Закаливание и оздоровление детей в дошкольных образовательных учреждениях.
статья
Статья о видах закаливания, которые применяютя в образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie_i_ozdorovlenie_detey_.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Закаливание и оздоровление детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Н.Ю.Зуева, воспитатель МБОУ «Знаменская СОШ, Орловская область, Орловский район пгт. Знаменка
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя»
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...». В.А.Сухомлинский
Дошкольный возраст обуславливается быстрым развитием физических и психических функций, которые становятся фундаментом всей дальнейшей жизни. Поэтому так важно учить ребенка сохранять свое здоровье и заботиться о здоровье окружающих.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Это связано с высоким уровнем соматических заболеваний у детей и со снижением иммунитета. Поэтому сохранение и укрепление здоровья - одна из главных задач дошкольного воспитания. Уже в дошкольном возрасте возникает необходимость формировать у детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, которая впоследствии стала бы потребностью, привычкой, простейшим навыком. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Проблема оздоровления, воспитания и развития - компания не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на длительный период времени[3].
Проанализировав состояния здоровья детей, пришедших в нашу группу, нами было отмечено, что большинство детей уже имеют ряд заболеваний. В связи с тем, что большую часть своего времени ребёнок проводит в детском саду, то важнейшая роль по укреплению здоровья принадлежит дошкольному учреждению. Для того чтобы помочь детям укрепить своё здоровье, воспитать потребность вести здоровый образ жизни, мы поставили перед собой следующие задачи:
1.Сохранять здоровье детей (как физическое, так и психическое);
2.Обучать детей конкретным приёмам, укрепляющим их здоровье.
3.Создать в группе благополучный психологический климат (обстановку доброжелательности и доверия).
4.Искать новые инновационные физкультурно-оздоровительные формы работы.
В нашей группе мы активно применяем закаливание детского организма. Закаливание – один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха. При систематическом закаливании у организма вырабатывается иммунитет. Помимо традиционных методов закаливания, могут применяться и «нестандартные» упражнения. Например, оздоровительный массаж «Льдинка» Массаж основан на перепадах температур, в результате которых кровеносные сосуды ребенка тонизируются, а иммунная система укрепляется. Данное упражнение проводится перед сном, когда дети лежат уже в своих кроватках. Необходимо обернуть небольшой кусочек льда в тряпочку или пакет и делать круговые вращения по ступне ребенка (по часовой стрелке). Начать стоит с трех вращений, затем— количество постепенно увеличивается до десяти. После такого массажа ножки ребенка накрываются теплым одеялом[2].
Утренняя гимнастика. Роль утренней гимнастика имеет большое оздоровительное значение и является обязательной частью режимных моментов в нашем детском саду. У детей, которые систематически занимаются утренней гимнастикой? появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на позитивный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Одним из любимых видов утренней гимнастики у детей является ритмическая гимнастика. Она построена на комплексе танцевальных движений. Ее комплекс содержит разминку из циклических движений, серий танцевальных движений или знакомых детям хороводов. Утренняя ритмическая гимнастика несет большую физическую и эмоциональную нагрузку, проводится всегда под музыку и очень нравится детям.
Так же одной из физкультурно-оздоровительных форм работы, используемые в нашей группе, является игровой массаж. Он обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической и гигиенической целью. Детский игровой массаж оказывает влияние на физическое и психическое развитие ребенка. А так же стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания. Мы заметили, что детям очень нравится делать самомассаж. Для этого мы применяем шарики Су-Джок. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью шаров дети массируют пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода[1].
Ещё одним из эффективных методов закаливания, на мой взгляд, является ходьба по солевой дорожке. Эффективность заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, которая богата нервными окончаниями. Суть процедуры состоит в следующем:
ребенок встает ногами на первую салфетку, смоченную солевым раствором, а затем переходит на вторую влажную, стирает соль с подошвы ног, и проходит на сухую, вытирая ступни насухо. Важным моментом является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. Стопа легко разминается и разогревается от естественных упражнений. Поэтому дети, сначала проходят по массажным коврикам (коврики изготавливаются из различного бросового и природного материалов: фломастеров, пробок от бутылок, пуговиц, гальки, шишек)[2].
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов.
Список литературы:
1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст].-[www.1september.ru]
2.Змановский Ю.Ф. Закаливающие мероприятия в детских дошкольных учреждениях [Текст].
3.Корепанова Г.Д. Организационные основы формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ [Текст]./Педагогический вестник.-2000. - №9. – с.59-61.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении»
В последнее время результаты медицинских обследований свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников, увеличении числа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе...
Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении
Организация прогулок-походов – это наиболее эффективная форма работы по развитию двигательной активности и физических качеств детей, выносливости, любознательности; приобщение к удивительному ми...
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемые к нему условиями жизни и воспи...
Статья "Игра как средство адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению" (Публикация в периодическом методическом электронном журнале «Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников». Св-во о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 55136. ISSN 230)
Статья "Игра как средство адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению"...
"Оздоровление педагогов в дошкольном образовательном учреждении"
Основные аспекты оздоровления педагогов в дошкольном учреждении.Релаксирующие упражнения для оздоровления собстенного здоровья, советы и рекомендации, тренинги....
СТАТЬЯ "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
В статье раскрыт вопрос здоровьесберегающих технологий: задачи, этапы работы,цель, виды и использование в режиме дня......
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисцип...