Развитие и поддержка инициативы и целеполагания у дошкольников в двигательной активности с ОВЗ
презентация к уроку (средняя группа) на тему

Семенова Татьяна Николаевна

Дошкольное образование, как первое звено образовательной системы, в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Признается право на различные образовательные концепции, подходы и модели. Безопасный мир, экология и сотрудничество, а также охрана и укрепление физического и психического здоровья детей стали приоритетными в воспитании и обучении на разных ступенях развития личности. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие и поддержка инициативы и целеполагания у дошкольников в двигательной активности с ОВЗ Учитель-дефектолог Т. Н. Семенова

Слайд 2

Инициатива - это первый шаг в каком- либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности. Объект работы: поддержка инициативы у дошкольников в двигательной деятельности с ОВЗ. Предмет: основные формы двигательной деятельности как средство развития и поддержка двигательной инициативы у детей с ОВЗ. Проблема: недостаточно организованна работа по поддержки детской инициативы в ДОУ. Не умение детей с ОВЗ проявлять инициативу в разных видах двигательной деятельности. Цель: создание эффективных форм и методов для поддержки инициативы у дошкольников в двигательной деятельности с ОВЗ. Виды инициатив: 1.Творческая 2.Целеполагания и волевого усилия 3.Коммуникативная 4.Познавательная

Слайд 3

Творческая Рассмотрим такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника . .

Слайд 4

Целеполагание и волевое усилие Волевое действие – это сознательное действие, связанное с преодолением серьезных трудностей на пути к цели и, в связи с этим, сопряженное со значительными волевыми усилиями. Таким образом, волевое действие характеризуется не только наличием определенного мотива, цели, формированием образа ожидаемого результата, но и значительным волевым усилием . Волевое действие отличает то, что оно является собственным, инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Г.Г. Кравцов подчеркивает, что при таком понимании нет качественного различия или разнонаправленности воли и произвольности, нет никакого барьера между ними. Произвольность оказывается своеобразным обнаружением той самой психологической реальности, которая в явном и полном виде выступает в волевом действии.

Слайд 5

Коммуникативная деятельность развивается, по мнению М.И. Лисиной, в несколько этапов. Прежде всего, это установление отношений ребенка с взрослым, где взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания. На следующем этапе взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности. На третьем этапе между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности. На четвертом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Эта позиция позволяет реализовывать максимально активное отношение ребенка к осваиваемой деятельности и решать известную проблему трансформации "знаемого" в "реально действующее". Последний этап в развитии коммуникативной деятельности, с одной стороны, позволяет ребенку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений; с другой стороны, задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению. Коммуникативная

Слайд 6

Познавательная По отношению к деятельности: 1. Потенциальная активность, характеризующая личность со стороны готовности, стремления к деятельности. 2. Реализованная активность характеризует личность через качество деятельности, выполняемой в данном конкретном случае. Основные показатели: энергичность, интенсивность, результативность, самостоятельность, творчество, сила воли. По длительности и устойчивости: 1. Ситуативная активность, которая носит эпизодический характер. 2. Интегральная активность, определяющая общее доминирующее отношение к деятельности. По характеру деятельности: 1. Репродуктивно - подражательная. Характеризуется стремлением запомнить и воспроизвести готовые знания, овладеть способом их применения по образцу. 2. Поисково-исполнительская. Характеризуется стремлением к выявлению смысла явлений и процессов, определению связей между ними, овладению способами применения знаний в измененных условиях. Средства для выполнения поставленной задачи отыскиваются самостоятельно.

Слайд 7

Условия для проявления и поддержки инициативы Двигательное пространство в группе организуется в безопасном для детей месте, в шаговой доступности от спортивного уголка. Спортивное оборудование должно быть разнообразно по своему содержанию; Спортивный инвентарь подобран с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей группы; Красочное и интересное что привлекает внимание и побуждает желание выполнить двигательное действие; Нетрадиционное оборудование (фантики, крышки, карандаши, шишки,) Оборудование спортивного уголка настолько разнообразно, что дети свободно могут использовать в свободной двигательной деятельности и в сюжетно- ролевых играх. Подборка детской музыки, песен интересная, привлекает, запоминается и вызывает интерес вспомнить выполняемое движение под ту или иную песенку и выполнить двигательное действие.

