Формы работы с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни. 1 младшая группа
проект (младшая группа) на тему

Чичкова Ольга Милиевна

Формы работы с родителями по формированию  у дошкольников привычки к здоровому образу жизни. 1 младшая группа

Консультации  и рекомендации для родителей по ЗОЖ. Буклет по ЗОЖ. Анкета для родителей по ЗОЖ. Конспект НОД 1 младшая группа по ЗОЖ.

Папка-передвижка по ЗОЖ по ссылке для скачивания: https://cloud.mail.ru/public/7t8E/pzAAYYkCc

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями по формированию
у дошкольников привычки к здоровому образу жизни

Подготовила воспитатель

1 младшей группы №31

д/с № 146 «Калинка»

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Чичкова Ольга Мильевна

2016 г.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. По мнению Василия Александровича Сухомлинского, «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей».

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему совместно с родителями. Взаимодействие родителей, хорошо знающих особенности своих детей, педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины позволяет эффективно решать проблемы оздоровления дошкольников.

Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективность работы дают такие формы работы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка.

Перед педагогами стоят следующие задачи работы с родителями:

  1. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
  2. Установка на совместную работу с целью решения задач формирования привычки к ЗОЖ.
  3. Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через консультации, беседы, рекомендации.
  4. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Какие формы работы по формированию привычки к ЗОЖ используются в 1 младшей группе? В работе я использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, тематические выставки, наглядные материалы), так и нетрадиционные (совместные развлечения, занятия).

Перечислю формы работы с родителями:

  1. Проведение родительских собраний, консультаций.
  2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по текущим проблемам.
  3. Наглядная консультативная работа (информационные стенды, буклеты и папки передвижки в группах) с материалом по формированию у детей привычки здорового образа жизни, с призывом вести здоровый образ жизни самим и приучать к этому своих детей.
  4. Оформление педагогом «Памятки по формированию здорового образа жизни» (рациональный режим, систематические физкультурные занятия (занятия спортом), закаливание, правильное питание, благоприятная психологическая обстановка в семье, дружеские отношения, доверие и взаимопонимание, желание поделиться своими проблемами с близкими людьми, возможность найти поддержку и помощь, совместное проведение досугов и др.).
  5. Создание стенгазеты «Быть здоровым - здорово»
  6. Размещение материалов в специально созданной группе в социальной сети В контакте.
  7. Анкетирование родителей с целью выявления необходимости дополнительной работы с родителями.
  8. По результатам анкетирования -  рекомендации для родителей:
  • «Рекомендации родителям по питанию в выходные дни»
  • «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» и «Упражнения для профилактики заболеваний глаз»
  • «Упражнения для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей»
  • «Что делать, чтобы у ребёнка были здоровые зубы?» и «Как правильно учить ребёнка чистить зубы»
  • «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
  • «Игры и упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки»
  • «Как предупредить развитие хронического тонзиллита»
  • «Профилактика ОРВИ и гриппа у детей»
  • «Организация двигательной активности ребенка дома»
  • «Проведение физкультминутки дома»
  1. Информирование о проводимых мероприятиях, отчеты о проделанной работе.
  2. Организация НОД с участием родителей.
  3. Подготовка родителями домашнего задания:
  • Рецепты от каждой семьи полезного для здоровья блюда.

Физкультурные досуги, праздники, развлечения являются радостными событиями в жизни детей. Они позволяют продемонстрировать привычки ЗОЖ, двигательные навыки и психофизические качества.

Интересной формой работы является привлечение родителей к проведению НОД по предметной деятельности «Витамины на грядке». Подготовить и провести его помогают мамы детей. Они рассказывают о том, где живут витамины, загадывают загадки об овощах, играют с детьми в игры «Разрезные картинки» и «Угадай на вкус», знакомят детей с рецептами полезных салатов. Занятие вызывает большой эмоциональный отклик у детей.

Кроме перечисленных форм работы, в нашем саду два раза в год проводятся дни открытых дверей, на которых родители могут ознакомиться с работой педагогов и сотрудников детского сада по формированию здорового образа жизни, осмотреть оборудование двигательных центров групп и физкультурного зала, получить рекомендации от воспитателей по интересующим вопросам.

В том случае, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, двигательной активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков, тогда будут правильно сформированы навыки здорового образа жизни у дошкольников.

Таким образом, разнообразие форм сотрудничества с семьей по проблеме здорового образа жизни позволяет привить детям чувство ответственности за своё здоровье, желание поддерживать спортивную форму и стремиться к достижению новых знаний и умений. Активизируя роль родителей через организацию совместной деятельности детей и взрослых, можно достичь наилучших результатов в физическом развитии и оздоровлении дошкольников.

Литература:

  1. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. – М.: Сфера, 2009. – 128 с.
  2. Деркунская В. А. Образовательная область «Здоровье». Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: Издательство Детство-пресс, 2012. – 176 с.
  3. Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно-правовые документы, рекомендации / авт.-сост. М. С. Горбатова. – изд. 2-е испр. и доп. – Волгоград: Учитель, 2011. – 413 с.
  4. Брюханова И. И., Пантыкина В. М. Совместная деятельность с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1102-1104.


