Методическая разработка. Педагогический проект "Детские писатели о природе родного края".
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Авторский педагогический проект помогает использовать все области образовательной программы по ознакомлению детей с художественной литературой природоведческого характера в подготовительной группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт- Петербурга
Педагогический проект
«Детские писатели о природе родного края»
Подготовительная группа общеразвивающей направленности «Вишенка»
Время проведения: 16-20 октября 2017г.
Выполнила воспитатель:
Крылова И.В.
Санкт-Петербург
2017г.
Проблема и актуальность проекта «Детские писатели о природе родного края».
«Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто, и каким образом читают детям» (В.В.Гербова)
Сегодня особо остро стоит перед человечеством вопрос об охране природы Земли, заботливого и бережного отношения к ней. Детям органически присуща любовь ко всему живому. Внимание, наблюдательность, интерес к природе нужно развивать у детей постепенно, последовательно, целенаправленно. Ведь даже придя в лес, на луг или поле дошкольник не может охватить, вобрать в себя всего разнообразия жизни их обитателей. Сделать это ему помогут книги о природе. В наше время дети получают информацию из разных источников: детские познавательные журналы и энциклопедии, телевидение. Главную же роль занимает детская художественная литература. Она более легко и доступно подводит ребёнка к восприятию понимания целостной картины мира природы и какую же роль в ней занимает человек. Все детские писатели и художники, создавая свои произведения, задумывались о том, что их творчество — это ориентир для положительного, полифункционального развития личности ребёнка. Хотели, чтобы дети, читая их книги, рассматривая иллюстрации, познакомились и полюбили бы окружающий мир природы родного края.
«…Задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевленного предмета… Тогда читателю откроется чистейшая правда, глубоко верное изображение действительности…» В. Бианки
Передать детям знания, показать правильное направление пути, чтобы войти в этот чудесный мир, должны мы — воспитатели и родители.
Цель проекта: Развитие у детей интереса и потребности к чтению художественной литературы природоведческого характера.
Задачи:
Расширение представления детей о диких и домашних животных: где живут, как добывают себе пищу, как ведут себя в разные сезоны года, зависит ли их жизнь от сосуществования с человеком. Формирование представления, что человек — часть природы, он должен беречь, охранять, защищать её. Развитие восприятия, умения выделять характерные признаки персонажей книги (на слух, зрительный анализ). Совершенствование связной диалогической и монологической формы речи. Расширение представления о графике и её выразительных средствах. Продолжение знакомства детей с творчеством, биографиями художников и писателей. Формирование у детей потребности к чтению художественной литературы природоведческого характера, потребности в новых знаниях о природе родного края. Воспитание читателя, способного испытывать сострадание, сочувствия к героям книг о природе. Воспитание бережного отношения к книгам.
Приобщение родителей и социальных партнёров к совместной деятельности в разных
видах детской деятельности по теме проекта.
Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Тип проекта: познавательно -игровой, групповой.
Используемые технологии: здоровье сберегающая технология, технология проектной деятельности, игровая технология, личностно — ориентированная технология.
Продолжительность: краткосрочный (неделя)
Ожидаемый результат:
На уровне ребенка:
- Формирование представления, что человек-часть природы.
- Расширение представлений о диких и домашних животных.
- Развитие интереса к художественной литературе природоведческого характера.
- Воспитание читателя, способного испытывать сострадание, сочувствие к героям книг о природе.
- На уровне педагогов:
- Повысить качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
- Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов.
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания у детей интереса к чтению природоведческой литературы, воспитанию читателя, способного знать, беречь и любить природу.
На уровне родителей воспитанников:
Повышение уровня ответственного отношения родителей к воспитанию у ребёнка потребности к чтению художественной литературы природоведческого характера. Бережного отношения к книге, как источнику знаний и объекту семейного чтения.
На уровне педагогических технологий: Внедрение в образовательный процесс игровых технологий, проектной деятельности использование ИКТ в работе с детьми и родителями.