Слайд 8

Основные формы поддержки инициативы физкультурное занятие утренняя гимнастика подвижные игры физкультурные паузы самостоятельная двигательная деятельность праздники, развлечения Определены следующие задачи

Слайд 10

Приемы развития и поддержки инициативы

Слайд 11

Определены этапы проявления инициативы 1 этап начальный Взаимодействие с педагогом. Передача инициативы от взрослого к ребенку. Проявление инициативы в одной из частей основных форм двигательного действия. Проявление инициативы по предложенной схеме и спортивным оборудованием. 2 этап средний Частичное взаимодействие с педагогом. Передача инициативы от ребенка к ребенку. Проявление инициативы в одной из форм двигательной деятельности. Самостоятельный выбор спортивного оборудования и выбор алгоритма действия. 3 этап высший Проявление инициативы двигательной деятельности. Передача инициативы от ребенка к группе детей. Придумывание двигательных действий. Выбор двигательного пространства. Выбор музыкального сопровождения. Организация двигательного действия с группой детей.

Слайд 12

Развитие и поддержка инициативы в утренней гимнастике 1. Создание проблемной ситуации (Письмо, телеграмма от «Маши») Цель Составить авторский комплекс (комплекс утренней гимнастике для «Маши») Способы решения ситуации и поставленной цели Выбор по одному упражнению из ранее освоенных комплексов Составление комплекса по схеме Подведение итогов Выполнение комплекса под музыку

Слайд 13

Развитие и поддержка инициативы в подвижной игре Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях и проявлении инициативы. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

Слайд 14

Развитие и поддержка инициативы в развлечении 1. Создание проблемной ситуации п раздник для мам и бабушек 2 . Цель организовать праздник 3 . Выбор способов решения изготовить подарки продумать поздравление 3. Двигательное действие для решения ситуации выбор подвижных, музыкальных игр, выбор музыки 4. Подведение итогов оценка организации праздника .

Слайд 15

Для развития и поддержки инициативы в физкультурных паузах используем: 1.Творческие задания мы спортсмены (обручи, мячи) кошка играет с мышкой кошка поймала птичку художники ножки помощники 2. Музыкальная пальчиковая гимнастика разные животные краб 3.Танцевальные композиции тучка кукутики логоритмика 4. Музыкально-ритмические игры охотники и зайцы волк

Слайд 16

Развитие и поддержка инициативы в физкультурных занятиях 1.Алгоритм двигательных действий схема перестроения строевых перестроений схема выполнения упражнений, гимнастических композиций 2. Варьирование предметов выбор предметов для общеразвивающих упражнений выбор вариантов преодоления цели в основных видах движения 3. Тренировка индивидуальная групповая

Слайд 17

Работа с родителями играет существенную роль в развитии и воспитании детей, происходит истинное единение детей и взрослых. Для этого нами был проведен семинар – практикум по теме « Развитие и поддержка инициативы и целеполагания у дошкольников в двигательной активности». Где родители смогли также проявить свою инициативу и узнать много интересного и полезного!

Слайд 18

Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности, которые мы применяем это: Проявлять восхищение теми детьми, у которых уже получаются упражнения более сложные. Устроить им фото сессию. Или наградить детей интересными сюрпризами за их спортивные достижения. В дальнейшем это будет мотивировать ребенка чаще проявлять инициативу в выполнении тех или иных двигательных действиях, самое главное, понимание, чтобы что-то получилось нужно трудиться. Допустим, не стоит просить складывать спортивный инвентарь на место, если ребенок планирует вновь вернуться к манипуляции с данным предметом позже. Дошкольники занимаются одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к двигательной деятельности, будучи озабоченными, не столько самим действием, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания спортивной игры, чтобы не споткнуться об предметы и навести порядок, будет более понятна ребенку. Объем и содержание обязанностей стараемся сформулировать максимально конкретно. Например, «После двигательной паузы необходимо убрать все спортивные предметы по местам» чтобы был порядок.

Слайд 19

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе. Каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя. Мы стараемся всячески поощрять любую инициативу.

Слайд 20

Главный принцип современного педагога: «Не надо обучать, а надо жить с детьми интересной общей жизнью». СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на фронтальных занятиях по развитию речи у слабослышащих дошкольников через двигательную активность.

Обобщение накопленного опыта по применению здоровьезберегающих технологий в подготовительной группе слабослышащих дошкольников...

Формирование устойчивого интереса дошкольников к двигательной активности в проектной деятельности

Представление обощенного опыта работы по теме :"Формирование устойчивого интереса дошкольников к двигательной активности в проектной деятельности"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие степ-аэробики как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности дошкольников»

Актуальность проектаВ условиях реформирования системы образования к дошкольному образованию предъявляются серьезные требования, связанные с организацией образовательного процесса, при которой должны к...

Развитие и поддержка инициативы и целеполагания у дошкольников в двигательной активности с ОВЗ

ИНИЦИАТИВА (франц. initiative - от лат. initium - начало) - первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности.Объект работы: поддержка инициативы у дошкольников в двигате...

Участие в семинаре по теме: «Развитие и поддержка инициативы в условиях реализации ФОП».

18 октября 2023г – участие в семинаре по теме: «Развитие и поддержка инициативы в условиях реализации ФОП»....