Педагогический проект «Образовательные прогулки по родному краю»
проект (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_obrazovatelnye_progulki.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации г. о. Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 15 «Медвежонок»
Педагогический проект
«Образовательные прогулки по родному краю»
Старшая группа
Подготовила и провела:
Воспитатель Чуракова Е.Н.
Г.о. Подольск 2016-2017 г
Педагогический проект «Образовательные прогулки по родному краю»
Автор проекта: Чуракова Елена Николаевна, воспитатель МДОУ ЦРР - детский сад №15 «Медвежонок» г.Подольск
Вид проекта: долгосрочный, практико - ориентированнный, исследовательский.
Продолжительность проекта: 1 год
Участники проекта: дети старшей группы МДОУ ЦРР - детский сад №15 «Медвежонок», родители и воспитатели группы.
Актуальность проблемы:
В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине.
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут. Этот проект посвящается Подольску - городу, который является Родиной моих воспитанников.
Чтобы вызвать интерес к родному городу, необходим подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял яркие впечатления. Это могут быть образы природы, общественные события, традиции, труд близких людей. Полученные знания о родном городе будут способствовать воспитанию у дошкольников таких чувств как привязанность, любовь к родному краю.
Мне бы хотелось, чтобы впечатления детства у наших детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем.
Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине традиционно решалось в ДОУ, но результаты исследования показали, что необходимо усилить работу в данном направлении. Поэтому нами была поставлена цель и выделены задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников и решением данной проблемы стала реализация проекта «Образовательные прогулки по родному краю»
Содержание сценария маршрута для детей дошкольного возраста были направлены на:
- формирование интереса воспитанников к городу, его достопримечательностям, памятникам культурного и исторического наследия;
- создание условия для игровой, двигательной, познавательной, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях образовательных маршрутов;
- развитие коммуникативных компетенции детей дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми, знакомство с правилами безопасности и культурного поведения в городе;
- воспитание бережного отношения к городу и его культурной среде.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Подольском в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат.
Цель проекта:
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Воспитывать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
Воспитывать чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;
- Формировать у родителей активноую жизненную позицию по вопросам патриотического воспитания.
Методы проекта:
Познавательно-игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, мониторинг.
Предполагаемый результат:
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Подольска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Данный проект был апробирован в рамках МДОУ ЦРР детский сад №15 «Медвежонок» в 2016-2017 учебном году с детьми старшей группы в специально организованной деятельности педагога и детей, самостоятельной детской деятельности, совместной деятельности детей и родителей.
Этапы работы над проектом
I этап - подготовительный, включает в себя:
1. Выбор темы.
2. Обозначение проблемы.
3. Изучение методической литературы по краеведению.
4.Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
5.Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
II этап - основной, включает в себя:
- Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
- совместные мероприятия с семьями воспитанников,
- экскурсии по городу,
- пополнение развивающей среды,
- выставки детских работ.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2016 -2017 учебный год
Дата | Тема | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | «История возникновения родного города» | - Изучение возникновения города, его истории, значения. - НОД «Река Пахра - село Подол» Цель: Побудить у детей интерес к истории нашей Родины, дать некоторые сведения о жизни древних славян, о прошлом г. Подольска. Воспитывать любовь к родному краю |
Октябрь | Мой город, дороже которого нет | Беседа «Визитная карточка города – герб» - Рисование «Город Подольск ». - Беседа «День рождение нашего города» - Экскурсия в усадьбу Ивановское |
Ноябрь | «Улицы родного города» | - НОД Рисование «Улицы родного города» - изготовление альбома совместно с родителями «Моя малая Родина - Подольск». НОД «Имена героев в названиях улиц» «О названиях улиц родного города». - Составление творческих рассказов: «Из окна наша улица видна», «Город будущего», |