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия
и нарушений осанки

Причины возникновения и профилактика плоскостопия

Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает состояние его стоп. Причинами развивающегося плоскостопия может быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. Плоскостопие легко развивается, если дети преждевременно начинают много стоять и передвигаться. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука. Деформация стоп может возникнуть также в результате параличей (полиомиелита) и травм мышц, связок и костей ног.

У детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыжков и бега наблюдаются головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли свода стопы смягчающей толчки.

Помните, что плоскостопие ведет к снижению двигательной активности, отрицательно сказывается на деятельности внутренних органов.

Уплощение стопы влияет на положение (стопы) таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка напряженная, неуклюжая.

Предупреждать плоскостопие надо с раннего возраста. В профилактику плоскостопия входит и ношение правильно подобранной обуви: с каблучком 5-8 мм, упругой стелькой, крепким задником. Тапочки и кеды с плоской подошвой способствуют плоскостопию. Не следует разрешать детям ходить дома в теплой обуви, так как перегрев ног ослабляет связки стопы, способствует развитию плоскостопия.

Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев (но не по полу, лазанье босиком по шведской стенке.

2-3 раза в день детям надо предлагать специальные упражнения для стоп. Желательно проводить умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьбу на ногах, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на полу на палке. Длительность упражнений 10-25 минут, в зависимости от возраста.

Хорошо укрепляет стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем.


ПЕРЕЧЕНЬ УПРАЖНЕНИЙ

1. Подниматься на носках и опускаться на стопы. (4-5 подходов по 6-8 раз)

2. Одна стопа потирает другую. (4-5 подходов по 6-8 раз)

3. Сгибать и разгибать пальцы, сидя и лежа (4-5 подходов по 6-8 раз)

4. Поворачивать стопу вперед - назад, влево - вправо. (3-4 раза 10 вращений вовнутрь и 10 наружу)

5. Из положения основной стойки тяжесть тела перенести в разные части стопы. Пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. (3-4 раза по 3-4 подхода)

6. Ходить босыми ногами по песку, по круглому щебню, по дорожке - массажеру. (80-100 прыжков 3-4 раза)

7. Ходьба по гладкой наклонной доске вверх - вниз.

8. И. п. - стать спиной к стене в основной стойке, так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.

9. И. п. - то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.

10. Ип. - то же. Сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стенке.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Веселый зоосад»

1. «Танцующий верблюд»

И. п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пяток (носки от пол не отрывать).

2. «Забавный медвежонок»

И. п. - стоя, на внешней стороне стопы, руки на пояс. Ходьба на месте на внешней стороне стопы. То же с продвижением вперед – назад, вправо – влево. То же, крутясь на месте вправо и влево.

3. «Смеющийся сурок»

И. п. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти пальцами вниз. 1-2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и. п.

4. «Обезьянки - непоседы»

И. п. - сидя по-турецки, руки произвольно. 1-2 - встать; 3-4 - стойка: ноги скрещены, опираются на внешнюю сторону стопы; 5-6 - сесть; 7-8 - и. п.

5. «Резвые зайчата»

И. п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 - подскоки на носках.

Для каждого занятия выбирают три - пять упражнений для выработки правильной осанки, столько же - на расслабление, растягивание и укрепление определенных мышц и т. п. - В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.



Предварительный просмотр:

Как предупредить развитие хронического тонзиллита

Тонзиллит — заболевание, которое характеризуется воспалением одной или нескольких миндалин, чаще небных, вызванным бактериальной или вирусной инфекцией. Он является одним из самых распространенных инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей.

Острый тонзиллит известен как ангина. Однако часто он является не следствием контакта с инфекционным возбудителем, а обострением хронического тонзиллита вследствие переохлаждения, переутомления или ослабления иммунитета под воздействием других факторов. В то же время не до конца вылеченный острый тонзиллит часто принимает хроническую форму.

Причины и симптомы хронического тонзиллита

К развитию хронического тонзиллита приводят не только частые ангины, острые респираторные вирусные инфекции(ОРВИ), но и наличие в полости рта зубов с  не леченым  кариесом, болезней пародонта. Возникновению заболевания способствует также стойкое затруднение носового дыхания из-за искривления носовой перегородки, гиперплазии носовых раковин и др.

Хронический тонзиллит может протекать в виде периодически повторяющихся рецидивов ангины, не связанных с контактом с инфекцией, или в форме длительного вяло текущего воспалительного процесса миндалинах без обострений, проявляющихся клинически как ангина (безангинозный хронический тонзиллит).

Лечение хронического тонзиллита

Основным методом лечения является общая и местная терапия. Если она не привела к успеху, то рассматривается вопрос об удалении миндалин.

Общие методы консервативного лечения – это закаливающие процедуры (физические занятия на свежем воздухе, обтирания комнатной, а затем холодной водой, систематические занятия спортом). Их нельзя применять в периоды обострения и при наличии симптомов хронического тонзиллита в перерывах между ними. Физиотерапевтические процедуры можно проводить, даже если у больного наблюдаются некоторые симптомы заболевания в период между его обострениями.

Относительно новой методикой лечения хронического тонзиллита является криотерапия. Воздействие низкими температурами проводится на сами миндалины и на заднюю стенку глотки.

Осложнения тонзиллита

Наиболее грозное осложнение тонзиллита – это ревматизм, который поражает суставы, клапанный аппарат сердца, приводит к формированию пороков сердца и развитию сердечной недостаточности. Не до конца вылеченный тонзиллит может привести к заболеванию почек.

