Проект по развитию детского образовательного туризма: «Робинзоны Родного края».
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

ФЕДОТОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА

В настоящее время развитие образовательного (детского и молодежного) туризма в России как одного из направлений культурно-познавательного вида туризма приобретает особую актуальность, становясь одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма.Одним из  новых видов исследовательской деятельности может стать туризм в детском саду, который будет содействовать физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка. Предлагаем вам  проект по теме "Робинзоны родного края" и фотоотчет по проекту.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по развитию детского образовательного туризма: « Робинзоны Родного края». (Отчет) Воспитатель: Федотова Татьяна Викторовна 2015-2016 учебный год

Слайд 2

Юные Робинзоны гр.№5 «Колокольчики» изучают растительный и животный мир в условиях группового помещения ДОУ и знакомятся с правилами ухода за ними.

Слайд 3

«Экскурсия в мини-оранжерею» Юные Робинзоны гр.№3 «Радость» изучают растительный и животный мир в домашних условиях и знакомятся с правилами ухода за ними.

Слайд 4

Проект « Робинзоны Родного края» разрабатывался с целью развивать детский образовательный туризм в нашем ДОУ, так как дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников. Организация подобной работы в детском саду позволило углубленно решать следующие задачи образовательной области «Физическое развитие»: расширять адаптационные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений; совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве); развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка — будущего туриста; способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения; формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям. Организация работы по внедрению туризма в оздоровительную работу ДОУ включало в себя ряд компонентов : физкультурно-оздоровительный социально-коммуникативный эмоционально-психологический эстетический и познавательный а также умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты, оздоровительную гимнастику

Слайд 5

В процессе решения данных задач воспитатели добивались, с родителями. чтобы каждый ребенок почувствовал и полюбил движение, что поможет ему приобщиться к спорту, к здоровому образу жизни, а значит будет способствовать становлению позиции созидателя в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих. Организовывали в ДОУ прогулки-походы в природное окружение, необходимо создавать условия для реализации заложенной организмом дошкольника активности, потребности в самоутверждении, предоставлять ребенку уникальную возможность развиваться, обогащать двигательный опыт, формировать у дошкольников навыки здорового образа жизни. В рамках проекта проводилась кружковая работа по ознакомлению с флорой и фауной нашего края группой №2 «Веселая мастерская» (Кружок «Флора и фауна»), а также разовые прогулки –экскурсии с целью знакомства с растениями , совместно с родителями дети посещали « Ельниковскую рощу» г.Новочебоксарск, проводились спортивные мероприятия с целью приобщения детей к туризму. Туризм предполагает выход на природу, значит, включает в себя наблюдение за окружающим миром, сезонными изменениями в нём; установление взаимосвязей в окружающей среде. Воспитатели во время ежедневных прогулок вовлекали детей в исследовательскую деятельность, активизировали познавательные и мыслительные процессы, формировали умение систематизировать, обобщать, делать выводы и умозаключения. У детей возникало желание делиться своими впечатлениями с друзьями и взрослыми. Прививались основы экологических знаний, закреплялись умение применять правила безопасного поведения в походе. Формируется желание беречь и охранять природу. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Работа по проекту « Робинзоны Родного края» продолжается. В рамках проекта в летнее время рекомендован семейный туризм «На берег р.Волги» детей с родителями.

Слайд 6

«Пешая прогулка-поход» Юные Робинзоны группы №3 «Радость» идут в свой первый поход за пределы ДОУ вместе с родителями знакомиться с окружающим миром.

Слайд 7

«Огурцы на подоконнике» Смелые эксперименты родителей с детьми в домашних условиях в рамках кружковой работы «Флора и фауна» «Земляничка в лесочке» Семейные прогулки с детьми в леса нашего края в рамках проекта « Робинзоны нашего края»

Слайд 8

«Любители молока» Эксперимент с детьми в семейном кругу в рамках проекта « Робинзоны нашего края»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей № 7

“Березка” города Новочебоксарск Чувашской Республики”

429956, г. Новочебоксарск, ул. Первомайская, д. 6 тел. 77-05-96

Проект по развитию детского образовательного туризма:

 «Робинзоны Родного края».

                                                                                  Составила: воспитатель

                                                                                           Федотова Татьяна Викторовна

г. Новочебоксарск – 2016

Введение.

