Консультация «Взаимодействие с родителями в формировании у дошкольников привычки к здоровому образу жизни».
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Взаимодействие с родителями в формировании у дошкольников привычки к здоровому образу жизни».
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым:
пусть он работает, действует, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении.»
Жан-Жак Руссо
«Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.
Недаром говорят: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"»
Все начинается с семьи. Первое слово, первый шаг, полезные и вредные привычки ребенок увидит впервые в семье, среди людей, которые любят его не за что-то, а за то, что он просто есть, такой красивый, смышленый, с хорошим аппетитом, и не всегда с хорошим здоровьем.
Вряд ли найдутся такие родители, которых не интересует здоровье своего ребенка. В современном мире многие родители с точностью назовут заболевание (если ребенок болеет), препараты, которыми лечат, название клиники, в которой ребенок проходил консультацию. Проводя беседу с детьми на вопрос «Что нужно делать, чтобы не болеть?» (2013 год) 80% ребятишек ответили: «Лечиться!».
Работа по формированию здорового образа жизни заключается в том, чтобы совместно с родителями сформировать у детей привычки, которые сохраняют и укрепляют здоровье с детства: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, формирование потребности в движении. Родители должны быть постоянными активными участниками образовательной деятельности, проводимой в учреждении. Активизируя роль родителей через организацию совместной деятельности детей и взрослых можно достичь наилучших результатов в физическом развитии и оздоровлении дошкольников. Но проблема в том, что родители чаще всего выступают зрителями, и реже участниками мероприятий.
И поэтому главной целью нашей деятельности является: формирование в содружестве с родителями потребности к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
Цель достигается через решение таких задач, как:
* Повышать педагогическую культуру родителей.
* Изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания.
* обогащать знания о ЗОЖ через различные виды деятельности
* создать единое здоровьесберегающее пространство в детском саду и дома.
Принципы взаимодействия с семьей
В презентации пиши только название принципа, остальное проговоришь.
1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия — принцип без которого все попытка наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
2. Принцип «Активного слушателя» - это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.
3. Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила здорового образа жизни.
4. Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует, как никто другой, обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно. Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.
5. Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у дошкольников здорового образа жизни.
6. Принцип жизненного опыта. Не бояться поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он пригодится.
7. Принцип безусловного принятия. Вместе с родителями обсудить эту тему. Безусловно, принимать ребенка — значит, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, за то, что он есть!
В своей работе использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Традиционная форма работы | Нетрадиционная форма работы |
Родительские собрания, семинары-практикумы | Встречи «за круглым столом» по обмену семейным опытом и традициями |
Консультации для родителей (индивидуальные и групповые) | Совместные развлечения с родителями |
Педагогические беседы с родителями | Занятия совместно с родителями |
Информирование через стенды, тематические уголки и папки передвижки в группах | Участие родителей в оформлении центра физического развития. |
Тематические выставки | Театрализация КГН |
Мы проводили родительские собрания на темы: «Соблюдение режима дня дома», «Правильное питание – залог здоровья наших детей». Темы собраний подсказывали сами дети: наблюдая за поведением и самочувствием детей в течение дня, отмечали, что ребенок мог быть вялым, пассивным, потому что ложился поздно, вставал рано (несоблюдение распорядка дня родителями в домашних условиях). Также сталкивались с проблемой аппетита: дети плохо едят приготовленную пищу в саду, потому что дома употребляют чипсы, газированную воду и другие «вредные вкусняшки», где много пищевых добавок.
По запросам родителей проводились консультации на темы: «Одежда по сезону – залог здоровья», «КГН детей», когда возникали ситуации, что ребенок был одет не по сезону, отсутствовали свои носовые платки, расчески, запасное сменное белье.
Разработаны рекомендации для родителей: «Организация питания вечером и в выходные дни»; «Упражнения для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей»; «Упражнения для развития мелкой моторики рук»; «Упражнения для профилактики плоскостопия»; «Проведение физкультминутки дома» и другие.
Также проводились индивидуальные беседы с родителями «О правильной осанке», когда дети сидят за столом согнувшись или подогнув под себя ногу, тем самым искривляя позвоночник; «Что делать, чтобы у ребёнка были здоровые зубы?» (зубы тоже проблема уже с детского возраста: начинают крошиться, развивается кариес и т. д.).
В группе проводились тематические выставки: «О здоровье всерьез», «Закаливание детей дома». Родители с детьми приносили семейные фотографии, альбомы, на которых семьи были запечатлены в походах, экскурсиях, путешествиях. А также семейные способы закаливания: обливание холодной водой, солнечные ванны (прогулки), бегание босиком по траве и т.д.
Нетрадиционные формы работы.
Физкультурные досуги, праздники, развлечения являются радостными событиями в жизни детей. Большой эмоциональный отклик вызвало совместное спортивное развлечение «Папа, мама и я – спортивная семья», где наша группа заняла первое место, показав этим большие успехи в физическом развитии группы. В продолжение укрепления здоровья в группе прошел праздник «Спорт – это здоровье», посвященный 23 февраля. По окончании праздника родители познакомились с художественным творчеством своих детей на выставке рисунков, посвященных данному празднику.
Совместные занятия с родителями проходили в форме практикумов: «Как играть в подвижные игры» (многие дети имеют слаборазвитые двигательные навыки), а также «Игры на развитие внимание» (детям иногда трудно сосредотачиваться).
Была театрализована и показана родителям сказка о чистоте «Федорино горе». Все участники (и дети, и родители) были в восторге. Затем было чаепитие, после которого все дружно мыли кружки и блюдца, закрепляя культурно-гигиенические правила. После этого представления многие родители отметили, что дети дома с большим удовольствием стали помогать мыть посуду дома.
