Семинар- практикум с родителями "Организация двигательной активности в детском саду и семье"
методическая разработка на тему
Методическая разработка родительского собрания по двигательной активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dvigatel_aktivn.docx | 34.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум с родителями по теме «Организация двигательной активности дошкольников».
1.Психологический настрой с распределением родителей по группам:
«Пусть встанут те, кто…»
Ведущий обращается к участникам, сидящим в обычном порядке: «Предлагаю вам начать встречу с игры. Все, кто будет согласен с предложенным утверждением, должны встать». Затем вставшим предлагается перейти за первый столик, и так по порядку за остальные столики. Таким образом формируется несколько групп.
Высказывания:
- Пусть встанут те, кто по утрам дома делает зарядку.
- Кто играет с ребенком в подвижные игры?
- Кто закаляется сам и пробует закалять ребенка?
2. «Устный журнал». «Немного об организации двигательной деятельности дошкольников».
- Сопровождается показом презентации с фотографиями двигательной деятельности детей в детском саду и семье.
- Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояния его здоровья. Организованные формы двигательной деятельности включают: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.д. Установлено, что ребенок второго года жизни должен активно двигаться 70 % времени бодрствования, третьего - не менее 60 %. Около 50% всего периода бодрствования 4-7 летнего ребенка занимает двигательная активность. Из них 70%- приходится на организованные формы физического воспитания. Ежедневно, начиная с двухлетнего возраста, проводится утренняя гимнастика (5-10 минут). Поэтому, чем больше двигается ребенок в течение дня, тем лучше удовлетворяется потребность в движении.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит:
- физкультурно – оздоровительным занятиям;
- утренней гимнастике и гимнастике после дневного сна;
- подвижным играм и физическим упражнениям во время прогулок;
- физкультминуткам на интеллектуальных занятиях;
Занятия по физической культуре- основная форма обучения детей двигательным навыкам. Основным видом деятельности дошколят является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, который побуждал бы детей к развитию игры. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке:
- Расширяют двигательный опыт детей, обогащают его новыми, более сложными движениями;
- Совершенствуют имеющиеся у детей навыки основных видов движений, учат применять их в изменяющихся игровых ситуациях;
- Развивают двигательные качества: быстроту, выносливость, ловкость;
- Воспитывают самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
При правильной организации подвижных игр у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно, развивается воля и вырабатывается характер.
- Большую часть времени дети проводят в семье.
На родителей ложится особая ответственность за организацию двигательной, физкультурно-оздоровительной работы с ними. Двигательный режим дома должен включать самостоятельную двигательную деятельность и организованные физкультурные мероприятия: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физические упражнения, подвижные игры, спортивные игры и развлечения в помещении и на прогулке. Дополнительные виды занятий двигательного характера:
- практиковать оздоровительный бег на воздухе;
- пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
- двигательная разминка во время перерыва между интеллектуальными занятиями;
- прогулки- походы в парк;
- гимнастика на коррекцию осанки в сочетании с гидромассажем или сухим массажем тела полотенцем;
- использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, с играми в бассейне.
- Большое влияние на детей оказывает музыка.
- Двигательная активность повышает устойчивость организма к различным заболеваниям и способствует росту физической работоспособности; нормализует деятельность отдельных органов и функциональных систем детского организма; появляются положительные эмоции, которые помогают укрепить психическое здоровье.
3. Динамическая пауза. Разучивание точечного массажа (под спокойную музыку).
- Самомассаж ушей «Взяли ушки за макушки!»:
Взяли ушки за макушки | Большим и указательным пальцами с обеих сторон |
Потянули | Потянуть вверх несильно |
Пощипали | Легкие пощипывания |
Вниз до мочек добежали | Продвигаемся вниз, массируя |
Мочки надо пощипать | Еще раз пощипываем мочки ушей |
Пальцами скорей размять | Растираем между пальцами |
Вверх по ушкам проведем | Движение вверх по мочкам |
И к макушке вновь придем | Взяться за мочки вверху |
4. Ситуация «Самоанализ» (работа в группах):
На экране появляется список предлагаемых мероприятий по организации двигательной активности ребенка в условиях семьи.
Задание: Если в семье выполняется данное правило, то родители выкладывают перед собой на столе фишку красного цвета, если не всегда — желтого, не выполняется — синего.
- спортивный уголок в доме;
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;
- подвижные игры в комнате;
- велосипед, санки, качели;
- подвесная волейбольная сетка, баскетбольная корзина для метания мячей;
- простейший тренажер;
- мячи разного размера;
- лыжи, роликовые коньки;
- оздоровительный бег на воздухе;
- двигательная разминка во время перерыва между интеллектуальными занятиями;
- прогулки- походы в парк;
- упражнения на коррекцию осанки;
- использование бани, игры в бассейне;
- контрастное обливание тела с растиранием сухим полотенцем;
- простое растирание влажным полотенцем;
Озвучивается не количество фишек, а способы стимулирования двигательной активности ребенка в семье, какие средства не востребованы и почему. Подытоживая этот этап, следует подчеркнуть: Для формирования всех видов движений, доступных детям, первостепенное значение имеет систематичность. Упражнения должны соответствовать возможностям детей по объему нагрузки, способствовать своевременному развитию детского организма.
5.Заключительная часть встречи: работа с памятками по организации двигательной активности ребенка.