 В настоящее время развитие образовательного (детского и молодежного) туризма в России как одного из направлений культурно-познавательного вида туризма приобретает особую актуальность, становясь одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма. Это подтверждается поручениями Президента Российской Федерации от 11.10.2012 № ПР-2705, данными по итогам заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, состоявшегося 25.09.2012 года.

         Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

    Спорт, физическая культура — одни из самых эффективных средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, профилактики психоэмоционального напряжения, а также нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения и подготовки их к защите Родины.

В период модернизации дошкольного образования педагогам ДОУ разрешено расширять   и углублять сеть   образовательных   услуг,   включая   в  режим   дня,   кроме программных, еще и другие виды занятий. Одним из таких новых видов может стать туризм в детском саду, который будет содействовать физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка. К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Однако, мы уверены, что детский туризм в оздоровлении детей дошкольного возраста может и должен использоваться в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ. Предлагаемая  система работы по использованию элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.

1. Цели и задачи  детского образовательного туризма.

   Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. Уникальность  туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.

Острота проблемы состоит в том, что:

  • заболеваемость детей  за последние годы требует острую необходимость пересмотреть организацию оздоровительной работы в детском саду, а так же найти оптимальные варианты  решения данной проблемы;

показатели здоровья детей требуют принятия более эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья наших дошкольников;

  • многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и психологических проблем развития детей.

       Организация подобной работы в детском саду позволит углубленно решать следующие задачи образовательной области «Физическое  развитие»:

  • расширять адаптационные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений;
  • совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве);
  • развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка — будущего туриста;
  • способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения;
  • формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.

Организация работы по внедрению туризма в оздоровительную работу ДОУ включает в себя ряд компонентов:

  • физкультурно-оздоровительный 
  • социально-коммуникативный 
  • эмоционально-психологический 
  • эстетический и познавательный 

     а также умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты, оздоровительную гимнастику.        

        В процессе решения данных задач воспитатель должен добиться, чтобы каждый ребенок почувствовал и полюбил движение, что поможет ему приобщиться к спорту,  к здоровому образу жизни, а значит будет способствовать становлению позиции созидателя в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих.

Организуя в ДОУ прогулки-походы (пешие, на лыжах, санках, самокатах, велосипедах, экскурсионных автобусах) в природное окружение, необходимо создавать условия для реализации заложенной организмом дошкольника активности, потребности в самоутверждении, предоставлять ребенку уникальную возможность развиваться, обогащать двигательный опыт, формировать у дошкольников навыки здорового образа жизни.

2.  Детский образовательный туризм и его организация в ДОУ. 

      В пилотной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, по которой работает наше ДОУ, значительное место отводится образовательной области «Физическое развитие», одной из задач которой является развитие детского туризма. Этот вид деятельности оказывает положительное влияние на все органы и системы детского организма, укрепляет костно-мышечный скелет, формирует правильную осанку. Физическая нагрузка способствует развитию волевой сферы ребёнка, физических качеств: выносливости, силы, ловкости, координации движений.

    Туризм предполагает выход на природу, значит, включает в себя наблюдение за окружающим миром, сезонными изменениями в нём; установление взаимосвязей в окружающей среде. Незаметно для себя ребёнок вовлекается в исследовательскую деятельность, у него активизируются познавательные и мыслительные процессы, формируется умение систематизировать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Возникает желание делиться своими впечатлениями с друзьями и взрослыми. Получают развитие все стороны речи; формируется умение пользоваться монологической и диалогической речью, совершенствуется эмоциональная сфера. Прививаются основы экологических знаний, закрепляется умение применять правила безопасного поведения в походе. Формируется желание беречь и охранять природу.

      Изучив психолого-педагогические разработки по данной теме, мы пришли к выводу, что туризм — это не просто креативная физическая культура, это нечто большее, чем отдых. Туризм в детском саду — это школа жизни для маленьких воспитанников, школа мужества, ведь каждый поход требует новых знаний и умений как от педагогов, так и от дошкольников.

Детские сады, практикующие на протяжении нескольких лет подобную форму работы с детьми отмечают, что детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения.