Как предупредить хронический тонзиллит

Профилактика тонзиллита – это, в первую очередь, общее закаливание организма. Большое значение также имеют своевременное лечение заболеваний зубов и десен, синуситов, отитов. Не следует также забывать о профилактических осмотрах ЛОР-врача.



Предварительный просмотр:

Организация двигательной активности ребенка дома

Родители радуются тому, что дети живые и подвижные, но их беспокоит, смогут ли ребята продолжительное время спокойно сидеть на уроке. К этому детей надо готовить.

Особое внимание взрослые должны уделять ежедневному пребыванию ребенка на воздухе, во время которого ребенку предоставляется возможность проявлять спонтанную двигательную активность. Движения ребенку не повредят – он сам неосознанно регулирует мышечную нагрузку. Перегрузка происходит лишь тогда, когда мы заставляем малыша долго выдерживать статичное положение, или тогда, когда не уравновешиваем неподвижные виды деятельности двигательной активностью. Недостаток движения может привести к нежелательному ожирению. Возможность ребенка свободно двигаться требует значительно продуманной обстановки и внимания взрослого.

Следует специально совершенствовать навык хождения, упражнять в беге, прыжках, учить бросать и ловить мяч, играть в различные подвижные игры, организовывать небольшие спортивные состязания, такие, как: «Кто лучше пройдет по скамейке», «Кто дольше не уронит мяч», «Кто дольше прыгает через скакалку» и т.п.

Для разнообразных физкультурных занятий и игр используйте бревна, лесенки, качели, канаты, кегли, мячи, скакалки и другие предметы. Часто используются летом самокаты, трехколесные велосипеды, а зимой санки, лыжи, коньки. Тренировать и закаливать ребят надо в любые сезоны: ходить с ними на лыжах, кататься на катке, купаться, загорать, организовывать небольшие туристические походы.

  • Внимание детей младшего возраста крайне неустойчиво, поэтому продолжительность одной игры невелика – до 10-15 минут, с перерывами на отдых. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие.
  • Желательно, чтобы внимание ребенка не отвлекали ненужные во время игры предметы.

Если ребенок заболел

  • Для ребенка во время болезни следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки.
  • Необходимо проветрить комнату перед игрой.

Критерии усталости ребенка

  • выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден или вялый;
  • движения выполняются нечетко, появляются лишние движения;
  • кожа сильно краснеет или бледнеет;
  • ребенок сильно потеет, особенно лицо;

Для снижения нагрузки применяйте следующие действия:

  • уменьшение общего времени занятий и числа повторений;
  • уменьшение темпа и амплитуды движений в игре;
  • использование мелодичной, ритмичной, негромкой музыки в медленном и среднем темпах.

Играйте чаще с детьми, это – самая лучшая форма выражения любви и заботы!



Предварительный просмотр:

Проведение физкультминутки дома

Рекомендации по проведению физкультминуток.

  • Физкультминутки с детьми 2-3 лет проводятся в форме игры.
  • Упражнения должны быть просты по выполнению; упражнения связаны с потягиванием, целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания; если ребенок рисовал, надо включить упражнение для мышц кисти руки.
  • Выполнять упражнения следует вместе с ребенком.
  • Произносить тексты выразительно.
  • «Не замечайте», если ребенок делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
  • Если ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить за творческие достижения.
  • Не принуждайте к физкультминутке, если у ребенка нет желания; измените задание или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Бегал по двору щеночек.

Бегал по двору щеночек,

/медленный бег на месте

Видит пирога кусочек.

/наклон вперед, руки в стороны

Под крыльцо залез и съел,

/присесть, руки ко рту

Развалился, засопел.

/руки в стороны, голову на бок.

Утром дети в лес пошли.

Утром дети в лес пошли

/шаги с высоким подниманием ног

И в лесу грибы нашли.

/равномерные приседания

Наклонялись, собирали

/наклоны вперед

По дороге растеряли.

/ритмичные разведения рук в стороны

В комнату вошел мой папа.

В комнату вошел мой папа,

/шаги с высоким подниманием ног

Мама в шкаф убрала шляпу,

/встать на цыпочки, руки вверх

В конуру залез наш пёс,

/присесть, руки к коленям

Петя в дом арбуз принес.

/встать, развести руки в стороны

Едем-едем мы домой.

Едем-едем мы домой

/движения имитирующие поворот руля

На машине легковой

Въехали на горку: хлоп,

/руки вверх, хлопок над головой

Колесо спустилось: стоп.

/руки через стороны вниз, присесть.

Влас с корзиной в лес пошел.

Влас с корзиной в лес пошел,

/шаги с высоким подниманием ног

Все поляны обошел,

/ритмичный поворот вокруг себя

К старой елке подошел

/присесть, руки на пол

И огромный гриб нашел.

/встать, руки в стороны.

Галка и Федот.

На берегу галка сидела,

/присесть, руки к коленям

С дерева потом слетела

/встать, помахать руками

На кровати спит Федот

/присесть, руки к щекам

И с кровати не встает.

/встать, развести руки в стороны

Грибы.

На горе растут грибы,

/руки вверх, хлопок над головой

Под горой растут грибы.

