Современные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности в детском саду
методическая разработка на тему
Программа "Островок здоровья" - сохранение и укрепление здоровья дошкольников на основе формирований убеждений и привычки к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material-_1.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Глушкова Марина Борисовна, Лесковская Светлана Валентиновна, воспитатели МБДОУ д/с № 5 «Колокольчик» города Котельнича Кировской области
Современные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности в детском саду
Все чаще и чаще в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей звучат вопросы, связанные с проблемами здоровья дошкольников, так как в последние годы заметно возросло количество детей, имеющих отклонения в здоровье. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе – создание прочного фундамента здоровья. Таким образом, необходимость решения данной проблемы обусловлена многими причинами: увеличением числа детей, поступающих в ДОУ с проблемами физического и психического развития, нуждающихся в комплексном подходе к улучшению их здоровья; формированием в данном возрасте мотивации к сохранению собственного здоровья; удовлетворением потребности детей в физических упражнениях по интересам; поиском возможностей получения максимального оздоровительного эффекта в процессе занятий физкультурой.
Кроме того, образовательный процесс ДОУ не формирует у детей потребность в здоровом образе жизни (ЗОЖ), а этот фактор определяет состояние здоровья и продолжительность жизни человека на 50%. В связи с этим возникла необходимость разработки в детском саду дополнительной образовательной программы "Островок здоровья" по воспитанию у дошкольников осознанного стремления к здоровому образу жизни с учетом наработанного опыта педагогов, результатов анкетирования родителей.
Программа «Островок здоровья» имеет свои особенности:
1.Система мероприятий программы направлена на повышение сопротивляемости детского организма и поддержание иммунитета ребенка. 2. Программа имеет развивающий характер, то есть, ориентирована на постепенно усложняющееся обучение и развитие детей в процессе овладения навыками самооздоровления.
3.В основе программы лежит система формирования навыков здоровьесбережения ребенка, которая ориентирована на создание психического, физического и духовного здоровья ребенка.
4. Формирование навыков здоровьесбережения осуществляется в совместной деятельности воспитателя и детей и продолжается в ходе режимных моментов.
5.Реализация программы осуществляется в тесном взаимодействии с родителями.
Цель программы – сохранение и укрепление здоровья дошкольников на основе формирований убеждений и привычки к здоровому образу жизни.
Задачи, направленные на достижение цели:
-совершенствование практических навыков к сохранению и укреплению собственного здоровья;
-формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
-воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
-развитие мотивационных установок по профилактике и предупреждению заболеваний.
Основные принципы, на которых базируется программа:
-целостность содержания предусматривает охват всех сторон оздоровительной работы, их совокупность, взаимосвязь;
- системность. Работа проводится в течение всего учебного года при гибком распределении содержания;
-последовательность содержания предполагает постепенную подачу материала от простого к сложному, увеличение объема знаний и привычек здорового образа жизни;
-дифференцированный подход: учёт возрастных особенностей, создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребёнком.
Программа рассчитана для работы с детьми от четырёх до семи лет. Срок реализации 3 года. Занятия проводятся во вторую половину дня в физкультурном зале или групповой комнате. Количество детей от 12 до 15 человек. Для детей среднего возраста проводится два занятия в неделю продолжительностью до 20 минут, для детей старшей группы проводятся два занятия в неделю продолжительностью до 25 минут, для детей подготовительной группы проводятся два занятия в неделю продолжительностью до 30 минут. Полный курс состоит из 70 занятий. Дополнительная образовательная программа «Островок здоровья» реализуется через кружковую работу.
Материал программы разделен на 3 блока, по темам:
1. « Я человек» - направлен на развитие знаний, умений и навыков о себе, как человеке.
2. « Я открываю мир движений» - направлен на развитие знаний, умений и навыков основных двигательных качеств.
3. « Я учусь охранять свою жизнь и здоровье» - направлен на формирование основных правил жизнедеятельности человека, его здоровья.
