Фит-малыш
рабочая программа на тему

Шитова Мария Андреевна

Всестороннее развитие человека имеет своё начало в дошкольном возрасте. Поэтому одна из главных задач дошкольных учреждений - правильное физическое воспитание детей. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Стретчинг - важное направление для полноценного развития ребенка, так как в период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольников. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития детей и составляет суть игрового стретчинга. Игровой стретчинг - оздоровительная методика, основанная на естественных растяжках, направлена на укрепление позвоночника и профилактику плоскостопия.

Обучение, по данной программе, составлено в соответствии с возрастными особенностями  детей раннего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fit-malysh.docx89.57 КБ

Предварительный просмотр:

Герб

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района Санкт - Петербурга

Северный пр., д. 6, к. 2, Санкт - Петербург, 194354

тел.  293 51 01 Факс  293 26 12

СОГЛАСОВАНО:

На Педсовете  ОУ

_______________

УТВЕРЖДАЮ:

__________________

__________________

Заведующий ГБДОУ № 137 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

М.А. Афанасьева

«____» _________  20____   года

Программа

«Фит - малыш»

Программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет;

Срок реализации программы: 1 год.

Автор-составитель: педагог дополнительного образования Шитова Мария Андреевна

Санкт – Петербург

2015 год

Пояснительная записка.

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным Государственным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155, Уставом государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 137 Выборгского района Санкт - Петербурга, письмом Министерства образования и науки от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Всестороннее развитие человека имеет своё начало в дошкольном возрасте. Поэтому одна из главных задач дошкольных учреждений - правильное физическое воспитание детей. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Стретчинг - важное направление для полноценного развития ребенка, так как в период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольников. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития детей и составляет суть игрового стретчинга. Игровой стретчинг - оздоровительная методика, основанная на естественных растяжках, направлена на укрепление позвоночника и профилактику плоскостопия. Методика позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывает оздоровительное воздействие на весь организм. При исправлении осанки тело как бы просыпается, улучшается общее самочувствие, исчезают спазмы мышц. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, так как. воздействуя на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную систему, вырабатывается естественная сопротивляемость организма. Помимо общего оздоровительного эффекта, умения управлять своим телом, запас двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создаёт чувство внутренней свободы.

Обучение, по данной программе, составлено в соответствии с возрастными особенностями  детей раннего возраста. Стретчинг важен и необходим для растущего организма детей. В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается. Движение становится его потребностью. Используемые  в данной программе упражнения, безусловно, способствуют развитию детей, создают необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой. Все это способствует укреплению здоровья ребенка. Также развивается эмоциональность и музыкальность ребенка.

Актуальность программы заключается в ее ориентации на личность ребенка, в предоставлении каждому ученику освоить тот или иной материал, который соответствует его индивидуальным потребностям и способностям. Программу могут использовать педагоги, как в танцевальной, так и в спортивной сфере.

Направленность образовательной программы:

- художественно-эстетическая, физическое развитие.

Художественно-эстетическое направление данной программы создает возможности для формирования нравственного воспитания детей.

Целью образовательной программы является развитие физических способностей ребенка.

Задачи дополнительной образовательной программы:

1. Развивающие задачи:

- Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки.

- Развивать комплекс способностей к формированию мышечной силы, гибкости.

- Воспитание физических способностей (координационных, скоростных, выносливости).

- Гармоничное развитие форм тела и функций организма,  направленных на укрепление здоровья.

- Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей.

- Развивать мелкую моторику на занятиях пальчиковой гимнастике.

2. Образовательные задачи:

- Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

- Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

- Расширять представления об окружающем мире.

3. Воспитательные задачи:

 -  Воспитание морально-волевых качеств.

- Содействие умственному, нравственному и эстетическому воспитанию.

- Воспитать навыки культурного поведения на занятиях.

- Воспитывать трудолюбивых, любознательных, доброжелательных друг к другу чутких людей.

- Воспитывать такие качества, как дисциплинированность, собранность, аккуратность, коммуникабельность.

- Приобщить детей к здоровому образу жизни, научить содержательно, проводить свободное время.

- Воспитывать такие качества, как лидерство, инициативу.

- Привить устойчивый интерес к стретчингу, к обучению.

Отличительные особенности данной образовательной программы от существующих программ.

Отличительной особенностью данной дополнительной программы от уже существующих образовательных программ является то, что она объединяет разные направления. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игра-пластика, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем и играми – путешествиями.

Игровой подход к обучению облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Данная программа включает в себя систему поощрения детей на занятиях.

Доступность программы в том, что все разделы объединяет игровой метод и в том, что она строится на простых общеразвивающих упражнениях. Доступность программ еще более привлекательна для педагогов, так как рассчитана на детей разного уровня развития.

Условия набора в группу.

Дети принимаются в группу не зависимо от подготовки. В индивидуальных случаях можно зачислить ребенка в уже сформированную группу после окончания набора.

Условия реализации программы.

Программа предназначена для обучения детей от 3 до 7 лет.

Срок реализации.

Дополнительной образовательной программы -1 год.