        В рамках данного проекта, на сегодняшний день  предлагаем следующие туристические маршруты:

Малой протяженности:

  • «Территория ДОУ» 

Средней протяженности:

  • «Путешествие в Ельниковскую рощу» 
  • «Луг. Поле» 

Дальней протяженности:

«Берег р. Волги». 

         При работе  по данному направлению может помочь знакомство с дополнительной программой «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной, которая позволит педагогам ДОУ найти варианты использования элементов спортивных игр и упражнений для обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей на привале и в различных формах физкультурных занятий и туристских развлечений. Например, в сценарии прогулки-похода средней протяженности «Путешествие в Ельниковскую рощу» и «Луг. Поле.» могут быть использованы игры из раздела программы Л.Н. Волошиной «Футбол». Юные «Робинзоны» попадают в сказку «Колобок», где находят много мячей и играют в игры в соответствии с сюжетом сказки: «Ловкие ножки», «Ловкие ребята», «Мяч под сетку». Для старичка Лесовичка («День леса») дети исполняют танец с теннисными шариками (раздел программы - «Теннис»), преодолевают «болото» по «кочкам» ракеткам для игры в настольный теннис, чтобы собрать «бусы» (мячи для настольного тенниса) для сказочного персонажа, выполняют игровые задания из программы, продемонстрировав как «веселая ракетка мячи кидает метко» в играх «Отрази мяч», «Подбей мяч», «Попади мячом в цель». В ходе прогулки-похода можно организовать  игры поискового характера, с опорой на полученные знания и умения в игре «Городки». Юным «Робинзонам» рекомендуется ориентироваться на знаки, выложенные в виде фигур: «ворота», «стрела», «самолет», «бочка» и др. При организации зимних прогулок-походов, туристских развлечений, физкультурных занятий апробированы игры из программы «Играйте на здоровье» с зимней тематикой из разделов «Лыжи», «Санки», «Хоккей», «Скольжение по ледяным дорожкам». В сценарии по сказке «Заюшкина избушка» «Робинзоны» можно использовать навыки ведения шайбы разными способами, а игра «Забей в ворота» — для оказания помощи зайчику в изгнании лисы, занявшей его избушку. В «Поиске волшебного сундучка» участникам прогулки-похода рекомендуется задание расчистить завал (размещенные на лесной дороге шайбы) с помощью хоккейных клюшек и т.д.

    Уже первые прогулки-разведки покажут Вам положительное влияние леса на самочувствие детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие.

На территории ДОУ впоследствии, прогулкам необходимо придать вид туристских: приобрести туристическую палатку, походную аптечку, компасы, рюкзаки, коврики, пластиковые мини-лыжи, снегоступы по количеству детей, участвующих в походе, пополнить атрибуты для спортивных и подвижных игр, что значительно повысит интерес детей к туризму. Игры с элементами спорта из программы «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной воспитателям ДОУ можно использовать на физкультурных занятиях по единому сюжету «Мы туристы», которые проводятся в виде игры под сюжетный рассказ педагога. Также в час двигательной активности на длительном привале, включаются игры и соревнования с туристской тематикой: «Ловкий турист», «Болото», «Кто самый меткий», игры с элементами спорта. В программе представлены разнообразные средства туризма, включающие физические упражнения с использованием природного и социального окружения. К средствам туризма относятся специальные двигательные задания по ориентировке на местности, туристические упражнения по развитию навыков элементарного альпинизма. Особую группу средств, для физической и технической подготовки детей составляют упражнения по овладению техникой движений в пешеходных и лыжных прогулках, упражнения по рациональному преодолению естественных препятствий, а так же предметы личного и группового снаряжения.

Можно разработать   сезонные мини-проекты:

  1. «Вперед, в поход!» — осень (организация и проведение туристических походов, целевых прогулок и экскурсий «Путешествие в Ельниковскую рощу» г.Новочебоксарск). 
  2. «В здоровом теле, здоровый дух!» — зима (развитие физических и интеллектуальных способностей детей, обучение спортивному ориентированию на местности на территории ДОУ). 
  3. «Экология и здоровье» — весна и лето (формирование основ экологического сознания дошкольников, укрепление психического здоровья через общение с природой«Путешествие Ельниковскую рощу» г. Новочебоксарск). 

