РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОНТРАСТНОМУ ОБЛИВАНИЮ СТОП (Водная дорожка)
рабочая программа (средняя группа) на тему
Предлагаемая программа имеет физкультурно – оздоровительную направленность.
«Водная дорожка» - программа занятий для детей, направленная на активизацию защитных сил организма. Для среднего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.d._srednie.docx | 55.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано» «Утверждено»
Старший воспитатель Директор детского сада
____________________ ____________________
Шипкова В.Н. Елизарова М.Г.
Приказ _____ от ___________
«Принято»
на совете детского сада
Протокол №____ от __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО КОНТРАСТНОМУ ОБЛИВАНИЮ СТОП.
инструктора по физической культуре
Кирилловой Ирины Николаевны
для детей 4-5 лет
Первый год обучения, 32 часа
Санкт-Петербургское государственное автономное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 125 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга»
Санкт-Петербург 2016
Содержание
Разделы рабочей программы | Стр. |
1. Целевой раздел | |
1.1 Пояснительная записка: Цели и задачи Программы Принципы и подходы к формированию Программы Сроки реализации Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей группы | 3 |
1.2 Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы | 7 |
2. Содержательный раздел | |
2.1 Описание образовательной деятельности Содержание образовательной деятельности | 8 |
2.2 Календарное планирование на 2016-2017 учебный год | 10 |
2.3 Формы взаимодействия с родителями | 14 |
3. Организационный раздел | |
3.1 Организация образовательной деятельности | 15 |
3.2 Учебный план | 15 |
3.3 Методическое обеспечение | 15 |
3.4 Материально-техническое обеспечение | 16 |
3.5 Оценка результатов освоения программы. | 16 |
3.6 Перечень методической литературы | 17 |
Пояснительная записка
Предлагаемая программа имеет физкультурно – оздоровительную направленность.
«Водная дорожка» - программа занятий для детей, направленная на активизацию защитных сил организма,
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
Плоскостопие – болезнь серьёзная, именно из-за несерьёзного к ней отношения, сформировалось отношение к своему здоровью. Плоскостопие трудно излечить, но можно скорректировать свод стопы различными способами. Коррекция может быть пассивной (специальная обувь, корригирующие стельки, супинаторы, физиотерапия).
Но я в своей работе использую активную, включающую тренировку мышц стопы и голени, корригирующую гимнастику, игровой самомассаж, ходьбу по оздоровительным дорожкам. При работе по профилактике плоскостопия большую роль играет нетрадиционное оборудование – колючие массажные коврики, тропа из речных камней с одновременным контрастным обливанием стоп и голеней. Вот почему очень важно знать приемы и способы профилактики и коррекции плоскостопия.
Цель образовательной программы – обеспечение воспитаннику возможности сохранения здоровья.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
- профилактика плоскостопия средствами физической культуры;
- Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем закаливания;
- формирование правильной осанки и гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
- формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с
его индивидуальными особенностями для профилактики плоскостопия;
- обогащение двигательного опыта через различные виды движений;
- знакомство с доступными способами укрепления и сохранения здоровья.
- осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и
самоанализа при выполнении физических упражнений.
Воспитательные задачи:
- выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в
физических упражнениях;
- воспитание физических качеств;
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в
совместной двигательной деятельности.
Отличительные особенности программы:
1) Использование водных закаливающих процедур
2) Многообразие используемых средств и методов;
3) Имеется ярко выраженный образовательный эффект программы, который заключается в расширении знаний в области физической культуры.
Основные принципы программы:
- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
- систематичности;
- целенаправленности (подчинение комплекса педагогических воздействий четко определенной цели);
- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки)
Сроки реализации: 01.10.2016-31.05.2017. Объем предлагаемых занятий составляет 32 в год.
Программа ориентирована на детей 6-7 лет без специальной подготовки, без медицинских противопоказаний.
