НОД на тему " Волшебное слово "вода" в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
расширять знания детей о взаимосвязи природы и человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД на тему " Волшебное слово "вода" в подготовительной группе.
Программное содержание:
1. Развивать логическое мышление, познавательные способности детей, умение высказывать аргументированные суждения.
2. Учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи.
3. В процессе экспериментов выяснить, почему так говорят "Как с гуся вода".
4. Расширять представления детей о взаимосвязи природы и человека. Знакомить детей с полезными ископаемыми Архангельской области - минеральной водой урочища Куртяево.
Материалы и оборудование.
Предметные картинки: стакан, огонь, вода, хлеб, решето, глаз, рыба, трава. Перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, стакан, пипетка, растительное масло, салфетки. Фотографии урочища Куртяево, минеральная вода "Куртяевская".
Ход занятия.
Некоторые слова люди употребляют особенно часто. Это названия предметов и явлений, с которыми они сталкиваются ежедневно. послушайте аудиозапись и скажите, о каком слове пойдёт речь на сегодняшнем занятии.
(Слушаем аудиозапись "Плеск потока воды").
-Сегодня мы поговорим о слове "вода". Послушайте стихотворение, которое нам прочтёт ...(ребёнок).
"Синяя вода".
У воды своя работа,
всё живое воду пьёт.
Знает каждый, что в природе
есть воды круговорот.
Есть вода в реке и в море,
в океане, ручейке.
В каждой льдинке, даже в супе,
и в тумане, и в росе!
До чего ж она живая,
эта синяя вода!
Даже если замерзает, не исчезнет никогда!
-Какой бывает вода? Назовите её свойства. (Ответы детей).
-Может ли человек жить без воды?
-Как люди используют воду?
Иногда словом "вода" оценивают поступки и поведение людей.Послушайте стихотворение В. Суслова:
Бывает частенько, что слово - одно,
но служит по разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово "вода".
Вот был я мальчишкой, да детство ушло.
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал.
Молчал я, как будто воды в рот набрал.
Зато болтуну мы ответить не прочь:
- Не хватит ли воду квк в ступе толочь!
Мы можем лентяю сказать невзначай:
- Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперёд:
- Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!
А гуси и утки - сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идёт,
Под камень лежачий вода не течёт.
Лгунишка нам врёт, не поймёшь для чего,-
На чистую воду выводят его.
Работать впустую? Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: " В стихах-то вода!"
-Какие необычные выражения со словом "вода" автор использовал в стихотворении? (ответы детей).
-Как вы думаете, почему люди говорят "как с гуся вода"?( предположения детей)
-Попробуем убедиться в правильности этого выражения, докажем, что гусь всегда выходит сухим из воды.
Проводится опыт. Дети рассматривают перья, смачивают их водой и наблюдают, что гусиные перья в отличие от куриных не намокают. Затем пипеткой наносят на салфетку растительное масло, опускают в воду сухую и промасленную салфетки и видят, что с салфетки, покрытой маслом, вода стекает.
Делаем вывод: гусиные перья не намокают потому, что они покрыты жиром.
Ребёнок: "У водоплавающих птиц рядом с хвостом есть специальная железа, из которой выделяется жир. Гуси клювом втирают его в перья. Пропитанные жиром перья не намокают, и благодаря этому птицы не тонут.
-Как вы думаете, можно опустить стакан с лежащей в нём салфеткой в воду так, чтобы салфетка осталась сухой?(Предположения детей). А я могу сделать так, что салфктка останется сухой, даже если она не пропитана жиром.
Проводится опыт. Воспитатель переворачивает стакан с салфеткой вверх дном, осторожно, не наклоняя, погружает его в воду до самого дна ёмкости, затем вынимает из воды. Дети убеждаются в том, что салфетка осталась сухой.
-Почему салфетка не намокла? (В стакане был воздух.)
-Что произойдёт, если наклонить стакан?(Вода нальётся в стакан, вытеснит воздух, и салфетка намокнет.)
Воспитатель: "Какие ещё необычные выражения со словом "вода" вы знаете? Объясните их смысл.( Выставляем на доску картинки с изображением стакана, огня, хлеба, воды, травы, рыбы, глаза, решета.) Дети рассматривая их, вспоминают фразеологические обороты и пытаются объяснить их смысл.
" Буря в стакане воды" - спор, волнение из-за пустяков.
" Идти в огонь и в воду" - не раздумывая идти на самоотверженный поступок.
" Сидеть на хлебе и воде " - ограничивать себя в самом необходимом.
" Как в воду глядел " - как будто знал заранее.
" Тише воды, ниже травы" - робкий, скромный, незаметный.
" Как рыба в воде" - чувствовать себя уверенно в любой обстановке.