Процесс обучения строится от простого к сложному, по спирали с непременным совершенствованием, повышением качественного уровня и изменений пропорций при распределении предполагаемого учебного материала.

Возраст обучающихся и режим занятий.

Группы делятся по возрасту.

1 группа – 3-4 лет (72ч), занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

2 группа – 5-7 лет (72ч), занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

Формы организации деятельности на занятиях.

-Групповая

-Индивидуально-групповая

-Индивидуальная

Групповые занятия по данной дополнительной образовательной программе позволяют расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.

Программа позволяет педагогу в каждом ребенке обнаружить положительные личностные качества.

Индивидуальная работа предполагает более полное раскрытие индивидуальности учащегося, развитие его способностей и возможностей.

Формы проведения занятий:

- Образовательная деятельность.

- Открытые показательные уроки.

Все они направлены на расширение поставленных задач: укрепление физического и психического здоровья, интеллектуального и духовного развития личности ребенка.

Методы обучения:

- вербальные, словесные,

- наглядные методы обучения,

- практические,

- игровые методики,

- эмоциональный метод стимулирования,

- метод создания ситуации новизны, неожиданности,

- метод создания ситуации успеха.

Формы подведения итогов:

- открытое занятие,

- контрольный показ,

- конкурс-игра,

- показ детских достижений.

Основные принципы  занятий:

1.Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ, подражание, имитация известных детям движений.

2.Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребёнка.

3.Систематичность. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их выполнения.

4.Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.

5.Индивидуальный подход. Учёт особенностей возраста, особенностей каждого ребёнка. Воспитание интереса к занятиям, активности ребёнка.

6.Сознательность. Понимание пользы упражнений, потребность их выполнения  в домашних условиях.

Все упражнения выполняются ритмично, без рывков и чрезмерных усилий. Нагрузка регулируется количеством повторений упражнения, амплитудой движения.

На каждом занятии используется новая игра, новый сюжет, с точно рассчитанным временем  чередования упражнений и слушания сказки.   Дети учатся быстро переключать внимание, сделав упражнение, быстро садятся в позу для слушания. (Обязательно с прямой спиной).

На каждом занятии дети делают  9-10 упражнений на различные группы мышц. Сюжет игры строится так, чтобы упражнения чередовались, была равномерная нагрузка на всё тело ребёнка. За одно занятие дети делают:

2-3 упражнения для мышц живота путём прогиба назад,

2-3 упражнения для мышц спины путём наклона вперёд,

1 упражнение для укрепления позвоночника путём его поворотов,

2-3 упражнения   для укрепления мышц спины и тазового пояса,

1-2 упражнения  для укрепления мышц ног,

1-2 упражнения  для развития стоп,

1 упражнение  для развития плечевого пояса или на равновесие.

Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.  

Занятие состоит из трёх частей. Структура занятий разработана в соответствии с требованиями  физиологии  и  гигиены  физических упражнений  и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребёнка при физических нагрузках.

В содержание вводной части занятия  входят упражнения игровой ритмики, упражнения на внимание, танцевальные упражнения.

Во второй (основной) части занятия дети обучаются новым упражнениям, закрепляют старые. В этой части используются упражнения стретчинга, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребёнка, воспитываются физические качества детей. Начинается основная часть упражнением на растяжку позвоночника. Игры проводятся в виде сказочных путешествий, фантазий, когда дети сами придумывают встречи с различными животными, и по заранее подготовленному на основе сказки сценарию, по ходу которого дети изображают  сказочных персонажей, помогают героям сказки.

В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребёнка к другим видам деятельности. Проводятся игровые танцы, подвижные игры, релаксация.

Ожидаемые результаты:

Систематические занятия стретчингом:

1.Помогут естественному развитию организма ребёнка и привитию потребности заботится о своём здоровье (развитие мышечного корсета).

2.Разовьют опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы детей.

3.Увеличат жизненную ёмкость лёгких, улучшат физическую, интеллектуальную работоспособность.

4.Укрепят осанку и свод стопы.

5.Сформируют у дошкольников навыки самостоятельного выражения имитационных  движений, разовьют воображение, слуховое  внимание, память.

Работа с родителями предполагает:

1.Проведение родительских собраний.

2.Консультации, беседы, рекомендации.

3.Анкетирование.

4.Совместные занятия.


Учебно – тематический план на 1 год обучения.

№п/п

Темы

Всего часов

В том числе

Практ.

Теор.

1

Вводное занятие

2

1

1

2

«Игроразминка»

3

2

1

3

Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава

5

4

1

4

Упражнения для растягивания ахилового сухожилия

6

5

1

5

Упражнения для развития паховой выворотности

6

5

1

6

Упражнения на пресс

6

5

1

7

Упражнения для пресса и укрепление мышц поясничного отдела позвоночника

8

7

1

8

Упражнения для развития силы мышц живота и поясницы

7

6

1

9

Упражнения на осанку

6

5

1

10

Упражнения для развития гибкости

8

7

1

11

Упражнения для растягивания мышц ног

8

7

1

12

Упражнения на релаксацию

3

2

1

13

Итоговое занятие, проверочные занятия

4

3

1

Итого

72

59

13


Ожидаемый результат.

