ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «НА УЛИЦАХ ГОРОДА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ
методическая разработка (старшая группа) на тему

В данном метериале отражен опыт нашего детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «НА УЛИЦАХ ГОРОДА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ

Выполнили: Шульгина Л.М., воспитатель, АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с 201 «Волшебница»

   

Самое дорогое у человека – это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире. От того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его будущее.

По данным Всемирной организации здравоохранения, 30 – 40% смертей при несчастных случаях приходится на ДТП. В нашей стране ситуации с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остается, – особенно в течение последних трех лет, – очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тысяч человек населения в 2 раза больше, чем во Франции, Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. В Тольятти число погибших в авариях на 100 тысяч пострадавших составляет 2,6, в то время как в США и Германии показатель равен 1,2 и 1,9 соответственно. Цифры впечатляют. Можно ли изменить ситуацию? Возможно. В детстве человек получает основную базу знаний. Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальнейших тем сегодняшнего времени. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизического развития, как неустойчивость и быстрое истощение нервной системы, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения, преобладание потребности в движении над осторожностью, стремление подражать взрослым, недостаток знаний об источниках опасности, переоценка своих возможностей.

В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизмов для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности в связи с увеличением интенсивности движения  на улицах города.

Но для того, чтобы Правила дорожного движения стали нормой поведения мешают следующие противоречия:

  1. Несоответствие между декларируемыми правилами и реальным поведением взрослых на дорогах города.
  2. Сложность управления произвольным поведением у дошкольников: знание правила и его понимание не всегда обеспечивают его выполнение.
  3. Задачи образовательной области «Безопасность» не подкреплены достаточным методическим обеспечением (отдельные материалы есть, но в них работа представлена несистемно).

 В связи с этим возникают вопросы:

  1. Способен ли дошкольник воспринимать правила поведения на улице, на дороге?
  2. Способен ли ребенок правильно действовать на дороге в силу своих возрастных и психологических особенностей?

В педагогической и психологической литературе находим несколько продуктивных решений этих вопросов:

  1.  Мотивирующая сила детского коллектива, стремление ребенка подражать сверстникам (Т.А.Репина).
  2. Признание и поддержка взрослого, который делает правило личностно значимым для отношений ребенка и взрослого (Н.М.Матюшина, Н.И.Рейнвальд).
  3. Ценность и привлекательность для ребенка отдельных литературных персонажей, которые олицетворяет конкретные формы поведения (С.Г.Якобсон).

Таким образом, Правила безопасности дорожного движения для дошкольников доступны, так как связаны с понятными и значимыми для них объектами (взрослыми или персонажами). Необходимо только правильно и разумно организовать работу.

Основываясь на этом, нами были сформулированы задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы:

  1. Обозначить пути формирования первоначальных представлений о Правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Определить содержание образовательной области «Безопасность» для реализации механизма формирования устойчивых навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГТ.
  3. Разработать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста устойчивой привычки соблюдать Правила дорожного движения.
  4. Определить интегративные качества, которые будут сформированы в ходе реализации разработанного механизма.


МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Механизм формирования основ собственной безопасности в условиях реализации ФГТ

Компоненты моделей

Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГТ

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

НОД

Режимные моменты

Целевой компонент

1.Формировать обобщенные представления о правилах поведения на улице (о значимости соблюдения правил поведения на дорогах города для каждого человека в качестве пешехода или пассажира транспортного средства, о видах транспортных средств на дорогах города, о правилах регулирования движения на дорогах города, о труде взрослых, работающих в системе «Безопасности дорожного движения»).

2.Активизировать желания быть осторожным и осмотрительным к потенциально опасным ситуациям на улицах и на дорогах.

3.Формировать эмоционально-положительную направленность к элементарным общепринятым нормам и правилам в качестве пешехода или пассажира.

4. Развивать умения ориентироваться в конкретной ситуации на дороге.

5. Научить способам самостоятельно выбирать, оценивать и планировать свои действия на улицах города.

6. Формировать умение реализовывать представления и знания о Правилах дорожного движения в действиях и деятельности.

Содержательный компонент

НОД 1 Познание

Тема: «Дорожная грамота».

Интеграция: «К», «С», «З», «П».

НОД 2  Коммуникация

Тема «Здравствуй, улица!»

Интеграция: «П», «З», «Б, «ЧХЛ».

НОД 3 Художественное творчество. Рисование.

Тема: Лучший пешеход.