/руки через стороны вниз, присесть, хлопок

Девочки и мальчики.

Девочки и мальчики

/руки на пояс

Прыгают как мячики,

/ритмичные прыжки

Ножками топают,

/топанье ногами

Ручками хлопают,

/хлопки в ладоши

Глазками моргают,

/руки на пояс и ритмичное зажмуривание глаз

После отдыхают.

/руки вниз



Предварительный просмотр:

Профилактика нарушения зрения у дошкольников

Первые годы жизни ребенка – это пора интенсивного развития зрения.

Каждый из родителей должен четко знать: все основные проблемы со зрением у детей формируются до 7 лет. После 7 лет зрительная система ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки, связанные с учебой в школе. Именно в этот период начинают развиваться заболевания, не замеченные и не предотвращенные ранее.

Как и предотвратить ухудшение зрения у ребенка?

1. Организация занятий и их продолжительности (рисования, лепки, конструирования, позже – чтения и письма). Общая продолжительность таких занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте 2-3 лет. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха. Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с "кривой" спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.

Игровая деятельность также воздействует на зрение. Для развития зрения полезны любые игрушки, которые прыгают, вертятся, катятся и двигаются. Полезны игры с использованием мяча.

Время нахождения ребенка за просмотром телепередач, как и длительность занятий с компьютером должны быть разумно ограничены. Непрерывное пребывание перед экраном телевизора или монитора не должна превышать 30 минут. Оптимальное расстояние составляет 2,0-5,5м от экрана телевизора, и 40см от монитора.

2. Организация режима дня и двигательная активность. Занятия за столом обязательно должны чередоваться с активными играми и прогулками на свежем воздухе. Любая двигательная активность помогает глазам лучше работать.

3. Гимнастика для глаз ребенка. Упражнения общеразвивающего характера необходимо сочетать с гимнастикой для глаз, имеющей многоцелевое значение.

4. Организация условий быта. Традиционно подобные рекомендации затрагивают гигиену освещения во время зрительной работы. Свет должен падать на книгу, бумагу, тетрадь равномерно, желательно с левой стороны, чтобы тень правой руки не затеняла рабочую область.

5. Профилактические медицинские осмотры.

Поводом для обращения к врачу может стать любой из ниже перечисленных симптомов:

  • у ребенка один глаз блуждает и смотрит в другом направлении, нежели второй глаз;
  • чтобы рассмотреть какой-либо предмет, ребенок крутит головой;
  • прикрытие одного глаза, избыточное моргание, прищуривание;
  • нарушение зрительно-моторной координации;
  • проблемы, связанные с перемещением в пространстве;
  • ребенок держит книгу или другой предмет слишком близко к глазам;
  • ребенок закрывает один глаз или прикрывает его рукой;
  • ребенок часто теряется в пространстве и быстро устает;
  • ребенок трет глаза в процессе занятий, связанных с напряжением зрения;
  • ребенок жалуется на головные боли, переутомление глаз, боли в глазах;
  • тошнота и головокружение при зрительной нагрузке; укачивание; двоение в глазах.

6. Профилактика травматизма.

Основные правила по снижению риска травм очень просты:

  • не храните лекарства и бытовую химию в зоне доступа детей;
  • не подвергайте глаза детей действию прямых солнечных лучей;
  • коротко подстригайте ребенку ногти;
  • учите правильной работе с ножницами, карандашами, стеками;
  • учите правильному обращению с вилками, ножами.

7. Профилактика инфекционных заболеваний глаз. Основные меры: использование индивидуальных полотенец и постельного белья, изоляция больного и предметов его обихода. Всегда используйте чистые салфетки и чистые носовые платки. Конъюнктивит совсем не безобиден, поскольку воспалительный процесс может перейти на роговицу и внутренние структуры глаза, а это порой приводит к снижению зрения. Поэтому обязательно нужно показать ребенка врачу.

Упражнения для профилактики заболеваний глаз

Если ребенок трет ладошками глаза и жалуется на усталость, проведите с ним несложную гимнастику для глаз.

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно приблизительно 5 секунд.
  • Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
  • Вытянуть правую руку вперед, следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.
  • В среднем темпе сделать 3-4 круговые движения глазами вправо, затем влево.
  • Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
  • Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

Такую гимнастику для глаз можно представить ребенку в виде игры в 2-3 года.



Предварительный просмотр:

Профилактика ОРВИ и гриппа у детей

Неспецифическая профилактика ОРВИ и гриппа

  • регулярная влажная уборка, проветривание помещения;http://kotikit.ru/wp-content/uploads/2011/12/2-17064903.jpg
  • закаливание организма здорового ребенка;
  • своевременное предотвращение сквозняков, переохлаждения детей, снижающее способность детского организма вырабатывать эндогенный интерферон, являющийся одним из основных факторов организма человека в борьбе с вирусной инфекцией;
  • чрезмерное укутывание, которое чревато перегреванием;
  • соблюдение режима дня, гигиены, принципов здорового образа жизни и рационального питания;
  • соблюдение масочного режима и изоляция больного члена семьи;
  • ежедневное применение в пищу лука и чеснока, содержащих фитонциды, уничтожающие микробы; также измельченные дольки чеснока и половинка луковицы размещаются в комнате, эффект наступает при вдыхании фитонцидов лука и чеснока;
  • прием препаратов, подкрепляющих организм ребенка и его иммунитет, по назначению врача;
  • прием лекарственных средств профилактики ОРВИ детьми, склонными к повторным эпизодам ОРВИ с образованием очагов хронической инфекции в носоглотке или протекающим с сильными осложнениями, по назначению врача.

