"Оздоровление педагогов в дошкольном образовательном учреждении"
методическая разработка на тему
Основные аспекты оздоровления педагогов в дошкольном учреждении.Релаксирующие упражнения для оздоровления собстенного здоровья, советы и рекомендации, тренинги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovlenie_pedagogov_-_k_pedsovetu_doo_no13.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Администрации Городского округа Подольск
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №13” Золотая рыбка”
План мероприятий по физкультурно - оздоровительной работе
( плавание)
Февраль
Составила инструктор по плаванию:
Еремина Т.Н.
Подольск 2016
Семинар – практикум «Оздоровление педагогов».
Основная задача физической культуры взрослых - оздоровление.
Поэтому среди взрослого населения наиболее распространёнными являются различные виды физкультурно-оздоровительных занятий.
Физическая рекреация - вид физической культуры, предполагающий использование физических упражнений и различных видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения.
Физическая рекреация является неотъемлемым элементом жизни современного человека. Завершение процесса физического воспитания (в детском саду, школе, вузе) или спортивной деятельности ни в коем случае не должно вести к полному прекращению деятельности в области физической культуры. В этом смысле физическая рекреация является наиболее логичной формой продолжения активных занятий.
Главная цель физической рекреации - укрепление физического и психического здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда.
Частные задачи физической рекреации весьма разнообразны и зависят от личных вкусов и желаний занимающихся, к ним, в частности, относятся:
- активный отдых;
- перемена вида и характера деятельности;
- формирование фигуры, объёмов частей тела, регулирование веса;
- развитие индивидуально привлекательных физических качеств;
- противодействие старению, сдерживание процессов инволюции;
- общение.
Выделяют элитарные и демократические виды физической рекреации.
К элитарным видам относят: гольф, конный спорт, авиационный и парусный спорт, виндсёрфинг и другие, которые в силу своих высоких материальных затрат доступны немногим.
К «демократическим» видам относят:
оздоровительную ходьбу, бег, плавание, игры, туризм, различные гимнастические занятия, шейпинг, аэробику, танцы, велосипедные и лыжные прогулки, учебные занятия в группах здоровья и спортивных секциях.
Наиболее распространёнными средствами профилактико-оздоровительных занятий являются: физические упражнения, закаливание, массаж, баня, водные процедуры, фитотерапия и т.п.
Еще основатели педагогической психологии в число приоритетных направлений самовоспитания относили укрепление здоровья. Здоровье педагога имеет самое прямое отношение к его работе, оно представляет и чисто профессиональную ценность. Физическое самообразование — есть самый первый и важный вид самообразования вообще. » (Каптерев П. Ф.)
К сожалению, и сейчас еще не всеми педагогами эта истина осознается в полной мере. А требуемая от воспитателя детского сада высокая работоспособность, активность, выдержка, оптимизм и ряд других профессионально значимых качеств во многом обусловлено его физическим, психическим и психологическим здоровьем.
Во многом здоровье воспитанников определяется педагогом, его здоровьем — не только физическим, но и психологическим. Преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведет его к здоровью или болезни. От самочувствия воспитателя напрямую зависит здоровье детей, которые находятся рядом с ним. Поэтому, чтобы достичь успехов в воспитании и обучении детей и при этом сохранить их здоровье, необходимо обратить внимание на здоровье и душевное благополучие воспитателя.
Многие из нас не понаслышке знают, насколько неблагополучна ситуация со здоровьем современного педагога, он страдает от тех же проблем, что и остальные его сограждане. Но есть в его деятельности специфика: воспитатели, как и учителя, «постарели», так как молодежь все реже идет работать в детские сады и школы. Профессию педагога можно отнести к группе риска по частоте нарушений здоровья и серьезности заболеваний, главные причины которых – стрессы и психическое перенапряжение.
Таким образом, наша задача:
– формировать собственную культуру здорового образа жизни
- укреплять здоровье
- развивать мотивацию к освоению основ здорового образа жизни.
Двигательная деятельность людей в их свободное время характеризуется полной свободой выбора содержания, времени, места проведения занятий, их продолжительности, партнёров. В основе мотивации таких занятий лежат сугубо личные, индивидуальные вкусы, интересы, потребности. Мотивы выбора способов использования свободного времени, как правило, связаны с общей культурой человека, а также степенью его социальной зрелости.
Мастер класс
«День здоровья педагогов»
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
(Конфуций)
Цель: формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
Задачи: 1 . Создать условия для сохранения и укрепления здоровья педагогов.
2. Поддерживать благоприятный психологический климат в детском саду.
3. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость.
Вед: Здравствуйте! Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. «Здравствуйте», на первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нём всё: и свет улыбки, и радость встречи, и пожелания здоровья. Говоря: «Здравствуйте», мы желаем человеку быть крепким, сильным, здоровым. Так давайте поприветствуем друг друга.
(Педагоги здороваются друг с другом.)
Вед: Наша сегодняшняя встреча посвящена здоровью. Что же такое здоровье?
(Ответы педагогов).
Вед:
Итак, здоровье - это красота, это сила и ум, хорошее настроение. Здоровье – это самое большое богатство. Здоровье – это счастье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
(Ответы педагогов).
Вед: Итак, надо помнить...
- Здоровье не всё, что приносит радость, но без здоровья ничего не радует.
- Здоровье – это не только хорошая физическая форма, но и душевное равновесие.
- Здоровье – это способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.
- Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать.
- Здоровье – это культура человеческих отношений.
- Здоровье – это социальная культура отношений.
- Здоровье - это образ жизни.
- Хочешь быть здоровым, подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей. Учись правильно дышать: спокойно, неглубоко, размеренно.
- Здоровье – это капитал, его можно приумножить. Хочешь быть здоровым – будь им!
Педагогам необходимо помнить, что они входят в группу риска по различным профзаболеваниям. Вы часто вынуждены находиться в статической позе. Поэтому, уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к внутренним органам и головному мозгу. Всё это может спровоцировать различные заболевания.
Статистические данные показывают, что 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% -нарушение опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно – психическом здоровье имеют: после 10-ти лет работы более 35% педагогов; после 15-ти лет стажа – 40%; после 20-ти лет – более 50% педагогов. Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: миопия (близорукость), ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз.
Вед: Профессия обязывает нас много говорить. Перенапряжение голосовых связок может спровоцировать болезни горла: ларингит, фарингит. Выполнение несложных упражнений поможет укрепить мышцы гортани. Предлагаю вам выполнить комплекс дыхательно-голосовых упражнений для укрепления мышц гортани:
- Поцокайте языком громко и быстро, тихо и медленно.
- Несколько раз постарайтесь дотянуться языком до подбородка.
- Постарайтесь зевнуть с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
- Откройте рот максимально широко, немного расслабьте мышцы и мягко опустите голову вниз. Вернитесь в исходное положение.
- Прижмите указательные пальцы к переносице. Представьте, что вы набрали в рот воды, помычите и почувствуйте в пальцах резонацию.
- Выполните движения губами, мысленно произнося «а-о-э».
(Педагоги выполняют комплекс упражнений).
Вед: Снять мышечное и психологическое напряжение помогут упражнения, выполнение которых не займёт много времени и не потребует специального оборудования. Придя домой, включите спокойную музыку и выполняйте упражнения для снятия мышечного и психологического напряжения.
Вед. Все движения выполняйте очень медленно, плавно, не допуская болевых ощущений. Дышите ровно и спокойно.
(сохранить каждую позицию в течение 30 сек.)
- Расправьте плечи. Встаньте на цыпочки, поднимите руки и потянитесь вверх всем телом.
- Выполняйте полуприсед, немного согнув ноги в коленях. Вытяните руки перед собой и потянитесь вперед, сохраняя спину абсолютно прямой.
- Из этого же положения отведите прямые руки назад. Шею и подбородок потяните вперёд.
- Наклонитесь вперёд, руки отведите в стороны, колени выпрямите. Потянитесь.
- Поставьте ноги вместе, наклонитесь вперед, обхватите руками колени и постарайтесь коснуться их носом.
- Выполните по два поворота головой вправо-влево (подбородок почти касается груди).
- Встаньте на колени, прямые руки вытяните над головой, живот втяните, спину держите прямо. В течение минуты выполняйте мягкие пружинящие полуприседания, не касаясь ягодицами пяток.
Вед:
Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме.
Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга;
Указательный палец – улучшает работу желудка;
Средний палец – кишечник и позвоночник;
Безымяный – улучшает работу печени;
Мезинец – помогает работе сердца.
(Массируются пальцы каждый отдельно, по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям.)
Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём - разминание и заканчиваем снова поглаживанием.
Чтобы быть здоровым, необходимо научиться чередовать работу с активным отдыхом. Например, когда вы детям предлагаете разминку или физкультминутку, делайте её вместе с детьми. На прогулке не просто организовывайте подвижные игры, а играйте в них вместе с детьми, помните, что движение – это жизнь.
Сейчас мы заменим нашу статическую позу в положении сидя на активный отдых.
Активный отдых:
- Конкурс - « Ласточка» (Кто дольше простоит на одной ноге в позе ласточки.)
- Конкурс - « Кто дольше прокрутит обруч».
- Конкурс - «Пословица и поговорка» (Педагоги поочередно называют пословицы и поговорки о здоровье.)
Вед:
Всем известно, что хорошее настроение связано со здоровьем.
Смех продлевает жизнь. Когда мы смеёмся, наш организм вырабатывает эндорфины – гормоны удовольствия.
Мыслите позитивно! Учитесь контролировать свои мысли и при появлении негативных, сразу же переключайте их на позитив.
ПРАКТИКУМ
Упражнение «Дружественная ладошка».
Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.
(Участникам раздаются листки бумаги.)
Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки.
Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека.
(Выполнение задания участниками).
- Пусть эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, напоминают об этой встрече, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.
- Спасибо за внимание! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого.
Итак, мои рекомендации:
- Начинайте каждый день с чувством радости.
- Поддерживайте это состояние в течение дня.
- Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
- Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
- Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.
- Питайтесь регулярно и разнообразно.
- Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
- Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
- Не переедайте на ночь.
- Спите не менее 8-ми часов в сутки.
- Занимайтесь физическими упражнениями.
- Больше двигайтесь, старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
- Любите свою душу и тело.
- Старайтесь окружить их комфортом.
- Слушайте красивую музыку
Не надейся на Бога
И не верь чудесам, есть одна лишь «подмога» – помоги себе сам.
(подготовить цветные карандаши, листы бумаги, обручи по количеству участников).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении»
В последнее время результаты медицинских обследований свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников, увеличении числа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе...
Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении
Организация прогулок-походов – это наиболее эффективная форма работы по развитию двигательной активности и физических качеств детей, выносливости, любознательности; приобщение к удивительному ми...
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемые к нему условиями жизни и воспи...
Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте
В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...
СТАТЬЯ "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
В статье раскрыт вопрос здоровьесберегающих технологий: задачи, этапы работы,цель, виды и использование в режиме дня......
Закаливание и оздоровление детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Статья о видах закаливания, которые применяютя в образовательном учреждении...
Памятка для педагогов «10 правил поведения и общения педагога в дошкольном образовательном учреждении»
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нѐм леж...