Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ дорожной безопасности
статья (средняя группа) на тему

Дорожно-транспортные происшествия, в которых погибают или получают травмы дети, являются, пожалуй, самыми мрачными событиями дорожного движения и это существенный минус, серьёзная проблема общества и многих его структур.
Безопасность детей является наиболее важной для родителей ценностью и их постоянной заботой, однако не все родители служат образцом примерного поведения на дорогах, в силу своей занятости сами частенько нарушают правила дорожного движения. Знания о правилах дорожного движения дают детям не регулярно, от случая к случаю и не в полном объёме.

Актуальность и востребованность проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного образования и существующими противоречиями между:
- потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения на улицах и дорогах и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у детей;
- объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и недостаточной разработанностью образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности средствами и возможностями детских объединений;
- важностью целенаправленной деятельности педагогов и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечивающих содержание подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности в учреждениях образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir_osnov_dor_bez._siliverstova_e.a.docx47.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа № 19 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск

Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Золотой ключик»

«Формирование у детей среднего дошкольного возраста

 основ дорожной безопасности»

Выполнила:

Силиверстова Елена Александровна, воспитатель

 ГБОУ ООШ № 19, структурное подразделение «Золотой ключик»

г.о. Новокуйбышевск Самарской области

 

Новокуйбышевск, 2015г.


Описание системы деятельности педагога в условиях модернизации

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе, в условиях реализации модернизации региональной системы дошкольного образования.Желаемые результаты. Противоречия (в результатах, в основном процессе, в условиях).

Одной из важных для человечества потребностей является - обеспечение безопасности  его жизнедеятельности.
Дорожно-транспортные происшествия, в которых погибают или получают травмы дети, являются, пожалуй, самыми мрачными событиями дорожного движения и это существенный минус, серьёзная проблема общества и многих его структур.
Безопасность детей является наиболее важной для родителей ценностью и их постоянной заботой, однако не все родители служат образцом примерного поведения на дорогах, в силу своей занятости сами частенько нарушают правила дорожного движения. Знания о правилах дорожного движения дают детям не регулярно, от случая к случаю и не в полном объёме.

Актуальность и востребованность проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного образования и существующими противоречиями между:
- потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения на улицах и дорогах и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у детей;
- объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и недостаточной разработанностью образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности средствами и возможностями детских объединений;
- важностью целенаправленной деятельности педагогов и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечивающих содержание подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности в учреждениях образования.

В ходе наблюдения за игровой и образовательной деятельностями детей, можно выявить уровень сформированности основ безопасного поведения детей на дорогах . Проведя анализ таких наблюдений, выявляются некоторые недостатки в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности:

Недостатки в результатах

Недостатки в основном процессе

Недостатки в условиях реализации модернизации региональной системы дошкольного образования

Ребенок не обладает навыками адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

Не проводится работы с родителями по формированию основ безопасного поведения.

Отсутствие современных мультимедийных методических пособий.

У ребенка не сформированы представления о правилах дорожного движения

Рассогласование требований к ребенку со стороны педагогов и родителей.

Ребенок не владеет элементарными навыками поведения  на улице, на дорогах, во дворе

Не созданы условия для активизации умственной деятельности детей, развитии потребности и желания приобрести новые знания о правилах безопасного поведения.

Недостаточное оснащение материальной  базы.

У ребенка не развиты самостоятельность и ответственность.

Не используются различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения.

Нет единой концепции по обеспечению безопасности дорожного движения

  1. Формулировка проблемы на основе проведенного анализа.

На основе проведенного анализа, возникает проблема формирования безопасного поведения на дороге у детей среднего дошкольного возраста.
Проведенная диагностика детей среднего дошкольного возраста на начало учебного 2014 – 2015 года в нашем ДОУ показала, что у детей имеются проблемы в развитии таких качеств личности, которые обеспечивают безопасное поведение на дорогах. У наших детей есть проблемы в соблюдении правил дорожного движения, различении и назывании специальных видов транспорта, понимания значения сигналов светофора, узнавании и назывании некоторых дорожных знаков.

3.Цель, задачи:

 Цель  деятельности – формирование у детей среднего дошкольного возраста основ  дорожной безопасности через решение следующих задач:

*Закреплять представления детей о правилах дорожного движения, о светофоре и его сигналах, дорожных знаках и различных видах транспорта.

* Закреплять в игровой форме практические навыки поведения при переходе улицы, учить применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, память, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире.

* Воспитывать чувство ответственности, желание помочь своим друзьям.

* Учить детей узнавать и называть некоторые дорожные знаки.

* Закрепить с детьми знания о сигналах светофора. Предложить детям выполнить практическое задание на раздаточном материале.

3.Описание нового образовательного результата, сформированного у обучающегося.