Специфическая профилактика ОРВИ и гриппа

  • применения гомеопатических препаратов, которые назначает врач-педиатр;
  • применения противовирусных препаратов, также по назначению врача-педиатра;
  • вакцинация.

К детям групп риска относятся:

- дети, имеющие хронические заболевания легких и бронхиальную астму;

- дети с заболеваниями сердца;

- дети с болезнями и пороками развития центральной нервной системы;

- дети, больные сахарным диабетом и хроническими заболеваниями почек, а также метаболическими заболеваниями;

- дети, имеющие иммунопатологии.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по питанию в выходные дни

Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника — 15%, ужина — 20%.

Можно и нельзя

Источником белка строительного материала для быстро растущего организма являются мясо, яйца, творог и рыба. Для питания дошкольников лучшим мясом считаются нежирная телятина, куры, индейка. Из рыбы предпочтительнее всего треска, судак, минтай, хек, навага и горбуша.

Каждый день ребенок должен получать молоко и молочные продукты  кефир, ряженку, творог, йогурт и сыр. Их можно приготовлять на завтрак, полдник или ужин, использовать как в натуральном виде, так и в запеканках, бутербродах и десертах.

Овощи, фрукты и соки из них также требуются дошкольнику ежедневно. Для полноценного питания дошкольнику необходимо 150–200 г картофеля и 200–250 г других овощей в день. В их числе  редис, салат, капуста, огурцы, помидоры и зелень. Фруктов и ягод нужно тоже немало  200–300 г в свежем виде, плюс соки и нектары. Вдобавок к мясу и овощам, детям нужны хлеб и макароны из твердых сортов пшеницы, а также жиры в виде сливочного и растительного масел.

Из напитков ребенку можно предложить чай, компот, кисель, фруктовые и овощные соки и нектары, отвары ягод и молоко. Однако следует контролировать состав всех напитков – за исключением разве что чистой питьевой воды.

Особенно тщательно надо следить за количеством сахара. Для дошкольника дневная норма составляет 50 г.

Не рекомендуется!

Копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Можно использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.

Желания и безопасность

Маленьким детям следует готовить пищу так, чтобы она была безопасна для них. Малыш может подавиться куском мяса, поэтому его лучше готовить, предварительно нарубив или размолов в фарш. Овощи можно отварить и измельчить, приготовить из них запеканку, котлеты или оладьи. Из рыбы при готовке нужно тщательно выбрать все кости, чтобы малыш не подавился.

А что делать, если ребенок не желает есть какие-то продукты? Измените рецептуру, добавьте в продукт чего-нибудь еще, или, наоборот, добавьте его в какое-нибудь другое блюдо. Не заставляйте ребенка есть уговорами и тем более угрозами – этим можно добиться только полного отвращения.


Несколько слов об аппетите.

Если у ребенка плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе. Есть истина, которую должна знать каждая мама: не так важно, сколько съест ребенок, намного важнее — сколько он сможет усвоить! Еда, съеденная без аппетита, вряд ли принесет пользу организму. Для улучшения аппетита ребенка надо не перекармливать, следует больше гулять и двигаться, спать в проветренном помещении, в общем, максимально придерживаться требований здорового образа жизни. Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии, избегайте ссор и неприятных разговоров за столом — это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит. Не давайте малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положите чуточку добавки. И вообще: стоит ли так бояться голода? Лучше съесть с аппетитом кусок хлеба, тщательно его пережевывая, чем под материнский крик — ранний завтрак, который вряд ли переварится. Если прием пищи становится мучением для матери и ребенка, то у ребенка может возникнуть отвращение к еде. Еда должна быть для ребенка удовольствием. Не добивайтесь аппетита принуждением! Ведь это первый шаг к желудочно-кишечной патологии.

 

Почему важно не спешить во время еды?

Переваривание пищи начинается во рту, где со слюной выделяется фермент амилаза, который уже в полости рта начинает расщеплять углеводы. Чем медленнее и спокойнее идет процесс обработки пищи во рту, тем лучше она будет переварена в желудке. Кроме того, слюна смачивает пищевой комок, и он легче проходит через пищевод. Таким образом, главное — научить ребенка жевать. Хуже всего, когда ребенок торопится и глотает куски. Эти куски плохо перевариваются, и организм почти ничего не усваивает. И тогда непереваренная пища проходит в двенадцатиперстную кишку, тонкую и толстую кишки — и травмирует их.

 

Почему надо избегать перекармливания?

Аппетит снижается и у перекормленных детей. Их бесконечно пичкают всякими вкусными яствами. Они не знают чувства голода, а следовательно, не знают положительных эмоций при его утолении. Оказывается, чувство голода, конечно, не хроническое и утоляемое, даже полезно.

 



Предварительный просмотр:

Упражнения для профилактики
заболеваний верхних дыхательных путей

«ТАНЯ ПЛАЧЕТ»

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

А. Барто.

Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание «рыдающее».

«ПОСПАТЬ БЫ! »

Добра молодца на руках ношу,

На руках ношу, да поглядываю:

Спят ли глазоньки простодушные?