Совместно со старшим воспитателем, родителями педагогами ДОУ могут быть разработаны прогулки-походы за территорию ДОУ по темам:

—  «Путешествие в Ельниковскую рощу»;

—  «Луг. Поле»;

—  «Туризм и экология»;

—  «Памятники истории и культуры»;

—  «Семейный туризм. Берег р. Волги»;

—  «Туристская кольцевая ДОУ».

     Для обеспечения эффективности данной образовательной работы старшим воспитателем разрабатывается перспективный годовой план по работе с родителями, что позволит родителям воспитанников принимать активное участие в организованных прогулках-походах. Данное взаимодействие в системе педагог - родитель наполняет прогулки-походы новым содержанием, позволяет использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников. Подобная работа способствует изучению педагогами положительного опыта семейного воспитания в укреплении здоровья детей и пропаганде его среди родителей воспитанников.

     Большое внимание необходимо уделять психологическому здоровью детей как одному из условий сохранения и укрепления общего здоровья воспитанников.  Одним из «проблемных» факторов влияющие на психическое здоровье ребенка является непонимание родителями важности социализации ребенка в ДОУ и в обществе целом. Игнорирование данной проблемы порождает в ребенке замкнутость, неумение контролировать со сверстниками, взрослыми — все это сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка.

В связи с этим можно организовать оздоровительный туристический лагерь в летний период в условиях дошкольного образовательного учреждения .В основе проекта лежит организация в летний период туристических походов и прогулок, имеющих ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Можно совместно с родителями организовать поход с подготовительной группой на «Берег р. Волги».

Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на свежем воздухе не менее 3 часов в день. «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья», писал Г.А. Сперанский.

Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

3. Основы физической подготовки «Робинзонов».

1. Развитие силы:

—  с сопротивлением партнера (упражнения в парах);

—  с преодолением веса предметов (детские штанга, гантели, набивные мячи, ядро, мешочки с песком);

—  с сопротивлением упругих предметов (эспандер, резиновый бинт);

—  с сопротивлением внешней среды (бег по траве, песку, воде, в горку, по пересеченной местности, по снегу);

— с преодолением веса собственного тела (подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, лазание по канату, поднимание туловища или ног, выпрыгивание вверх, приседание, упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах).

Задачи силовой подготовки:

- наибольшее внимание уделять развитию мышц живота и спины;

- чередовать упражнения, способствующие развитию    силы различных групп мышц; начинать с упражнений, развивающих более мелкие группы мышц;

- регулировать нагрузку, сопротивления, амплитуду повторений. Упражнения тренировочного занятия.

2.  Развитие ловкости.

Задача: совершенствовать координацию движений.

Средства: игры — мини-футбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, ловишки.

3.  Развитие выносливости — одно из важнейших качеств туриста.

Средства развития выносливости: ходьба, кроссовый бег, прыжки, ориентирование, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, аэробика.

Пешие прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных способов двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие:

—  переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;

—  наблюдение в природе и сбор природного материала;

—  беседа о лесе;

—  выполнение имитационных движений;

—  комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе препятствий;

—  самостоятельные игры (на привале).

4. Структура и примерное содержание прогулки — похода в лес для детей 5 — 7 лет

I часть. Сбор и движение до первого привала (30 мин.).

II часть. Остановка, привал (10-15 мин.).

III   часть. Движение по разработанному маршруту, комплекс игр и физических
упражнений (25-30 мин.).

VI часть. Самостоятельная деятельность детей (15-20 мин.). V часть. Сбор детей и возвращение в детский сад (20-25 мин.) Пешие прогулки-походы с детьми старшего дошкольного возраста проводим на расстояния 1,5-4 км, длительностью 1 -3 часа.

5. Инструкция по охране жизни и здоровья детей.

Были разработаны правила поведения во время туристских походов:

—  строго подчиняться воспитателю;

—  без разрешения не рвать растения, не собирать грибов и ягод;

—  не оставлять товарища в беде, всегда приходить к нему на выручку, помогать слабому;

—  оставлять место отдыха всегда чистым.

Особые требования:

—  туристический поход проводится только после тщательного изучения маршрута;

—  с детьми идут не менее двух взрослых;

—  одежда дошкольников должна соответствовать сезону;

—  каждый взрослый должен знать ядовитые грибы, ягоды, травы, растущие в данной местности; изучить содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости оказать первую помощь;

—  при  переходе  улиц,   больших  дорог,   перекрестков,   необходимо  соблюдать правила дорожного движения;

—  в походе учитывать индивидуальные физические возможности детей. 

