна. Одежда для сна..

Тема4.Гигиена зрения и слуха.

Правила сохранения зрения. Гигиена зрения при игре на компьютере и просмотре видео и телепередач. Правила сохранения слуха.

Тема 5.Гигиена занятий физическими упражнениями, играми.

Правила подготовки мест для занятий, игр. Правила поведения в спортзале и на площадке как основа сохранения здоровья.

           Раздел 3.Безопасность и защита жизни и здоровья человека.

Тема1.мир вокруг нас – тревожный и спокойный.

Природа и человек. Как вести себя при выходе на природу. Правила безопасности в лесу, около болота на берегу реки. Город, люди, машины. Правила поведения на улице, в транспорте, при встрече с незнакомыми людьми. Как пользоваться телефоном для вызова родителей.

Тема2.Опасность в твоём доме.  Вещи и предметы, которые не следует брать для игр и других целей.

Что делать нельзя, когда нет взрослых.  Помощь при носовых кровотечениях, порезах кожи.

Критерии оценки.

                Знание основ ЗОЖ.  Знание частей тела и упражнений для них.  Стремление ребёнка к соблюдению правил поведения и выполнения КГН. Умение ходить, бегать, прыгать, лазить,  согласуя движения рук и ног свободно, без напряжений.

                                            СТАРШАЯ ГРУППА.

Задачи.

Продолжать работу по укреплению здоровья детей: закалять организм, следить за осанкой, воспитывать гигиенические привычки и навыки культурного поведения.

Углублять знания детей о строении тела и функционировании органов, о здоровье, ЗОЖ и направлять их на  сохранение , укрепление здоровья и совершенствование чувство безопасности и свободы поведения через формирование причинно-следственных связей в самых различных жизненных ситуациях.  Продолжать совершенствовать двигательные навыки и умения.

Формировать чувство собственного достоинства, самоуважения, справедливости и честности.

                Раздел 1. Здоровый образ жизни человека.

Тема 1. Здоровье и болезнь.

Понятие  «здоровье» как состояние полного телесного, душевного и физического благополучия. Основные правила и факторы, формирующие здоровье. Понятие  «болезнь». Причина болезней человека.

Тема 2. Здоровый образ жизни -путь к здоровью.

Как должен жить человек, чтобы быть здоровым: сознательно беречь своё здоровье, трудиться в течении дня , соблюдать режим дня и правила личной гигиены, закаляться.

Тема 3. Познание себя и овладение своим организмом.

Части тела человека: голова,  шея, грудь, живот, спина, руки, кисти рук, ноги, мышцы, кисти, суставы, их значение для выполнения движений человеком. Осанка, её значение для здоровья человека.

Дыхание. Дыхательная гимнастика для оздоровления  и развития.

Сердце человека, его значение. Средства тренировки сердца. Пищеварение, движение пищи в организме человека.

Зубы, как уберечь от разрушения и болезней.

Тема 4.Самооборона организма. Средства, повышающие защитные свойства организма.

Тема5.Движение – путь к здоровью. Древние виды движений: лазание и ползание, равновесие, бег, прыжки, плавание. Требования к выполнению движений, меры, предупреждающие травмы. Первая помощь при травмах.

Тема 6.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Значение воздействия солнца, воздуха и воды на организм человека. Правила загара. Меры предупреждения и первая помощь при ожогах. Закаливание воздухом и водой. Основные правила закаливания.

               Раздел 2.Гигиенические основы здорового образа жизни.

Тема 1.Правила личной гигиены.

Гигиенические основы ухода за кожей, волосами, ногтями, Правила ухода за полостью рта. Предметы личного пользования, правила ухода за ними. Чистота дома, жилища.

Тема 2.Гигиена сна.

Значение дневного сна для оздоровления детей.  Правила гигиены сна. Одежда для сна.

Тема3.Гигиена зрения и слуха.

Основные правила сохранения слуха и зрения.  Средства для развития слуха у детей.

           Раздел3.Безопасность и защита жизни и здоровья человека.

Тема 1.Право каждого человека на жизнь и здоровье.

Конвенция прав ребёнка. Право на жизнь, здоровье, развитие, право знать своих родителей, право на защиту от уничтожения и жёсткого обращения взрослых.

Тема2.Мир вокруг нас тревожный и спокойный.

Природа и человек. Что делать, если заблудились в лесу, горах.

Как утолить голод, жажду. Как устроить безопасный ночлег.

Как защитить себя от животных и оказать помощь себе при укусах. Опасности на улицах. Правила поведения при переходе улиц и дорог.

Поведение ребёнка при встрече с незнакомыми людьми на улицах.

Как пользоваться телефоном при пожаре, для вызова родителей.

Тема3.Опасность в твоём доме.

Что нельзя делать, когда нет взрослых. Что делать, если случилась травма, ушиб, ожог, здоровье.

Тема 4.Чрезвычайные ситуации и здоровье человека.

Правила поведения человека во время чрезвычайных ситуаций.  Меры безопасности при природных чрезвычайных ситуациях.