Спят ли рученьки непослушные?

Ой, спят, спят, спят, раста-а-а-а-яли…

Все веселье на потом оста-а-а-вили…

Н. Пикулева.

Дети сидят расслабившись, опустив руки и зевают.

«ХОХОТУШКИ»

Под березой на опушке хохотали две подружки.

Хохотали, хохотали, чуть от смеха не упали!

Дети громко смеются и хихикают.

«ПЕСНЯ».

Очень любим песни петь, только слов не знаем.

Но зато старательно рот мы раскрываем!

Пение любой песни негромко, без слов, произнося только: «А-а-а! ».

«ГЛАСНЫЕ».

Дети протяжно произносят пары гласных: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.

Затем упражнение повторяется беззвучно.

«КОРОВА».

Ранним-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру! »

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му! »

Дети глубоко вдыхают ртом, медленно выдыхают и мычат, легко постукивая указательными пальцами по ноздрям.

То же упражнение проводится с постукиванием пальцами носогубных складок.



Предварительный просмотр:

Что делать, чтобы у ребёнка были здоровые зубы?

  • Соблюдать режим, больше бывать с ним на свежем воздухе, заниматься физкультурой, закаливанием.
  • Правильное питание: ежедневно ребенок должен получать молоко или молочнокислые продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты во все сезоны года. Приучать детей к твердой пище: это укрепляет десна и зубы.
  • Привычку полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером надо прививать у детей с 2-3 лет.
  • Не реже 2 раз в год надо посещать с ребенком стоматолога.

Содержите в чистоте зубную щетку.

Если все зубные щетки членов вашей семьи находятся в одном держателе, защитите себя, замачивая щетку в дезинфицирующем растворе, чтобы убить микробов. И обязательно выкидывайте старую, потрепанную зубную щетку, как только она утратит свои качества (каждые 3-6 месяцев или как только щетинки начнут отгибаться).

1. Работайте щеткой под углом.  Когда чистите зубы, не держите щетину щетки перпендикулярно зубам.

2. Крутите щетку. Двигайте щеткой, описывая ею маленькие круги.

3. Язык тоже надо чистить.  Бактерии живут во рту везде и на языке тоже.

4. Поверните вертикально. Разверните щетку вертикально и водите кругами.

5. Хватит двух раз.  Достаточно тщательно чистить зубы утром и перед сном.

Как научить ребенка правильно ухаживать за зубами

С какого возраста формировать этот навык? К 2-2,5 годам у ребенка появляются 20 молочных зубов. Вначале надо приучить ребенка полоскать рот водой после еды, а затем научить его чистить зубы, сначала без пасты. Когда ребенок овладеет этой манипуляцией, следует постоянно научить его пользоваться пастой.

Как правильно чистить зубы, взрослые сначала показывают на себе, затем помогают ребенку повторить. Обучать его надо постепенно.

Например, в первый раз показать, как чистить зубы спереди: верхние – вверх вниз, нижние – снизу вверх.

Во второй раз рассказать, как держать щетку для того, чтобы чистить наружную боковую поверхность зубов справа и слева. Далее показать, как чистить жевательную поверхность верхних зубов изнутри и, наконец, передние и боковые поверхности нижних зубов изнутри.

Правильное формирование навыка в раннем детстве создает прочную основу для образования гигиенической привычки на всю жизнь

Ешьте то, что полезно для зубов.

· Попробуйте сыр – истребитель бактерий.  Если вы съели что-нибудь сладкое, то в первые же 5 минут заешьте его кусочком сыра с низким содержанием жира.

· Погрызите яблоко. Любые твердые фрукты и овощи замедляют процесс разрушения зубов.

· Ешьте больше йогурта.  Нежирный натуральный йогурт – великолепный источник кальция, который способствует формированию здоровых зубов.

· Осторожно с пищей, пристающей к зубам. Бананы и изюм полезны для организма человека, но совсем не для наших зубов.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей.

1. «Здоровый образ жизни» – как Вы это понимаете?

• Правильное питание

• Соблюдение режима дня

• Благоприятные условия окружающей среды

• Гармоничные отношения в семье

• Занятия физической культурой

• Другое ____________________________________________________________________________________

2. Какие факторы, с Вашей точки зрения, в большей степени влияют на состояние здоровья вашего ребенка?

• Экологические загрязнения

• Наследственные заболевания

• Недостаточный уровень двигательной активности

• Неправильное питание

• Вредные привычки

• Другое ____________________________________________________________________________________

3. Оцените состояние здоровья вашего ребенка?

• Хорошее

• Плохое

• Затрудняюсь ответить

4. Часто ли болел Ваш ребенок в течение года?

• Да (_______) раз?

• Нет

В чем Вы видите причины заболеваний? _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

5. Как вы проводите выходные с ребенком?

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

6. На что, по Вашему мнению, должны обратить особое внимание воспитатели, сотрудники детского сада, заботясь о здоровье и физическом воспитании ребенка?

• Соблюдение режима

• Рациональное питание

• Полноценный сон

• Достаточное пребывание на свежем воздухе

• Здоровая гигиеническая среда

• Благоприятная психологическая атмосфера

• Закаливающие мероприятия

• Другое ____________________________________________________________________________________

7. Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня?

