Семинар для педагогов "Использование фольклора в двигательной активности дошкольников"
консультация на тему

Ерыгина Оксана Анатольевна

Использование фольклора в двигательной активности  дошкольников

 

      На современном этапе  одним из активных вопросов стоит вопрос сохранения и укрепления здоровья детей.

            Для того чтобы вызвать у детей стойкий интерес к занятиям  физкультурой, «оживить» этот процесс,  обеспечить соответствие между эмоциональным, умственным, и физическим развитием дошкольников можно использовать  фольклор.

  Фольклор - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных  эмоций,   он  выразителен  и  доступен  детям дошкольного  возраста,  вызывает  активную  работу  мысли, способствует расширению кругозора детей,  помогает понять красоту звучащей речи. Он как сокровищница русского народа, находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками, а также помогает разнообразить процесс физического воспитания детей.

  Включение фольклора в развитии двигательной активности дошкольников требует соблюдения определенных условий, одно из которых - предложенные детям для выполнения физические упражнения, подвижные игры и т.д., должны быть им хорошо знакомы, а фольклорный материал должен быть использован в соответствии в возрастными особенностями детей. Достичь его поможет фольклор-потешки, заклички, загадки, сказки.

 Чтобы физкультурные досуги были действительно развивающими, интересными, увлекательными и познавательными, можно использовать  разные формы их проведения, в зависимости от возраста, выдвинутых задач, места проведения и условий.
           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dosug_po_skazke.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фольклора в двигательной активности  дошкольников

      На современном этапе  одним из активных вопросов стоит вопрос сохранения и укрепления здоровья детей.

            Для того чтобы вызвать у детей стойкий интерес к занятиям  физкультурой, «оживить» этот процесс,  обеспечить соответствие между эмоциональным, умственным, и физическим развитием дошкольников можно использовать  фольклор.

  Фольклор - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных  эмоций,   он  выразителен  и  доступен  детям дошкольного  возраста,  вызывает  активную  работу  мысли, способствует расширению кругозора детей,  помогает понять красоту звучащей речи. Он как сокровищница русского народа, находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками, а также помогает разнообразить процесс физического воспитания детей.

  Включение фольклора в развитии двигательной активности дошкольников требует соблюдения определенных условий, одно из которых - предложенные детям для выполнения физические упражнения, подвижные игры и т.д., должны быть им хорошо знакомы, а фольклорный материал должен быть использован в соответствии в возрастными особенностями детей. Достичь его поможет фольклор-потешки, заклички, загадки, сказки. 

 Чтобы физкультурные досуги были действительно развивающими, интересными, увлекательными и познавательными, можно использовать  разные формы их проведения, в зависимости от возраста, выдвинутых задач, места проведения и условий.
            Педагоги дошкольных  учреждений ищут новые пути повышения эффективности физкультурных досугов, включая в содержание такой учебный материал, который способствовал бы разностороннему развитию ребёнка, доставлял ему радость, удовлетворял естественную потребность в движении. Одним из таких путей является использование в работе с детьми проведения досугов по физической культуре с использованием сказок. 

          Очень нравятся детям любого возраста досуги по сказкам и литературным произведениям.
Цель. 
Через сказку или героя из сказки вводить детей в сказочный мир, развивая у них творчество, фантазию и воображение; 

-учить преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях.


Варианты. 

1.Досуг  построен на сюжете одной сказки, литературного произведения, например «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Федорино горе».

2. Досуг построен на встрече с героями из разных сказок, например «Путешествие в страну сказок».

3. На протяжении всего досуга присутствует один сказочный герой, например Мишка-топтыжка, Буратино, Доктор Айболит.

4. Дети и взрослые придумывают свою сказку и по ней действуют.


          Для того чтобы провести такой досуг нужно заранее знакомить  детей со сказкой или литературным произведением. Воспитатели проводят беседы, дети рисуют, лепят знакомые персонажи. 

          В начале досуга  педагог заинтересовывает  детей сказкой и вводит  в сказочный мир: «Вот пришел к нам в гости колобок, с ним мы отправились гулять по тропинке в лес. Встретили зайку, сделали с ним зарядку. Увидели берлогу медведя, решили поиграть в медвежат. Заметили норку лисички и поиграли с ней в догонялки». А вот уже досуг  по сказке «Федорино горе». «Была у Федоры посуда, Да обращалась она с ней худо…», а затем можно поставить цель: «Поможем Федоре привести посуду домой?» и начинать  двигательную деятельность: «Тогда в путь!». «Посуда вперед и вперед по полям и болотам идет», «Вот Федорины коты, расфуфырили хвосты», «Котов увидали и как бревнышки стали», «Вот какие молодцы, мы Федоре помогли».

Также при проведении досуга  можно задействовать сюжет одной или двух народных сказок. Чаще всего это сказки о животных, например "Теремок", "Гуси-лебеди", и волшебные сказки: "Царевна-лягушка" и др. В работе можно использовать и авторские сказки (С.Я. Маршак. "Кошкин дом", Г. - Х. Андерсен. "Снежная королева"), дополняя их потешками или загадками.

Театрализованные физкультурные досуги  с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций. Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения. Легко, бесшумно "спрыгивают птички с ветки"; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет "неуклюжий косолапый медведь"; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает "петушок - золотой гребешок".

Во время выполнения мимических и пантомимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное "душевное" состояние. Например, в движении дети могут изобразить горе зайчика, когда хитрая лиса обманом выгоняет его из избушки (русская народная сказка "Заюшкина избушка").

В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, подражая и копируя действия человека, изображая животных и птиц. Например, "инсценировка русской народной сказки "Колобок".

Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Большая заинтересованность детей в таких видах досугов, желание узнать, что же будет дальше, стать не только посторонним зрителем, а участником сказки или путешествия, все это при грамотной организации досуга позволяет  удовлетворить потребность ребенка в движении.

Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития – не только физического, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышение производительности в выполнении различных действий.

Физкультурные досуги с использованием сказок развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Эти  типы досугов  ценны тем, что на них дети раскрываются с неожиданной стороны, например: проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность.

Такие досуги открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: « Реализация двигательной активности детей на занятиях и прогулке»

Данный семинар - практикум поможет воспитателям создать разнообразную физкультурно-игровую среду в группах, направленную на оптимизацию двигательной активности, а также на всестороннее развитие д...

Фольклор в двигательной деятельности

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Ру...

Семинар- практикум с родителями "Организация двигательной активности в детском саду и семье"

Методическая разработка родительского собрания по двигательной активности детей....

Фольклор в двигательной активности детей

Фольклор в двигательной активности детей....

Методические рекомендации. Использование фольклора в двигательной активности детей.

Методические рекомендации. Использование фолльклора в двигательной активности детей....

Фольклор в двигательной активности

сообщение из опыта работы об использовании фольклора в физкультурном воспитании...

Использование фольклора в двигательной активности дошкольников

Использование фольклора в двигательной активности дошкольников...