На уровне предметно-развивающей среды: Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
Этапы реализации проекта «Детские писатели о природе родного края»
Этапы | Цель | Содержание | Формы сотрудничества |
1 этап подготовительный | Проблема | Выбор темы проекта, изучение отношения родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта, постановка цели | Анкетирование родителей «Роль художественной литературы природоведческого характера во всестороннем развитии ребёнка». Работа в творческой группе педагогов, участвующих в проекте. |
2 этап проектировочный | Планирование | Составление плана по реализации проекта. Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам формирования основ безопасного поведения у детей. Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды, разработка основных методических материалов по теме проекта | Работа в творческой группе педагогов и социальных партнёров, участвующих в проекте. |
3 этап практический | Получение продукта, результата проектной деятельности за счёт выполнения определённых действий | Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов | Организация фотовыставки «Наша домашняя библиотека». Консультация для родителей «Развитие у детей интереса к чтению художественной литературы природоведческого характера». Создание библиотеки книжек-самоделок
|
4 этап аналитический | Рефлексия и коррекция | Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы. | Круглый стол «Сказки- подсказки». Беседы. Рекомендации на тему: «Запишитесь с ребёнком в библиотеку!», «Прогулка выходного дня в зоопарк». Наглядная информация «Природоведческая литература современных авторов для дошкольников старшего возраста». |
5 этап заключительный | Презентация проекта | Представление содержания работы, обоснование выводов | Дискуссия |
План мероприятий по реализации проекта «Детские писатели о природе родного края»
Образовательная область | Содержание деятельности | |
Познавательное развитие | Рассматривание иллюстрированных книг, представленных в библиотеке групповой комнаты «Ребятам о зверятах». Чтение рассказов и сказок Н. Сладкова,В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Чарушиной, М. Пришвина,Г. Скребицкого, Э.Шима) Презентация для детей «Детские писатели о природе родного края». Просмотр мультфильмов по произведениям Е.Чарушина, В.Бианки «Топтыжка», «Муравьишка-хвастунишка». Д\и «Четвёртый лишний» (Т.А.Шорыгина), «Кто где живёт», «Узнай по описанию», «Пазлы (обложки книг)», «Зоологическое лото», «Найди различия». Знакомство с трудом взрослых: писатель, библиотекарь, ветеринар, зоолог. Мимио проект «Ребятам о зверятах». | |
Социально-коммуникативная | Сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Ветеринарная клиника». Игровая ситуация «Правила поведения при общении с животными» (Т.А.Шорыгина конспект) Этические беседы: «Читаем книги» Игра - драматизация по мотивам сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» | |
Речевое развитие | Составление творческих рассказов с заданными словами по теме проекта, описательных по предметными и сюжетным картинкам. Организация книжной выставки по данной теме проекта. Подборка иллюстрированной литературы. Чтение, обсуждение, пересказ сказок и рассказов по теме проекта. Чтение и заучивание стихотворений В. Степанова «Родная природа». Загадки о животных, птицах и насекомых, встречающихся в природоведческой литературе, по теме проекта. | |
Физическое развитие | Пальчиковая гимнастика «Насекомые», «Зимующие птицы». Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Охотник и зайцы», «Совушка». Беседа «Правила безопасного поведения в зоопарке». | |
Художественно-эстетическое | Рисование предметное «Медведица с медвежонком» (в стиле Е.И.Чарушина). Сюжетное по мотивам сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил». Предметное «Нарисуй и раскрась», раскраски и обводки по теме проекта. Аппликация: коллаж «Звери наших лесов», оригами «Ёжик». Ритмические движения под музыку «На танцующих утят…» Музыкальный досуг «Лесной хор». Конструктивная деятельность «Зоопарк». | |
Работа с родителями | Анкетирование родителей с целью изучения мнения родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта «Роль художественной литературы природоведческого характера во всестороннем развитии ребёнка». Консультация «Развитие у детей интереса к чтению художественной литературы природоведческого характера». Организация фотовыставки «Наша домашняя библиотека» Оформление информационного пособия /ширма/ «Природоведческая литература современных авторов для дошкольников старшего возраста». Рекомендации на тему: «Запишитесь с ребёнком в библиотеку!», «Прогулка выходного дня в зоопарк». Создание библиотеки книжек-самоделок
| «Войне мы скажем — Н» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края"
Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через озн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА " ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ ".
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение мира: ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Значит, уже в этот перио...

Методической разработка конспекта по НОД «Экскурсия по родному краю».
В данной методической разработке представлен материал по ознакомлению детей с заповедными местами родного края (Ленинградская область)....

Методическая разработка Экологическое воспитание детей четвертого года в процессе ознакомление с природой родного края воспитатель
Экологическое воспитание значимо и для личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях, оно оказывает интенсивное влияние на его ум...
Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми на тему «Край родной – чувашский край».
laquo;Край родной – чувашскийкрай».Цель. Воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю; вызвать чувство восхищения и гордости....
Методическая разработка "Воспитание у детей интереса к природе родного края, отражая её красоту и особенности в самостоятельной творческой деятельности".
Методическая разработка "Воспитание у детей интереса к природе родного края, отражая её красоту и особенности в самостоятельной творческой деятельности".Воспитание у детей интереса к природе...