• Да

• Нет

Если «Да», укажите время основных его компонентов

Будние дни Выходные дни

• Прием пищи

• Ночной сон

• Дневной сон

• Прогулка

8. Укажите виды деятельности Вашего ребенка дома (Будние дни, (вечер),выходные дни)

• Занятия рисованием, лепкой, конструированием

• Подвижные игры

• Пешие прогулки вместе с родителями

• Прослушивание рассказов, сказок

• Просмотр детских телевизионных передач

• Занятия физическими упражнениями

• Другое ____________________________________________________________________________________


9. Какие меры Вы предпринимаете с целью укрепления здоровья Вашего ребенка?

• Посещение врачей

• Занятия физическими упражнениями

• Закаливание

• Дыхательная гимнастика

• Массаж

• Прогулки на свежем воздухе

• Правильное питание

• Другое ____________________________________________________________________________________

10. Как часто Вы уделяете внимание укреплению здоровья своего ребенка?

• Регулярно

• От случая к случаю

• Не уделяю

• Другое ____________________________________________________________________________________

11. Есть ли причины, мешающие уделять внимание здоровью ребенка? Если есть, то какие?

• Отсутствие специальных знаний и умений

• Дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости

• Причины в собственной инертности

• Другое ____________________________________________________________________________________

12. Что для Вас является основным источником получения информации о возможностях физического развития и оздоровления ребенка?

В детском саду:

• Педагоги

• Медицинские работники

• Родители других детей

• Наглядно-текстовая информация

• Другое ____________________________________________________________________________________

 Вне детского сада:

• Средства массовой информации

• Интернет

• Собственный жизненный опыт

• Советы родителей, друзей, знакомых

• Консультации специалистов в области медицины

• Другое ____________________________________________________________________________________

13. В какой информации в данной области Вы нуждаетесь?

• Профилактика простудных заболеваний

• Организация рационального питания

• Двигательный режим ребенка дошкольного возраста

• Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей

• Закаливание ребенка дошкольного возраста

• Режим дня дошкольника

• Физическая и психологическая готовность к школе

• Другое ____________________________________________________________________________________

14. Какие формы и виды физической активности используете Вы лично?

• Утренняя зарядка

• Закаливающие процедуры (водные, сауна и др.)

• Занятия в оздоровительных группах (лечебная физкультура, бассейн и др.)

• Пешие прогулки

• Занятия спортом

• Туризм

• Другое ____________________________________________________________________________________

15. Как часто Вы занимаетесь физкультурой?

• Регулярно

• От случая к случаю

• Не занимаюсь

• Другое ____________________________________________________________________________________

16. Продолжите следующее утверждение: «Я считаю, что моя семья соблюдает здоровый образ жизни на ______%, потому что ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Гимнастика для глаз

ЖМУРКИ

На столе расположены маленькие игрушки. Дети зажмуриваются на счет 3-4. В это время ведущий изменяет расположение предметов на столе. Открыв глаза, дети должны увидеть произошедшие изменения.

Упражнение повторить 4-5 раз.

ДАЛЕКО – БЛИЗКО

Дети смотрят в окно. Взрослый называет вначале удаленный предмет, а через 2-3 секунды предмет, расположенный близко. Дети стараются быстро отыскать предметы, которые называет ведущий.

Упражнение повторить 6—8 раз.

ПОЙМАЙ ЗАЙКУ

Ведущий включает фонарик и запускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, поймав глазами «зайчика», сопровождают его взглядом.

Игра длится 45 секунд.

Полезные привычки для детей

  • Мыть руки после прогулки, использования уборной, перед едой. Мама или папа должны сами мыть руки ребенку на ранних стадиях его взросления.
  • Чистить зубы. Можно придумать игру, в которой малыш сам захочет пользоваться щеткой и пастой, чтобы спасти белые зубки от налета.
  • Утренняя зарядка. Приучать к физической культуре малыша нужно с двух лет. Упражнения должны нравиться, вызывать интерес.
  • Уборка. Несложные действия по складыванию игрушек в ящик может делать любой малыш. Уборка кровати должна формироваться с раннего возраста.
  • Правильное питание. Приучайте ребенка есть без спешки, тщательно жевать, не переедать, делать перекусы, но не перебивать аппетит, придерживаться питьевого режима, не отвлекаться во время еды.
  • Профилактика ОРВИ. Одевайте ребенка по погоде, добавляйте к еде чеснок, лук.

C:\Users\бравый 2\Desktop\Pics\papa mama ya.jpg

Здоровье – это ценность и богатство,

Здоровьем надо людям дорожить!

Есть правильно и спортом заниматься,

И закаляться, и с зарядкою дружить.


