Выступление из опыта работы «Поддержка инициативы детей при обучении дошкольников 6-7 лет ориентировке во времени».
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы «Поддержка инициативы детей при обучении дошкольников 6-7 лет ориентировке во времени».
Добрый день уважаемые коллеги.
Сегодня мы хотим поделиться с вами опытом работы по изучению ориентировки во времени. Свою работу мы проводим в двух подготовительных группах.
Наши цели и задачи по программе «От рождения до школы.»
У детей 6-7 лет складываются неточные, отрывочные представления о календарном времени. Неравномерность в усвоении детьми названий месяцев и дней недели объясняется разным содержанием деятельности, эмоциональных переживаний, отчего одни месяцы и дни недели запоминаются лучше других. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, находятся вне системы временных отношений.
Приведем пример: Название месяца дети связывают с каким-нибудь ярким событием в его жизни (день рождение, поездка на море).
Мы решили, что дети лучше запомнят и поймут эту тему через развивающую среду и наглядные действия. Дети должны быть основными участниками проектов.
Нами были разработаны приемы работы по изучению ориентировки во времени.
Итак, начнем.
Ознакомление с частями суток.
Сутки- это продолжительность оборота земного шара вокруг своей оси. Сутки как единица измерения времени имеет определенную количественную характеристику-24 часа, поэтому время измеряется сутками и это первая естественная единица измерения времени с которой знакомятся дети. Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Такое деление связано со сменой видов деятельности людей в разные части суток, с чередованием труда и отдыха.
Придя в детский сад, наши дети часто говорят –Я в саду. Так и появился наш первый прием, который мы так и назвали «Я в саду». Каждое утро заходя в раздевалку дети группы Подсолнушки прикрепляют свою фотографию на магнитную доску. А воспитанники группы Сказка ведут свой журнал посещаемости «Я в саду». Записывают свое имя, а теперь уже и фамилию. Вечером уходя домой, они убирают свои фотографии с доски. А в другой группе готовят новый лист для завтрашнего дня.
Для ассоциации частей суток с видами деятельности, мы использовали понятный детям прием Составление меню. Меню сделано руками детей. Таким образом, мы запоминаем части суток.
Изучение дней недели.
Мы уже изучили спектр цветов, известную всем пословицу о цветах радуги и решили, что запомнить дни недели будет проще через собирание цветного поезда. Следующим этапом было создание пазлов Дни недели. Дети собирая
пазлы развивают воображение, пространственное мышление и память. При работе над пазлами ребенок постоянно должен держать в памяти то, что должно получиться у него в итоге и соотносить часть с целой картинкой.
Мы взяли основной частью пазл логотип группы, который уже знали дети.
Еще дети вели записи дней недели и присутствующих девочек и мальчиков сегодня в группе.
Ознакомление с календарем.
Календарное время -это определенные промежутки времени, продолжительность которых зафиксирована общественным опытом общепринятых мерах времени: сутках, неделях, месяцах, годах. Работа с календарем позволяет определить с какого числа, месяца, дня недели начался Новый год. Какое сегодня число, день недели, месяц. Сколько дней осталось до ….праздников, субботы. Сколько дней неделя, как называется первый день недели, какой день предшествует данному и какой следует за ним. Сколько дней и сколько недель в конкретном месяце.
18 ноября в день рождения Деда Мороза все дети начали задавать один вопрос, а скоро ли Новый год. У нас возникла идея создать календарь, в котором мы будем считать дни, оставшиеся до Нового года. Этот календарь дети назвали «В ожидании Нового года». Но календарь был необычный, а с зимними заданиями. Выполнив задание, дети заклеивали числа. Таким образом, мы упражнялись в прямом и обратном счете.
Еще мы создали с детьми Дерево погоды, на котором отмечали погоду и считали количество дней в месяце.
Изучение времен года.
Осенью во время утреннего круга один из воспитанников обратил внимание на красивую рябину за окном. Это сто стало началом проекта «Живой календарь природы». Для удобного сравнения природных изменений, происходящих с деревьями, календарь расположен прямо на шторах.
В одной группе мы наблюдаем за березой, в другой за рябиной. Для закрепления изучения времен года детьми были изготовлены пазлы Времена года и Дерево 4 сезона.
После лета одна девочка сказала Я выросла из своего платья. У нас возникла идея создать ростомер, ведь детям всегда интересно, выросли они или нет. Измерение детского роста проходит по сезонам. Детьми был сделан вывод: меняется время года, меняется и мой рост.
После прочтения рассказа Владимира Даля «Старик годовик» у нас появился еще один проект, который дети назвали Дед годовик. В центре наш дед и вокруг него внучки –времена года с главными приметами месяцев. Но так как дети связывают название месяца с каким-нибудь ярким событием, они предложили дополнить календарь своими днями рождениями.
Данный проект еще в работе, так как мы работаем по нему в течение всего года.
Изучение времени по часам.
Так как эта тема сложная для освоение ребенком умения измерять время пользуясь общепринятыми приборами времени с точностью до одного часа, мы решили её объяснить через использование рисунков.
Образец на слайде.
Мы считаем, что изучение данной темы было раскрыто полностью, благодаря использованию разработанных нами методов и приемов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/13/picture-132645-1647191446.jpg)
выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/14/picture-594036-1728911438.jpg)
Выступление из опыта работы «Роль дидактических игр в ознакомлении дошкольников с живой природой»
Рассказать о том как с помощью дидактических можно воспитывать и обучать детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-721322-1449406493.jpg)
Выступление из опыта работы: «Формы и методы экологического воспитания дошкольников»
Экологические проблемы— это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического созна...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/03/picture-1224397-1583257953.jpg)
Выступление из опыта работы: «Организация социально-личностного развития младших дошкольников посредствам дидактических игр».
В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государств...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/21/picture-1307190-1611231381.jpg)
Выступление из опыта работы на тему: «Формирование экологической культуры дошкольников средствами инновационной деятельности» на совещании для руководителей ДОУ муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Выступление из опыта работы на тему:«Формирование экологической культуры дошкольников средствами инновационной деятельности»на совещании для руководителей ДОУ муниципального района Туймази...
Выступление из опыта работы на тему " Патриотическое воспитание старших дошкольников".
Выступление на педагогическом совете. Доклад " Патриотическое воспитание старших дошкольников"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/29/picture-160208-1664447707.jpg)
Выступление из опыта работы «Интеграция как квинтэссенция экологической культуры дошкольников»
Интегративные тенденции получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает связи с различными областями воспитания и обучения дошкольников....