СТАТЬЯ "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
В статье раскрыт вопрос здоровьесберегающих технологий: задачи, этапы работы,цель, виды и использование в режиме дня...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_k_ozdorovleniyu_detey_v_doshkolnom_obrazovatelnom_uchrezhdenii.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Г.Ф. Зайнуллина,
Воспитатель,
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка-
Детский сад №10 «Ляйсан» г.Дюртюли Республика Башкортостан
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимального высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Общеизвестно, что детство это уникальный период жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Проблема детского здоровья-одна из наиболее острых, требуется более тщательного анализа и пересмотра подходов к построению здоровье сберегающей образовательной системы оказывающему значительное влияние на качество жизни. Поэтому воспитание культуры здоровья как важной ценности общества становится главным приоритетом в учебно-воспитательном процессе.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащение педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Задачи по здоровьесбережению:
Сохранить здоровье детей;
Создать условия для их современного и полноценного психического развития;
Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Этапы работы по здоровьесбережению:
- Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
- Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
Использование в режиме дня:
Отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;
Различных оздоровительных режимов (на время каникул; в летний период);
Комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия; хождение босиком, «топтание» в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
Физкультурных занятий всех типов;
Оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) мы включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:
а) пятиминутки здоровья;
б) двигательные переменки между занятиями;
в) проведение дней здоровья;
г)физкультурно0спортивные праздники в зале и на улице;
д) занятия ЛФК;
3.Взаимодействие ДУУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.
4.Конечные результаты;
Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ и семье;
Формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
Обеспечение программного уровня развития движения и двигательных способностей детей;
Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.
В своей деятельности педагоги выбрали следующие образовательные технологии:
1.здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).
2.оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
3.технологии обучения здоровью (беседы, практические занятия, включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).
4.воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные мероприятия, фестивали, конкурсы).
Для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни дошкольников коллектив считает необходимым применять:
Технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);
Педагогические технологии, содействующие укреплению здоровья (технологии личностного-ориентированного и дифференцированного обучения).
Формирование доступных знаний об основах здорового образа жизни приобщение детей к физической культуре, удовлетворение их биологической потребности в движении, совершенствование адаптационных и функциональных возможностей детского организма, развитие физических, интеллектуальных и духовных способностей детей, формирование нравственно-волевых качеств личности (дисциплинированность, честность, настойчивость, решительность), развитие положительных эмоции и дружелюбия у детей, умение общаться со сверстниками, развитие взаимопонимания и сопереживания, воспитание самостоятельности и ответственности, инициативности и творческой активности мы решаем, кА в организационной, так и самостоятельной двигательной активности детей, выполняя тем самым двигательный режим детского сада.
Наше дошкольное учреждение осуществляет преемственную связь с лицеем №2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия совместно со школой напрвлены на развитие у у дошкольников и младших школьников элементарных представлений о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены.
С целью создания благоприятных условий, обеспечивающих сохранение здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в практике в ДОУ и школе создана развивающая двигательная среда. Для провидения физкультурных занятий и утренний гимнастики в образовательных учреждений имеются:
Обеспечивая здоровый образ жизни, воспитателей, учителя начальных классов и инструкторы по физической культуре ДОУ и лицея №2 проводят единые здоровье-сберегающие формы физического развития: физкультурные занятия, Дни здоровья, утреннюю гигиеническую разминку в игровой ритмичной форме и с использованием различных предметов, подвижные и физические упражнения во время прогулок. Проводятся физкультурные минутки на занятиях с умственной нагрузкой, двигательные разминки между занятиями и уроками, инструктажи с детьми по технике безопасности. Кроме того оздоровительный бег на воздухе, пробежки по тропе здоровья в сочетании с воздушными ваннами, индивидуальную работу с детьми по развитию движения и регулированию двигательной активности детей на прогулках, туристические походы в парк, лес, часы здоровья. Также проводим релаксационные «минутки» для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности, физкультурные досуги и различные состязания, занятия детей в спортивных секциях дополнительного образования.
В повседневной работе использование начиная с младшей группы схемы индивидуальных программ закаливания, в которых четко расписывается в какую закаливающую процедуру должны проводить в определенный отрезок времени (утром, днем, вечером).
Использование специальных форм здаровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровлении, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Литература:
- Алямовская, В.Г Современные подходы к оздоровлению детей дошкольном образовательном учреждении/ В.Г Алямовская // Дошкольное образование. -2004. - №17.
- Ахутина Т.В Здоровьесберегающие технологии обучении: индивидуальное- ориентированный подход// Школа здоровья . 2000. Т.7 №2.
- Зедгенидзе, В.Я Формировании здоровья ребенка/ В.Я. Зедгенидзе// Современный детский сад. -2007. - №1.
- Назаренко Л.Д Оздоровительные основы физических упражнений. –М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении»
В последнее время результаты медицинских обследований свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников, увеличении числа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе...
Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении
Организация прогулок-походов – это наиболее эффективная форма работы по развитию двигательной активности и физических качеств детей, выносливости, любознательности; приобщение к удивительному ми...
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемые к нему условиями жизни и воспи...
Статья "Игра как средство адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению" (Публикация в периодическом методическом электронном журнале «Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников». Св-во о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 55136. ISSN 230)
Статья "Игра как средство адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению"...
"Оздоровление педагогов в дошкольном образовательном учреждении"
Основные аспекты оздоровления педагогов в дошкольном учреждении.Релаксирующие упражнения для оздоровления собстенного здоровья, советы и рекомендации, тренинги....
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисцип...
Закаливание и оздоровление детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Статья о видах закаливания, которые применяютя в образовательном учреждении...