Интеграция: «П», «З», «Б», «ЧХЛ», «М»

НОД 4

 «Физическое развитие»

Тема: «Вперед, пешеход!»; «Интеграция: «М», «К», «С», «З», «ФК», «ЧХЛ», «П»

НОД 5 Художественное творчество

Тема: «Изготовление панно «Наша  улица»»

«Интеграция:

«М», «К», «С», «З», «ФК», «ЧХЛ», «П»

Утро

Темы

  1. «Работа со справочной литературой (энциклопедии, словари)» (К,П)

2. «Что? Где? Когда?» (С,П)

3. «Знаешь ли ты дорожные знаки?» (К, П) (приложение 2)

4. «Книга маленького пешехода»

5. «Этот страшный случай с Петей» ( по сказке Б. Рейна)

6. «Три друга пешехода в любое время года»,  «Я – пассажир!»

7. «Хорошо-плохо, можно-нельзя» (приложение 2)

8. «Летает, едет, плывет» (приложение 2)

9. « Кому и что говорят сигналы»

Прогулка

Темы

1. «Пешеход переходит улицу»(С, П); «Действуй по сигналу», «Пройди, не ошибись», «К своему знаку, беги!»,

 «Сигналы светофора»

2. «Машины на нашей улице» (К, П)

3. «Дети в общественном транспорте»

4.«Транспорт. Какой он?»

5. «Наземный транспорт»

6. «С днем рождения, Авто ВАЗ»

7. «Улица»

8. «Странный водитель»

9. «Проведи машину через препятствие»

10. «Крутые виражи»

Вечер

1. «Дорожный знак знаешь, загадку отгадаешь» (приложение2)

2. « Скажите, как пройти» (П, ХТ).

3.В. Алексеева «Три друга пешехода в любое время года» (ЧХЛ), А. Иванов «Как друзья дорогу переходили»

4. «Загадки светофорика» (ХТ).

5.«Совунья»

6. «Дорожное домино», «Эволюция транспорта», «Светофор сломался» (С, П ) (приложение 2)

7.« Готовы ли мы стать пассажирами» (К,П).

8.«Путешествие» (С).

9. Пословицы и поговорки (ЧХЛ, С).

10. «Автомобили будущего», «Автосалон» 11. «Автозавод» (конструкторское бюро, конвейер, трек). «Автомагазин «Жигули»

«Автосервис».

12.Б. Савельев «Хвост за хвост»

Актуальная среда

1.фотоальбом «Наша «Лада»»;

2. сюжетные картинки по теме;

3.репродукции картин

«Городские улицы», «Перекресток»;

4.  художественные произведения по теме;

5.атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Автомагазин «Жигули», «Автозавод», «Автомастерская»;

6.краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки, цветная бумага, бросовый и природный материал.

7.тематический коллаж «Мы едем, едем,едем.».

8.Коллекция «Современные автомобили»

9.Библиотечка умных книг

10.Книжки-раскраски на тему «Транспорт»

11«Рукодельница» (поместить подушечки для автомобилей и необходимый материал для их украшения)

12.Театральный центр: шапочки «Транспорт», накидки

13.Карты-схемы квартала, микрорайона

14.Макет «Перекресток на нашей улице»

15. Плоскостные изображения транспорта, зданий, дорожных знаков

Темы

 1. «Наша «Лада»

 2 «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример всему».

3. «Правила и безопасность дорожного движения» (приложение 1).

4. «Мы - за безопасное движение».

5. «Зеленый огонек»:

«Вперед, пешеход!»;

  • «Воспитываем грамотного пешехода».

6.Изготовление макета

15 квартала

7. «Юный инспектор»

8. «Обогащайте речь детей» (словарная работа по ПДД)

9 . «На улице – не в комнате, о том ребята помните».

Технологический (процессуальный) компонент

НОД 1

Ход

1.Беседа «Маршрут от детского сада до дома».

2. Д/игра «Дорожная грамота»

3.Работа со схемами: правила безопасности при переходе через проезжую часть.

4.Физ.минутка «Можно -нельзя, правильно-неправильно»

5.Проблемная ситуация: «Почему нельзя внезапно выбегать на проезжую часть»

НОД 2

Ход 

1. Д/и «Закончи предложение»- построение логических высказываний по теме «Правила поведения на улице».

2. Психогимнастика «Вежливые водители»-укрепление психофизического здоровья детей

3.Составление рассказа по серии картинок «Автобус»- овладевать логикой развития сюжета, закреплять знания о поведении в автобусе.

НОД 3

Ход

1.Чтение стихотворения

 В.Овчинцев «Должен каждый заучить»

2. Динамическая пауза «Звуки улицы»

3.Разбор картинок- ситуаций «Как избежать опасности»

 

НОД 4

Ход

1.Работа со схемами

2 Загадки о знаках

3 Игра-соревнование «Пешеход, на старт!»

НОД 5

Ход

1.Слушание «Песенка о правилах», муз.В.Запольского

2.Пальчиковая гимнастика «Едем, едем мы домой».