  

Мини-проект по теме:    Поход «выходного дня» в «Ельниковскую рощу» . Продолжительность работы по проекту:

с 15 сентября до15 октября и с 10 мая по 10 июня.

Обоснование необходимости проекта.

Гипотеза.

1. В результате планомерной работы по развитию детского туризма, у детей разовьются физические качества, умение двигаться в одном темпе с другими участниками похода.

2. Дети получат развитие  речи. Пополнится запас знаний об окружающем мире, разовьется умение устанавливать логические связи между явлениями в природе.

3. «Робинзоны» получат развитие эмоциональной сферы,  основ экологического мышления,

желания беречь и охранять природу.

4.  У родителей возникнет понимание необходимости проводить больше свободного времени с детьми; окрепнут внутрисемейные связи.

5. У педагогов пополнится опыт работы с детьми через организацию «Походов выходного дня». Они смогут познакомить коллег с проектом для использования его в работе с детьми других групп МБДОУ.

Цели и задачи.

1. Пополнение опыта детей в двигательной активности.

2. Формированию опорно-двигательной системы организма, развитие психофизических качеств.

3. Закрепление умения участвовать в подвижных играх с правилами, придумывать варианты игр, организовывать их проведение.

4. Развитие целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

5. Приобщение к ценностям здорового образа жизни.

6. Развитие познавательного интереса.

7. Развитие всех аспектов речи.

8. Формирование основ экологической культуры.

9. Развитие эмоциональной сферы ребёнка

1.Подготовительный этап.

Педагоги:

- Проводят анкетирование родителей с целью выявить отношение к детскому туризму, готовности участвовать в проекте.

- Изучают и анализируют ответы на вопросы анкеты.

- Изучают литературу по теме. Рекомендации пилотной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы в образовательной области «Физическое развитие».

- Изучают  программу «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной.

Книги:

  1. В. Шишкина, М. Дедулович. «Прогулки в природу. » М., «Просвещение», 2002г.
  2. Н. В. Кравченко. «Прогулки в детском саду».М., «Творческий центр», 2010г.

-Изучают данные оценки уровня физических показателей и здоровья детей.

- Строят стратегию работы, выбирают механизмы достижения поставленных целей.

- Отбирают научную литературу, загадки и пословицы о физкультуре и туризме, иллюстрации и журнальные статьи.

- Готовят картотеку подвижных игр.

- Просматривают материалы сайтов Интернет, подбирают материал для информационного стенда для родителей.

- Готовят информационный стенд по теме.

Родители.

-Знакомятся с содержанием информационного стенда.

-Участвуют в мониторинге по теме проекта.

-Вместе с детьми участвуют в проекте.

-Обсуждают экипировку, набор продуктов, распределение груза между ребёнком и взрослым.

-Обговаривают с детьми маршрут движения от дома до детского сада, места сбора.

Дети.

-Принимают посильное участие в экипировке для похода, формировании содержимого своего рюкзака и рюкзака взрослого.

-Участвуют в обсуждении безопасного пути от дома до места сбора.

2. Основной этап.

Педагоги.

-Участвуют в подвижных играх, организованных взрослыми и детьми. Привлекают родителей к участию в игровой деятельности.

-Вовлекают детей в беседу об окружающей природе, состоянии растений.

-Направляют мыслительную деятельность детей на установление взаимосвязей между явлениями в природе.

-Загадывают загадки о природе, побуждают детей к придумыванию загадок об окружающем мире.

-Организуют чаепитие.

-Следят за соблюдением правил техники безопасности при нахождении в Ельниковской роще.

-Напоминают родителям о необходимости проверить состояние одежды детей: поменять носки при необходимости, надеть перчатки.

-Убирают место привала вместе с родителями; заливают костёр, собирают мусор.

-Контролируют начало движения в сторону дома: наличие детей, отсутствие забытых на месте привала вещей.