Для соблюдения преемственности между детским садом и семьей, предлагаем такие формы работы с детьми:
№ п/п | Формы работы | |
В детском саду | В семье | |
1. | Беседы педагога с детьми в режимных моментах
| Беседы отца и матери: • «Вкусные посиделки»; • «чистота тела»; • «организация сна»; • «мои чистые игрушки»; • «я люблю комнатные растения». |
2. | Занятия: • физическая культура; • обучение плаванию; • динамический час. Праздники, развлечения: «Папа, мама и я — спортивная семья», «Мы за здоровый образ жизни». | Оздоровительные традиции в семье: • ходим в сауну; • бассейн; • на лыжах, в походы. Оздоровительные игры в семье, направленные на: • профилактику осанки; • сохранение зрения; • профилактику плоскостопия; • игры для предупреждения гиподинамии. |
3. | Чтение художественной литературы. | Чтение художественной литературы. |
4. | Просмотр телепередач (в соответствии с требованиями САНпиНа) | Просмотр познавательных телепередач в выходные дни (напр. программы «Здоровье»). |
5. | Встреча с интересными людьми | Посещение городских мероприятий (все виды соревнований, проходящих в городе) |
6. | Прогулки. | Организация игр во время совместных походов: • этюды на выражение удовольствия и радости; • «Замри», «Кто позвал», «Слушай звуки», «Петушиный бой». |
7. | Акция «Спорт – альтернатива вредным привычкам» | Непосредственное участие родителей в акции. |
8. | Познавательное развитие: • беседы о ЗОЖ; • рассказы из личного опыта; • беседы старшей м/сестры, врача. | Беседы отца: • я веду здоровый образ жизни. Беседы матери: • я веду активный и подвижный образ жизни; • физические качества отца. |
9. | Проведение тематических занятий по ЗОЖ «В гостях у Доктора Айболита». | Посещение библиотеки, спортивного магазина «Спорт-мастер». |
10 | Информационное поле для детей: • выпуск брошюр, плакатов; • анкетирование; • интервьюирование. | Информационное поле для родителей: • непосредственное участие в выпуске плакатов; • газет (подкрепление фотографиями из семейного архива); • анкетирование. |
Семейные традиции
Соблюдение и обогащение семейных традиций – одно из направлений взаимодействия воспитателей с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как педагогам.
Общаясь с родителями, мы делимся своими традициями, которые сохраняются и обогащаются в детском саду, например: «Тихий час и пробуждение», «Встреча с интересными людьми», «День рождения детского сада», «День рождения только раз в году», «В гостях у доктора Айболита» и другие.
У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Мы предлагаем родителям на родительских собраниях поделиться своим опытом по сохранению и продолжению семейных традиций.
Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях. Основным компонентом домашней среды являются физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи, санки, велосипеды, лыжи, бадминтон. Если в семье имеются в наличии эти основные предметы, необходимые для нормального физического воспитания детей в семье, то это поможет реализовать физическое развитие детей. При этом родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья.
Сейчас, работая с детьми 1 младшей группы, мы продолжаем вести работу по пропаганде у родителей здорового образа жизни. Также проводим консультации и даем рекомендации, родительское собрание, посвященное соблюдению режима дня. Была проведена театрализация сказки «Зачем зайки умываться» с активным участием родителей: они готовили атрибуты (Домик зайки, озеро, деревья, силуэты зайца и медведя, лягушки, фланелеграф).
К смотру-конкурсу физкультурно-оздоровительных центров ДОУ оформили спортивный уголок, который стал изюминкой в нашей группе, благодаря совместной деятельности с родителями: сшиты новые дорожки для ходьбы босиком не только после сна, но и в режимных моментах, также сделаны снежки для метания, изготовлены дидактические игры. Пополнилась картотека физминуток, утренних гимнастик и подвижных игр, а также коллекция нетрадиционного инвентаря – это бантики из атласных лент (для профилактики плоскостопия), ручные массажеры, бамбуковая скамейка для хождения ногами.
Проводимая мной работа с детьми старшей и подготовительной к школе группы дала положительные результаты:
1. У детей сформированы первоначальные представления о здоровом образе жизни.
2. У 90% детей достаточный уровень развития физических качеств, развит интерес к различным формам двигательной активности.
3. Отмечено снижение частоты заболеваемости на 7%.
4. Возросла заинтересованность родителей в спортивной жизни детского сада, стали активными участниками спортивных мероприятий в ДОУ.
5. Дети посещают танцевальные кружки, спортивные секции.
ВЫВОД.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и педагогов ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала детского сада и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
А это значит, что главная цель – формирование в содружестве с родителями потребности к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, воспитание здорового, гармонически развитого ребёнка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения,- достигнута.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни. 1 младшая группа
Формы работы с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни. 1 младшая группаКонсультации и рекомендации для родителей по ЗОЖ. Буклет по ЗОЖ. Анкета для роди...
Презентация «Взаимодействие с родителями в формировании у дошкольников привычки к здоровому образу жизни»
презентация...
Сообщение из опыта работы «Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни»
Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни может быть эффективным при условии, если работу педагог целенаправленно проводит с воспитанниками и родителями, а также уделяет особое вни...
Консультация для воспитателей: «Современные методы по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни»
laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,вера в с...
Разработка на тему: «Совместная деятельность с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни»
Разработка на тему:«Совместная деятельность с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни»...
Формы работы с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. По мнению Василия Александровича Сухомлинского, «Забота о здоровье невозможна...
Презентация Взаимодействие с родителями в формировании у дошкольников привычки к здоровому образу жизни
Презентация Взаимодействие с родителями в формировании у дошкольников привычки к здоровому образу жизни...