Декабрь | «Путешествие по родному городу | - чтение стихов о Подольске - рассматривание географической карты - рассказы о достопримечательностях г.Подольска, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе, - чтение стихов о родном городе, прослушивание песен |
Январь | «Малая родина – мой дом, двор, улица». | - знакомство с улицами: - Беседа «как появился лесопарк «Елочки» - Экскурсия в лесопарк «Елочки» - Составление творческих рассказов: «Мой любимый уголок Подольска» |
Февраль | Беседа о родном городе, о его достопримечательностях. | - Беседа «Самые красивые места в нашем городе» (архитектурные памятники). Экскурсия в Екатерининский сквер Экскурсия к зданию вокзала г. Подольска |
Март | Природа родного города | - Знакомство с флорой и фауной г. и окрестностей. - Беседы о сохранении природы. - Конкурс рисунков «Любимый уголок природы». |
Апрель | «Люблю тебя – мой край родной» | -Беседа «Чем славен наш город». |
Май | «Наши деды надевают ордена»
| - Нод « Подольск в годы войны 1941- 1945 г.г.» -Беседа «Славные подвиги защитников родной земли». - Беседа «Что такое героизм» - Экскурсии к памятнику летчику Талалихину - Чтение С. Алексеев «Они защищали Москву» Л. Кассиль «Твои защитники», С. Михалков «День победы» - Разучивание стихов - Прослушивание и разучивание песен военно-патриотической тематики. - Оформление альбома «Дети в годы войны», «Они не вернулись с войны - Праздник «Победная весна 45 –го » |
Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?»,
«Собери картинку»,
«Карта моего города»,
«Город будущего»,
«Я - фотограф».
Формы работы с родителями
- Беседы с родителями о важности данной проблемы
- Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
- Изготовление семейных альбомов
- Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского быта
- Подбор открыток и фотографий для оформления альбомов, выставок.
- Участие в конкурсе рисунков «Город, что сердцу мил»,
Организация экскурсий по городу, посещение с детьми памятников, музеев, участие в качестве зрителей на праздниках посвященных Дню города, Дню победы, народные праздники.
- Участие в конкурсе рисунков «Любимый уголок природы».
- Консультации для родителей:
«Улицы нашего города»;
«Знаменитые люди Подольска».
«Растим гражданина»,
«Мы любим свой город» и т. д.
- «Трудовой десант» родители с детьми (посадка деревьев, цветов, уборка мусора на участке)
III этап - итоговый, включает в себя:
- итоговое диагностирование детей,
- повторное анкетирование родителей.
Вывод:
Работа с детьми была организована на основе тематического планирования. Это позволило увидеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические и др. Были использованы разнообразные формы работы с применением регионального компонента: занятия, экскурсии и прогулки по городу, чтение литературных произведений.
Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», работа с дошкольниками строилась в форме путешествий по родному городу, где дети имели возможность любоваться красотой города, учились беречь и любить свою малую родину.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимают родители. В работе с родителями активно используются различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др.) В результате, папы и мамы стали моими главными помощниками в организации экскурсий, в решении проблем по благоустройству территории детского сада и прочее. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живешь.
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Подольска доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Литература.
- Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
- Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
- Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение опыта по теме: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»....
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность темы. Реализация современной системы образования невозможна без знания своей Родины, своего родного края. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивает...
Педагогический брифинг "Воспитываем любовь к родному краю"
Брифинг (англ. briefing от англ. brief — короткий, недолгий) — краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу. (В нашем мероприятии тема нашего брифинга «Воспитываем любовь к ...
Педагогический совет «Пробуждение любви к родному краю в процессе воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста».
Педагогический совет «Пробуждение любви к родному краю в процессе воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста» организован в целях повышени професс...
Педагогический проект по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Ямал – мал, да удал…»
Данный проект разработан для детей старшой группы с целью формирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем. В данный п...
Детско – родительский мини - клуб « Содружество» Викторина: «Прогулки по родному краю»
Цель: мини-клуба: создание условий для повышения родительской компетенции в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЗадачи:1. Активизировать мыслит...