ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по обж (средняя группа)
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются условия формирования у детей среднего дошкольного возраста основ безопасности жизни в игровой деятельности. Проанализированы научные исследования по данной проблеме. Выявлены особенности формирования основ безопасности жизни в игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Ключевые слова: безопасность жизни, безопасное поведение, основы безопасности жизни в игровой деятельности, средний дошкольный возраст.
Основу здоровья человека составляет безопасное поведение. Опыт безопасного поведения не дается ребенку изначально, а является
результатом его обучения, воспитания и саморазвития. Поэтому, необходимо уделять особое внимание формированию основ безопасности жизни именно в дошкольном возрасте.
Средний дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Чрезвычайно важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и семье, позволяющие ребенку 4-5 лет планомерно накапливать опыт безопасного поведения.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и
безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем
следить за их выполнением. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является формирование основ безопасности жизни у детей среднего дошкольного возраста и стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности за свои действия. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в своей жизни, на практике.
Вопросы формирования основ безопасности жизни у детей
среднего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.
В последние годы проблема основ безопасности жизни детей
дошкольного возраста находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений («Детство», «Радуга», «Истоки», «Основы безопасности детей дошкольного возраста»). В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности.
Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом формирования основ безопасности жизни у детей среднего дошкольного возраста, и позволяют обеспечить повышение его качества. Предметно-пространственная развивающая среда должна служить интересам детей, обогащать развитие опыта безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста, обеспечивать зону ближайшего развития, побуждать делать осознанный выбор, формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
В воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения широко используются игра и ситуативно-имитационное моделирование как методы закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений.
В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности, способы обращения с потенциально опасными предметами, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности – отличная возможность. Эмоциональные переживания, которые дети испытывают во время игры, помогают оценить и осмыслить ситуацию, сформировать оптимальный алгоритм поведения.
Преимущество использования игр в обогащении знаний о правилах безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста, как компонента опыта безопасного поведения проявляется в следующем:
- каждый ребенок максимально активен;
- имеется возможность дифференцированно осуществлять и систематизацию знаний детей;
- поддерживать устойчивый интерес дошкольников к данной деятельности и положительный эмоциональный фон
В игре развивается свободное общение ребенка с взрослым и детей между собой в процессе освоения способов безопасного поведения, помощи друг другу, правил поведения в стандартных или опасных ситуациях. Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения.
В игре ребёнок развивается как личность. Подражая действиям старших, он приобщается к окружающей жизни. Разные навыки приобретённые ребёнком, переносятся им в игру. Достоинство игровых методов и приёмов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции. Применение игровых атрибутов вызывает у дошкольников желание играть, активизирует их психические процессы.
Таким образом, безопасность – важнейшая потребность, удовлетворение которой, является необходимым условием нормального существования и развития и формируется через определенные организационные формы, устойчивые структуры социальных взаимодействий, совместную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения"
Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста и их родителей.Задачи:1. Обобщить и ра...
Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ дорожной безопасности
Дорожно-транспортные происшествия, в которых погибают или получают травмы дети, являются, пожалуй, самыми мрачными событиями дорожного движения и это существенный минус, серьёзная проблема общества и ...
Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность».
Цели: Формирование представлений у детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников....
План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать работу по формированию у дошкольников представлений ...
План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать работу по формированию у дошкольников представлений ...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге. «Красный, желтый, зеленый»
Цель: формировать у детей основы безопасного поведения на дороге.Задачи:- закрепить и систематизировать знания о правилах дорожного движения и дорожных знаках;- познакомить с основными положениями рег...
План по самообразованию педагога на тему: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге через игровую деятельность»
Цель самообразования:повышение своего профессионального мастерства и компетентности совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности дорожн...