Фольклор в двигательной активности
статья по физкультуре
сообщение из опыта работы об использовании фольклора в физкультурном воспитании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сообщение из опыта работы | 14.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование фольклора в развитии двигательной активности детей
(из опыта работы)
Ситдикова Г.С.
Инструктор по физической культуре
МБДОУ №24 г. Нижнекамск РТ
Формирование двигательной культуры происходит не только на физкультурных занятиях, но и в процессе активной деятельности детей, в том числе и во время подвижных игр.
Одна из интересных форм работы. В которой сочетается использование фольклора и двигательной активности – это кружок «Народные подвижные игры». В нашем детском саду он действует пятый год. За это время удалось накопить первоначальный опыт. Я разработала и составила перспективный план кружковой работы. На одном занятии проводятся игры по различным видам движений. Начинаем с хороводной игры, которая готовит детей к предстоящим нагрузкам, затем 2 – 3 игры высокой или средней подвижности с бегом, прыжками, метанием. На каждом занятии разучиваем по 1 новой игре. Заканчивается игрой малой подвижности, на внимание, либо хороводом.
А для того, чтобы легче было ориентироваться в многообразии народных игр я составила картотеку, в которой игры расположены по видам движений: с бегом, прыжками, метанием, игры малой подвижности.
Подвижная игра – традиционное средство народной педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Поэтому в кружке мы не только играем, но так же я рассказываю о жизни того народа, в чью игру предстоит играть, показываю иллюстрации, предметы быта, вношу кукол в национальных костюмах. Я подобрала дополнительный материал: иллюстрации с изображением народов разных стран, их костюмов, стихи, считалки.
Дети узнают, что особенности жизни и труда людей зависят от природно-климатических условий: на севере распространено оленеводство (игра народов Коми “Стой, Олень!”), жители морских побережий занимаются рыболовством ( норвежская народная игра “Невод”) и т. д.
Кроме того, мы слушаем народную музыку. Специально для работы в кружке мною были приобретены аудиокассеты “От кадрили до кантри”- с записями танцевальных ритмов народов мира, запись татарских народных мелодий, недавно купила кассету “Русские народные танцы”.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора ; движения точны и образны , часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами , заманчивыми и любимыми детьми считалками , жеребьёвками , потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Мы разучиваем с детьми народные считалки, которые позволяют быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего. В прошлом году я начала заполнять альбом «Считалки».
Во многих народных играх широко используется текст. В начале игры дети скандируют какой – либо текст, часто сопровождая его движениями. Например в русских народных играх «Бабушка Маланья», «Заря – заряница», «Водяной», «Молчанка», в татарских играх «Минлебай», «Куянкай», «Займи место», игра народов Сибири «Льдинки, ветер и мороз» и т.д. есть игры с диалогами: «Жмурки», «Здравствуй, догони», белорусская игра «Лиски» и другие.
Чёткие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх.
Разученные игры мы затем используем на физкультурных досугах, фольклорных праздниках, во время проведения недель русской и татарской культуры, на праздниках «Сабантуй», «Проводы зимы».
Несколько лет подряд осенью проводятся фольклорные праздники. Название и тема этих праздников разная «Осенние гуляния», «День рождения Бабы Яги», «Путешествие в сказку», но на всех праздниках помимо спортивных эстафет проводились русские народные игры, дети разучивали пословицы и поговорки, потешки, короткие стишки, заклички.
В детском саду был проведён праздник народных игр «Вокруг света», где мы отправились в кругосветное плавание на корабле, заплывали в разные страны и континенты, играли в игры разных народов. Игры сопровождались музыкой – мелодией той страны, где мы гостили. Этот праздник был своеобразным подведением итогов кружковой работы за учебный год, дети показали чему они научились.
Кроме того, воспитатели групп проводят народные игры в повседневной деятельности , на прогулках. Дети достаточно хорошо знают правила игр , что позволяет им организовать наиболее полюбившееся из них самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование фольклора в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»
«Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. От двигательной активности во многом зависят: ...
Перспективное планирование на тему: "Использование фольклора в развитии двигательной активности детей"
Планирование мероприятий на учебный год....
"Использование фольклора в развитии двигательной активности детей"
В статье говорится о том, что такое фольклор, как он влияет на нравственное воспитание детей, где и как его используют в двигательной деятельности детей....
Фольклор в двигательной активности детей
Фольклор в двигательной активности детей....
Семинар для педагогов "Использование фольклора в двигательной активности дошкольников"
Использование фольклора в двигательной активности дошкольников На современном этапе одним из активных вопросов стоит вопрос сохранения и укрепления здор...
Методические рекомендации. Использование фольклора в двигательной активности детей.
Методические рекомендации. Использование фолльклора в двигательной активности детей....
Использование фольклора в двигательной активности дошкольников
Использование фольклора в двигательной активности дошкольников...