Дети. В процессе движения по маршруту наблюдают за окружающим миром, называют объекты живой и неживой природы, обращают внимание других участников похода на увиденное, устанавливают взаимосвязи между явлениями природы (наступила холодная осень, в муравейниках закрыты все ходы- муравьи впали в состояние сна до теплых весенних дней.).Взрослые побуждают детей к наблюдению за другими объектами природы: лиственными и хвойными деревьями, травой, брусничником и черничником, обращают их внимание на отсутствие насекомых., помогают выстраивать логические цепочки взаимосвязи явлений в природе. Дети собирают шишки хвойных деревьев, понравившиеся ветки необычной формы, другой природный материал для изготовления поделок в группе. На привале ребята принимают активное участие в подвижных играх, организуют свои игры с правилами и без правил.

Родители. В ходе движения по маршруту идут рядом с детьми, обеспечивая безопасность передвижения; ведут младших детей за руку. Участвуют в наблюдении за окружающим миром природы, обсуждении взаимосвязи явлений. На привале помогают разжечь костёр, следят за безопасностью детей во время наблюдения за огнём. При необходимости, меняют носки на запасные, сухие. Участвуют в подвижных играх, предлагают свои варианты игр. Во время сборов в обратный путь помогают убрать место стоянки (залить костёр, собрать мусор), проверить наличие всех детей, организовать движение по направлению к дому.

3. Заключительная часть.

Работа с детьми. Обсуждение похода в Ельниковскую рощу: что запомнилось, что особенно понравилось.

-Рассматривание выставки фотографий.

-Рисование осенних пейзажей. Выставка работ.

-Чтение рассказов, текстов описательного характера об осени, природе; сравнение с увиденным в походе. Чтение наизусть стихов об осени.

Работа с родителями. 

-Мониторинг родителей с целью определения уровня заинтересованности работой в проекте, внесения дополнений к организации походов; введения в традицию походов «выходного дня», предложений по изменению и дополнению формата совместной деятельности в будущем.

-Изготовление с детьми поделок из собранного природного материала, рисунков для выставки работ в детском саду,

Педагоги.

-Выставка фотоматериалов «Поход выходного дня».

-Выставка детских рисунков и поделок из природного материала по воспоминаниям о походе.

-Обобщение педагогического опыта: выступление по теме проекта на педчасе в МДОУ.

Прогнозируемые результаты.

Долгосрочные.

-Повысилась педагогическая компетентность воспитателей и родителей через пополнение знаний о значении туризма для развития детей.

-Сформировалось понимание необходимости развивать физические качества детей, умственную деятельность, эмоциональную сферу через детский туризм.

-У родителей появилось стремление активно участвовать в жизни группы.

-Дети получили физическую нагрузку соответственно возраста, что способствовало развитию всех органов и систем детского организма.

Краткосрочные результаты.

-Дети получили дневную норму физической нагрузки, что способствует поддержанию ровного эмоционального фона в течении дня.

-Обогатились новыми впечатлениями от встреч в природе.

-Получили толчок к развитию всех аспектов речи, развитию словаря через стремление выразить впечатления от похода.

-Пополнили знания об осенних изменениях в природе и погоде.

-Развились мыслительные процессы.

-Повысилось умение выделять и формировать моральные нормы и правила поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Краски родного края" старшая группа

·         Способствовать расширению и закреплению знаний детей о родном крае·        Закреплять навыки рисования красками кубанских уз...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "История родного края"

В конспекте представлен материал по ознакомлению детей с историческим прошлым Белгородчины, с полным описанием задач, основных форм, методов работы с детьми. указаны образовательные области, интеграци...

Методическая разработка. Педагогический проект "Детские писатели о природе родного края".

Авторский педагогический проект помогает использовать все области образовательной программы по ознакомлению детей с художественной литературой природоведческого характера в подготовительной группе дет...

Педагогический проект «Образовательные прогулки по родному краю»

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Подольском в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости з...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию на тему: «Полёт над родными краями» для детей 6-7 лет

Методическая разработка,конспект непосредственно образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию на тему: «Полёт над родными краями» для детей 6-7 лет....

Опыт работы по Проекту «Родные истоки» по направлению на сохранение и развитие языков, традиций, культуры народов родного края проживающих в Алькеевском районе села Борискино

Цель:• Сохранение, распространение и развитие национальной культуры, истории, традиций, обычаев, особенностей народов, проживающих на территории села Борискино Алькеевского района Республики Тата...