Методы и приемы

Утро

1.Беседа

2. Викторина

3. Дидактическая игра

4. Чтение художественной литературы

5. Решение проблемной ситуации

6. Индивидуальная работа:  составление рассказа из личного опыта

7.Дид.игра по технологии ТРИЗ

8. Дидактическая игра

9.Настольный театр

Прогулка

Темы

1 Подвижная игра

2. Наблюдение

3 Сюжетно-дидактическая игра

4. Индивидуальная работа: составление описательных рассказов.

5.Рисование на песке

6.Рисование на асфальте

7.Сюжетно-ролевая игра

8.Игровая ситуация

9.Игра-соревнование

10.Эстафета

Вечер

1.Дидактическая игра.

2. Инсценировка

3. Чтение художественной литературы

4. Изготовление книжки-малышки

5. Просмотр мультфильмов

6. Дидактические игры

7. Беседа

8. С/р игра

9. Чтение малых фольклорных форм

10. Творческая мастерская

11. Сюжетно-ролевая игра

12. Инсценировка под музыку

Методы и приемы

Побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов;

Поощрение инициативы и активности детей.

Побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для конструкторского бюро;

Побуждение к изображению полученных впечатлений (того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего);

Формы и способы взаимодействия

1. Участие родителей в оформлении фотоальбома

 2. Круглый стол.

 3. Анкетирование родителей

4. Выставка семейных рисунков

5. День открытых дверей:

        Игра-соревнование

  •     Буклеты

6. Изготовление макета 15 квартала

7. Выпуск газеты

8. Папка-передвижка

9. Досуг

Результативный компонент

Любознательный, активный: интересуется правилами  безопасного поведения на улице, задает вопросы о ситуациях на дороге, стремится узнать и рассказать о правилах  сверстникам и своим близким, быть примерным участником дорожного движения.

Способный управлять своим поведением, соблюдать правила дорожного движения , ориентироваться в ситуации на дороге.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту: понимает назначение дорожных знаков и их начертания, имеет представления о работе сотрудников ГИБДД, способен предложить собственный замысел сюжетно-ролевой игры и реализовать знания по соблюдению элементарных правил безопасности.

Имеющий  представления о видах транспорта, о правилах поведения в общественном транспорте, о безопасном поведении на улицах города, о значимости для каждого человека необходимости соблюдать ПДД.


УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Кадровые условия:

 заместитель заведующего по ВМР

 инспектор ГИБДД

 музыкальный руководитель

 инструктор по физической культуре

 воспитатель.

  1. Научно-методические условия 

1. Авдеева, Н.Н. Безопасность : Учебное пособие по ОБЖЗД / Н.Н. Авдеева, О.Л. Стеркина. – М. : ООО Изд. АСТ-ЛТД, 1998.- 122с.

2. Деркунская, В.А. Образовательная область «Безопасность». Как раб отать по Программе «Детство» : Учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская, Т.Г. Гусарова, В.А. Новицкая, Л.С. Римашевская; научный редактор А.Г. Гогоберидзе. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», М. : ТЦ «Сфера», 2012.- 144с.

3. Детство: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова [и др.]. – СПб. : ООО» Издательство «Детство ПРЕСС», 2011.- 538с.

     3.Материально-технические условия

Оборудование на территории детского сада автоплощадки «Светофорик» с необходимой разметкой и набором развивающего и игрового оборудования (макеты дорожных знаков, светофоров, транспорта, игровые атрибуты, велосипеды, самокаты, детские машины).

Оборудование в помещении детского сада учебно-игрового комплекса  «Автогородок».

Оформление в каждой группе центра безопасности «Школа дорожных наук», игровых макетов «Наш квартал», «Перекресток».

Наличие в кабинете развивающего обучения интерактивной доски, комплекта фильмов для дошкольников из цикла «Школа юного пешехода».

4.Нормативно-правовые условия

ФГТ к структуре ООП ДО (2009),

ФГТ к условиям реализации ООП ДО (2011),

СанПиН (2010)

Закон РФ «Об образовании» (1992)

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»  (1995)

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения»(2006)

Долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на период 2012-2020 гг.», утвержденная постановлением мэрии г.о. Тольятти

5.Информационные условия

1. Баряева, Л.Б. Азбука дорожного движения : программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения / Л.Б. Баряева, В.Л. Жевнеров, Е.В. Загребаева. – М. :Дрофа, 2008- 75с.

2. Беляева, О.М. В добрый путь! Учебно-методическое пособие по формированию у дошкольников знаний о правилах безопасности дорожного движения / О.М.Беляева. – Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. – 192 с.

3. Добрякова, В.А. Три сигнала светофора : Дидактические игры, сценарии вечеров досуга : Кн.для воспитателя дет.сада : Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; сост. Т.Ф. Саулина. – М. : Просвещение, 1999- 62с..

4. Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова; под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М. :ТЦ Сфера, 2008- 64с.

5. Основы безопасности поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / авт.-сост. О.В. Черманшенцева. – Волгоград : Учитель, 2008-207с..        

6.Организационные условия

Обосновать актуальность проблемы ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.

Изучить нормативно-правовые основы формирования у дошкольников знаний о правилах безопасности дорожного движения.

Подобрать учебно-методическую литературу по данной теме.

Определить цели и конкретизировать задачи.

Подобрать дидактические игры, серии картинок, загадки по теме, видеослайды, художественную литературу, музыкальные произведения, алгоритмы по дорожным ситуациям.

Подобрать справочную литературу.

Подготовить атрибуты для подвижных, сюжетно-ролевых, сюжетно-дидактических игр, игр-соревнований, эстафет.

Создать условия для творческой мастерской.

Выполнить мониторинг интегративных качеств ребенка.

 


Приложение 1

                                 Анкета для родителей 
              «Правила и безопасность дорожного движения»

     Воспитание грамотного участника дорожного движения - составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения (ПДД) – это не только требование законодательства, но, прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно. Просим Вас всерьез задуматься об этой проблеме и ответить на следующие вопросы.

1.Считаете ли Вы важной эту проблему для Вас и Ваших близких? 
а) да;
в) нет;
в) затрудняюсь ответить?


2.Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД:
а) готовы;
б) не готовы;
в) возможно?


3.Как вы относитесь к соблюдению ПДД:
а) действую, как мне удобно и быстрее;
б) стараюсь соблюдать;
в) всегда соблюдаю?


4.Как обычно вы общаетесь с ребёнком на тему безопасности на дороге:
а) говорю, чтобы был внимательным на дороге;
б) обсуждаем маршрут движения;
в) ребёнку достаточно того, что ему рассказывают о ПДД?


5.С кем гуляет ваш ребёнок:
а) один, я наблюдаю из окна;
б) гуляем вместе: ребёнок играет, я сижу на скамейке и разговариваю с соседкой;
в) нахожусь рядом с ребёнком, контролирую ситуацию?


6.Как вы реагируете, если на ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения:
а) делаю замечание;
б) не обращаю внимания, у них есть свои родители;
в) затрудняюсь ответить? 


7.Как знакомите ребёнка с ПДД:
а) в форме игры;
б) в форме советов и предостережений?


8.Есть ли у вас литература, игры по данной теме:
а) есть;
б) нет?


9.Хотелось бы вам получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения в общественных местах и на улице?
а) да;
б) нет;
в) не знаю?

                         Спасибо за сотрудничество! Безопасного Вам пути!

                                                                                                  Приложение 2

                                    Картотека дидактических игр.

  1. ««Знаешь ли ты дорожные знаки?»
    Цель: совершенствовать умение различать знаки по группам: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные.

  1. «Хорошо-плохо, можно -нельзя»
    Цель: воспитывать дисциплинированность и осознанное выполнение правил дорожного движения.

  1. «Летает, едет, плывет»

          Цель: закрепить знания о классификации  транспорта: наземный,       воздушный, водный, железнодорожный.

4.«Дорожный знак знаешь, загадку отгадаешь»

Цель: закрепление знаний о дорожных знаках, понимание их    схематического изображения.

5.«Эволюция транспорта»

                Цель: расширить знания детей о прошлом отечественного транспорта.

6. «Светофор сломался»

     Цель: развитие логического мышления и умения себя вести в опасных ситуациях.

                

7.«Дорожное домино»

         Цель: формировать и развивать у детей целостное восприятие    окружающей среды. 

                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного, безопасного поведения на дорогах города, улицах,в транспорте.

Актуальность темы           Проблема детского дорожно-транспортного травматизма очень актуальна в современном обществе. Причиной увеличения  количества пострад...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Участники проекта:дети старшего дошкольного возраста,родители воспитанников,воспитатели группы «Почемучки»,старший воспитатель,руководитель изостудии,музыкальный руковод...

Долгосрочный проект по ПДД в старшей группе на тему: " Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения".

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.Основная цель- обеспечение здоровья детей.Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что э...

«Экскурсии и наблюдения в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ экологической безопасности»

Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду, в ходе которой нужно подготовить ребенка к встрече с различными сложными экологическими ситуациями, а порой и чр...

Конспект открытого занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в сфере дорожного движения Тема: «Прогулка по городу»

Цель: Знакомить детей с назначением дорожных знаков: «Пешеходный переход». «Осторожно, дети!», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Остановка п...

Методическая разработка"Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ пожарной безопасности".

Использование новых форм в работе с детьми-онновационная развивающаяся технология "Лэпбук"....