Критерии оценки.

            Знание и соблюдение основ ЗОЖ. Развитие интереса к познанию себя и своих возможностей. Знание частей тела и физические упражнения для них.

Стремление ребёнка к безопасности, защите своей жизни и здоровья.

Соблюдение основных правил безопасности, умения оказать первую помощь. Умение направлять свои знания на улучшение своего здоровья и совершенствование двигательных возможностей.

Стремление самостоятельно организовывать игры и проявлять двигательное творчество. Продолжать способствовать формированию чувства собственного достоинства, самоуважения.

                               Подготовительная группа.

Задачи.

     Продолжать формировать потребности в ежедневной двигательной активности, заботиться об укреплении здоровья, предупреждать переутомления. Расширять представления детей о строении человека и функционировании органов систем организма, особое внимание обратив на взаимосвязь физических и психических функций организма.

Воспитывать чувства безопасности и свободы поведения через формирование   понимания причинно-следственных связей в самых различных жизненных ситуациях. Способствовать формированию чувства собственного достоинства и самоуважения.

                             Раздел 1.Здоровый образ жизни.

Тема 1.Что надо делать, чтобы обрести крепкое здоровье и укрепить его. Основные факторы формирующие здоровье: сознательное отношение к здоровью, двигательная активность, рациональное питание, использование естественных сил природы и  «лекарств для здоровых».физическое и психическое здоровье.

Тема 2.Болезнь.

Общие причины болезней человека6неразумное отношение к здоровью, нарушение правил гигиены, нарушение законов природы и гармонии во взаимодействии человека  с природой.

Тема3.Познание себя и овладение своим организмом.

Отличия человека от животных: мышление, речь, разумная деятельность.

Органы движения человека. Упражнения для формирования осанки. Органы дыхания. Правила дыхания при выполнении физических упражнений, при беге в холодное время года, дыхательная гимнастика для оздоровления и развития. О вреде курения. Органы кровообращения.  Средства тренировки сердца.

Органы пищеварения. Движение пищи в организме человека.

Средства для укрепления дёсен.

Тема4.Саомооборона организма.  Средства, повышающие защитные свойства организма.

            Раздел 2.Гигиенические основы здорового образа жизни.

Тема1.Правила личной гигиены.  Гигиена мальчиков и девочек.

Тема 2.Гигиена использования естественных сил природы.

Факторы  оздоровления человека. Основные правила закаливания.

Меры предосторожности и первая помощь при травмах и происшествиях на воде, при ожогах, тепловых и солнечных ударах.

Тема3.Гигиена зрения  и слуха.

Основные правила сохранения слуха. Гимнастика для утомлённых глаз.

Тема4.Режим дня ребёнка.  Время и основные действия ребёнка в д\саду и дома. Значение активного отдыха.

              Раздел3.Безопасность и защита жизни и здоровья человека.

Тема 1.Право каждого человека на жизнь и здоровье.

Какие права есть у ребёнка: право на жизнь, здоровье, на защиту от унижения и жестокого обращения родителей.

Тема 2.Мир вокруг нас: тревожный и спокойный.

Природа и человек. Правила поведения на природе. Правила безопасности при купании. Как утолить жажду и голод. Как устроить безопасный ночлег. Меры спасения в помощи на воде. Город, люди, машины. Правила поведения на улице, транспорте, в общественных местах. Как пользоваться телефоном при пожаре, для вызова милиции,  «скорой помощи», родителей  и взрослых.

Тема3.Опасность в твоём доме.

Вещи и предметы, которые не следует брать, когда дома нет взрослых. Что делать, если случилась травма: при переломах, ожогах, отравлениях, при укусах домашних животных.

Тема 4.Чрезвычайные ситуации и здоровье ребёнка.

Правила поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Меры безопасности при взрывах, пожарах, автотранспортных ситуациях.

Критерии оценки.

      Развитие интереса к познанию себя и своих возможностей. Знание и соблюдение основ ЗОЖ. Стремление ребёнка к безопасности, защите своего здоровья и жизни, соблюдение основных правил безопасности.

Умение оказать первую помощь. Умение направлять свои знания на улучшение своего здоровья и совершенствование двигательных возможностей. Стремление самостоятельно организовать игры и проявлять творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - педагогический проект "Будь здоровым, малыш!"

Социально - педагогический проект "Будь здоровым, малыш!" расзработан на базе МБДОУ № 9 "Журавушка" для детей раннего возраста.Основной целью проекта является создание условий для полноценного сохране...

Консультация для родителей "Будь здоровым, малыш!"

Вашему вниманию предлагается материал для родителей по вопросам здоровьесбережения детей в детском саду....

Будьте здоровы, малыши!

ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ?...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающихусловий при организации образовательного процесса «Будь здоровым, малыш»

Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Будь здоровым, малыш»

Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Будь здоровым, малыш»

Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...

Рабочая программа по созданиюздоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Будь здоровым, малыш»

Рабочая программа по созданиюздоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса«Будь здоровым, малыш»...