На реализацию каждой темы отводится 8 занятий, что обеспечивает более прочное приобретение знаний, умений и навыков. Основные темы периодически повторяются и усложняются в связи с возрастом детей:
1 год (средняя группа) детей знакомят с внешними частями тела, дают представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов, формируют ценностное отношение к своему телу, дают знания об основных правилах заботы о своем теле, дают представление о физических качествах человека, знакомят с примерами достижений физического совершенства из детской литературы и музыкальных произведений, способами профилактики заболеваний – самомассажем, закаливанием, с правилами дыхания. Показывают необходимость использования мыла и воды для подержания чистоты своего тела и здоровья в целом, формируют представления детей о здоровье и нездоровье.
2 год (старшая группа) у детей расширяют знания о себе, знакомят с разными видами закаливания, дыхательной и коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показывают способы заботы о своем здоровье, организме. Расширяют представление ребенка о значении физических упражнений в жизни и здоровье человека, знакомят с некоторыми правилами выполнения физических упражнений, с правилами использования спортивного инвентаря, со способами развития двигательных способностей человека, закрепляют способы сохранения своего здоровья, формируют представления о правилах личной безопасности в быту и в различных жизненных ситуациях.
3 год (подготовительная группа) происходит более глубокое изучение способов бережного отношения человека к своему телу, о здоровье человека, о сохранении целостности органов. Рассказывают о человеческих качествах: аккуратность, чистоплотность, воспитанность и др. Уточняют представление о технике выполнения движений, формируют эстетическое отношение к миру движений, закрепляют основные правила личной безопасности.
Организация и проведение занятий имеет следующую структуру:
Вводная часть направлена на мотивирование на здоровый образ жизни через беседы и занимательные разминки.
Вариативная часть изменяется в зависимости от темы и направлена на практикум - на обучение массажу, дыхательной гимнастике, занятия на тренажерах. Значительное место отведено таким упражнениям, как: гимнастика для глаз, общеразвивающие упражнения, массаж или самомассаж (спины, рук, ног), упражнения для коррекции осанки, пальчиковые игры, весёлые тренинги, речевые игры, психогимнастические этюды, физкультминутки, психологические и дыхательные упражнения.
Заключительная часть направлена на эмоциональный настрой, в нее входят подвижные и малоподвижные игры.
В каждой возрастной группе материал распределяется по месяцам на три блока, делится на темы и подтемы и в зависимости от возраста детей усложняются задачи и содержание.
Ожидаемые результаты: 1.Положительный настрой на выполнение привычек здорового образа жизни. 2.Повышение сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, поддержание иммунитета ребенка. 3. Применение знаний и навыков в самостоятельной деятельности.
Список литературы:
1. Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» – М.: ТЦ Сфера, 2004. 2. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» - Издательство «Мозаика-синтез», г. Москва, 2012. 3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И., Сахарова В.Н. «Как обеспечить безопасность дошкольника». Москва «Просвещение» 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Современные подходы к организации образовательной деятельности в детском саду»
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечиваю...
Выступление на городском методическом объединении "Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГТ" Денисова Е.В. воспитатель МБДОУ ЦРР - детский сад № 7 г.Рассказово
Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГТ...
Презентация на тему "Современные подходы к организации образовательной деятельности в детском саду".
Презентация раскрывает современные подходы к организации образовательной деятельности на основе интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности.....
Современные подходы к организации образовательной деятельности.
Деловая игра составлена воспитателем Толстовой Е ВЦель: Повышение профессионального мастерства педагогов. Ознакомление с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования утверждённ...
«Современные подходы к организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений, направленные на развитие выразительности речи дошкольника»
Для развития выразительной речи необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передать эмоции, чувства, жесты, желания и взгляды. как в обычном разговоре, так и публично не стесняясь слу...
Современные подходы в организации здоровьесберегающего образовательного пространства в дошкольном учреждении
Сохранение и укрепление здоровья детей, выработка ценностных ориентаций на здоровый образ жизни является главным приоритетом дошкольного образования....
Родительское собрание «Здоровьесберегающие подходы в системе образовательной деятельности детского сада».
Цель: познакомить родителей с современными здоровьесберегающими технологиями, применяемыми в нашем ДОУ.Задачи: 1. Показать применение технологий в ходе работы с детьми старшего...