Реализация каждого из уровней (возрастной направленности) осуществляется независимо и самостоятельно. На освоение следующего уровня образовательной программы не влияет.
Реализация данного курса программы рассчитана на 8 месяцев.
Особенности физического развития и воспитания детей 4-5 лет
Отличительной особенностью детей четырех-пяти лет является их познавательная активность и постоянное стремление к выполнению различных действий: расставлять и убирать пособия, имитировать образы животных, птиц и т. д. Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые формируют у них ответственность за выполнение правил и достижение определенного результата. В процессе выполнения двигательных заданий различной сложности дети пытаются прилагать волевые усилия: перепрыгивают через барьеры, пролезают под дугами, ходят по наклонному буму и т. д. У детей совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются такие физические качества, как быстрота движений, ловкость, координация, выносливость.
В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.
К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребенка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника продолжается вплоть до зрелого возраста. Скелет ребенка-дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с этим детям 4—5 лет нельзя на физкультурных занятиях давать силовые упражнения, необходимо постоянно следить за правильностью их позы. Длительное сохранение одной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки. Неправильные статические позы (в положении стоя сидя, во время сна) приводит к искривлению позвоночника. Необходимо воспитывать стойкую привычку как в жизни, так и на занятиях правильно держать тело в различных положениях и движениях.
Возвращаясь к вялой осанке, хотелось бы отметить, что она часто сочетается с различными дефектами нижних конечностей (плоскостопием, плоско-вальгусными стопами, искривлением костей голени), что объясняется общей слабостью всего мышечно-связочного аппарата.
Мышцы развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные группы, потом мелкие. Поэтому следует строго дозировать нагрузку, в частности, для мелких мышечных групп.
Потребность организма ребенка в кислороде возрастает за период от 3 до 5 лет на 40%. Происходит перестройка функции внешнего дыхания. Преобладающий у детей 2— 3 лет брюшной тип дыхания к 5 годам начинает заменяться грудным.
Наблюдаются большие индивидуальные колебания показателей сердечной деятельности и дыхания. Так, в 4 года частота сердечных сокращений (пульса) в минуту колеблется от 87 до 112, а частота дыхания — от 19 до 29. В возрасте 4—5 лет ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении кожи лица, учащенном дыхании, одышке, некоординированных движениях. Важно не допускать утомления детей, вовремя менять нагрузку и характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечных сокращений быстро нормализуется, и работоспособность сердечной мышцы восстанавливается.
Продолжается процесс развития органа слуха. С ранимостью органа слуха и незавершенностью формирования центральной нервной системы связана большая чувствительность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе постоянно протекает на фоне шума порядка 45—50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем падающие кубики и стулья, громкий разговор создают шум примерно в 70—75 децибелов. Вот почему в дошкольных детских учреждениях должна проводиться активная борьба с шумом: необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.
Центральная нервная система является основным регуляторным механизмом физиологических и психических процессов. Нервные процессы — возбуждение и торможение — у ребенка, как и у взрослого, характеризуются тремя основными свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью. К 4—5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность. Постепенно совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания взрослого в процессе различной деятельности. Это позволяет разнообразить приемы обучения. В средней группе, например, улучшать произношение звуков речи можно в процессе специально предназначенных для этого подвижных игр. У детей четырех лет механизм сопоставления слова с реальной действительностью развит еще недостаточно. Воспринимая окружающее, они ориентируются в основном на слова взрослого. Иначе говоря, их поведение характеризуется внушаемостью. Однако нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции, суетливость, обилие движений у ребенка свидетельствуют о том, что процесс возбуждения у него преобладает и, сохраняя тенденцию к распространению, может перейти в повышенную нервную возбудимость. Сравнительно трудно формируются различные виды условного торможения. Поэтому чтобы научить детей 4—5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, что нельзя и что нужно делать, необходимо постоянно упражнять их в соответствующих поступках. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных на концентрацию нервных процессов у детей. Поэтому на занятиях и в быту следует совершенствовать реакции ребенка на сигнал: включать в физкультурные занятия ходьбу и бег со сменой ведущего; широко использовать дидактические игры и игры с правилами.