По окончанию освоения данной программы дети будут знать:

- терминологию движений, правила их исполнения;

- назначение проученных гимнастических упражнений;

- основы культуры поведения в зале;

- общие сведения об истории стретчинга и гимнастики, музыкальной литературы.

Дети будут уметь:

- управлять своим телом, владеть навыками правильного дыхания, музыкально и пластично двигаться;

- применять полученную систему знаний, умений и навыков в своем творчестве;

- исполнять этюды, движения, проученные за год обучения;

- выполнять креативные задания.

Способы проверки знаний и умений.

Одним из способов отслеживания результатов является эмпирический метод (метод познания опытным путем), к которому относится:

- педагогическое наблюдение,

- индивидуальная и групповая беседа,

- устное тестирование,

- педагогический опрос,

- просмотр итогового занятия, открытого занятия.

Итог работы – это открытое мероприятие с детьми, а также работа ребенка на занятии под наблюдением педагога.

Все это направлено на укрепление поставленных задач:

- развитие физического и психического здоровья,

- интеллектуального и духовного развития личности ребенка,

- привить устойчивый интерес к здоровому образу жизни.

Методическое обеспечение образовательной программы.

Методы.

Словесные:

- беседа;

- методические указания по выполнению движения, объяснение;

- анализ импровизаций, созданных детьми, рассуждения;

- беседы, обмен мнениями и анализ просмотренных спектаклей, выступлений и д.р.

Наглядные:

- просмотр иллюстраций, показ;

- просмотр видеоматериала, демонстрация;

- показ движений педагогом и др.;

- наблюдения.

Практические:

- тренировочные упражнения;

- хореографические номера;

- творческие задания и д.р.

Игровые методики:

- музыкально-подвижные игры;

- игры-путешествия;

- познавательные игры на развитие внимания, памяти, воображения.

Методы психологического воздействия:

- подражание, убеждение, внушение.

Метод коммуникативного обучения:

- создание условий для творческого раскрепощения детей, уважению к чужому мнению, внимание к любым творческим предложениям идеям.

Эмоциональный метод стимулирования:

- заключается в предоставлении свободы выбора творческого задания, музыкального отрывка

Метод создания ситуации новизны. Неожиданности:

- использование для этого игр-путешествий, образный подход к изучаемому новому материалу.

Метод создания ситуации успеха:

- с помощью психолого-педагогических приемов, «авансирование» и «персональной исключительности», что изменяет психологического состоянии детей с заниженной самооценкой, проявляющее в появлении чувства уверенности в себе, интереса к предмету.

Дидактический материал:

Аудиозаписи, видеозаписи, сценарии, подборка игр, методическая литература.

Дидактические материалы педагог подбирает на каждый урок.


Материально- техническое оснащение занятий.

1.Для занятий с детьми требуется - зал

Педагог занимается в зале, руководствуясь внутренним расписанием занятий ГБДОУ д/с №137.

2.Музыкальный центр - 1шт

3.Гимнастические коврики - 15 шт.


Список литературы, используемой при составлении данной программы (рекомендуемый для педагогов).

1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. «Респекс» «Люкси» Санкт-Петербург 1996. - 253с.

2. Бахрах И.И. Дорохов Р.Н. Физическое развитие дошкольников. – М., 1975г.

3. Бекина С.И. Музыка и движение.- М.: Просвещение, 1983. - 214 с.

4. Боген, М.М. Физическое совершенствование как основное понятие теории физической культуры / М.М. Боген // Теория и практика физической культуры. – 1997. – №5. – С. 18.

5. Букарина Е.П. Наши талантливые малыши. – М., 2006г.

6. Буренина А.И. Ритмическая пластика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб., 1997. - 128 с.

7. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. - СПб.: Пик Мономаш. 1997.- 104с.

8. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. / А.А. Гужаловский. – Минск: Народная газета, 1978. – 87 с.

9. Зациорский, В.М. Физические качества / В.М. Зациорский. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

10. Кузнецов, З.И. Развитие двигательных качеств школьников / З.И. Кузнецов. – М.: Просвещение, 1967. – 204 с.

11. Коробков, А.В. О взаимосвязи быстроты силы и выносливости. / А.В. Коробков // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 5. – 348с.

12. Линицкая Т. Гимнастика и танец. – С – М., 1987г.

13. Лисицкая М.С. Пластика. Ритм. - М., 1990. - 23 с.

14. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика.- М.: Физкультура и спорт, 1982. - 231с.

15. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие для средних и высших учебных заведений. - М.: Академик. - 1998. - 224 с.

16. Лях В.И. Гибкость и методика её развития//Физкультура в школе.№1, 1998, - 25с.

17. Лях В.И.Совершенствование специфических координационных способностей//Физическая культура в школе, 2, 2001. - с. 7-14.

18. Страковская В.Л. Триста подвижных игр для оздоровления детей. - М.: Новая школа. - 1994. - 285 с.

19. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).

 Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....