Формирование полезных
привычек в семье
C:\Users\бравый 2\Desktop\Сад\Картинки\c563aaedaff7.jpg

Здоровый образ жизни в семье означает:

  • Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой
  • Показывать детям пример, как надо заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к телу, организму
  • Формировать двигательные привычки – ходить, бегать, лазать, прыгать, в чем может помочь спортивный уголок дома
  • Играть в подвижные игры дома и на улице, чтобы развивать у детей ловкость, силу, гибкость, скорость движенияC:\Users\бравый 2\Desktop\Сад\Картинки\ed8f67a4212fa56842d644eb8e814dc9.jpg
  • Рассказать, как важно сохранить красивую ровную осанку
  • Умеренно пользоваться компьютером, смотреть телевизор
  • Замечать и предупреждать возникновение невроза, неадекватного поведения

Подвижные игры



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в 1 младшей группе на тему:

«Витамины на грядке»

Задачи: 

формировать элементарные представления об овощах, цвете овощей;

закрепить знания о месте произрастания;

знакомить детей с элементами приготовления полезных блюд из овощей;

формировать привычку к правильному питанию;

развивать вкусовые ощущения;

упражнять детей создавать из частей целостное изображение, использовать разрезные картинки с простой конфигурацией разреза;

развивать внимание, мышление, память;

способствовать сплочению семей воспитанников.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и муляжей овощей, организация весеннего огорода в группе, слушание песни «Овощи» (музыка Э. Силиня, слова Ю. Тувима, перевод С. Михалкова), дидактическая игра «Овощной суп», сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Материалы: картина с изображением огорода; овощи и фрукты муляжи; наглядное пособие «овощи»; сырые нарезанные овощи; фото приготовленных салатов и ингридиентов; разрезные картинки.

Ход занятия.

Воспитатель вносит картину с изображением огорода и предлагает детям рассмотреть.

- Что нарисовано на картинке? Что растёт на огороде?

Овощи: морковь, капуста, перец, кабачок, баклажан, огурец, помидор, лук. Показывает муляжи овощей.

Ребята, овощи очень полезны для здоровья, если вы будете их есть, то не будете болеть. А у нас сегодня необычное занятие: к нам в гости пришли мамы, и они расскажут, какие овощи полезные, вкусные, поиграют с нами, хотите? (Приглашает мам, представляет.)

Мама 1: Ребята, овощи растут на грядках, на земле. Они очень полезные, а все потому, что в них много витаминов. Овощи нужно есть для того, чтобы было хорошее зрение, чтобы глазки хорошо видели, для здоровья зубов; еще они нужны для роста, для того, чтобы не болеть. Ешьте овощи, и вы вырастете большими, будете здоровыми, красивыми. Чтобы овощи выросли вкусными и свежими за ними надо ухаживать, поливать.

А сейчас угадайте загадки:

Ребята я предлагаю вам отгадать загадки про овощи, вы слушайте внимательно и отгадывайте.

Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.

Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)

Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)

Они бывают разные –

И жёлтые, и красные

На салат они годятся

И для засолки пригодятся…

(Помидоры)

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …

(капуста)

Молодцы, угадали!

Игра «Разрезные картинки».

Посмотрите, ребята, я разрезала овощи, а все кусочки перепутались. Помогите мне их собрать!

Выкладывает на стол разрезные картинки «Овощи». Кого я назову, тот идет помогать. Называет 4 детей, они собирают картинки.

Вот спасибо, вы помогли мне, все овощи собрали!

Воспитатель: - Мы сейчас продолжим знакомиться с овощами, но прежде немного поиграем, вставайте на ножки, выходите.

Физкультминутка «Огород». 

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки (имитация  работы лопатой)

Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола)

Поливали огород (показать, как поливали)

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться)

А сейчас ей тесно бедной

Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы).

Мама 2. – Посмотрите, что я вам сегодня принесла, это морковь, капуста, огурец, помидор. А сейчас мы поиграем.

Игра «Угадай на вкус».

Я завяжу вам глаза, а вам надо будет попробовать и угадать, что это за овощ.  Надо угадать по вкусу. Только не подглядывать! Кто хочет поиграть?

Вызывает по очереди 4 детей, они угадывают овощ.

Молодцы!

Ребята, из этих овощей можно сделать салат. Сейчас я вам покажу, как готовят салат.

Показывает картинку и готовит.

Первый салат из огурцов и помидоров. У меня есть уже порезанные огурцы и помидоры, еще нам нужна соль и подсолнечное масло. Смешаем в миске овощи, добавим ложку масла и посолим. Хорошенько перемешаем – вкусный и полезный салат готов! В нем очень много полезных витаминов!

Второй салат из морковки и капусты. Капуста у нас уже порезана, а морковку надо натереть на терке, посмотрите, вот так. Смешаем овощи в миске и снова добавим соль, масло, а еще немного сахара. Вот у нас и готовы два салата.

Воспитатель: Ребята, наше занятие закончилось, садитесь за столики, и мы попробуем, какой салат нам приготовила мама.

Дети и мамы садятся, угощаются. Дети говорят спасибо, мамы прощаются.

Подготовила воспитатель

1 младшей группы №31

д/с № 146 «Калинка»

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Чичкова Ольга Мильевна

2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями по формированию у младших дошкольников привычки к здоровому образу жизни

1.                  Проведение родительских собраний, консультаций.2....

Сообщение из опыта работы «Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни»

Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни может быть эффективным при условии, если работу педагог целенаправленно проводит с воспитанниками и родителями, а также уделяет особое вни...

Разработка на тему: «Совместная деятельность с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни»

Разработка на тему:«Совместная деятельность с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни»...

Формы работы с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. По мнению Василия Александровича Сухомлинского, «Забота о здоровье невозможна...

Презентация Взаимодействие с родителями в формировании у дошкольников привычки к здоровому образу жизни

Презентация Взаимодействие с родителями в формировании у дошкольников привычки к здоровому образу жизни...