Образовательным результатом по обучению детей среднего дошкольного возраста навыкам безопасного поведения на дороге, является  способность  управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок соблюдает правила поведения на улице (дорожные знаки), в общественных местах (транспорте). Различает и называет специальные виды транспорта, объясняет их назначение. Понимает значение сигналов светофора. Узнает и называет такие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Пункт первой медицинской помощи», «Подземный пешеходный переход».

4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Работая в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, необходимо реализовать содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» через создание предметно-развивающей образовательной среды.

 Специально -  организованная деятельность              

В специально – организованной деятельности используются различные формы и методы, такие как игры-путешествия, проблемные ситуации, игры- эстафеты, творческие игры, в которых дети выполняют роли пешеходов, водителей.

Чтобы детей эмоционально настроить, заинтересовать, в гости приходят игровые персонажи домовёнок Кузя, Незнайка, Буратино и др. Они рассказывают истории, происходившие с ними (из-за нарушения правил дорожной безопасности), и «открывают» вместе с детьми правила поведения, а также загадывают загадки, приносят картинки и разные задания. На примерах из жизни домовенка Кузи показываю, что может случиться, если не соблюдать правила дорожной безопасности. Использование игрового персонажа дает возможность детям исправлять его ошибки, объяснить о необходимости выполнять правила. С детьми в непосредственно-образовательной деятельности  были проведены такие темы: «Правила маленького пешехода», «Друг - мой светофор»,  «Пешеходный переход».

Для закрепления правил поведения на дорогая используются специально подготовленные игры «Говорящие знаки», «Назови транспорт», «Желтый, красный, зеленый».

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные образовательные мероприятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.

Совместная деятельность взрослых и детей

В совместной деятельности с детьми организовываются совместные дидактические, сюжетные, подвижные игры, обсуждение сюжетов из жизни по картинкам, разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей, чтение художественных произведений с обсуждением, загадывание загадок, использование пословиц, бесед на разные темы, заучивание стихотворений, рассматривание плакатов, предметов быта, пожароопасных предметов.  

Заучивание стихотворений и загадок о транспорте, дорожных знаков, использование дидактических играх «Найди знак пешеходный переход», «Выбери место для игры с мячом», закрепить правила дорожного движения.

Игра – способ моделирования окружающей жизни. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре

Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил дорожного движения в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности используются специально подобранные произведения художественной литературы. В работе с дошкольниками по ознакомлению с правилами дорожной безопасности поведения  на основе произведений художественной литературы используются такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев; чтение фрагмента рассказа как иллюстрации к определенной опасной ситуации; анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности. Произведения с разным содержанием «Светофор» В.Кожевников, «Автомобили» Н.Носов, «Трамвай и его семья» Л.Галтырпейн.

Создание предметно-развивающей среды              

Одним из определяющих факторов познавательного развития ребенка является предметно-развивающая среда. Правильно организованная среда со специально подобранными материалами помогает взрослому обеспечить правильное развитие ребенка, приучать к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Предметно – развивающая среда в группе представлена:

1) Уголком  дорожного движения, который содержит материалы:

 - практический: план-схема, где находится д/сад, макет улицы с дорожными знаками, иллюстрации и т. д., атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Говорящие знаки», «Час пик», «Большая прогулка» и др.

- наглядный: «Светофор- мой друг», «Дорожное движение», «Пешеходный переход»; разнообразные плакаты по дорожному движению.

2) Игротекой, которая содержит:

-дидактические игры  «Найди знак пешеходный переход», «Выбери место для игры с мячом» развивающие настольно-печатные игры «Час пик», «Моя большая улица», «Транспорт».

3) Библиотекой, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Взаимодействие с родителями

Работу с родителями необходимо планировать, ведь круг проблем связанный с безопасностью ребёнка невозможно решить только в рамках ДОО, поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях, и научиться самостоятельно, принимать решение и тогда не случится беды.

Придерживаться системы педагогических условий, включающих поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (воспитатель – дети – родители).

Важно уделять значительное внимание примеру взрослых. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких-либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют.

Формы работы с родителями: родительские собрания, круглые столы, консультации, семинары, дискуссии, дни открытых дверей, оформление наглядной информации (папок-передвижек, стендов, родительских уголков), совместные мероприятия с приглашением медицинских работников, полицейского, смотры- конкурсы (совместная работа детей и их родителей), работа над проектами, анкетирование родителей.

Взаимодействие с коллегами

Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, необходимо работать в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса – воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, используя в работе следующие формы:

  • совместное планирование;
  • индивидуальные консультации;
  • консультации для педагогов ДОО;
  • семинары- практикумы;
  • открытые просмотры;
  • развлечения, праздники.

Для выявления умений и навыков дошкольников по формированию основ дорожной безопасности жизнедеятельности возможно использование диагностики по программе «Основы дорожной безопасности детей дошкольного возраста».

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).

Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и      представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ дорожной  безопасности.

Цель диагностики в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях.