Воспитание детей пятого года жизни направлено на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Педагогическая позиция в отношении к ребёнку основана на уважении его права быть таким, какой он есть, признании его человеческих проблем, решить которые возможно в процессе межличностного взаимодействия. В этом взаимодействии ребёнок и взрослый выступают как равноправные, но разнообязанные партнёры. Взгляд на воспитанника как на полноценного, сотрудничающего партнёра на ступени дошкольного детства создаёт между педагогом и ребёнком атмосферу доверия и контакта.
Для пятилетнего ребёнка особую важность приобретает процесс идентификации себя со сверстниками. Дети внимательно относятся к достижениям и неудачам сверстников, интересуются оценкой, которую даёт взрослый; сравнивают себя со сверстниками; испытывают потребность в положительной оценке воспитателя. Самооценка носит ситуативный, неустойчивый характер. Педагог поддерживает стремление ребёнка к конструктивному оцениванию собственных достижений.
Эффект воспитания проявляется в расширении «степеней свободы» воспитанника – его способностей, прав, перспектив.
1.2 Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы
Результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) через раскрытие динамики формирования уровня развития и образования воспитанников в данный возрастной период освоения программы.
Ожидаемый результат:
- самостоятельное применение детьми полученных навыков и умений;
- сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях.
- благотворное влияние на сохранение опорно-двигательного аппарата
и укрепление здоровья;
- укрепление мышц стопы и голени.
2. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности
Занятия включают упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж, ходьбу по массажной и водной дорожкам с контрастным обливанием стоп и голеней, сухое растирание стоп.
Коррегирующие упражнения
Это задания, направленные на обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса коротких мышц стоп; укрепление связочно - суставного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп и координации движений.
Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.
В состав такой гимнастики могут входить такие простые упражнения как ходьба на пятках, на носках, на внешних и внутренних сторонах стопы. Прыжки на месте, поднимание пяток (при этом пальцы ног остаются на месте), ползающие движения стопой с помощью пальцев ног взад-вперед. Полезно будет прокатывать стопой гимнастические палки диаметром 2-3 см или теннисные мячики, поднимать мелкие предметы с пола при помощи пальцев ног и карабкаться по гимнастической лестнице. Все это хорошо развивает мышцы стоп, улучшает их кровоснабжение.
Любая гимнастика покажет лучшие результаты, если ее сочетать с водными процедурами. К примеру, плавание является хорошим средством стимулирования не только тонуса скелетных мышц организма, но и закаливания.
Контрастное обливание ног – доступное и в то же время мощное средство закаливания.
Опыты показали, что уже в течение первой минуты после погружения ног в холодную воду начинается снижение температуры слизистой оболочки носа. Если же человек систематически обмывал ноги прохладной водой, его организм приспособился к подобным температурным воздействиям. Слизистая оболочка дыхательных путей в этом случае меньше реагирует на резкую смену температуры, и вероятность заболеть значительно снижается. Закаленный ребенок легче переносит внезапную смену тепла и холода. Под влиянием водных процедур человек сначала испытывает холод, кровеносные сосуды кожи суживаются, кровь отливает к внутренним органам, однако уже через пол минуты – минуту сосуды расширяются, кровь приливает к коже и возникает ощущение тепла – кожа розовеет и становится теплой. Кратковременные водные процедуры хорошо влияют на ребенка, его мышечную, сосудистую и нервную системы, а также на обмен веществ и настроение: исчезает вялость, улучшается аппетит и сон.
Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом. Наиболее распространено контрастное обливание стоп и голеней, поскольку оно оказывает выраженное воздействие на профилактику простудных заболеваний. Эта процедура тренирует реакцию сосудов на перемену температур. Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны: - для здоровых детей - обливания по схеме 38-18-38-18, возможен более щадящий режим по температурному перепаду воды: 38-28-38. - для ослабленных детей контрастные обливания проводят, изменяя температуру очень постепенно, начиная с 25-36 - теплая вода и постепенно доводя ее до 40-41, холодная - с 24-26, постепенно снижая до 18.
Все закаливающие мероприятия должны проводиться на фоне положительной эмоциональной настроенности ребенка.
Сухое растирание ног
мощное оздоровительное средство, при помощи которого в 2-4 раза снижаются простудные заболевания; оказывающее общеукрепляющее воздействие на организм, повышающее тонус ЦНС, улучшающее кровообращение, нормализующее обмен веществ.
Эффект закаливающих процедур достигается через 2-3 месяца. В случае лёгких заболеваний детей не следует отменять закаливание - лучше просто уменьшить нагрузку и интенсивность растирания. В случае тяжёлой болезни ребёнка закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления.
Длительность одной процедуры от 1до 3 мин.
Цели проведения «сухого растирания»:
- профилактика простудных заболеваний;
- закаливание;
- подводить к сознательному желанию быть здоровым
Игры для профилактики плоскостопия.
- Сидя по–турецки.
- Загрузи машину
- Увези машину
- Нарисуй картину
- Поймай рыбку
- Найди клад
- Стирка
- Снежинки
- Гуси.
- Зайцы и волк.
- Сидячий футбол.
2.2 Календарный план работы, первый год обучения (4-5 лет)
Октябрь
№ занятия | План занятия |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
Ноябрь
№ занятия | План занятия |
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
Декабрь
№ занятия | План занятия |
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
Январь
№ занятия | План занятия |
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
Февраль
№ занятия | План занятия |
17 |
|
18 |
|
19 |
|
20 |
|
Март
№ занятия | План занятия |
21 |
|
22 |
|
23 |
|
24 |
|
Апрель
№ занятия | План занятия |
25 |
|
26 |
|
27 |
|
28 |
|
Май
№ занятия | План занятия |
29 |
|
30 |
|
31 |
|
32 |
|
2.3 Формы взаимодействия с родителями.
Одним из важных принципов технологии реализации программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Ведущие цели взаимодействия с семьей — создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями обучающихся, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой. Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.
Для родителей целесообразно донести необходимую информацию о методике (игрового стретчинга) на родительских собраниях, в виде консультаций в информационном уголке, в форме индивидуальных бесед. Особенно ценны открытые занятия, где родитель присутствует не как зритель, а как участник, примерив на себя роль обучающегося.
3. Организационный раздел
3.1 Организация образовательной деятельности
Объем нагрузки и продолжительность образовательной деятельности
Возраст детей | 4-5 лет |
Длительность | 15 минут |
Общее количество в неделю | 1 |
Общее кол-во в месяц | 4 |
Общее кол-во в год | 32 учебных часа |
Режим занятий
Занятия проводятся как совместная деятельность педагога с детьми по подгруппам Один раз в неделю (4 раз в месяц, 32 раза в год), с начала октября до конца мая, во вторую половину дня. На одно занятие отводится в группе четвёртого года обучения 20 минут.
3.2 Учебный план
Возраст 4-5 лет, первый год обучения, 32 часа (учебных)
- Корригирующие упражнения (на профилактику плоскостопия)
- без предметов -16 часов
-7 часов
- Контрастное обливание стоп - 9 часов
- Сухое растирание -5 часа
- Ходьба, бег -2 часа
Всего: 32 часа
3.3 Методическое обеспечение программы
- План-программа дополнительного образования «Водная дорожка».
- Конспекты занятий
- Картотека игр и упражнений по профилактике плоскостопия
- Консультации для родителей по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушения осанки.
