Методические рекомендации. Использование фольклора в двигательной активности детей.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Методические рекомендации. Использование фолльклора в двигательной активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_priobshchenie_k_russkoy_narodnoy_kulture.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение к русской народной культуре в подготовительной группе.
Использование фольклора в развитии двигательной активности детей.
На современном этапе одним из активных вопросов стоит вопрос сохранения и укрепления здоровья детей.
Физиологи считают движение врожденной потребностью человека, а двигательную активность - удовлетворенной потребностью организма в движении.
«Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. От двигательной активности во многом зависят: развитие моторики и физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное освоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Под ее влиянием у дошкольников улучшается деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка. Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка».
Для того чтобы вызвать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой, «оживить» этот процесс, обеспечить соответствие между эмоциональным, умственным, и физическим развитием дошкольников стали использовать в своей работе фольклор.
Достичь его поможет фольклор- потехи, заклички, загадки, сказки, а также различные народные игры: игры-забавы, подвижные игры, хороводные игры.
Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.
Фольклор - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора детей, помогает понять красоту звучащей речи. Он как сокровищница русского народа, находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, а также помогает разнообразить процесс физического воспитания детей.
Большое значение в повышении двигательной активности имеет использование русских народных игр.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.
Чёткой классификации народных игр нет.
Игры условно можно разделить на виды:
- подвижные (спортивные) игры;
- обрядовые (календарные);
- в по отношению к природе (природные);
- трудовые (бытовые)
- с ведущим (водящим);
- драматические (с элементами театрализованных действий)
К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве ( «Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)
Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.
По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.
Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)
Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»).
Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др.
Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)
Так как все народные игры проводились по – разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа:
- хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)
- - некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.)
- - хороводы – шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.)
Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. Создание благоприятной творческой атмосферы – народная музыки, костюмы, шапочки зверей, атрибуты – всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.
Развитие ребенка идет от движения и эмоции к слову. Поэтому вполне естественно, что дошкольникам легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные и выразительные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по настроениям и характеру народные произведения стимулируют развитие фантазии и воображения ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных танцевально-двигательных упражнений и игр, которые предполагают решение следующих задач: научить ребенка снимать напряжение с отдельных групп мышц и всего тела; развивать двигательную способность; пластическую выразительность: музыкальность, ритмичность, быстроту реакции, координацию движений; воображение (способность к двигательной импровизации); фантазию; способствовать снижению боязни, страха, тревожности, улучшению настроения; повысить свою самооценку, социальную активность; развивать эмоциональность. Поэтому я активно использую работу по развитию танцевально-игрового творчества, которая потом успешно применяется детьми в народных играх.
В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм используется:
- знакомство с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества;
- личный пример при разучивании игр;
- пример ребёнка при создании игрового образа;
- использование костюмов, атрибутов.
Работа по знакомству детей с народными играми начинается с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы («Коза рогатая», «Ладушки и др.) и некоторыеигры спортивного характера, такие как «Ловишки» и «Прятки». Во 2 младшей группе к ним добавляются игры природные («Паучок», «Сорока» и др.), драматические(«Заинька», «Дрёма» « И уже в средней группы мы используем все виды народных игр. Что касается типов народных игр, то в младшем дошкольном возрасте используются хороводные и часть игр хороводов – шествий, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются народные игры всех типов.
Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время.
Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов "Оптимизация двигательной активности воспитанников в условиях ДОУ"
Для успешной реализации целей здоровьесбережения дошкольников старшим воспитателем Е.А.Нестерук дошкольного учреждения г.Воркуты были разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ "Опимизаци...
Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробу...
Фольклор в двигательной активности детей
Фольклор в двигательной активности детей....
Семинар для педагогов "Использование фольклора в двигательной активности дошкольников"
Использование фольклора в двигательной активности дошкольников На современном этапе одним из активных вопросов стоит вопрос сохранения и укрепления здор...
Методическая рекомендация"Современные технологии оптимизации двигательной активности в условиях детского сада"
Современные технологии оптимизации двигательной активности в условиях детского сада Двигательная активность это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой...
Методическая разработка «Использование фольклора в физически активной деятельности детей»
Использование фольклора в развитии двигательной активности детей: физкультурные занятия, гимнастика, физминутки, развлечения.Комплексы упражнений, построенные на стихотворениях о животных, времени год...
Использование фольклора в двигательной активности дошкольников
Использование фольклора в двигательной активности дошкольников...