Методика проведения диагностики:

Темы

Методики диагностики

1 тема:

«Ребёнок и дорожные знаки»

  • Беседы: «Как переходить дорогу?», «Однажды на улице», «Дорожные знаки».
  • Обсуждение  конкретных  ситуаций.
  • Дидактические игры: « Угадай какой дорожный знак?», «Час пик»

2 тема:

«Ребёнок -пешеход»

  • Занятие-практикум «Как переходить дорогу?».
  • Дидактические игры: «Как избежать неприятностей на дорогах??», «Кто поможет?», «Скорая помощь», «Помогите, милиция!».

3 тема:

«Ребёнок на улице»

  • Занятие-практикум «Мы пешеходы».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и пассажиры»;
  • Дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки»,«Найди ошибку».

5.Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Кадровые: повышение квалификации педагогов по обучению воспитанников безопасному поведению на дороге; повышение уровня использования метода проекта.
Нормативно-правовые: планирование в годовом плане ДОУ мероприятий: развлечение «Наш помощник – светофор»; в календарно-тематический план включать: недели «Дорожные знаки - наши помощники», «Неделя вежливого пешехода и водителя», «Опасности на дороге»;Приказ о проведении экскурсии «Наша улица»;Заключить договор о сотрудничестве с работниками ГИБДД.
Научно-методические: В работе с детьми использовать программу: «Три сигнала светофора» Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения Саулиной; Методические разработки детско-родительского проекта «Дети и дорога».
Материально-технические: проектор, телевизор, компьютер; создание во дворе д/с специализированной площадки по ПДД
Информационные: информационные стенды по ПДД в фойе ДОУ; Подбор литературы, информационных документов по профилактике ДДТТ; сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; видеотека мультфильмов на тему «Правила дорожного движения»; мультимедийные технологии.
Организационные: Организовать консультации для родителей на темы: «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге», «Взрослые, вам подражают», «Правила поведения при сезонных изменениях погоды»; Организовать тематические встречи с работниками ГИБДД, привлечь физ.инструктора и музыкального работника к участию в развлечениях, тематических досугах, проведении подвижных игр по ПДД; привлечение родителей к участию в педагогическом процессе.

7   Выводы

Таким образом, важно помнить, что кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, нужно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл. Чем раньше малыши усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и воспитателям

Ожидаемый результат:

- дети будут правильно  ориентироваться на дороге, применять  знания о правилах дорожного движения.

- знать и узнавать и называть дорожный знак «Пешеходный переход»,

-дети будут правильно переходить улицу.

-дети научатся правильно входить в любое транспортное средство или выходить из него нужно со стороны тротуара, обходить трамвай,  автобус.    --дети смогут анализировать ситуацию на дороге на основе полученных знаний о ПДД.
- дети научатся различать и называть различные виды транспорта.

Список литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б., Безопасность. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.
  2. ВолковС.Ю. ПроПравиладорожногодвижения. Стихидлясамыхмаленьких. — М.: Омега, 2002.
  3. Добрая Дорога Детства. Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику. - М., 2007-2008.
  4. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  5. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - М.: Скрипторий 2003, 2008.
  6. Амос Д. Катя потерялась. – Петрушка, 1997.
  7. Боровой Е.В. Красный, желтый, зеленый. – Минск, 1976.
  8. Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Из опыта работы / Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.
  9. Иштван И. Ходи по улицам с умом. – М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1986.
  10. Калинина Н. Как ребята переходили улицу: Хрестоматия для детей старшего возраста. М.: Просвещение, 1981.
  11. Кутилова З., Айдаров Л. Я на улице: Для детей в возрасте от 6 до 10 лет. – М., 1988.
  12.  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа./ И.А. Лыкова - М.: «Карапуз - дидактика», 2008.- 144 с.: 16 л. вкл., переиздание дораб. и доп.
  13.  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа/. И.А. Лыкова - М.: «Карапуз - дидактика», 2008.- 144 с.: 16 л. вкл., переиздание дораб. и доп.
  14. Пятикоп А. Здравствуй, светофор! – Анселл – Пресс, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений детей среднего дошкольного возраста об основах безопасности жизнедеятельности

Материал содержит сценарий развлечения по обучению детей среднего дошкольного возраста ОБЖ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о дорожной безопасности

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о дорожной безопасности Тема: «Дорожная азбука»...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

«Экскурсии и наблюдения в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ экологической безопасности»

Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду, в ходе которой нужно подготовить ребенка к встрече с различными сложными экологическими ситуациями, а порой и чр...

Методическая разработка"Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ пожарной безопасности".

Использование новых форм в работе с детьми-онновационная развивающаяся технология "Лэпбук"....

Образовательный проект по формированию у детей среднего дошкольного возраста основ книжной культуры

Тема: Формирование у детей среднего дошкольного возраста интереса к произведениям детских писателей. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.Срок реализации: 4 недели.Актуал...