Игровая ситуация «Дерево семейного опыта»
Родителям предлагается:
- Прочитать тексты памяток по двигательной активности детей;
- Выделить в них те пункты и советы, которые используются ими в семье и дают положительные результаты;
- Записать свое мнение на листочке, по форме напоминающем лист дерева.
- После этого проводится обсуждение темы: родители озвучивают свое мнение, раскрывая семейный опыт перед другими.
- По мере озвучивания своих мнений родители прикрепляют листочек на крону дерева. Таким образом, листочками с записями заполняется вся крона дерева.
6.Словесная эстафета в круге «Мой ребенок будет здоровым, если в семье…»:
- Продолжить начатое предложение: «Мой ребенок будет здоровым, если в семье…», под тихую музыку передавая друг другу мячик.
Встреча завершена.
Оборудование и материальное обеспечение встречи:
- Презентация в фотографиях.
- Высказывания на листочке:
- Пусть встанут те, кто по утрам делает с детьми зарядку.
- Кто играет с ребенком в подвижные игры?
- Кто закаляется сам и пробует закалять ребенка?
- Названия страниц «Устного журнала»:
- Двигательная активность.
- Что поставить на первое место в двигательной деятельности ребенка?
- Подвижные игры.
- Развивающая среда дома.
- Дополнительные виды занятий двигательного характера.
- Сущность двигательного режима дошкольника.
- Текст точечного массажа.
- На экране список предлагаемых мероприятий по организации двигательной активности ребенка в условиях семьи.
- спортивный уголок в доме;
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;
- подвижные игры в комнате;
- велосипед, санки, качели;
- подвесная волейбольная сетка, баскетбольная корзина для метания мячей;
- простейший тренажер;
- мячи разного размера;
- лыжи, роликовые коньки;
- оздоровительный бег на воздухе;
- двигательная разминка во время перерыва между интеллектуальными занятиями;
- прогулки- походы в парк;
- упражнения на коррекцию осанки;
- использование бани, сауны, игры в бассейне;;
- контрастное обливание тела с растиранием сухим полотенцем;
- Фишки красного цвета, желтого, синего цвета в достаточном количестве.
- Памятки по организации двигательной активности ребенка по числу родителей.
- Листочки бумаги, по форме напоминающие лист дерева- в достаточном количестве, крупное изображение ствола дерева с ветвями без листьев.
- Мячик.
- Музыкальное сопровождение: фонограмма спокойной красивой музыки.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по организации двигательной деятельности детей.
- Регулярные ежедневные прогулки, независимо от погодных условий .
- Организация доступных походов пешком или на лыжах, катание на санках с высоких горок, выход на каток, спортивные игры.
- Воспитывайте привычку самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику дома.
- Проверьте, достаточно ли дома спортивного инвентаря, как он применяется.
- Чередование в течение дня различных видов деятельности, игр и занятий физическими упражнениями предупреждает переутомление центральной нервной системы, воспитывает организованность.
- Доступные походы пешком или на лыжах, катание на санках с высоких горок, выход на каток.
- После дневного сна - гимнастика для профилактики нарушения осанки, плоскостопия, упражнения на дыхание (профилактика заболеваний верхних дыхательных систем) и закаливающие процедуры для повышения устойчивости организма к постоянно изменяющимся условиям среды.
- Во время прогулки проводить с ребенком подвижные игры и упражнения спортивного характера. Необходима постепенная смена движений руками на движения ногами и туловищем. Основные движения следует выполнять ежедневно по 2 – 3 вида, лучше это делать на детской или школьной спортивной площадке, оборудованной лесенками, лавочками, бревнами и т.д. Дома хорошо организовать спортивный уголок в комнате.
- Соблюдайте режим дня. Очень важно приучать ребёнка просыпаться и засыпать, кушать, играть, трудиться в одно и то же время. Своевременное засыпание – не позднее 21.00-22.00, минимальная длительность сна – 8-10 часов.
- Необходимо регламентировать просмотр телепередач по времени ( не более 40 минут – 1 часа) и по содержанию ( вечером следует избегать возбуждающей тематики).
- Дыхательная гимнастика.
- Гимнастика для глаз.
- Простые приёмы массажа рук, ступней, ушных раковин, лица и других биологически активных точек тела.
- Спортивные секции.
- Водные процедуры. Обливание после сна или вечером перед сном тёплой водой, контрастный душ, ванны для рук и ног, обтирание мокрым полотенцем. Предварительно проконсультируйтесь с врачом – педиатром.
- Тёплый, доброжелательный психологический климат в семье.
- Занятие танцами.
- Питание по режиму.
- Помните! Детям присуща естественная потребность в движениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание зорового образа жизни через обеспечение рациональным уровнем двигательной активности в детском саду и семье детей старшего дошкольного возраста."
В Национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Дошкольное детство –уникал...
Семинар-практикум для педагогов "Двигательная активность дошкольников в режимных процессах ДОУ"
Методическая разработка для педагогов и специалистов ДОУ по физическому воспитанию и развитию дошкольников...
Доклад с конспектами «Дифференцированные игры с включением разных форм двигательной активности для детского сада и семьи»
Современная система дошкольного образования создает условия для разностороннего развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социал...
Семинар-практикум для педагогов : "Двигательная активность детей 4-5 лет в течение дня"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ...
Семинар-практикум для родителей на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи с целью развития музыкальных способностей ребенка»
Семинар-практикум для родителей на тему:«Взаимодействие детского сада и семьи с целью развития музыкальных способностей ребенка»...