" Водой не разольёшь" - очень дружны, неразлучны всегда.
" Носить воду решетом" - делать что-либо впустую, без результата.
" Как воды в рот набрал" - хранить молчание, ничего не говорить.
Физминутка:
"Дождик"
Капля первая упала - кап!
И вторая прибежала - кап! ( сверху пальцем показывают траекторию движения ).
- Мы на небо посмотрели ( смотрят вверх ).
- Капельки "кап-кап" запели, намочились лица,
мы их вытирали. ( вытирают лицо руками ).
- Туфли, посмотрите, мокрыми стали. (показ руками вниз ).
- Плечами дружно поведём
и все капельки стряхнём. ( движения плечами ).
- От дождя убежим (бег на месте ).
- Под кусточком посидим ( присесть ).
Воспитатель: "Придумайте, пожалуйста, предложения со словом "вода".( Ответы детей).
-Молодцы! А теперь вспомним пословицы и поговорки, в которых употребляется слово "вода". Я буду говорить начало пословицы, а вы - её конец.
"Не зная броду, ... не суйся в воду."
" Правда в огне не горит и ... в воде не тонет ".
" Чистая вода - ... для хвори беда ".
" Разлитую воду ... не соберёшь ".
" Мы с тобой ...как рыба с водой ".
Воспитатель: "Дети, вы уже знаете, что существуют родственные слова. Они происходят от одного слова и образуют группу слов. Давайте соберём семью слова "вода".( Дети называют: водный, водяной, водоворот, водокачка, водопровод, водовоз, водолаз, водоём, водолей, водопой, водомерка, водоросли, водосток, водопад ).
Воспитатель: " В начале нашего занятия, где вы говорили, какая бывает вода, - прозвучало: минеральная, лечебная.Недалеко от нашего города(35 км.) расположено урочище Куртяево.(м.б. вы о нём слышали или уже бывали там?). Оно известно своими минеральными источниками. На территории урочища открыто более 80 выходов минеральных вод на поверхность земли (родники).Эти воды считались и считаются лечебными.
Издревле верующие люди со всей Руси специально посещали Куртяево , чтобы поклониться святой иконе Алексия, испить святой воды и получить исцеление от недугов. Для приезжих "больных" была построена гостиница и вода подавалась по специально подвешенным жёлобкам. Сейчас гостиницы уже нет, а желобки ещё можно обнаружить.Но и по сей день многие приезжают в Куртяево, а местные жители рассказывают о чудесных исцелениях.
Минеральная вода "Куртяевская" - это природная лечебно-столовая вода и её используют не только в лечебных целях ( лечат желудок, сердце, нервную систему и пр.), но и как вкусную питьевую воду, дающую ощущение свежести и физического комфорта.
В стаканчики наливаем для пробы минеральную воду. ( впечатления детей ).
Урочище Куртяево ещё известно целебной голубой глиной - об этом мы поговорим на следующем занятии.
Наше занятие подошло к концу. Можно ли сказать, что мы "лили воду " или " толкли воду в ступе"? Почему?
- Что вам понравилось на занятии? Что запомнилось? Что узнали нового?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по теме "Волшебное электричество" в подготовительной группе 6-7 лет.
: расширять представления о том, где «живет» электричество (ОО «Познание») ; познакомить с причиной появления статического электричества (ОО «Познание») ; к-р- развивать мыслительную активность, умени...
Конспект открытого занятия по теме «Волшебный мир театра» (подготовительная группа).
Конспект открытого занятия по теме «Волшебный мир театра» (подготовительная группа). *Знакомство детей с историей возникновения театра. *Развитие интереса к театральной профессии актер. *Развитие...
Конспект организационно – образовательной деятельности Тема "Волшебные краски зимы" (Подготовительная группа)
Задачи: Образовательные:- Закрепить умение детей задумывать сюжет рисунка, передавая свои ощущения и чувства в изображении.- Учить детей работать в технике граттаж.- Закреплять умение детей ориен...
Конспект Непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (музыка) На тему: «Волшебная музыка» (в подготовительной группе)
Дети заходят в зал, их встречает музыкальный руководитель. -Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте поздороваемся нашей любимой песенкой. - Ребята, сегодня к нам в детски...
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию Тема "Волшебные краски зимы" (Подготовительная группа)
- Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус, чувство прекрасного, доброжелательное отношение друг к другу.- Снять психоэмоциональное напряжение у детей....
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Физкультурное развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Волшебные тайны здоровья». (подготовительная группа)
Тема: «Волшебные тайны здоровья». Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни, потребности в сохранении своего здоровья....
Конспект НОД познавательного занятия с элементами экспериментирования. Тема: "Волшебная капелька воды" Подготовительная группа
НОД с элементами экспериментирования...