- Методическая литература по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушений осанки
3.4 Материально-техническое обеспечение
- установка для контрастного обливания стоп
- раздевалка
- музыкальный центр или магнитофон
- диски с записями музыкальных произведений
- массажные коврики
- массажные мячи
- мячи различных размеров (от теннисных шариков до баскетбольных и медицинболов)
- ребристые и тактильные дорожки
- мелкий спортивный инвентарь (косички, обручи, верёвки, гимнастические палки)
- скамейки, шведская стенка
- ходули
Полотенца (индивидуальные, обеспечивают родители)
3.5 Оценка результатов освоения программы.
Способы проверки
Для оценки результативности занятий применяется итоговый контроль.
Цель итогового контроля оценка качества усвоения учебного материала, в практической деятельности результативность оценивается качеством выполняемых элементов. Ребёнок выполняет задания легко и без усилий, знает названия и исходные положения пройденных элементов.
Формой проведения мониторинга является наблюдение за выполнением детьми выборочных упражнений и оценке по критериям разработанной диагностики.
Способы фиксации результатов
Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Обучающиеся | Корригирующие упражнения | Сухое растирание |
1 | ||
2 | ||
3 |
1 год обучения
НИЗКИЙ: Ребенок напряжен, неуверенно выполняет большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая, не умеет действовать по указанию педагога, согласовывать свои движения с музыкой, отстает от общего темпа выполнения упражнений, необходим отдельный показ упражнений, движений. Активно и заинтересованно участвует в подвижных играх.
СРЕДНИЙ: Ребенок уверенно, с небольшой помощью педагога выполняет основные движения, упражнения системы игрового стретчинга, соблюдает направление, основную форму и последовательность действий, действует в соответствии с указаниями в общем ритме и темпе, с желанием включается и осваивает новые разнообразные движения, соблюдает правила в подвижных играх.
ВЫСОКИЙ: Ребенок уверенно, самостоятельно и точно выполняет задания, действует в общем для всех темпе, согласовывает движения и музыку, легко находит свое место при совместных построениях и в играх, быстро реагирует на сигнал, переключается с одного движения на другое, с большим удовольствием участвует в играх.
.
3.6 Список литературы
- «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление от 15 мая 2013г. № 26. Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049 - 13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в условиях детского сада. / авт.сост.
- Клюева МН. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007.
- Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой. -М.:
Сфера, 2008.
- ГалановА. С.Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007.
- Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
- Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) / авт. сост. Козырева О.В.- 2- е изд. - М.: Просвещение, 2005.
- Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста. Практическое пособие/Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова; под общей редакцией Г.В. Каштановой. -2 -е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2007.
- Комплексы лечебной гимнастики / авт. Сост. Е.И. Подольская. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011.
- Картушина М.Ю. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада . М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Алямовская В.Г.Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении.
- Здоровячок. Система оздоровления дошкольников /авт.сост. Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. - Воронеж, 2007.
- Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы /авт. Сост. Т.Г, Карепова. Волгоград: Учитель, 2011г.
- Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.- М.: Новая школа, 1994.
- Шарманова СБ., Федоров А.И., Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания:Учебное пособие -Челябинск:УралГАФК,1999.
- Лосева В.С. Плоскостопие у детей: профилактика и лечение. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
- Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Растим здорового ребенка. Новые стандарты. - М. УЦ «Перспектива», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Конспект занятия в средней группе по программе дополнительного образования театрализованной деятельности «Ходит осень по дорожкам» (по сказке «Теремок»)
Конспект занятия в средней группе по театрализованной деятельности «Ходит осень по дорожкам» (по сказке «Теремок»)Цель: Учить основам театрализованной деятельности по средством знакомства детей со ска...
Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевальноготворчества у детей старшего дошкольного возраста “Срок реализации: 1 год...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Рабочая программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" составленная на основе программы А.И.Бурениной
Рабочая программа кружка "Ритмическая мозаика"...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...