ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья на тему
Каждая из представленных технологий имеет психопрофилактическую направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога способствует психологическому здоровью дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Не секрет, что современное общество переживает не самый лучший этап своего развития. Занятость родителей, перекладывание их ответственности на образовательные учреждения, эмоциональное выгорание педагогов, наплыв мощной, агрессивной информации, перегруз образовательной программы приводят к нарушению эмоционально-личностной сферы детей и являются причинами их психоэмоционального напряжения.
К сожалению, сейчас обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
Поэтому приоритетной задачей педагога-психолога дошкольного учреждения является сохранение психологического здоровья ребенка, профилактика его переутомления и психоэмоционального напряжения, то есть создание атмосферы благоприятного психологического комфорта для детей в ходе образовательного процесса в ДОУ. И особый упор делается на группы компенсирующей направленности.
Одним из путей решения возникших нарушений в развитии дошкольников является комплексный подход к формированию его психологического здоровья через использование здоровьесберегающих технологий.
Профилактическая и коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога включает следующие здоровьесберегающие технологии и методы:
Метод песочной терапии
Любые самостоятельные игры детей в песке, начиная от простых манипуляций (пересыпание, закапывание, сжимание и т. д.) до сложных сюжетно-ролевых игр обладают психопрофилактической ценностью. Поэтому игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья ребенка.
В рамках песочной терапии составлена игротека песочных игр «Развивающая песочница», в которую вошли психопрофилактические игры для детей старшего дошкольного возраста. («Песочный ветер», «Песочный дождик» и т.д.). Психопрофилактические песочные игры проводятся перед началом или в конце индивидуальных занятий в кабинете педагога-психолога или подгрупповых занятий в Центре игровой поддержки с детьми «группы риска» с периодичностью 1 раз в 2 недели.
Широкой популярностью у ребят пользуются игры с тканью, имитирующей песок. Можно расслабиться и тихонечко полежать, поглаживая ткань - представить, что лежишь на берегу моря, трогаешь сыпучий песок. А можно представить себя в пустыне и с силой выбираться из зыбучего песка.
Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, “задувая его в песок”, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Медитация на песке
Цели: Развитие воображения, снижение психоэмоционального напряжения, релаксация.
- Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля.
- Создание мандалы на песке с использованием мелких предметов (пуговиц, бусинок, ракушек, фасоли, макарон).
- Пересыпание песка из разных емкостей.
- Рисование песком на стекле методом посыпания.
Релаксации
Излишнее возбуждение в нервной системе ребенка, которое, накапливаясь, ведет к эмоциональным перегрузкам и, как следствие, к появлению у него страхов, тревожности, неуверенности в себе, помогают снять релаксационные упражнения. Релаксация - это глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребёнка спокойным, уравновешенным, контролирующим свои эмоции и действия. Умение расслабиться помогает детям снять возбуждение, умственное и мышечное напряжение, устранить беспокойство, скованность, сконцентрировать внимание. Релаксационные упражнения полезны всем, но особенно - часто болеющим детям, гиперактивным, возбудимым, тревожным, детям с ОВЗ.
Педагогом-психологом составлена картотека релаксационных упражнений, которые систематически используются в групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работе с дошкольниками в течение учебного года. Разработано перспективное планирование релаксационных упражнений для детей 5 - 7 лет на учебный год.
В этом учебном году педагог-психолог начал использовать видео-презентации с различными сюжетными линиями (природа в различные времена года, животные и т.д.)
Упражнения на снятие речевых и мышечных зажимов
Согласно телесно-ориентированной психотерапии освобождение от телесных зажимов - это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических. Это так называемые «разогревающие процедуры», которые раскрепощают детей и подготавливают к деятельности.
Поэтому перед началом группового коррекционно-развивающего занятия с ребятами групп компенсирующей направленности проигрываются упражнения на снятие речевых зажимов (чистоговорки), а затем мышечных зажимов.
Игры и упражнения в сухом бассейне
Сухой бассейн несет в себе не только развлекательную функцию, но и оказывает благоприятное многостороннее влияние на организм ребенка. Он нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, создает положительный психоэмоциональный эффект.
В целях профилактики психоэмоционального напряжения у детей «группы риска», в конце каждой недели с ними проводится подгрупповая (2-3 ребенка) работа в сухом бассейне. Игры подобраны и систематизированы в соответствии с возрастом ребят, их индивидуальными особенностями.
Коммуникативные игры
Важным фактором психологического здоровья ребенка является его благополучие в детском обществе. И коммуникативные игры, нацеленные на сплочение детского коллектива, формирование навыков общения, уверенности в собственных силах, являются одним из удачных методов снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников. Коммуникативные игры проводятся 1 раз в месяц, чаще всего на прогулке в каждой возрастной группе, начиная со среднего возраста. Инициатором новой игры является педагог-психолог, далее по его рекомендациям воспитатели в течение месяца ее закрепляют.
В кабинете педагога-психолога уютно и гармонично расположены элементы сенсорной комнаты. Для снятия психоэмоционального напряжения используются настольные воздушно-пузырьковые колонны, магический шар, электрический аквариум с рыбками 20х30, ночник-проектор «Звездное небо», игрушки-мякиши.
Таким образом, каждая из представленных технологий имеет психопрофилактическую направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога способствует психологическому здоровью дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)
Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Почему логоритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...
Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...
Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .
Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...
Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
"Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить пр...